Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






на предприятиях. Энергетический менеджмент





План энергетического менеджмента

Для создания системы энергосбережения в любой конкретной организации в

ее деятельность внедряется энергетический менеджмент, который создает

возможность интегрированного подхода к структурной экономии энергии.

В существующей системе управления предприятием функции энергетическо-

го менеджера возлагаются на главного энергетика предприятия (организа-

ции), ответственного за электрохозяйства, ответственного за теплохозяйство,

руководителей других подразделений, в введении которых находится энерге-

тическое оборудование и электрические, тепловые сети. На предприятиях

электроэнергетики (электрические станции, электрические сети) данные обя-

занности возлагаются на технических руководителей предприятий.

Энергетический менеджмент можно рассматривать как один из инст-

рументов общего менеджмента с набором средств управления потреблением

энергии и затратами на ее потребление.

Понятие «менеджмент» относительно недавно вошло в практику управления

предприятиями и организациями. Но в большинстве нормативных материа-

лов в энергетике вопросы управления энергоэффективностью на стадиях

проектирования, внедрения и эксплуатации энергоустановок были всегда,

хотя и под разными наименованиями. Например:

«

Энергетический менеджмент – это системный учет и контроль энер-

гетических потоков в соответствии с продуманным заранее планом, учиты-

вающим удовлетворение целей компании или организации по снижению до

минимума затрат на потребление энергии.

В основе энергетического менеджмента лежит системный подход,

включающий в себя семь последовательных этапов: 1 – анализ общей ситуа-

ции с потреблением энергии в организации; 2 – оценка ситуации в данный

момент; 3 – время принятия решения о внедрении энергетического менедж-

мента; 4 – регистрация потребления энергии; 5 – оценка и мониторинг по-

требления энергии; 6 – сообщение результатов администрации и персоналу;

7 – принятие мер по технологии, организации и проведению.

В процессе внедрения энергетического менеджмента следует учитывать,

что рассматриваемые отдельно этапы на практике могут быть объединены.

Этапы 1 и 2 должны рассматриваться как подготовительная стадия.

Этап 3 является ключевым для принятия решения о введении энергетическо-

го менеджмента. Этапы 4–7 должны рассматриваться как исполнительная

стадия. Замыкание цикла происходит после принятия мер на 7-м этапе и воз-

действия их на регистрирование (4-й этап), и далее система переходит в ре-

жим автоматического регулирования.

Этапы полного цикла энергетического менеджмента имеют следующее

назначение.

Этап 1. Общий анализ потребления энергии. При серьезной заинте-

ресованности администрации во внедрении энергетического менеджмента ей

необходимо знать абсолютно все о потреблении энергии в организации. Для

этого следует ответить на следующие вопросы:

Какие исходные энергоносители используются и как их количество согласо-

вывается с аналогичными технологиями?

Каковы затраты на их использование и как они соотносятся с другими расхо-

дами?

Какое внимание следует уделять этому в будущем?

Этап 2. Оценка ситуации в текущий момент. Если в процессе изучения

затрат на потребление энергии (этап 1) сделан вывод о возможности их сни-

жения, то следующий этап является очевидным. Необходимо выяснить: где,

когда и с какой целью используется энергия; каковы затраты и где они про-

исходят. Такой анализ может быть использован для составления топливно-

энергетического баланса (ТЭБ). По предварительной оценке состояния ста-

нет ясно, на что уходит наибольшее количество энергоносителей и какие

службы или отделы являются ответственными за это потребление.

На практике установлено, что даже такие предварительные исследования по-

зволяют получить значительную экономию средств за счет быстроокупаемых

усовершенствований в политике организации. Даже если после выполнения

действий 1-го этапа не последует вывода о возможности снижения затрат на

потребление энергии, тем не менее целесообразно произвести эти действия.

Этап 3. Момент принятия решения. На основе проведенного анализа в со-

ответствии с этапами 1 и 2 принимают решение о внедрении или отказе от

внедрения энергетического менеджмента в деятельность компании или орга-

низации. Например, анализ показал, что для этого требуются инвестиции.

Кроме того, необходимо преобразовать решение о внедрении энергетическо-


го менеджмента в план мероприятий с учетом бюджета. Требуется также на-

делять людей ответственностью за принятие решений (конечная ответствен-

ность).

Направлять процесс внедрения, так же как и выполнять этапы 1 и 2, можно с

помощью сторонних консультантов. Администрация полностью осознает тот

факт, что энергетический менеджмент пройдет успешно, если перед ней по-

ставлена ясная цель и если это приведет к экономии финансовых средств и

людских ресурсов.

Этап 4. Организация регистрации потребления энергии. При принятии

решения о внедрении энергетического менеджмента из персонала компании

или организации назначается ответственное лицо за его внедрение. Долж-

ность такого работника может быть от сотрудника технического отдела до

инженера проекта, который подчиняется непосредственно центральному

управлению. Это зависит от общего уровня потребления энергии. Указанная

должность может называться координатор или менеджер энергопотребления,

даже если на его работу отводится не более нескольких часов в неделю. Ос-

новной задачей менеджера энергопотребления является регистрация потребления энергии в соответствии с планом. Предыдущий этап глобального учета потребления исходного продукта и энергетического баланса может быть выполнен более точно на основе данных регистрации энергопотребления. Поэтому в организации необходимо создать отлаженную систему регистрации энергопотребления, выдающую информацию в любой момент времени.

Этап 5. Оценка и мониторинг потребления энергии. Регистрация данных

(этап 4) крайне необходима при наличии резких изменений в потреблении

энергии. Точная {регистрация может отражать экономию от принимаемых

мер.

Основной целью мониторинга является повышение эффективности исполь-

зования имеющегося оборудования, насколько это возможно. Более того, ме-

неджер энергопотребления может установить нормы (стандарты) на расходо-

вание энергии для производства каждой единицы продукции, на каждое по-

мещение или на какую-либо другую единицу потребления энергии, что

приведет к лучшему пониманию проблемы и более эффективной работе.

Этап 6. Сообщение результатов администрации и персоналу. Менеджер

энергопотребления будет работать эффективно, если ему помогает

и его поддерживает администрация и персонал. Чтобы достигнуть этого, ад-

министрация и персонал должны точно знать, над чем идет работа и какое

воздействие оказывает энергетический менеджмент на потребление энергии

и затраты, связанные с ее потреблением, т. е. какими будут результаты их

усилий. Наиболее приемлемыми для этой цели являются периодические от-

четы, например в виде таблиц.

Администрация должна получать информацию, необходимую для

оценки реализуемых мер, направленных на сокращение энергопотребления

как в области отдельных технологий, так и во всей организации.

Этап 7. Принятие мер по технологии. Последний этап предусматри-

вает внедрение по всем объектам плана эффективного энергопотребления.

Данный план отражает систематически проводимые мероприятия, определя-

ет капиталовложения, период их окупаемости и приоритета. Он также отра-

жает поведение служащих, планы технического обслуживания, устанавлива-


ет периоды контроля регистрируемых данных, периоды отчетности, исследу-

ет возможности предоставления субсидий. Не следует упускать также

возможности оказания помощи в работе координатору энергопотребления

посредством обучения, консультирования и, при необходимости, средствами

автоматизации.

Одним из важных аспектов внедрения энергетического менеджмента

является консультирование по вопросам энергосбережения. Такое консуль-

тирование включает в себя этапы 1 и 2 и обеспечивает более глубокое пони-

мание ситуации и целей стимулирования людей и организаций по внедрению

энергетического менеджмента.

Консультирование по вопросам энергосбережения является ключевым

моментом для многих проектов. Исходная ситуация и возможности развер-

тывания программы энергосбережения различны для каждой компании или

организации. Эти различия необходимо учитывать.

Основная цель, преследуемая организацией, состоит в ограничении вы-

бросов в атмосферу СО2, SO2 и NOх. Эта цель может быть достигнута путем

убеждения потребителя снизить уровень потребления энергии и сделать его

регулярным, или, другими словами, осуществлять экономию. Исходя из это-

го можно сформулировать цель энергетического менеджмента – рациональ-

ное использование энергии. И поскольку это не должно ограничиваться

только принятием мер по экономии энергии, мы выходим на системный под-

ход энергетического менеджмента.

Сегодняшние благородные мотивы – забота об окружающей среде

и беспокойство о будущем – играют свою роль, в частности, среди произво-

дителей и покупателей продукции. Но остается еще и материальный аспект,

т. е. являются ли принимаемые меры целесообразными и необходимыми (ес-

ли они не являются обязательными).

Таким образом, инструмент типа консультирования по вопросам энерго-

сбережения – первые две ступени внедрения энергетического менеджмента –

требует более глубокого изучения.

Задачами советника или консультанта по вопросам энергосбережения

в конкретной организации являются: расширение понимания своей собствен-

ной роли: предложения по продвижению к цели.

Сама организация является ответственной за дальнейшие шаги. Но

следует иметь в виду, что каждая принятая мера, проблема и консультация

требует интегрированного подхода. Не следует останавливаться на техниче-

ском решении проблемы.

Реализация плана энергетического менеджмента

Анализ ситуации с потреблением энергии. Цель – анализ информации, полученной от обследуемой организации, после заполнения ими опросных листов и составления таблиц и диаграмм, отражающих ситуацию с потреблением энергии. В таблицах и диаграммах следует отразить потребление энергии, затраты на потребление энергии, данные о сооружениях и организации.

Что необходимо проделать?

1. Собрать информацию о потреблении энергии и затратах на энергию


за последние пять лет: счета, показания счетчиков и регистрационные карты,

административные данные.

2. Произвести анализ потребления и затрат на различные энергоноси-

тели за несколько лет.

3. Сравнить затраты на потребление энергии с имеющимся бюджетом

таким образом, чтобы проиллюстрировать превышение расходов или эконо-

мию.

4. Сравнить затраты на потребление энергии с другими расходами та-

ким образом, чтобы отразить первостепенную важность таких затрат.

5. Привести соотношение потребления энергии к общему объему зда-

ния, площади и количеству жителей, получив таким образом индикаторы

(единицы сравнения).

6. Сравнить уровень потребления энергии зданием с национальными

показателями в аналогичных ситуациях.

7. Откорректировать данные по потреблению энергии на отопление

в соответствии с климатическими данными, использовав метод градусо-дней,

позволяющий сравнить данные за разные годы.

8. Произвести анализ данных месячного потребления энергии по поставляе-

мым счетам за 3 года. Необходимость сбора и анализа данных за 3 года вы-

звана оценкой влияния метеоусловий (теплый или холодный год) и исключе-

ния влияния отдельных ремонтных и аварийных режимов энергопотребле-

ния, которые могут исказить нормальную картину их потребления.

9. Изучить структуру контрактов на поставку энергии и содержание

контрактов и счетов.

10. Определить критические параметры для оценки ситуации в теку-

щий момент времени, подготовки к такой оценке и к посещению конкретной

компании или организации.

При наличии нескольких зданий, энергопотребление которых требует

оценки, прежде всего необходимо определить приоритеты: с какого здания

начать?

Энергетическое планирование

Системный подход к энергетическому планированию. Энергетиче-

ское планирование включает в себя:

собственно процесс планирования, т. е. систематический сбор и анализ

информации относительно спроса/предложения энергии;

составление плана развития энергетических источников.

Основная концепция энергетического планирования – обеспечение аналитической информацией лиц, принимающих решения на различных уровнях

ответственности.

Системный подход к энергетическому планированию включает такую последовательность:

определение частных и более общих целей плана;

определение подхода, который следует принять;

сбор и идентификацию исходной информации, требуемой для процесса пла-

нирования;

выбор метода анализа;

проведение интегрированного анализа;

предварительное составление плана развития энергетических источни-

ков;

реформирование информации для лиц, принимающих решение;

составление плана развития энергетических источников.

Следует помнить, что последовательность типичных задач энергетиче-

ского планирования (рис. 6.3) представляет собой часть динамического про-

цесса планирования, т. е. каждый последовательный шаг может выполняться

несколько раз перед переходом к следующему.

Базисные цели энергетического планирования:

подготовить программу капиталовложений для своевременного разви-

тия энергетических источников;

разработать элементы (механизмы) целевого управления энергосистемой;

подготовить для широкого распространения информацию относитель-

но спроса/предложения энергии в будущем.

Подготовка программы капиталовложений – одна из основных час-

тей энергетического планирования, так как позволяет оптимальным обра-

зом мобилизовать финансовые и человеческие ресурсы для выполнения

определенной цели по созданию энергетических источников. В рамках го-

сударственного управления экономикой программа капиталовложений –

правительственная программа с указанием конкретных объектов ее прило-

жения. В рамках рыночного механизма управления экономикой энергети-

ческие компании разрабатывают собственные программы капиталовложе-

ний, мозаика которых составляет общий план капиталовложений в разви-

тие энергетических источников.

Разработка элементов целевого управления включает законодательную

и нормативную базы развития энергетических источников. Один из важней-

ших элементов стратегии – тарификация энергопользования.

энергетических

Информация относительно спроса/предложения энергии в будущем –

возможность психологической и технической перестройки предприятий энергетики и энергопотребителей в связи с будущими структурными изменениями.

Более широкие цели энергетического планирования:

развитие системы снабжения энергией, которое приводит к наиболее

низкой ее себестоимости для потребителей;

максимальная надежность и безопасность энергетических источников;

разнообразие энергетических источников и гибкость энергосистем

с меньшей зависимостью от дефицитных первичных энергоресурсов и мак-

симальным использованием возобновляемых энергоресурсов;

минимизация последствий для окружающей среды.

Определение подхода к энергетическому планированию включает ре-

шения относительно масштаба плана (национальный, региональный, мест-

ный); временного интервала плана и его уровня (в соответствии с временным

интервалом).

Национальный масштаб плана обеспечивает перспективу развития

энергетических источников для страны в целом.

Региональный и местный масштабы плана (включая и планы энерге-

тического развития отдельных предприятий) учитывают специфические осо-

бенности конкретного региона и отдельных производств и могут иметь свои

(отличные от национальных) приоритеты.

Временной интервал планирования – важный элемент подхода к планированию и, в частности, определению уровня плана, а соответственно выбору

метода анализа информации. Действительно, невозможно применить одну и

ту же процедуру анализа для ежедневных и долговременных решений. В то

же время лица, принимающие решения, должны понимать ограниченность

выводов подобного анализа и не переносить их на длительный период.

 







Date: 2015-08-15; view: 1159; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.038 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию