Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика содержательных теорий мотивации труда





Лекция 9

Мотивация деятельности в менеджменте

Изучаемые вопросы:

1. Мотивация труда, сущность, основные понятия и теории.

2. Характеристика содержательных теорий мотивации труда.

3. Характеристика процессуальных теорий мотивации труда.

 

Мотивация труда, сущность, основные понятия и теории

Мотивация – это процесс побуждения работников к деятельности для достижения целей организации.

В теории мотивации используются следующие термины:

1) Потребность – это ощущения физиологического или психологического недостатка чего-либо. В психологии рассматривают первичные и вторичные потребности. Первичные – врожденные и потому более сходные у людей. Вторичные – приобретенные и связаны с различными психологическими установками людей. К первичным относят физиологическую потребность и потребность в безопасности и защите. Эта потребность может трактоваться более широко, как стабильность и уверенность в будущем. К вторичным относят социальные потребности (в общении), потребность успеха, потребность во власти, в самовыражении.

Потребность во власти:

I вид – достижение власти ради власти;

II вид – достижение каких-либо целей, используя полномочия, данные властью.

Потребность к самовыражению - это получение удовольствия от творческой работы и признание окружающих.

2) Побуждение – ощущения недостатка в чем-либо, имеющие определенную направленность.

3) Стимул – это внешние воздействия на человека, «раздражитель», который вызывает определенные внутренние мотивы.

4) Мотивы – внутреннее побуждающие силы человека.

5) Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.

Различают мотивирование I и II типа. I тип (стимулирование)- учитывает сложившуюся структуру потребностей человека и воздействует на него с помощью стимулов. II тип – призван скорректировать или сформировать мотивационную структуру человека.

6) Вознаграждение – те блага, которые человек получает за свой труд. Различают внутреннее и внешнее вознаграждение.

В теории менеджмента используют 2 группы теории мотивации:

- содержательные теории;

- процессуальные теории.

Содержательные теории оперируют категориями потребностей. К основным теориям относятся:

- теория А. Маслоу;

- теория Ф. Герцберга;

- теория Д. Мак. Клелланда;

- теория К. Альдерфера.

Эти теории различаются классификацией потребностей, лежащих в основе теорий, а также механизмом реализации потребностей.

Процессуальные теории исходят из характера восприятия мотивации и включают три теории:

- теорию ожидания;

- теорию справедливости;

- модель Портера – Лоулера.

 

 

Характеристика содержательных теорий мотивации труда

Все содержательные теории мотивации труда дополняют друг друга и являются развитием одна другой. На схеме представлена их сравнительная характеристика.

Теория Маслоу. Маслоу рассматривал пять ведущих потребностей, которые расположил в виде пирамиды.

Удовлетворение потребностей Маслоу рассматривал снизу вверх по пирамиде, то есть человек будет удовлетворять потребность более высокого порядка после удовлетворения потребностей более низкого порядка.

Физиологические потребности связаны со стремлением к получению более высокой заработной платы, с хорошими условиями труда на рабочем месте.

Люди с потребностью в безопасности и защите стремятся к стабильным структурам, любят порядок и четкие правила. Их не следует привлекать к управлению. Для них следует четко регламентировать обязанности и создать надежную систему страхования.

Теория Теория Теория Теория

Маслоу МакКлелланда Альдерфера Герцберга

  Потребность самовыражения
вторичные     первичные


Потребность уважения

 

Социальные потребности

 

Потребности безопасности и защиты

 

Физиологические потребности

  Потребности власти и успеха     Потребность причастности     Потребности роста     Потребности связи     Потребности существования   Мотивационные факторы (удовлетворенные, неудовлетворенные)   Гигиенические факторы (неудовлетворенные, нейтральные)

удовлетворение потребностей от первичных к вторичным;

удовлетворение потребностей независимо друг от друга.

 

Рис. 1. Характеристика содержательных теорий

 

Социальные потребности основаны на чувстве принадлежности к коллективу, поэтому таких людей следует привлекать к коллективной работе и создавать условия для общения на работе и вне работы.

Потребность в уважении толкает людей в лидеры. Менеджеру необходимо чаще хвалить таких людей и привлекать их к управлению.

Людям с потребностью самовыражения необходимо давать сложную и ответственную работу, которая требует повышения квалификации работника и стремления к саморазвитию.

 

 
 

 


вторичные п

 

 
 


первичные

 

Рис. 2. Пирамида потребностей Маслоу

 

Недостатки теории Маслоу. Теория утверждает, что структура потребностей носит типовой характер, хотя в действительности люди обладают индивидуальной структурой потребностей. С учетом современных позиций, порядок удовлетворения потребностей может быть различный. Удовлетворение потребностей верхней группы не приводит к ослаблению их влияния на мотивацию, так как они являются безграничными.

Теория Герцберга. Эта теория основана на опросе работников и разделении всех факторов мотивации на две группы:

- гигиенические;

- мотивационные.

К гигиеническим факторам относятся такие, которые работают в зоне неудовлетворенности. При достижении определенного уровня они не работают. К этим факторам относят в основном физиологические потребности, потребности безопасности, защиты и социальные.

Мотивационные факторы работают всегда, когда они работают в зоне неудовлетворенности и удовлетворенности. К ним относят потребности уважения и самовыражения.

Конкретный перечень гигиенических и мотивационных факторов выявляют с помощью специального опроса.

Автор теории к гигиеническим факторам отнес:

- условия труда;

- заработную плату;

- политику фирмы и администрации;

- межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчинен­ными;

- степень непосредственного контроля за работой.

К мотивационным факторам были отнесены:

- продвижение по службе;

- высокая степень ответственности;

- успех;

- признание и одобрение результатов работы;

- возможности творческого и делового роста.

Недостаток: результаты во многом зависят от организации опроса по гигиеническим и мотивационным факторам.

Теория МакКлелланда (теория приобретенных потребностей). В этой теории рассматриваются только вторичные потребности:

- потребность власти;

- потребность успеха;

- потребность причастности.

Следует в коллективе выявлять работников с потребностью во власти второго типа и формировать из них резерв на руководящие должности.

Потребность успеха – это потребность, стимулирующая работников доводить начатую работу до конца. Стимулирует к индивидуальной работе, так как работник владеет индивидуальным результатом деятельности.

Потребность причастности аналогична социальным потребностям в теории Маслоу.

Теория Альдерфера. Включает три потребности:

- потребность существования;

- потребность связи;

- потребность роста.

Потребность существования включает физиологические потребности и потребности безопасности и защиты (по Маслоу).

Потребности связи коррелируют с социальными потребностями по Маслоу. Потребности роста аналогичны потребностям в самовыражении.

Главной особенностью этой теории является порядок удовлетворения потребностей, который может осуществляться в двух направлениях. Это означает, что работник может удовлетворить свои потребности, для которых есть возможности в организации.

Date: 2015-08-15; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию