Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реализация управленческого комплекса ролей руководителя в условиях рынка
Формирование в условиях рынка новой парадигмы управления современными организациями обусловливает социальный заказ на качественно новый тип руководителя. В этой связи необходимо изменить взгляд на природу, роль и сущность труда руководителя. На первое место выдвигаются такие управленческие требования, как: предприимчивость в работе, самостоятельность, готовность к разумному риску. Эти основные требования, предъявляемые рыночной экономикой к работе руководителя, дают основания рассматривать ее содержание. коммерсанта, администратора, лидера-мотиватора, психолога-воспитателя, социального архитектора, координатора, коммуникатора, социального контролера, представителя, ведущий переговоры, распределителя ресурсов, политика, дипломата и т.д.. Рассмотрим ряд ролей, которые, на наш взгляд, имеют решающее значение в деятельности эффективного руководства в условия рынка. I. Руководитель как предприниматель-новатор. Чтобы профессионально выполнять свои служебные функции, быть предприимчивым в использовании ресурсов (материальных, человеческих, информационных и т.д.), осуществлять разработку и реализацию новаторских управленческих решений, обеспечивать стратегическое планирование фирмы, руководителю необходимо иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению фирмой. II. Выполнение руководителем ролевой функции коммерсанта. Ролевая функция руководителя как коммерсанта в условиях рынка выполняет две задачи: обеспечение эффективных коммерческих переговоров руководителя с деловыми партнерами (поставщиками, клиентами, посредниками и т.д.) и формирование у торговых сотрудников инновационного поведения. III. Выполнение руководителем управленческой роли администратора. Управленческая роль администратора в рыночных условиях хозяйствования направлена на формирование персонала фирмы. Процесс планирования людских ресурсов включает в себя три этапа: 1. Оценка наличных ресурсов. 2. Оценка будущих потребностей. 3. Разработка программы удовлетворения будущих потребностей. IV. Выполнение роли руководителя как лидера – мотиватора направлено на решение следующих задач:
1. 2. 3. 4.
V. Деятельность руководителя, выполняющего роль практического психолога-воспитателя, направлена на решение следующих задач:
1. 2. 3. 4.
VI. Роль социального архитектора предусматривает решение руководителем в рыночных условиях следующих задач: 1. Формирование и развитие организационной культуры в организации. 2. Обеспечение идентификации работников с организационной культурой. 3. Развитие «духа» предпринимательства и новаторства в коллективе. Руководитель как социальный архитектор проектирует и воплощает новые отношения как между своей организацией и внешним миром, так и внутри организации. Организационная культура разрешает проблемные ситуации, связанные с адаптацией к внешней среде организации, путем изменения представлений, лежащих в основе культурной парадигмы, и осуществляет внутреннюю интеграцию. Эти функции решаются с помощью таких компонентов, как общность языка членов организации (наличие взаимопонимания), показатели распределения власти и статуса, наличие идеологических установок по профилактике конфликтов и т.д. Руководитель организации подкрепляет ценности и переориентирует организацию на новые задачи, эффективно взаимодействуя с людьми. Отбор, распределение должностей, оценка, вознаграждение, продвижение закрепляют культуру, показывая людям, что важно, а что нет. VII. Руководитель в роли координатора решает следующие задачи: Организация эффективной совместной трудовой деятельности сотрудников в каждом первичном коллективе (отделении, секции, бригаде). Обеспечение делегирования подчиненным полномочий и ответственности. Систематическое осуществление комплексной и объективной оценки результативности трудовой деятельности работников. Основными методами реализации управленческой роли координатора являются регламентирование, нормирование, и инструктирование. Эти методы предназначены для создания организационной основы совместной трудовой деятельности работников, через них осуществляется распределение функций, обязанностей, ответственности и полномочий, установление деловых отношений в коллективе. социальный критерий (удовлетворенность трудом), управленческий критерий (координация и контроль работы), критерий гибкости (наличие простора для инициативы).
Важнейшей функцией руководителя-координатора является искусство делегирования полномочий и ответственности своим подчиненным. Результативность делегирования определяется в первую очередь эффективной мотивацией работников, влиянием и лидерством руководителя. Руководитель должен заставить подчиненных эффективно выполнять их задачи. Важное значение в работе руководителя имеет оценка труда подчиненных. Специфика этой работы заключается в чрезвычайной сложности установления объективной оценки результативности труда сотрудников. Для этого следует решить, что оценивать (личные качества работника или результаты труда, процесс работы), какими методами оценивать (как собирать информацию, какие применять показатели и т.д.), по какой процедуре оценивать (периодичность и место проведения оценки, программа и порядок использования оценок, их доведение до оцениваемого работника). При этом система оценки включает в себя: содержание оценки, методы оценки и процедуру оценки. Объективная оценка результативности труда работника помогает выявить уровень профессионального мастерства работника, специфику его обучения, повышения квалификации, служит юридической основой переводов и продвижений по службе, определить зарплату и вознаграждения, установить и укрепить деловые отношения между подчиненными и руководителями путем обсуждения результатов оценки, это побуждает последних оказывать необходимую помощь, а также побуждать работать более результативно, в т. ч. через разработку программ самосовершенствования. VIII. Руководитель-коммуникатор. Выполнение данной роли требует от руководителя ряд коммуникативных навыков а именно, умения убедительно говорить, внимательно слушать, грамотно писать, что обеспечивает эффективную совместную деятельность работников и позволяет накапливать, передавать деловую информацию. Роль руководителя-коммуникатора заключается в следующем: Обеспечение сбора и переработки информации для обоснования. Развитие межличностных коммуникаций. Важнейшее значение для обеспечения эффективной коммуникации имеет процесс взаимодействия работников в деловом общении. Процесс делового общения необходимо рассматривать как разговор с определенным собеседником, обсуждение конкретных вопросов группой людей и т.д. IX. Роль социального контролера у руководителя связана с выявлением слабых мест и ошибок в управлении, а также своевременным исправлением. Сущность социального контроля в сфере труда выражается в следующих, выполняемых этим процессом функциях:
Оценочная, заключающаяся в оценке социально значимых поступков работников и в сравнении их с действующими в коллективе нормами поведения. Стимулирующая, состоящая в регулировании как позитивной, так и негативной поведения работников (при этом санкции понимаются как антистимул).
Date: 2015-08-15; view: 654; Нарушение авторских прав |