Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительно-психологические исследования, развернувшиеся после Ч. Дарвина





 

Наивный антропоморфизм был приостановлен исследованиями крупного английского биолога Ллойда Моргана (1852 — 1936). Он ввел так называемый «закон экономии», известный также как «закон Ллойда Моргана» («Введение в сравнительную психологию», 1894): не приписывать животному высшие психические способности» если его поведение можно объяснить механизмами более низкого психического уровня. Морган установил, что животные способны к научению, и ввел термин «обучение путем проб и ошибок», обозначив им форму научения у животных. В это же время Дж. Леббок (1834 — 1913) занимался исследованиями поведения муравьев, ос, пчел. Назовем также Леонарда Гопхоуза (1864 — 1929). Несмотря на отход от антропоморфизма, этим биологам не удалось полностью избежать субъективизма в истолковании поведения животных: им приписывали сознание, старались определить его уровни и т. п.

Реакцией на антропоморфизм и субъективизм явилось механистическое направление: исходило из того, что животные не только не обладают психикой человеческого рода и уровня, но вообще не имеют никакой психики (Ж. Фабр, теория тропизма Жака Леба; школа «объективной сравнительной психологии» [А. Бете, Т. Беер, Э. Циглер, И. Икскюль]). Тенденция изображать животных как слепые машины породила реакцию. Американский натуралист, зоолог Г. Дженнингс показал, что уже простейших нельзя понять с помощью теории тропизмов и рассматривать их поведение как механический результат прямого воздействия внешнего раздражителя. В зависимости от общего физиологического состояния животного в данный момент его реакция изменяется, хотя бы внешний раздражитель оставался тем же. Дженнингс обнаружил уже у простейших элементарные формы научения. Эти эксперименты свидетельствовали о том, что, по-видимому, психика у животных простирается до самых начальных – простейших – их форм.

В конце XIX в. исследования по психологии животных развернулись особенно широко в Америке. Собственно экспериментальные исследования были начаты Э. Торндайком. В книге «Ум животных» (1898) он доказывал, что высокоразвитые животные учатся совершенно слепо и выполняют действия объективно целесообразные и разумные, но без всякого понимания того, что они делают. По оценке И.П. Павлова, это было первое исследование на пути экспериментального объективного изучения поведения животных. Торндайк ввел новую экспериментальную технику, которая вошла в золотой фонд сравнительной психологии (метод проблемного ящика и лабиринта). Был сделан вывод, что животные способны решать задачи только путем случайных проб и ошибок; сформулированы законы научения: закон эффекта (из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию более прочно связывается с ситуацией, т. е. закрепляется та из реакций, которая сопровождается удовлетворением от награды); закон упражнения (реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения); закон готовности (упражнения изменяют готовность синапсов к проведению нервных импульсов и способствуют более легкому установлению связи, проторению новых путей); закон сдвига. Через несколько лет, в 1901г., Э. Торндайк опубликовал монографию «Ум обезьян». Исследования Торндайка показали возможность объективного изучения поведения и этим проложили путь для бихевиоризма. Однако общая механистическая установка Торндайка и его выводы, согласно которым духовная жизнь сводилась к механическим ассоциациям, возбудили споры. Высказывались мнения, что искусственная ситуация лаборатории не может быть адекватным приемом для исследования поведения. Эти критические замечания нельзя было игнорировать. В. Смолл разработал лабиринтную модель поведения (1900). Крупные исследования в области зоопсихологии выполнил Р. Йеркс, замечательный экспериментатор. Их начало относится к 1900 г. («метод множественного выбора»), с помощью которого исследовались процессы обобщения у животных, в том числе у приматов («Умственная жизнь мартышек и человекообразных: изучение поведения, сопровождающегося идиацией», 1916). Важное значение имели исследования В. Кёлера с человекообразными обезьянами. Кёлер дал экспериментальную критику позиции Торндайка, сформулировал требования, которым должна отвечать задача на исследование интеллекта животных, и дал объективные доказательства наличия у животных интеллекта.

Развитие биологии и углубление экспериментального анализа инстинкта, попытки понять биологическое значение изучаемых форм поведения привели в 30-х гг. к созданию этологии как самостоятельной науки, изучающей поведение животных в естественных условиях (К. Лоренц, Н. Тинберген – в 1973 г. им была присуждена Нобелевская премия, К. Фриш).

Сравнительно-психологические исследования, развернувшиеся после Ч. Дарвина, помогают понять происхождение и развитие психики, раскрывают биологические предпосылки возникновения сознания человека. Здесь впервые сложились объективные методы исследования психики.

Под влиянием Ч. Дарвина возникла как отдельная отрасль детская психология. В 1876 г. И. Тэн, известный французский философ, психолог, литературовед и историк искусства, опубликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», в которой описал первые речевые проявления своей дочери. Ч. Дарвин является автором небольшой статьи «Биографический очерк одного ребенка» (1877), который представляет собой описание наблюдений за поведением сына с рождения до 10 мес. Вслед за этой статьей Дарвина стали появляться исследования в форме наблюдений над развитием ребенка (В. Прейер, Дж. Селли, Стенли Холл, В. Штерн, К. Гросс, К. Бюлер и др.). Первой теорией в этой области явилась теория рекапитуляции,. которую сформулировали Ст. Холл (1844 — 1924) и Дж. Болдуин (1861 — 1934). В ее основу был положен биогенетический закон Геккеля, перенесенный в детскую психологию и эмбриологию (Э. Геккель, дарвинист, в 60-х гг. XIX в. выступил с законом, в соответствии с которым зародыши высших животных повторяют в сокращенном виде общую эволюцию предшествующих животных форм). Согласно закону рекапитуляции, в процессе индивидуального развития ребенок проходит (повторяет) этапы эволюционного процесса, а также культурного развития, которое прошло человечество: дикость, собирательский этап, охота, скотоводчество и др. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой. Так, испытываемые ребенком противоположные чувства – страх перед водой и любовь к ней – это следы от тех времен, когда животные жили в воде, а затем избрали своим местопребыванием землю. Онтогенетическое развитие рассматривалось как биологически детерминированный процесс. Ст. Холл уделял много внимания педагогике (ему принадлежит термин «педология», которым он обозначал общую науку о развитии ребенка). Болдуин считал, что онтогенетическое развитие не является полным повторением филогенеза и человеческой истории, в нем есть «пропущенные главы». Теория рекапитуляции была дополнена учетом внешних факторов на развитие ребенка. Результатом явилась теория двух факторов психического развития и их конвергенции В. Штерна. Согласна Штерну, ребенок – это организм, который, появляясь на свет, уже имеет какие-то органические задатки, инстинкты, врожденные влечения. Штерн назвал их внутренними особенностями, или внутренним фактором, определяющим духовное развитие. Вторым фактором являются влияния среды, природной и общественной. Они определяют фактическое развитие из задатков. Подчеркивается необходимость учитывать особый момент, наиболее благоприятный для соединения первого и второго факторов. Им являются сензитивные периоды в психическом развитии как наиболее благоприятные для воздействия внешних влияний, например для обучения языку, музыке и т. д. Теория двух факторов, хотя и учитывает роль внешних влияний в развитии, является, как и теория рекапитуляции, концепций фатальной предопределенности психического развития: воспитание, хотя его роль и признается, все же действует лишь в заданных природой пределах.

До настоящего времени можно говорить о распространенности теории двойной детерминации психического развития.

Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина возник вопрос о том, отличается ли, и если отличается, то чем, психика современного человека от психики первобытного (о первобытном состоянии можно судить, изучая современные народы, уровень развития которых соответствует первобытному). Возникли две школы. В Англии Э. Тейлор («Первобытная культура», 1870) выдвинул концепцию первобытного анимизма. К этой школе принадлежит также Дж. Фрэзер («Золотая ветвь», 1890). Тейлор рассматривает многочисленные факты, в которых убедительно выступает исключительное своеобразие представлений о мире отсталых народов (обрядовые действия, вера в сновидения, мифы о природе, верования и др.). Являются ли они результатом различий в основных познавательных процессах или единый универсальный человеческий ум порождает различные картины мира в разных условиях жизни? По Тейлору, на всех этапах исторического развития мышление человека всюду одинаково. Дикарь, так же как и современный человек, пытается ответить на вопросы о законах мира, причинах событий, которые он наблюдает, о причинах явлений природы и приходит к представлению о призрачной душе. Душа представлялась в виде контура невещественного образа, по своей природе вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли; обладает личным сознанием и волей своего телесного обладателя; способна покидать тело и переноситься с места на место; является мысли; обладает личным сознанием и волей своего телесного обладателя; способна покидать тело и переноситься с места на место; является спящим людям как образ, отделенный от тела, но сходный с ним; властвует над телом. Так рождается представление о двойственности человека как состоящего из тела и души. По аналогии с собой первобытный человек начинает рассматривать всю окружающую действительность и различает в ней эти же два начала: тело и душу. Так дикарь приходит ко всеобщему анимизму — одухотворению природы. Умственный механизм как современных, так и первобытных людей тождествен. Этот механизм при ограниченном опыте и недостаточных знаниях неизбежно должен был породить те мифы и представления, которые поражают современного человека. И если бы случилось, что культура исчезла, современный человек с такой же неизбежностью пришел бы к анимизму.

Вывод о неизменности мышления на всех этапах исторического развития человеческого опыта, основной тезис теории первобытного анимизма, оспаривался французской социологической школой, которая в начале XX в. выдвинула положение о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного человека.

 

 

Литература к разделу 4

1. Дарвин Ч. Воспоминание о развитии моего ума у характера (Автобиография) // Дарвин. Ч. Соч. Т. 9. – М., 1959.

2. Дарвин Ч. О выражении душевных движений у животных и человека. – М., 1896.

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1990.

4. Лурия А.Р. Психоморфологические представления и их кризис // Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – М., 1962. – Ч.1. – С. 5 – 20.

5. Якунин В.А. История психологии. – СПб., 1998. – Раздел IV. – Гл. 7, 8. – С. 258 – 320.

 

 

Контрольные вопросы к экзамену

1. История психологии – особая отрасль знания. Предмет истории психологии.

2. Подходы к изучению истории психологии

3. Периодизация истории психологии.

4. Движущие силы и причины развития психологических идей.

5. Хронология этапов развития психологии.

6. Принципы историко-психологического анализа. Методы истории психологии.

7. Источники истории психологии.

8. Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии. Учение о душе.

9. Античные воззрения на природу психического до Платона.

10. Психологические воззрения Платона.

11. Психологические представления Аристотеля.

12. Преемственность и различие между учением о душе и ее способностях Аристотеля и Платона.

13. Аристотелевский способ мышления в психологии.

14. Психологические представления в учении неоплатоников (Плотин).

15. Учение античных врачей (Алкмеон Кротонский, Гиппократ, Герофил, Эразистрат и др.)

16. Учение о душе и познании в основных направлениях схоластической философии.

17. Общая характеристика психологии Средневековья.

18. Психологические представления в учении Фомы Аквинского

19. Развитие представлений о человеке и его природе в эпоху Возрождения.

20. Психология Ф. Бэкона.

21. Открытие рефлекса и взгляды на природу человека Р. Декарта.

22. Психологические представления Б. Спинозы, его критика дуализма Р. Декарта.

23. Механизм функционирования тела по Р. Декарту.

24. Конктетно-научное содержание и философский смысл учения Р. Декарта о страстях души.

25. Выделение сознания как критерия психики

26. Оформление эмпирической психологии в философских учениях XVII в.

27. Основание эмпирической психологии в творчестве Дж. Локка.

28. Становление ассоциативной психологии. Ассоцианизм Гоббса и Локка.

29. Представление о психической жизни Лейбница, обращение к проблеме бессознательного.

30. Ассоцианизм и проблема относительности чувственного опыта в работах Д. Беркли и Д. Юма.

31. Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в.

32. Психологическая мысль в России в XVIII в.

33. Психологические идеи в немецкой классической философии конца XVIII в – первой половины XIX в.

34. Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине XIX в.

35. Психологические сочинения основоположника немецкой эмпирической психологии И.Ф. Гербарта.

36. Развитие ассоциативной психологии XIX в.

37. Этапы и итоги развития ассоциативной психологии в XIX в.

38. Развитие психологии в России в XIX в.

39. Значение трудов Г. Гельмгольца для психологии.

40. Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

41. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в XIX веке и их влияние на психологию.

42. Возникновение психофизики и психометрии, их значение для становления экспериментальной психологии.

43. Вклад психофизики Г.Т. Фехнера и психометрии Ф.К. Дондерса в становление психологии как самостоятельной науки.

44. Закон специфической энергии органов чувств.

45. Важнейшие достижения в развитии органов чувств и их значение для психологии.

46. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологов

47. Принцип развития. Влияние теории Ч. Дарвина и его последователей (К. Морган, Э. Торондайк, В. Смол, Р. Йеркс и др.) на развитие психологии.

48. Особенности развития русской психологической мысли XIX в. Труды А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, П.Д. Юркевич, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева и др.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцыферова Л.И., Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. – М., 1974.

2. Аристотель. О душе. – М., 1937.

3. Аристотель. Сочинения. Т. 1. — М., 1975.

4. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М., 1975.

5. Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. – М, 1966.

6. Бехтерев В.М. Объективная психология. – М., 1991.

7. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. – Пг., 1923.

8. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: В 2 т. – М., 1979.

9. Богомолов А. С. Античная философия. – М., 1985.

10. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М., 1983.

11. Бэкон Ф. Новая Атлантида. – М., 1954.

12. Бэкон Ф. Новый Органон. – М, 1938.

13. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. – М., 1930.

14. Валлон А. От действия к мысли. – М., 1956.

15. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. – Пг.,1917.

16. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.

17. Гельмгольц. Сочинения: Т.1 – 5. — СПб., 1895 – 1897.

18. Гербарт И. Ф. Избранные произведения. – М., 1938.

19. Гербарт И.Ф. Психология. – СПб., 1895.

20. Геродот. История. – М., 1993.

21. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. – М., 1964.

22. Грановский Т.Н. Лекция по истории средневековья. – М., 1964.

23. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М., 1995.

24. Грот Н.Я. Основы экспериментальной психологии. – М., 1986.

25. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.

26. Джеймс У. Психология. – М., 1991.

27. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1990.

28. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

29. Ибн Сына А. Канон врачебной науки. Кн. 1. – Ташкент,1954.

30. Из истории русской психологии. —М., 1961.

31. История зарубежной психологии: Тексты. – М., 1986.

32. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. – М., 1990.

33. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. – М., 1930.

34. Коффка К. Основы психического развития. — М.;Л., 1934.

35. Лазурский А.Ф. Общая и экспериментальная психология. — СПб., 1912.

36. Ланге Н.Н. Психология. – М, 1914.

37. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. – М. – Л.,1936.

38. Леонтьев АН. Избранные психологические произведения. Т. 1, 2. – М., 1983.

39. Личность в XX столетии. – М., 1979.

40. Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т.Т. 1. — М., 1960.

41. Лопатин Л.М. Аксиомы философии. – М., 1996.

42. Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. — М., 1995.

43. Лукреций К. О природе вещей. — М., 1936.

44. Материалисты Древней Греции. — М., 1955.

45. Морозов А.В. История психологии: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М., 2005.

46. Muд M. Культура и мир детства. – М., 1988.

47. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. – Дубна, 1995.

48. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. – Минск, 1994.

49. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. – М. – Л., 1951.

50. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. – М., 1998.

51. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. – Ростов-н/Д., 1996.

52. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.,1994.

53. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.

54. Платон. Сочинения: В 3 т. – М., 1968.

55. Потебня АЛ. Слово и миф. – М., 1989.

56. Психологическая наука в СССР: В 2 т. – М., 1959.

57. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1990.

58. Рибо Т. Современная германская психология. – СПб., 1895.

59. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.

60. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. – М.,1989.

61. Сеченов И.М. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. – М.,1958.

62. Соловьев B.C. Избранное. – СПб., 1994.

63. Спиноза Б. Избранные произведения. Т.1. – М., 1957.

64. Уарте Х. Исследование способностей к наукам. – М., 1960.

65. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. — Одесса, 1925.

66. Ухтомский А.А. Доминанта. – Л., 1966.

67. Франк С.Л. Предмет познания. Душа человека. – СПб., 1995.

68. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

69. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. – М., 1993.

70. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – М., 1966.

71. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1980.

72. Хрестоматия по психологии. — М., 1987.

73. Челпанов Г.И. Мозг и душа. – М., 1912.

74. Якунин В.А. История психологии. – СПб., 2001.

75. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. — СПб., 1993.

76. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

 

 

 

Date: 2015-08-15; view: 675; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию