Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Современная экономика характеризуется господством моделей несовершенной конкуренции





Современная экономика характеризуется господством моделей несовершенной конкуренции. На таких рынках отдельная фирма имеет рыночную власть, способна в известных пределах контролировать цены на свою продукцию. Но в отличие от чистой монополии на рынке существует борьба за перераспределение прибыли между различными товаропроизводителями. Монополистическая конкуренция и олигополия – это наиболее распространенные в настоящее время модели рынка.

1. Монополистическая конкуренция: характерные черты и распространение.

Это еще одна форма несовершенной конкуренции. В настоящее время эта модель рынка имеет очень большое распространение. Она также имеет свои особенности, вытекающие из количества действующих в отрасли фирм.

В конкуренции участвует достаточно большое число не очень крупных производителей. Их не сотни или тысячи, как при совершенной конкуренции, а 70, 100, 500... Можно сделать следующие выводы:

- поскольку каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, то и контроль над ценами со стороны одной фирмы также невелик;

- фирм достаточно много, поэтому согласованные действия с их стороны с целью регулирования цен маловероятны;

- большое количество фирм означает, что каждая из них может определять свое рыночное поведение, не учитывая возможной реакции со стороны конкурентов.

Данная модель рынка распространена в отраслях, производящих преимущественно потребительские товары: одежду, обувь, книги, мебель, а также в сфере услуг. Поэтому речь идет о дифференцированном товаре. Продукция разных производителей может служить для удовлетворения одинаковых потребностей, но различаться между собой по качеству, дизайну, потребительским свойствам и т.п.

Спрос на продукцию отражает кривая спроса, показывающая суммарный объем продукции, поставляемой фирмой при каждом значении цены. Кривая спроса на продукцию, как и у фирмы-монополиста, является убывающей с той лишь разницей, что она выражает более эластичный спрос, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции встречается с относительно большим числом конкурентов, выпускающих товары-субституты. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной является кривая спроса. Следовательно, фирма может очень незначительно влиять на цены на свою продукцию, так как покупатели имеют большой выбор аналигичных товаров.

В условиях монополистической конкуренции кривая предельного дохода (MR) расположена ниже кривой спроса производителя (D), и ее наклон будет составлять половину угла наклона линии спроса.

Рис.26. Кривая спроса и кривая предельного дохода фирмы.

Следует также отметить, что доступ в отрасль для новых кон­курентов достаточно прост. Поскольку речь идет в основном о небольших фирмах, то эффект масштаба и величина капитала не являются существенными барьерами. Поскольку фирмы успешно функционируют при любом объеме производства. Некоторые фирмы могут выпускать товар, который конкурентам очень трудно производить.

Рис.27. Эффект масштаба в условиях монополистической конкуренции.

Но дополнительным препятствием являются затраты, связанные с представлением товара и стимулированием его сбыта. Технология во многих случаях не играет существенной роли (например, на рынке социально-бытовых услуг или продуктов питания). Поскольку речь идет о дифференцированном товаре, то рынок данной модели предполагает существование и преобладание неценовых методов конкуренции над ценовыми. Фирмы используют соперничество в рекламе, качестве, условиях продажи, делают акцент на товарный знак и престиж фирмы. Потребителю предложен очень большой выбор марок, стилей, степеней качества любого продукта. Систематически проводятся маркетинговые исследования, определяются предпочтения и вкусы людей. Очень большую роль играет реклама. Несмотря на то, что издержки на рекламу очень высоки и, в конечном счете, отражаются на ценах, фирмы используют этот метод неценовой конкуренции очень активно, т.к. он часто дает хотя бы временное преимущество над конкурентами. Фирма монополистический конкурент может практиковать так называемую нишевую стратегию, когда производитель концентрируется на узком сегменте рынка и использует все преимущества такого положения, за счет относительной уникальности своего продукта.

Когда речь идет о монополистической конкуренции, акцент делается на том, что производить. Идет конкуренция товаров, продукции, что является важным средством для внедрения технических нововведений и улучшения продукции с течением времени.

В то же время, по сравнению с совершенной конкуренцией при вхождении в отрасль могут возникнуть финансовые барьеры в связи с необходимостью привлечения капитала для получения продукта, отличающегося от продукта конкурента, и необходимостью его продвижения на рынке. Действующие в отрасли фирмы могут владеть авторскими правами на фирменные знаки и торговые марки, патентами на свою продукцию, лицензиями на виды деятельности, что также препятствуют вхождению в отрасль.

Date: 2015-08-15; view: 310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию