Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актерское искусство М.Н. Ермоловой





 

С именем Марии Николаевны Ермоловой (1853—1928) связана целая эпоха в истории Малого театра. Ее знала вся Россия. Для целого поколения она была кумиром, художником, воплотившим в своем творчестве самые дорогие, светлые мечты и надежды. «Ермолова в театре как бы несла знамя освобождения — она была поэтом свободы на русской сцене. Она имела огромное побеждающее влияние на молодежь своим пафосом», — писал о ней Вл. И. Немирович-Данченко. В годы реакции трагическая мощь ее искусства потрясала сердца современников, вдохновляла смелым утверждением величия и красоты подвига.

Ермолова была щедро наделена всем для того, чтобы стать актрисой. К. С. Станиславский, преклонявшийся перед Ермоловой, писал: «Ее данные были исключительны. У нее была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент, большая нервность, неисчерпаемые душевные глубины... Внешние данные Марии Николаевны были не менее замечательны. У нее было превосходное лицо с вдохновенными глазами, сложение Венеры, глубокий, грудной, теплый голос, пластичность, гармоничность, ритмичность даже в метании и порывах, беспредельное обаяние и сценичность, благодаря которым самые ее недостатки превращались в достоинства».

Богатство натуры, глубина внутреннего мира актрисы проявлялись в ее героинях, придавая им неповторимое своеобразие и глубину. Зрители всегда узнавали Ермолову в ее ролях, и вместе с тем ее образы никогда не были одинаковы, однообразны. «Не будучи характерной артисткой, она в течение полувека почти не выезжала из Москвы, чуть ли не ежедневно жила на сцене и действовала от своего лица, сама себя выражала. И несмотря на это, в каждой роли М. Н. Ермолова давала всегда особенный духовный образ, не такой, как предыдущий, не такой, как у всех.

Роли, созданные Ермоловой, живут в памяти самостоятельной жизнью, несмотря на то, что все они сотворены из одного и того же органического материала, из ее цельной, духовной личности».

Ермолова родилась в театральной семье. Жизнь двух поколений Ермоловых связана с Малым театром. Ее отец, Н. А. Ермолов, был суфлером Малого театра.

В 1862 году Ермолова поступает в Московское театральное училище на балетное отделение, но балет не привлекает ее. Она мечтает о драме и часто со своими подругами разыгрывает сцены из пьес.

Не сразу разглядели огромный талант Ермоловой. Самарин, который начал было заниматься с ней драматическим искусством, вскоре отказался от нее, предрекая ей бесславное будущее в кордебалете. Случай помог Ермоловой. Знаменитая актриса Малого театра Н. М. Медведева для своего бенефиса в 1870 году выбрала драму Лессинга «Эмилия Галотти». Сама бенефициантка должна была играть роль графини Орсини, а Эмилию Галотти — Федотова. Но Федотова неожиданно заболела, когда до премьеры оставалось совсем немного времени. Подруга Федотовой, Семенова, стала горячо уговаривать Медведеву поручить роль молодой воспитаннице училища. Не слишком надеясь на успех, Медведева согласилась.

Через некоторое время Медведева решила посмотреть репетицию роли. То, что она увидела, сразу же избавило ее от сомнений. «Когда она выбежала из-за кулис на маленькую сценку, — вспоминала через много лет Медведева, — и своим низким грудным голосом, в котором чувствовались слезы волнения, проговорила лишь первые слова: "Слава богу! Слава богу!", — мурашки забегали у меня по спине. Я вся вздрогнула. Тут было что-то особенное, сразу сказался громадный сценический темперамент. Многое было очень плохо, — и не совсем понятно, и некрасиво; особенно жесты. Руки совсем не слушались. Но было главное — талант, сила. И я сразу поняла, что судьба направила меня в верную сторону и столкнула с настоящею актрисою».

Медведева не ошиблась. Нечто подобное испытала и публика во время спектакля. День премьеры стал решающим в судьбе актрисы. В своем дневнике она написала: «30 января 1870 г. — день этот вписан в историю моей жизни такими же крупными буквами, как вот эти цифры, которые я сейчас написала. Я счастлива, нет, — я счастливейший человек в мире. Сбылось то, о чем я пять дней назад не смела и мечтать. Я думала, что меня вызовут еще один раз. Меня вызывали двенадцать раз». В 1871 году Ермолову официально зачислили в труппу Малого театра.

В первые годы пребывания в Малом театре Ермолова не находит своего репертуара. Выступать приходится не очень часто. В это время актриса сближается с университетской молодежью, очень много читает, учит языки, занимается музыкой.

В 1873 году она выступает в роли Катерины в «Грозе» Островского. В течение многих лет эта роль остается в репертуаре актрисы, совершенствуясь и углубляясь с годами. Но и первое выступление Ермоловой стало значительным событием в сценической истории этого образа. Ермолова создавала обобщенный трагический образ русской женщины, с сильным, цельным характером, предпочитающей погибнуть по своей воле, чем покориться.


Событием в творчестве Ермоловой и в истории всего Малого театра стало исполнение актрисой роли Лауренсии в драме Лопе де Веги «Овечий источник» (1876). Выбрав эту пьесу в свой бенефис, Ермолова впервые познакомила русскую сцену с творчеством великого испанского драматурга. Пламенной любовью к свободе и страстной ненавистью к тирании и деспотизму потрясала Ермолова зрительный зал. Один из очевидцев спектакля, А. А. Кизеветтер, вспоминал о тревожной атмосфере премьеры «Овечьего источника», об огромном впечатлении от игры Ермоловой: «Это был период "бури и натиска" в истории наших общественных настроений... Молодежь двинулась "в народ"... жаждой подвига, бурной возбужденностью овеяны были тогда господствующие общественные настроения. И вот в эту-то горячую, взбудораженную атмосферу, с высоты сцены Московского Малого театра, из уст великой артистки, как искра в пороховую массу, брошен был пламенный призывный монолог Лауренсии... которая — вся буря, вся негодующая страсть — врывается на сходку крестьян родного села и призывает их к восстанию против местного феодального тирана, угнетающего народ своим жестоким произволом... Здесь каждое слово подобно было электрической искре». После спектакля толпы народа провожали актрису от Малого театра до ее квартиры. На улицах останавливалось движение. Правительство, напуганное небывалым успехом Ермоловой, поспешило снять пьесу из репертуара театра.

Героическая тема — призыв к борьбе, жертвование личным счастьем во имя великой цели — становится главной в творчестве Ермоловой. Опорой ее репертуара оказывается западноевропейская классика, которую ей удается играть в основном только в свои бенефисные спектакли. К ее лучшим ролям в героико-романтическом репертуаре кроме Эмилии Галотти и Лауренсии относятся следующие роли: Эстрелья («Звезда Севильи» Лопе де Веги), Мария Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера), Иоанна д'Арк («Орлеанская Дева» Шиллера), Клерхен («Эгмонт» Гёте), Юдифь («Уриэль Акоста» Гуцкова), донья Соль («Эрнани» Гюго). Много сил приходилось тратить на то, чтобы добиться разрешения на постановку пьес, которые в конечном итоге поднимали репертуар Малого театра.

Особое место среди этих ролей занимает роль Иоанны д'Арк, впервые исполненная Ермоловой в 1884 году. С этим образом актриса не расставалась на протяжении восемнадцати лет. Иоанна д'Арк была самой любимой ролью великой актрисы. С огромной внутренней силой передавала Ермолова величие духа и высоту подвига простой крестьянской девушки, жертвующей всем во имя спасения своей родины. Высокая героика образа сочеталась с простотой и естественностью, органично сливалась с характером героини. Ермолова заставляла забыть о несовершенстве спектакля, в том числе и его внешнего оформления. «Это она силою внутренней жизни, своим взглядом и всею собою заменила и декоратора и освещение, и в январском нагретом воздухе московского театра всем чудится мягкий вечерний ветерок далекого юга, — вспоминал Южин. — Ваша скептическая душа бессильна сомневаться в подлинности видений такой Иоанны, а когда эта тихая девушка кончает пролог вдохновенным видением:


То битвы клич! Полки с полками стали.

Взвились кони, и трубы зазвучали, —

вам начинает казаться, что появление подлинных полков с рыцарями в тяжелых доспехах, на взвившихся конях меньше убедило бы вас в неизбежном освобождении Франции, чем этот голос и эти глаза великой артистки».

В 80-90-х годах Ермолова часто выступает в современном репертуаре, в пьесах Островского. В этих ролях для актрисы было характерно стремление подчеркнуть наиболее светлые, благородные свойства человеческой натуры. Она всегда возвышала и оправдывала своих героинь, порой переосмысливая создание автора. Появляется целая галерея образов, одухотворенных гением актрисы, получивших затем название по имени их создательницы: «ермоловские женщины».

В пьесах Островского Ермолова переиграла множество ролей. Ближе всего ей были образы, раскрывающие нравственную красоту, цельность русской женщины, способность к самопожертвованию. Кроме Катерины к ее лучшим ролям в репертуаре Островского относятся следующие: Олена («Воевода, или Сон на Волге»), Негина («Таланты и поклонники»), Тугина («Последняя жертва»), Кручинина («Без вины виноватые»).

Играя Негину и Кручинину, Ермолова подчеркивала тему призвания, вдохновенного служения театру. Ради этого ее героини жертвовали личным счастьем.

В 1890—1900 годах Ермолова много играет в трагедиях Шекспира. Самой значительной ролью актрисы стала роль леди Макбет (1896). Ее героиня была наделена умом, сильной, непреклонной волей; из-за любви к мужу она шла на чудовищные злодеяния, была готова на все, лишь бы добыть ему престол.

Первые годы XX века — время тяжелых испытаний для актрисы. Театральное начальство заставляло Ермолову играть в пустых, бездарных пьесах. Это оскорбляло ее, делало невыносимым положение в театре. В 1907 году актриса решает покинуть Малый театр. 4 марта состоялся прощальный спектакль Ермоловой. Официальные проводы были запрещены, но, несмотря на это, зрители устроили овацию любимой актрисе. Из зрительного зала раздавались крики: «Не уходите! Возвращайтесь!» Ее увенчали венком, а рабочие сцены подарили ей деревянный брусок — кусочек пола сцены Малого театра, которому Ермолова отдала тридцать семь лет своей жизни.

Однако этот день не стал ее последним днем на сцене. Через год по просьбе Ленского, ставшего руководителем Малого театра, она снова возвращается в театр. После революции 1917 года ее артистическая деятельность не прекращается. В 1920 году театральная Москва отмечала 50-летний юбилей творчества великой русской актрисы. В своей приветственной речи на праздновании Немирович-Данченко сказал: «Нам хочется крикнуть истории наше требование, чтобы в издании портретов борцов за свободу портрет Ермоловой находился на одном из самых почетных мест».

Ермолова была первой актрисой, которой присвоили высокое звание народной артистки республики (1920).

 

 







Date: 2015-08-15; view: 678; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию