Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нарвские водопады ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Река Нарва берет начало из Чудского озера и впадает в Финский залив Балтийского моря. Длина ее всего ~ 78 километров, но это самая широкая и полноводная река Эстонии. Несмотря на небольшую протяженность, она дважды меняет свой режим, превращаясь из типично равнинной реки в горную: в районе деревни Омут и в г. Нарва. Там она образует Омутские пороги, не препятствующие судоходству, а в г. Нарва — нарвские водопады, прерывающие судоходную связь Чудского бассейна с морем. Нарвскими водопадами восторгались поэты Г. Державин, П. Вяземский, А. Грибоедов, писатели Н. Карамзин, В. Кюхельбекер, А. Бестужев-Марлинский, Н. Лесков, композиторы и музыканты Р. Шуман, Э. Направник, сестры Гнесины, ученые Н. Пирогов, И. Павлов, К. Тимирязев и другие. Современник и друг А. С. Пушкина П. Вяземский посвятил им свое стихотворение «Нарвский водопад». Воспел их в своих стихах и писатель-декабрист А. Бестужев-Марлинский:
Город-курорт Нарва-Йыэсуу (Усть-Нарва, Гунгербург) находится в 12 км от города Нарва, при впадении реки Наровы в Нарвский залив, часть Финского залива Балтийского моря. Нарва-Йыэсуу протянулась на несколько километров вдоль левого берега реки и южного берега залива на месте располагавшихся когда-то дачных поселков Гунгербург, Ауга. Со стороны Нарвы город занимает часть земли бывшей мызы Куттеркюль (Кудрукюла), в 1646 году подаренной г. Нарва шведской королевой Кристиной.
Издавна местное население состояло из эстонцев, русских, немцев, финнов и ингерманландцев. Здесь даже сложился своеобразный языковой диалект. Основным занятием жителей была рыбная ловля. Поселок впервые упоминается в привилегиях магистра Ливонского ордена Вальтера фон Плеттенберга в 1503 году в связи с переводом рыбной ловли из реки Наровы в Финский залив. Места ловли рыбы были строго распределены, верховье реки принадлежало фогту города Нарва. Там же могли рыбачить крестьяне окрестных деревень и хуторов, добывая хариуса, ценного лоха, миногу, щуку, окуня, с которых налог не брался. Главной же промысловой рыбой всегда была салака. Круглый год без ограничений ловили сетями сига, кильку, корюшку, леща, плотву. Впоследствии многие ценные породы рыб в реке Нарове исчезли. В первую очередь были хищнически истреблены хариус и лох, и поэтому позднее, в 1926 году, были ограничены места, а с 1932 года и сроки ловли рыбы.
Кроме рыбной ловли развивалось судоходство. Вначале по реке ходили простые лодки и парусники, которые доходили до бастионов крепости г.Нарва. В XV веке стали строить суда с большей осадкой. Суда с товарами шли из ганзейских городов в Великий Новгород и обратно, ревельские (таллиннские) купцы доставляли товары в г.Нарва по реке. Для безопасного проведения судов капитанам приходилось обращаться к местным рыбакам за помощью. Так создавалось особое сословие лоцманов, которые хорошо знали море и фарватер реки. В 1646 году ввели регулярную лоцманскую службу. Большие суда должны были иногда оставаться на рейде.Открытое море было небезопасно, случалось, суда настигала буря. В 1649 году король Швеции Магнус Эриксон, спасаясь от новгородцев после поражения в Копорской губе, ушел с оставшимся флотом в устье реки Наровы, где весь флот шведов был истреблен сильнейшей бурей. В 1747 году во время бури в Нарвском заливе погибло 22 английских и голландских судна. В 1767 году был сооружен причал и укреплен берег реки. В 1780 году производились работы по углублению дна реки, в этом же году императрийца Екатерина II посетила Гунгербург, и ее заинтересовал ход производимых работ. Она также побывала на одном из иностранных кораблей. В 1880 году построен новый маяк и установлены пять больших бакенов, прикрепленных мощными цепями к якорям, что помогало судам, стоявшим на рейде, переносить сильные шторма. Тридцать с лишним лет смотрителем гунгербургского маяка и лоцманским капитаном прослужил Александер Петерс (1894 - 1948). Ему подчинялись четыре лоцмана и шесть гребцов. В период его службы было вновь углублено дно реки, устье которой сильно мелело вследствие морских приливов. Поскольку все меньше крупных судов могло войти в реку Нарову, несмотря на большие финансовые затраты, власти города Нарва выделили средства на приобретение землечерпалки, назвав ее „Нарова". В 1928 году она все же была продана. Борьба с наносным песком остается проблемой и сегодня.
Началом пассажирского судоходства между городом Нарва и Нарва-Йыэсуу можно считать навигацию 1872 года. В этом году году нарвская Городская управа пустила по реке первый пассажирский пароход "Алерт". Позднее в начале XX века частные судовлаледьцы П. Кочнев (пароходы "Павел" и "Усть-Наровск") и А. Орлов (пароход "Александер") также начали осуществлять пассажирские перевозки на данной линии. Свою линию между Нарва-Йыэсуу и Петербургом открыло предприятие И. Паурмана. .Четыре раза в неделю по ней курсировали суда "Инкерман" и "Гунгенбург".
Пароход "Павел", владелец П.Кочнев. Фото 1930 г.
Пароход "Инкерман", владелец И.Паурман. Фото до 1917 г.
Между Нарва-Йыэсуу и Таллинном перевозки осуществлял пароход "Юку".Частный пароход "Ээсти Ингери" (судовладелец Рейнап) осуществлял пассажирские перевозки на линии Нарва-Нарва-Йыэсуу-Ванакюла, по рекам Нарва и Россонь. Также нужно упомянуть пассажирский пароход "Май" работавший на этих линиях в довоенный период. На верхнем течении реки связь между городом Нарва и Васк-Нарвой осуществлял пароход " Заря".
В послевоенный период на реке Нарва существовали две пристани, осуществлявшие судоходство: 1. Пристань Нарва -Чудского речного пароходства. 2. Ивангородская пристань: Пашско-Оятского Эксплуатационного участка, по освоению и эксплуатации малых рек Северо Западного речного пароходства.
Tеплоход «Чехов» на реке Нарва. При подходе к городу.
Пассажирский теплоход "Москвич-258" на реке Нарва.
Пассажирские теплоходы "Правда" и "Чехов" у причала Нарва-Йыэсуу
Пассажирские теплоходы:ОМ-383, ОМ-377, ОМ-376 и Москвич-258 у причала Ивангородского отстойного пункта Ленинградского пассажирского агентства СЗРП в межнавигационный период 1974-75 г.г.
В послевоенный период несколько расширилась география пассажирских перевозок, изменялся флот. Появились новые линии на Усть-Лугу и Сланцы, катание по Нарвскому заливу. В различный период по реке Нарва курсировали пассажирские суда:
"Нарва" "Россонь" "Koit" "Буревестник" "Кингисепп" "Правда" (поздее плавмастерская) "Зорька" "Холм" "Леднев" "Звезда" "Красноярец-80" "Сланцы" "Правда" "Москвич-282" "Москвич-258" "Москвич-84" "Заря-01" (поздее "Кулгу") "Заря-02" "Чехов" "Кадриорг" "Каяк" (типа "ОМ") "Лаусласмаа" "Пелгуранд" "Лидия Койдула" (типа "Москвич")
Под предлогом создания частного пассажирского сообщения на реке Нарва в 1998г, городские власти города Нарва провели аукцион с целью прожажи пассажирских теплоходов "Lydia Koidula" и "Kulgu" частным предпринимателям. 2 апреля 1998 у теплохода "Lydia Koidula", и 2 сентября того же года у теплохода "Kulgu" появились новые владельцы. Практически со 02.04.98 года теплоход "Lydia Koidula" не эксплуатировался и брошен на произвол судьбы, что привело к его полной технической непригодности. В конце марта 2001 года на слипе бывшего А/О "Viru Rand", в городе Нарва-Йыэсуу, судно было утилизировано на металлолом. Теплоход "Kulgu" по состоянию на 12 матра 2001 года поднят на причальную стенку Петровской гавани, в городе Таллинн.
Пассажирский теплоход "Kulgu" проекта Р-96 типа "Заря"
Пассажирский теплоход "Lydia Koidula" проекта 544 типа "Москвич".
В настоящее время на реке встречаются рыбацкие лодки, мотоботы, суда погранохраны Эстонской Республики и Российской Федерации. Как показывает история довоенного судоходства, в конечном итоге частные пассажирские перевозки были в основном убыточными, поэтому суда выкупались у частных владельцев городской управой и эксплуатировались за счет городского бюджета. В 1998 году в городе Нарва построен новый пассажирский причал, позднее оборудовано два плавучих причала для яхт. Ежегодно весной проводится парусная регата. Планируется возрождение порта...
В обозрении использованы гравюры В.Ставенхагена 1867 год и личные фотографии.
Помощь в данном обозрении мне оказал бывший капитан теплохода "Lydia Koidula" Александер Роози
Там, где гремучая Нарова, С утеса падает крутого, Сперва она, раскинув лед, К порогам с гордостью течет;
|