Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарвские водопады





 

Река Нарва берет начало из Чудского озера и впадает в Финский

залив Балтийского моря. Длина ее всего ~ 78 километров, но это самая широкая

и полноводная река Эстонии. Несмотря на небольшую протяженность, она дважды

меняет свой режим, превращаясь из типично равнинной реки в горную: в районе

деревни Омут и в г. Нарва. Там она образует Омутские пороги, не препятствующие

судоходству, а в г. Нарва — нарвские водопады, прерывающие судоходную связь

Чудского бассейна с морем.

Нарвскими водопадами восторгались поэты Г. Державин, П. Вяземский, А. Грибоедов,

писатели Н. Карамзин, В. Кюхельбекер, А. Бестужев-Марлинский, Н. Лесков, композиторы

и музыканты Р. Шуман, Э. Направник, сестры Гнесины, ученые Н. Пирогов, И. Павлов,

К. Тимирязев и другие. Современник и друг А. С. Пушкина П. Вяземский посвятил им свое

стихотворение «Нарвский водопад». Воспел их в своих стихах и писатель-декабрист

А. Бестужев-Марлинский:

 

Город-курорт Нарва-Йыэсуу (Усть-Нарва, Гунгербург) находится в 12 км от

города Нарва, при впадении реки Наровы в Нарвский залив, часть Финского залива

Балтийского моря. Нарва-Йыэсуу протянулась на несколько километров вдоль левого берега

реки и южного берега залива на месте располагавшихся когда-то дачных поселков Гунгербург,

Ауга. Со стороны Нарвы город занимает часть земли бывшей мызы Куттеркюль

(Кудрукюла), в 1646 году подаренной г. Нарва шведской королевой Кристиной.

 

Издавна местное население состояло из эстонцев, русских, немцев, финнов и

ингерманландцев. Здесь даже сложился своеобразный языковой диалект.

Основным занятием жителей была рыбная ловля. Поселок впервые упоминается

в привилегиях магистра Ливонского ордена Вальтера фон Плеттенберга в 1503 году в связи

с переводом рыбной ловли из реки Наровы в Финский залив. Места ловли рыбы были

строго распределены, верховье реки принадлежало фогту города Нарва. Там же могли

рыбачить крестьяне окрестных деревень и хуторов, добывая хариуса, ценного лоха, миногу,

щуку, окуня, с которых налог не брался. Главной же промысловой рыбой всегда была салака.

Круглый год без ограничений ловили сетями сига, кильку, корюшку, леща, плотву.

Впоследствии многие ценные породы рыб в реке Нарове исчезли. В первую очередь

были хищнически истреблены хариус и лох, и поэтому позднее, в 1926 году, были ограничены

места, а с 1932 года и сроки ловли рыбы.

 

Кроме рыбной ловли развивалось судоходство. Вначале по реке

ходили простые лодки и парусники, которые доходили до бастионов крепости г.Нарва.

В XV веке стали строить суда с большей осадкой. Суда с товарами шли из ганзейских

городов в Великий Новгород и обратно, ревельские (таллиннские) купцы доставляли товары

в г.Нарва по реке. Для безопасного проведения судов капитанам приходилось обращаться

к местным рыбакам за помощью. Так создавалось особое сословие лоцманов, которые

хорошо знали море и фарватер реки. В 1646 году ввели регулярную лоцманскую службу.

Большие суда должны были иногда оставаться на рейде.Открытое море было небезопасно,

случалось, суда настигала буря. В 1649 году король Швеции Магнус Эриксон, спасаясь от

новгородцев после поражения в Копорской губе, ушел с оставшимся флотом в устье реки

Наровы, где весь флот шведов был истреблен сильнейшей бурей. В 1747 году во время

бури в Нарвском заливе погибло 22 английских и голландских судна.

В 1767 году был сооружен причал и укреплен берег реки. В 1780 году производились

работы по углублению дна реки, в этом же году императрийца Екатерина II посетила

Гунгербург, и ее заинтересовал ход производимых работ. Она также побывала на одном из

иностранных кораблей. В 1880 году построен новый маяк и установлены пять больших

бакенов, прикрепленных мощными цепями к якорям, что помогало судам, стоявшим

на рейде, переносить сильные шторма.

Тридцать с лишним лет смотрителем гунгербургского маяка и лоцманским капитаном

прослужил Александер Петерс (1894 - 1948). Ему подчинялись четыре лоцмана и шесть

гребцов. В период его службы было вновь углублено дно реки, устье которой сильно

мелело вследствие морских приливов. Поскольку все меньше крупных судов могло

войти в реку Нарову, несмотря на большие финансовые затраты, власти города Нарва

выделили средства на приобретение землечерпалки, назвав ее „Нарова". В 1928 году

она все же была продана. Борьба с наносным песком остается проблемой и сегодня.

 

Началом пассажирского судоходства между городом Нарва и Нарва-Йыэсуу можно считать

навигацию 1872 года. В этом году году нарвская Городская управа пустила по реке первый

пассажирский пароход "Алерт".

Позднее в начале XX века частные судовлаледьцы П. Кочнев (пароходы "Павел" и

"Усть-Наровск") и А. Орлов (пароход "Александер") также начали осуществлять

пассажирские перевозки на данной линии.

Свою линию между Нарва-Йыэсуу и Петербургом открыло предприятие И. Паурмана.

.Четыре раза в неделю по ней курсировали суда "Инкерман" и "Гунгенбург".

 

 

Пароход "Павел", владелец П.Кочнев.

Фото 1930 г.

 

 

Пароход "Инкерман", владелец И.Паурман.

Фото до 1917 г.

 

Между Нарва-Йыэсуу и Таллинном перевозки осуществлял пароход "Юку".Частный

пароход "Ээсти Ингери" (судовладелец Рейнап) осуществлял пассажирские перевозки на

линии Нарва-Нарва-Йыэсуу-Ванакюла, по рекам Нарва и Россонь. Также нужно упомянуть

пассажирский пароход "Май" работавший на этих линиях в довоенный период. На верхнем

течении реки связь между городом Нарва и Васк-Нарвой осуществлял пароход " Заря".

 

В послевоенный период на реке Нарва существовали две пристани,

осуществлявшие судоходство:

1. Пристань Нарва -Чудского речного пароходства.

2. Ивангородская пристань: Пашско-Оятского Эксплуатационного участка,

по освоению и эксплуатации малых рек Северо Западного речного пароходства.

 

 

Tеплоход «Чехов» на реке Нарва.

При подходе к городу.

 

 

Пассажирский теплоход

"Москвич-258" на реке Нарва.

 

 

Пассажирские теплоходы "Правда" и

"Чехов" у причала Нарва-Йыэсуу

 

 

Пассажирские теплоходы:ОМ-383,

ОМ-377, ОМ-376 и Москвич-258 у причала Ивангородского отстойного

пункта Ленинградского пассажирского агентства СЗРП в межнавигационный

период 1974-75 г.г.

 

В послевоенный период несколько расширилась география пассажирских перевозок,

изменялся флот. Появились новые линии на Усть-Лугу и Сланцы, катание по

Нарвскому заливу.

В различный период по реке Нарва курсировали пассажирские суда:

 

"Нарва"

"Россонь"

"Koit"

"Буревестник"

"Кингисепп"

"Правда" (поздее плавмастерская)

"Зорька"

"Холм"

"Леднев"

"Звезда"

"Красноярец-80"

"Сланцы"

"Правда"

"Москвич-282"

"Москвич-258"

"Москвич-84"

"Заря-01" (поздее "Кулгу")

"Заря-02"

"Чехов"

"Кадриорг"

"Каяк" (типа "ОМ")

"Лаусласмаа"

"Пелгуранд"

"Лидия Койдула" (типа "Москвич")

 

Под предлогом создания частного пассажирского сообщения на реке Нарва в 1998г,

городские власти города Нарва провели аукцион с целью прожажи пассажирских теплоходов

"Lydia Koidula" и "Kulgu" частным предпринимателям.

2 апреля 1998 у теплохода "Lydia Koidula", и 2 сентября того же года у теплохода "Kulgu"

появились новые владельцы. Практически со 02.04.98 года теплоход "Lydia Koidula"

не эксплуатировался и брошен на произвол судьбы, что привело к его полной

технической непригодности.

В конце марта 2001 года на слипе бывшего А/О "Viru Rand", в городе Нарва-Йыэсуу,

судно было утилизировано на металлолом. Теплоход "Kulgu" по состоянию на

12 матра 2001 года поднят на причальную стенку Петровской гавани, в городе Таллинн.

 

 

Пассажирский теплоход "Kulgu"

проекта Р-96 типа "Заря"

 

 

Пассажирский теплоход "Lydia Koidula" проекта 544 типа "Москвич".

 

В настоящее время на реке встречаются рыбацкие лодки, мотоботы, суда погранохраны

Эстонской Республики и Российской Федерации. Как показывает история довоенного

судоходства, в конечном итоге частные пассажирские перевозки были в основном

убыточными, поэтому суда выкупались у частных владельцев городской управой и

эксплуатировались за счет городского бюджета.

В 1998 году в городе Нарва построен новый пассажирский причал, позднее оборудовано

два плавучих причала для яхт. Ежегодно весной проводится парусная регата.

Планируется возрождение порта...

 

В обозрении использованы гравюры В.Ставенхагена 1867 год и личные фотографии.

 

Помощь в данном обозрении мне оказал бывший капитан теплохода

"Lydia Koidula" Александер Роози

 

 

Там, где гремучая Нарова,

С утеса падает крутого,

Сперва она, раскинув лед,

К порогам с гордостью течет;

Date: 2015-08-15; view: 1490; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию