Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории происхождения государства





Среди теорий происхождения государства следует выделить:

1. Теологическая теория (Фома Аквинский) - государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем.

2. Патриархальная теория (Аристотель) - государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети.

3. Договорная теория (Ж.Ж. Руссо) – государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству взамен на его защиту.

4. Теория насилия (Л. Гумплович) - государство - "естественным" образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

5. Органическая теория (Г. Спенсер) - государство - это организм, постоянные отношения, между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

6. Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами. Государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим.

7. Психологическая теория (З. Фрейд). Данная теория связывает появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

 

5. Государство: понятие, признаки, сущность -это особая суверенная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Это сложный, универсальный, структурно-организованный механизм, который представлен системой находящихся в иерархической зависимости государственных органов, осуществляющих с помощью профессиональных служащих повседневное управление общественной жизнью.

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

6) суверенитет (это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

Сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Классовый подход определяет государство как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.


Общечеловеческий (или общесоциальный) определяет государство как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.

 

6. Типология государств: различные подходы. Выделяют два типа государств: формационный и цивилизационный подходы.

Согласно формационному подходу - это система сущностных признаков государств определенной общественно-экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, сущности и социального назначения. Наиболее яркие представители - К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Основным критерием для деления государств на типы здесь выступают особенности общественно-экономической формации - исторически сложившейся формы общественных отношений, охватывающей базис (способ производства, тип производственных отношений) и надстройку (систему взглядов, идеологических отношений и учреждений, в том числе государство и право).

Истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. В зависимости от типа базиса выделяют: рабовладельческое государство, феодальное государство, буржуазное государство, социалистическое государство.

Согласно цивилизационному подходу - государство базируется на духовно-культурной жизни общества, которая выражается в совокупности духовных ценностей, обеспечивающих гармоничную жизнедеятельность человека. Представители цивилизационного подхода - А. Тойнби, М. Вебер, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Шпенглер.

В рамках цивилизационного подхода существуют самые различные принципы типологии цивилизаций (хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозный и т.д.).

Выделяется более двух десятков цивилизаций (египетская, китайская, западная, православная, дальневосточная, арабская и т.д.).

Лишь в своей совокупности формационный и цивилизационный подходы позволяют осуществить полноценную и всестороннюю типологизацию государств.

 

7. Функции государства: понятие и классификация. Внутренние и внешние функции государства.

Функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

По сути функции государства есть устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность в наиболее важных сферах социальной действительности, с исторически меняющимися, эволюционными, производными от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития, направлениями.

Функции государства выполняются скоординированными действиями всех его органов, всем государственным механизмом. Их реализация обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.


Каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей). Перечень и содержание функций конкретного государства предопределяются целым комплексом факторов внутреннего и внешнего характера. Среди них особо следует выделить своеобразие его сущности (чьи интересы оно выражает и обеспечивает), особенность и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и тому подобных проблем, стоящих перед данным обществом.

По степени общности выделяют основные и неосновные функции государства; по сферам деятельности государства - внутренние и внешние; по продолжительности действия - постоянные и временные; по специфике объектов государственного воздействия - экономическую, социальную, идеологическую, экологическую, обороны и др.

Внешние функции Российского государства - это основные направления его деятельности на международной арене.

К ним относятся следующие:

1) функция обороны страны основывается на законах "Об обороне", "О статусе военнослужащих" и других актах и осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и т.д.;

2) функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов; сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и др.);

3) функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ включает укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместную охрану границ; создание единого информационного пространства;

4) функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем складывается из ряда направлений: участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; участие в деятельности международных экономических организаций; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т.д.

Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества.


К ним относятся следующие.

1) экономическая функция в качестве основных направлений предусматривает структурную перестройку российской экономики; поддержку стратегических и социально значимых производств; централизованную инвестиционную политику; приватизацию; управление государственной собственностью; создание условий для иностранных инвестиций; создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др.;

2) социальная функция включает в себя установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (зарплаты, пенсии, прожиточного минимума и др.); поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться; обеспечение занятости; развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т.д.;

3) функция финансового контроля (фискальная) предусматривает установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т.д.); контроль за денежным обращением в стране и т.д.;

4) функция охраны правопорядка состоит из ряда направлений: охрана прав и свобод граждан; защита всех форм собственности; обеспечение режима законности; борьба с преступностью; охрана общественного порядка; исполнение наказаний; профилактика правонарушений и т.д.;

5) экологическая функция предполагает разработку экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов; контроль за соблюдением природоохранного законодательства;

6) функция развития культуры, науки и образования включает в себя государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т.д.; признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества; охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования и т.д.;

7) функция регулирования межнациональных отношений - особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию.

 

8. Форма государства: понятие и элементы. Форма современного российского государства.

Форма государства - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (например, короля, царя, шаха, императора).

Власть передается по наследству, осуществляется бессрочно, не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа, единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Оман, Катар), и ограниченными (конституционными), а наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Англия, Дания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т.п.).

Республика (от лат. - государственные, общественные дела) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Власть обладает признаками выборности, срочности и зависимости от избирателей.

В зависимости оттого, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия) эту роль выполняет президент, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль) - парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия) - совместно президент и парламент.

Конкретная форма правления предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит от уровня экономического развития общества; классовых сил; национальных и культурных традиций; международной обстановки.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы:

1) унитарную - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными - Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;

2) федеративную - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде.

В зависимости от принципа формирования субъектов федерации бывают: административно-территориальными (США, Германия, Мексика, Австрия); национально - государственными (Бельгия, Эфиопия); смешанными (Россия). По юридической основе выделяют федерации: договорные (на основе договора, при этом у субъектов сохраняется максимум полномочий); конституционные (на основе конституции, полномочия "даруются" Центром). По равенству статусов субъектов федерации классифицируются на симметричные (у всех субъектов статус одинаков, что не учитывает экономических, исторических и тому подобных особенностей регионов); асимметричные (у субъектов разный статус, что помогает избежать конфликтов, сохранить особую среду обитания малых народов, природные богатства, однако представляет собой своеобразный стимул их борьбы за привилегии, угрозу целостности федерации).

Форма политического режима - представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Существует два основных политических режима, которые следует рассматривать как противоположные:

- демократический: население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии; базируется на гражданском обществе; выборность и сменяемость органов власти, подотчетность избирателям; многопартийность, гласность, СМИ свободны от цензуры; разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную.

- антидемократический: общество практически полностью отчуждено от государственной власти, которая формируется бюрократическим способом и недоступна для контроля со стороны народа; отсутствует правовой государственности и гражданского общества; господство одной партии; отсутствие гласности; жесткая цензура, централизация государственной власти

 

9. Механизм государства: понятие, принципы и структура

Механизм государства - это особым образом организованная система государственных органов, посредством которой осуществляется государственная власть, реализуются задачи и функции государства.

Признаки механизма государства:

1) по своей сути он представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих государственных органов;

2) является средством реализации государственных задач и функций, проведения в жизнь государственной политики;

3) в структурном плане состоит из государственных служащих (чиновников) - специалистов-профессионалов в области управления;

4) наделен особыми властными полномочиями, проявляющимися прежде всего в возможности устанавливать общеобязательные правила поведения (юридические нормы), требовать их выполнения всеми участниками социальной жизни и наказывать субъектов за нарушения установленных норм;

5) уполномочен распоряжаться необходимыми материальными средствами (бюджетные средства, государственное имущество, ресурсы учреждений, предприятий, организаций и др.).

Принципами организации и функционирования механизма современного государства являются: приоритет прав и свобод человека и гражданина; демократизм; разделение властей; законность; гласность; профессионализм; принцип ответственности; принцип соподчиненности; принцип сочетания коллегиальности и единоначалия; принцип сочетания выборности и назначаемости.

Структура механизма государства:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчинении при осуществлении своих властных функций.

2) государственные организации – призваны осуществлять охранительную деятельность государства (вооруженные силы, милиция, служба безопасности и т.д.).

3) государственные учреждения – властными полномочиями не обладают, а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, научной сферах (библиотека, больница, почта и т.д.).

4) государственные предприятия – властными функциями не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность.

5) государственные служащие (чиновники) – специально занимающиеся управлением.

6) Организационные и финансовые средства, необходимые для осуществления деятельности государственного аппарата.

 

10. Органы государственной власти: понятие, признаки, виды

Орган государства - это звено государственного аппарата, уполномоченное осуществлять государственную власть в обществе и наделенное определенными властными полномочиями, необходимыми для решения конкретных задач управления.

Признаки:

1) основное назначение государственного органа - реализация государственной власти, решение тех или иных управленческих задач в обществе;

2) является легальным институтом, так как формируется и действует на основе соответствующих юридических документов (конституции, закона, подзаконного акта);

3) выступает легитимным институтом, поскольку его авторитет и властные полномочия добровольно или вынужденно признаются большинством людей;

4) имеет соответствующую компетенцию - совокупность законодательно закрепленных властных полномочий (издание соответствующих юридических актов, применение в случае необходимости мер убеждения, воспитания, поощрения, а также принудительной силы);

5) состоит из государственных служащих и соответствующих структурных подразделений (отделов, управлений и пр.) и имеет необходимую материальную базу (здания, транспорт, техника и пр.), а также финансовые ресурсы, необходимые для реализации компетенции.

Виды органов:

- по порядку образования органы государства делятся на органы, избираемые народом (парламент, президент), и органы, формируемые другими государственными органами (правительство, суды).

- по форме реализации государственной деятельности их можно подразделить на законодательные (обобщающее название - парламенты), исполнительные (правительства, министерства, службы, комитеты, администрации), судебные (конституционные, обычные, административные, военные, арбитражные суды) и контрольно-надзорные (прокуратура, счетная палата, ревизионные комиссии и т.п.);

- по иерархии государственные органы делятся на центральные и региональные (местные);

- по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные (парламент) и единоличные (президент);

- по срокам реализации полномочий - на постоянные (суд, прокуратура, полиция) и временные (временная администрация);

- по характеру компетенции - на органы общей (широкой) компетенции (правительство) и органы специальной (узкой) компетенции (министерства, службы).

 







Date: 2015-08-15; view: 504; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию