Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность имени





 

Древнеегипетская антропология показывает нам ту глубину понимания человека, которая существовала в доисторической древности, которая привела к появлению египетской и других цивилизаций, и которая сейчас в большинстве своём утрачена. И даже мы, православные христиане, имея всё богатство понимания самого себя, ещё большее чем в Египте, часто не пользуемся этим богатством и очень плоско, почти по магически, воспринимаем себя в отношениях Бога и человека как «Хозяина и работника», по словам Л. Н. Толстого. Это вовсе не неправильно, но это лишь честь того понимания человека, которое даёт христианство, и которым в древности владело человечество.

 

Одной из важных категорий в египетской антропологии является категория имени – рэн. Сам иероглиф рэн составной, и фонетически он состоит из ро – уста:

 

…и эн – это Нун, водная бездна:

 

Хотя это и фонетический иероглиф, то есть соединение двух звуком, но он одновременно соединял в себе и фонетический смысловой элементы. В этом иероглифе уже заключено понимание имени египтянами, что это произнесённое устами Бога слово в первоначальной бездне, в Нуне, до создания мира. Так же как и ка, имя это предвечная сущность человека. Нередко под именем воспринимается только название, качество, наименование, которое по сути и не важно. Не важно как тебя зовут, главное какой ты есть. Но для египтянина имя говорит о судьбе человека. Поэтому имя это элемент сущности человека, причём элемент предвечный.

 

Наречение имени – маат-рен – не было наречением имени в нашем обыденном смысле слова. Наречение имени в Египте было узнаванием имени, которое этому человеку дано предвечно, и которое уже существует, и которое уже определяет качества личности. Родители, близкие, жрец должны были выяснить как звался человек у Бога, и дать ему соответствующее имя. В папирусе Весткар по сюжету женщина жена жреца бога Ра рождает тройню, которые должны стать царями пятой династии, хотя она совершенно простая женщина, то есть происходит династический переход. Этот текст и рассказывает как этот династический переход происходил. Но в данном случае важна не политическая составляющая этого текста, а иное. Когда это женщина мучается родами, в качестве повитухи к ней приходит сама Исида, которая, в сопровождении ещё одного женского божественного лица, предлагает услуги. Когда проходят эти трудные роды Исида говорит не родившемуся ещё ребёнку: «Не будь сильным во чреве её, из-за того что имя твоё Усерех (усер - сильный)». То есть Исида знает его божественное имя, чего не знают другие.

 

В египетском ритуале существует такая распространенная формула Эмренек (пер. «В имени твоём»). Это любимая ритуальная формула. «О Осирис, Нефер-Кара. Прими натр предназначенный тебе, дабы стал ты богом. Так как благодаря матери твоей Нут стал ты богом, в имени твоём этот бог». Или «Восходит Пепи по ней (небу), в имени её лестница». И эта формула встречается очень и очень часто. И обычно египтологи это так и переводят «в имени твоём», и эта часть остаётся непонятной. На самом деле не буквальный, а смысловой перевод этого слова является слово «ибо». «Ибо имя твоё лестница», «ибо имя твое бог», «ибо имя твоё сильный» и т.д. То есть человек или бог обретает свои качества ибо имя его такое-то, соответствующее этим качествам. В православии, когда человек крестится во имя какого-то святого, то он обретает качества этого святого, но поскольку мы существа свободные мы можем эти качества не реализовать. И подобно ка имя начинает расходиться с нами, что у египтян имело далеко идущие последствия.

 

У египтян встречается довольно распространенное действие по уничтожение имени. То есть начертанное имя просто стиралось в гробницах, что сопровождалось разрушением посмертных статуй умершего. А гробничная статуя человека обретает личностную привязку только благодаря подписи имени под ней, до этого эта статуя не имеет никакого священного значения и не соединяла личность с изображением. Эта традиция сохранилась и в нашей иконописи. Об уничтожении имени в Египте сохранились даже декреты. К числу имён подлежащих уничтожению относились имена государственных преступников. Иногда во времена смут и революция народ уничтожал статуи и мумии правителей и стирал их имена. Иногда люди стирали имена друг друга, но не понятно из-за чего, возможно это преследовало какие-то магические цели. Но то, что с именем поступали серьёзно и решительно это бесспорно. Смысл этого не в том чтобы люди забыли, а смысл заключался в том, что данный человек не соответствует своему имени. То есть имя например достойное, а сам человек государственный преступник, значит он не соответствует своему имени, он с ним кардинально разошёлся, поэтому имя должно быть уничтожено как несоответствующее личности. То что делает народ с именем, например, деспота-царя, тоже самое делает и Бог с этим человеком в инобытии, то есть подвергает его наказанию и разрушению. Соответственно имя – это, так же как и ка, это обозначение соответствия божественного замысла личности человека. То есть человек может ему соответствовать, а может и не соответствовать.

 

Так же как египтяне не мыслили себе воскресения вне своего тела, и идея воскресения тела, анастасис, это коренная идея египтян, так же египтяне не мыслили и воскресения без имени. В XXII – XXI веках до Р. Х. один из египетских князей на своём гробе писал: «Превознесена суть моя, и повторяет она имя моё. Не умру я, пока будет это совершаться». То есть пока суть умершего произносит его имя, он не умрёт. Необходимо обратить внимание на то, что это надпись надгробия, поэтому понятно что речь идёт не о физической смерти, а речь идёт об окончательной смерти, которая наступает из-за того, что человек не соответствует своему ка, не соответствует своему имена, а значит не обретает вечность. Таким образом, пока происходит то, что написано на саркофаге этого князя, он будет вечно жив.

 

Но имя уничтожалось не только потому что человек не соответствовал ему, а потому что он соответствовал чему-то иному, он соответствовал уже не Богу, а врагу. Поэтому он уже становится не созидательным, а разрушительным элементом мира, поэтому уничтожение его имени это избавление от зла, которое репрезентирует себя в мире.

 

Имя это то, что живёт в этом мире после физической смерти человека, что хорошо знакомо и христианству. Имя это то, что соединяло мир ушедших в божественное бытие людей и мир тех, кто живёт на земле. Произнесение имени умершего соединяло живого с ним, и в какой-то форме давало ему возможность действовать в этом мире, а произносящему соответственно соединяться с тем миром. Современный голландский египтолог Хент Миль пишет в связи с этим: «Упоминание имени, титулов и родственников умершего очень существенно, они увековечивают и личность. Вы не имеете имени, вы и есть имя, так же как вы и есть тело. Также как тело ваше должно быть тщательно бальзамировано, также и имя ваше следует сохранять со всей добросовестностью, иначе вы утратите самотождественность. Египтяне желали воскреснуть в своём собственном теле, так как они стремились сохранить свою личность и своё имя». В Текстах Пирамид этому находится явное подтверждение: «О Меренра, пребывает мощь твоя среди богов и воскресших, ибо исполнены страха сердца их пред тобою. О Меренра, взойди на престол твой во главе всех живых в инобытии, ибо исполнены ужаса сердца их пред тобою. Да живёт имя твоё на земле. Да сохраняется имя твоё на земле. Ибо не должен погибнуть ты, не должен разрушиться никогда». Так же и у нас, память это знание имени, знание сущности. То есть человек вспоминая имя даёт возможность отшедшему быть вместе с ним. Воспоминание имени важнее для живых чем для усопших, так понимали в Древнем Царстве. Имя твоё не разрушается на земле, память твоя вечна на земле, и соответственно ты вечно с живыми. Когда мы молимся Сергию Радонежскому это не для него важно, а важно для нас.

 

Этот же принцип присутствовал и в Египте, но постепенно эволюция египетской религиозной мысли, её деградация привела к обратному, что повиновение нужно для умерших. Поздний Египет утверждает, что поминовение нужно для тех кто отошёл. Например, обратим внимание на то, что написано на погребальной стеле умершей Таасет, то есть эти слова обращены к любому прохожему. На погребальной стеле обязательно стоит имя, так же как и у нас на любом некрополе. Потом уже идёт титул, который тоже важен, потому что он обозначает приближённость к царю, который является посредником между Богом и людьми, и является ритуальным богом на земле. Так вот эта стела говорит: «И ныне я не желаю ничего от тебя, но только простого дыхания уст твоих, ибо те кто там (умершие) живы тогда, когда произносят имена их. И воистину тот кто делает (что-то для другого), делает это для себя самого. Тот кто благословляет имя того так же будет благословенно».

 

Почему произошёл этот переход? Который и у нас сейчас заметен. С одной стороны мы призываем имена святых, и понимаем, что это нужно для нас, а не для святого. А с другой стороны у нас распространено мнение, что умершим там хорошо, надо за них молиться. Действительно, для человека члена Церкви, но при этом человека не святой жизни, для него судьба там определяется жизнью Церкви здесь, молясь за наших усопших мы действительно утверждаем их положительную судьбу, но для святых это не нужно. По мере религиозной деградации общества, когда святость убывает, по мере ослабления духовного потенциала, всё большее и большее значение для усопших приобретает молитва живых, потому что они уходят в тот мир несовершенными и нуждаются в молитве живой Церкви. В те же эпохи, когда духовный подъём велик, тогда живые живут молитвой умерших.

 

Имя связано непосредственно с бытием, нет имени – нет бытия. В Берлинском папирусе о состоянии полного не бытия говорится как о том состоянии, когда имена всех вещей ещё не были наименованы. Это позволяет нам понять важную строчку Книги Бытия. Когда Бог творит, Он называет, то есть происходит называние. Второй момент, который говорит, что человек создан по образу Божьему, это возможность, данная Богом, назвать всех животных. То есть имя это создание, в этом смысле человек сотворец всего космоса. Человек не просто тварь, а он великий демиург. Поэтому время, когда имён ещё не было это значит, что и мира ещё не было. Первое что возникает это имя и идея сущности, а потом уже творится материальная форма.

 

Но с именем связана и ещё одна вещь. Если знают имя, то им могут и злоупотребить. Искажение имени приводит к искажению личности. Это конечно же магия. Так как имя находится в Боге, то человек на самом деле в безопасности, если он сам соответствует своему имени. То есть царь может повелеть стереть имя человека, сжечь его тело и уничтожить его статую, но если человек соответствует своему имени, то деяния царя этому царю только во грех. Поэтому царь не властен над именем, он может сделать только то, что человек сам сделал со своим именем, если человек сам разрушил своё имя, то царь завершает это тем, чтобы это имя, которое уже ложное, не звучало. Поэтому в Египте в самых древних текстах пирамид, явно не магических, много раз говорится чтобы человек уходя из этой жизни в вечность не говорил злым силам своего имени. «О Нефер-Кара, они (демоны) спросят тебя об имени твоём, но не должен ты говорить им имя своё». Потому что если человек скажет им своё имя, то они станут обладать его сущностью, они смогут иметь часть в нём. «О Ней, когда они спросят тебя об имени моём не должна ты произносить им имени моего». То есть демоны могут спросить имя и у божества покровителя. Имя должно произноситься перед Богом Великим, перед Осирисом, перед Ра, но не перед демонами.

 

Принцип того, что имя должно произноситься прямо связано с посмертной судьбой человека. Человек сам произносит своё имя. Это настолько часто встречающаяся формула в Текстах Саркофагов и в Книге Мёртвых, что она является «трафаретной» формулой, которая произносится снова и снова. Формула это часто обозначается так: «Должен человек помнить имя своё, пребывая под Богом». Пребывание под Богом, это вся жизнь человека, и на земле и в вечности, ибо Бог взирает на человека и он ходит под Богом. Человек должен помнить имя своё. Прежде совершения чего-либо человек должен задумываться соответствует ли его поступок его имени. Сама формула звучит так: «Произношу я имя моё в доме великом (палата вечного суда). Помню я имя моё в доме огня (место где предстают перед Осирисом) в ночь счисления годов и счёта месяцев (суд, когда вся жизнь проходит перед человеком)». Именно в этот момент надо помнить своё имя. Без памятования имени человек не может устоять. Но речь здесь идёт не о физическом памятовании. А речь о том, что человек забывает своё имя когда он перестаёт ему соответствовать, он начинает забывать своё имя и оно заменяется кличкой. В кличке нет сущности, в ней есть наименование индивида, отличие его от других индивидов, но в ней не содержится образа сущности. Поэтому забвение имени всегда признак потери сущности.

 

Какое же имя надо в итоге знать? В Текстах Саркофагов говорится: «О Тот, (бог письма), я есть единственный великий, я являюсь в славе, таков я есть, пребываю я в имени моём, ибо имя моё бог, никогда не забуду я этого имени моего». «О Ра-Атум, о Хепри. Тот я кто рождён в начале времён и ведомо мне имя моё, это имя моё есть бог, пребывающий в теле моём, изгоняю я того, кто хочет унести в руке своей имя моё и сердце моё для себя. Не забуду я имени своего пред лицом владыки суда». Оказывается, что самое главное имя человека, имя имён, имя сокровенное, имя по ту сторону имени, это имя бог, нечер. Самое главное, что он божественен, что он образ Божий. Его личное имя производно от этого, поэтому большинство имён в Египте теофорные, они содержат или одно из личных божественных имён (Осирис, Птаха, Атума, Ра, Амона и т.д.), или имя нечер нарицательное, или имя ка, и даже тогда, когда никакого теофорного элемента в имени нет, оно подразумевает некое явление качеств Бога и таким образом восходит к личности Бога. Итак имя для всех египтян одно и тоже, это имя бог. Но поскольку человек бог и при этом личность, имя Боже включается в личностную формулу, в каком виде человек реализует эту свою божественную сущность, ибо каждый реализует её своеобразно. У каждого своя сила, энергия, но за всем этим одно – Дух Божий.

 

Поэтому если ты помнишь, что ты имеешь божественную природу и ты должен проводить эту божественную природу в жизнь, тогда ты не забудешь своего имени. И поэтому умерший говорит: «Не забуду я имени своего пред лицом владыки суда (Осириса)». Пребывание с именем связано с пребыванием с именем здесь. Имя человека звучит здесь на земле. «Вкушаю я хлеб, омываюсь я струящейся водой, вводят меня в обитель первого из запада, сижу я на берегу реки в её половодье, пребываю я среди тех кто в ликовании и имя моё не изгладится никогда в этой земле». «Зиждется имя сильного на том, что соделал он. Не погибнет он в этой стране вечности». Если человек творит дела Божие на земле, то память о нём остаётся, за него молятся как за благодетеля. Таким образом поминовение его имени на земле есть коллективное свидетельство его соответствия своему имени, то есть своему божественному началу. И в этом смысл и памятников и исторической памяти. В тоже время, когда человека проклинают за его дела, когда его имя употребляют с ненавистью, тогда это имя не соответствует себе и человек не может оправдаться перед Богом. Поэтому фраза vox populi, vox Dei правильна. Слова произнесённые людьми на земле, оценки сделанные на земле важны. Если же человек не соответствует своему имени, то на этот случай имеется другая формула: «Не будут вспоминать о нём родные его, не будут приноситься ему его заупокойные приношения, не будет возливаться для него вода и имя его не будет существовать, заупокойные службы не будут для него совершаться под Богом». Тот кто совершил злодеяние, его имя изглаживается и теряется. Поэтому становятся понятны слова из Апокалипсиса, где говорится о том, что каждому будет дан белый камень и на нём его новое имя, которое никто не знает кроме Бога и получающего. Но это будет дано верным, тем кто оправдал своё имя, и это тайное имя, имя-сущность будет возвещено человеку.

 

 

Лекция IV (XVII)

Date: 2015-08-15; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию