Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шат Чакра Нирупана





 

(Описание шести чакр)

 

Вот первый росток реализации Брахмана, достигаемой согласно Тантрам, постижением шести Чакр в их порядке.

В пространстве вне позвоночника справа и слева есть два канала, лунный и солнечный. В середине – канал Сушумна, чья сущность – три гуны. Она имеет форму солнца, луны и огня. [ 1 ] Её тело, как вереница расцветающих белых цветов дурмана, простирается от середины Канды [ 2 ] до головы, и молния внутри нее идет от половых органов к голове.

Внутри неё – Читрини-нади, светящаяся светом Пранавы (слог ОМ) и могущая быть достигнутой йогинами. Она тонка как паутина и пронизывает все лотосы, расположенные внутри неё. Ее природа – чистый разум. Она прекрасна от них (лотосов), нанизанных на неё. Внутри неё – Брахма-нади, которая простирается от отверстия рта Хары (имя Шивы) до того места, за пределами которого пребывает Ади-дэва. [ 3 ]

Она (Читрини) прекрасна, как цепочка вспышек молнии; тонкая и нежная, как волокно лотоса, она сияет в умах мудрецов. Она, чья настоящая природа – чистое сознание, предельно тонка, и она воплощение всего (возможного) блаженства. Дверь в Брахман (Брахмадвара) сияет в ее рту. Здесь, в этом месте, вход в область, орошаемую нектаром [ 4 ], и оно называется "узлом", а также "ртом" Сушумны.

Сейчас мы вступаем в Адхара-лотос. Он прикреплен ко рту (входу) Сушумны и расположен между анусом и половыми органами. У него 4 лепестка малинового цвета и его головка свисает вниз. На лепестках буквы блестящего золотого цвета от Ва до Са.

Здесь Чакра земли, окруженная 8 сияющими копьями. Она ярко-желтого цвета и прекрасна, как молния, и биджа Дхары (слог ЛАМ) в ней.

Украшенный 4 руками и восседающий на царе слонов, он несет дитя-творца, блистающего как восходящее солнце; у него 4 руки и четырехкратно богатство его лотосоподобного лица.

Здесь обитает Богиня по имени Дакини. Ее 4 руки сияют прелестью, а ее глаза блестяще-красные. Она сверкает как свет многих одновременно встающих солнц, и она всегда поддерживает проявление чистого сознания.

Возле "рта" Нади, называемой Ваджра, и в основании лотоса Муладхара постоянно пребывает сияющее, прекрасное и нежное Камарупа [ 5 ], которое – треугольник Трипура [ 6 ]. Здесь Вайю, называемое "Кандарпа" [ 7 ], еще более красное, чем цветок Бандхуджива и оно – владыка бытия [ 8 ], сверкающее как 10 миллионов солнц.

Далее там же говорится так: "Апана тянет Прану, а Прана тянет Апану – так (охотничий) сокол, привязанный веревкой (к руке охотника) притягивается назад, когда он пытается улететь. Пока эти две (Прана и Апана) так противодействуют, они не покидают тело. Когда (их противодействие прекращено) и они согласованы, они покидают тело". В этом же смысле ниже, в ст. 10 Шат-Чакра-Нирупана говорится о Кундалини, которая посредством вдоха и выдоха поддерживает существование всего мира.

Внутри его (треугольника) – Сваямбху в форме лингама [ 9 ] (пениса), повернутого головкой вниз [ 10 ], прекрасного, как будто он из литого золота. Его можно познать созерцанием, и он формой и цветом напоминает молодой лист. [ 11 ] Как очаровывают холодные, подобные цвету молнии, лунные лучи, так прекрасен и он [ 12 ]. Божество, которое пребывает здесь, в священном месте Шивы, в блаженстве, формой своей подобно водовороту.

Над ним (Сваямбху-лингамом) сияет спящая Кундалини, тонкая, как волокно стебля лотоса. Она, вводящая собой в заблуждение (иллюзии) весь мир [ 13 ], прикрывает собой рот (устье) Брахма-двары. Похожая на спиральную раковину, она формой напоминает змею, три с половиной раза обернувшуюся вокруг Шивы, и ее свет – как яркая вспышка юной молнии [ 14 ].

Её приятный гул [ 15 ] – как едва слышимое жужжание роя обезумевших от любви пчел, и как тихий аккорд гармоничной музыки. Это Она, Которая поддерживает все существующее в этом мире посредством вдоха и выдоха, и сияет в полости Муладхары цепью блестящих огней.

Внутри этой области (в Сваямбху-лингаме) господствует запредельная [ 16 ] Шри Парамешвари (Высшая Госпожа), пробуждающая вечное знание. Она, с Ее прекрасным искусством творчества – всемогущее время, и Она тончайшая из всего тонкого, вместилище того непрерывного потока нектара, который течет из вечного блаженства [ 17 ]. Её излучением освещена вся Вселенная и этот котел [ 18 ].

Медитируя над Ней, Которая сияет в полости Мула-лотоса светом 10 миллионов солнц, человек становится господином речи и царем среди людей, посвященным во все учения. Он освобождается от всех болезней и его глубинный дух становится полным великой радости. Своей изящной и убедительной речью он служит всем главнейшим Богам.

А вот лотос (Свадхиштхана) прекрасного алого цвета, расположенный в Сушумне у основания половых органов. На его лепестках – буквы от Ба до Ла с точкой над ними сияющего цвета молнии.

Внутри (Свадхиштханы) сияюще-белая область воды в форме лунного серпа и в ней – биджа ВАМ, сидящий на крокодиле, незапятнанный и белый, как осенняя луна.

Хари (Вишну) внутри (в бидже ВАМ), в своей юной гордости, с голубым светящимся телом прекрасного вида, четырехрукий и одетый в желтые одеяния, несет возлюбленную Шри (Лакшми) и Каустубха (драгоценность Вишну).

Это здесь сияет шакти Ракини, и Ее излучаемая во все стороны прелесть красоты внутренности голубого лотоса. В поднятых вверх руках Она держит оружие, Она облачена в небесные узорчатые одеяния и Ее ум возвышается питьем нектара.

Медитирующий над этим незапятнанно-чистым лотосом, называемым Свадхиштхана [ 19 ], немедленно освобождается от всех своих врагов и недостатков, таких, как эгоизм и других. Он становится господином всех йогинов, подобно солнцу, освещающему тьму неведения. Богатство его слов, подобно нектару, струится в хорошо осмысленных рассуждениях, в стихах и в прозе.

Над ним (Свадхиштханой) и у основания пупа – светящийся 10-лепестковый лотос (Манипура) цвета тяжелых дождевых облаков. Внутри него – буквы от Да до Пха цвета голубого лотоса и с точкой над ними. Здесь созерцай в форме треугольника область огня, сияющую как восходящее солнце. Вне этого треугольника – три знака свастики, а внутри – биджа огня (РАМ).

Медитируй над ним (биджа РАМ), сидящим на баране, 4-х руком, светящемся, как восходящее солнце. Здесь постоянно обитает Рудра, в своем древнем образе и трехглазый. Он цвета киновари, но от пепла, которым Он вымазан, Он кажется белым. Его руки раздают дары и отвращают страх. Он – разрушитель творения.

Здесь обитает шакти Лакини, благодетельница всего, 4-х рукая, с лучащимся телом. Темная, облаченная в желтые одеяния, украшенная всевозможными узорами, Она возбуждена питьем нектара. Медитацией над этим лотосом достигается сила творить и разрушать. Вани (Сарасвати) со всем богатством знания всегда обитает в этом лотосе.

Над этим, в сердце, есть прекрасный лотос такого сияющего цвета, как цветок Бандхука с расположенными в нем 12 буквами цвета киновари от Ка до Тха. Этот лотос называется Анахата и он подобен небесному дереву Калпа (дереву исполнения желаний), которое всегда дает больше, чем просишь. Область Вайю дымного цвета с 6 углами.

Здесь медитируй над сладостным и превосходным 4-руким Павана-Биджа, серым, как масса дыма, сидящим на черной антилопе. Также медитируй над расположенной здесь обителью милосердия, незапятнанный Господин которой светящийся как солнце. Его две руки совершают жест, дарящий благо, и рассеивающий страх трех миров.

Здесь пребывает Какини, желтая, как молния. Возбужденная и благостная, трехглазая, Она благодетельница всего, облаченная во всевозможные украшения. В Своих 4 руках Она несет петлю и череп, делая знак благословения, отгоняющий страх. Её сердце размягчено нектаром, который Она пьет.

В околоплоднике этого лотоса – шакти в форме треугольника, чье нежное тело – как 10 миллионов молний. Внутри треугольника – Шива-линга, называемый Бана-лингам. Он блестящий как золото, и в Его головке отверстие, маленькое, как драгоценность. Это обитель Лакшми.

Медитирующий над этим лотосом сердца становится господином речи; подобно Ишваре он теперь способен оберегать и разрушать миры. Этот лотос подобен небесному дереву желаний; обитель Шарва (Дживатмана), он украшен Хамса (Шивой), Который – как устойчивое пламя свечи в безветренном месте. Волокна, окружающие основание этого лотоса и освещенные "областью солнца" прекрасны (как солнечные лучи).

Первейший среди йогинов, он становится необычайно привлекательным для женщин. Мудростью и благородством поступков он превосходит всех. Его чувства полностью под контролем. В напряженной сосредоточенности его ум (полностью) поглощается в сознании Брахмана. Его вдохновенная речь течет, как поток чистой воды. В своей сущности он подобен Вишну, и он способен по желанию достигать другого тела.

В горле расположен лотос, называемый Вишуддха (чистый), дымно-лилового цвета. Все буквы, сияющие на его 16 лепестках малинового цвета, отчетливо видны тому, чей разум (Буддхи) просветлен. В основании этого лотоса – область эфира круглой формы, подобная полной луне.

На белоснежном слоне восседает здесь биджа Амбара и Его одеяния белы. Две из Его 4 рук держат петлю и стрекало, а 2 других делают жест, благословляющий и отвращающий страх, и это дополняет Его прелесть. У Него на коленях всегда сверкает белоснежное божество [ 20 ], 3-глазое и 5-ликое, с 10 прекрасными руками, одетое в тигровую шкуру. Его тело соединено с Той, которая "рождена горами" (Парвати), и Он известен под именем Сада-Шива – "всегда благодетельный".

Шакти Шакини, сияющая в этом лотосе, чище, чем океан нектара [ 21 ]. Её одеяния желты и в своих 4 лотосоподобных руках она несет лук, стрелу, петлю и стрекало. В основании этого лотоса – вся область луны, не запятнанной "знаком зайца" [ 22 ]. Здесь – врата пути к великому освобождению для того, кто желает достичь богатства йоги и чьи чувства очищены и контролируются.

Садхака, достигший полноты знания Атмана [ 23 ] с помощью постоянной концентрации своего сознания на этом лотосе становится великим святым, красноречивым, мудрым и наслаждающимся ненарушимым покоем сознания. Он наблюдает прошлое, настоящее и будущее и становится благодетелем всего, свободным от недугов и страданий, долго живущим и, подобно Хамсе [ 24 ], разрушителем бесконечных опасностей.

Йогин, чей ум устойчиво фиксируется на этом лотосе, чье дыхание контролируется Кумбхакой, имеет силу, чтобы пройти через три мира. Ни Брахма, ни Вишну, ни Хари-Хара (Шива), ни Сурья, ни Ганапа (Ганеша) не способны противостоять ему.

Прекрасный белый лотос, подобный луне, называется Аджня. На его 2 лепестках буквы Ха и Кша, которые тоже белые, что увеличивает красоту этого лотоса. Он сияет славой Дхьяны, внутри его – Шакти Хакини, чьи 6 лиц подобны множеству лун. У Неё 6 рук, в одной из которых Она держит книгу, две других подняты вверх в положении, отвращающем страх и дарящем благо. Остальными руками Она держит череп, небольшой барабан и букет роз. Её сознание чисто.

В этом лотосе – обитель тонкого проницательного ума (Манас), который хорошо известен. Внутри его – Йони, а в основании лотоса – Шива в форме лингама, называемого Итара-лингам. Здесь он сияет как цепь вспышек молний. Первая биджа-мантра Вед (ОМ) – обитель наивысшей Шакти, которая своим светом освещает и делает видимой Брахма-сутру (Читрини-Нади), которая находится там же. Садхака, чей ум устойчив, пусть медитирует над этим в соответствии с предписаниями.

Превосходный садхака, чья Атма – ничто иное, кроме медитации над этим лотосом, способен по своей воле быстро достигать иного тела и стать наиболее выдающимся среди святых и мудрецов, всезнающим и всевидящим. Он становится благодетелем всего и знатоком всех учений. Постигая свое единство с Брахманом, он обретает сверхъестественные и неведомые силы. Полный славы и долго живущий, он становится творцом, хранителем и разрушителем трех миров.

В этой Чакре внутри треугольника постоянно пребывает комбинация букв (А, У, М), образующих Мантру ОМ. Это – внутренний Атма (дух), чья сущность – чистый разум. Он напоминает пламя. Над ним – половина луны, а выше – буква МА до проявления (Ma-кара) в форме точки, а еще выше – Нада, чья белизна такова же, как (белизна) Бала-дэвы и Луны.

Когда йогин "закрывает дом" [ 25 ], остающийся "без опоры" [ 26 ], он получает (таким образом) знание с помощью высшего учителя. Когда, посредством повторения этой практики, Читта становится растворенной в этом месте (в Аджня-чакре), тогда он видит в треугольнике и в пространстве над ним отчетливо сверкающие вспышки огня.

Он также видит пламя, подобное пламени свечи, светящее, как чистейшее сияние утреннего солнца и горящее между "Небом" и "Землей". Здесь Бхагаван (господь Парама Шива) проявляет себя во всей полноте Своего всепроникающего, вездесущего могущества. Он, свидетель всего, не знает упадка, и Он пребывает здесь так же, как и в области солнца, луны и огня (в Сахасраре).

Это – несравненное и восхитительное местопребывание Вишну. Превосходный йогин во время смерти помещает свою Прану здесь и входит после смерти в это высшее, вечное, нерожденное божественное первоначало, в Пурушу, Который был прежде трех миров и Который познан Ведантой.

Когда действия йогина, добрые во всех отношениях, становятся частью его служения у лотосоподобных ног его почитаемого Гуру, тогда над (Аджня-чакрой) он увидит образ Великого Пра-звука (Маха-нада) и Сиддхи речи всегда будут проявлены в лотосе его руки.

В Великом Пра-звуке растворяется Вайю (воздух). Это половина Шивы, по форме подобная плугу [ 27 ]. Он (Шива)-успокаивающий, дарящий благо, отвращающий страх и дающий проявленным чистое сознание [ 28 ].

Над всем этим, в пустом пространстве, где Шангкини-нади и Висарга [ 29 ] – тысячелепестковый лотос. Этот светящий лотос, более белый, чем полная луна, повернут вниз. Его собранные в гроздья лепестки слегка окрашены (розовым) светом восходящего солнца, в нем светятся все буквы, начиная с А и Ом – полнейшее блаженство.

Внутри (Сахасрары) – полная незапятнанная луна (без знака зайца, сверкающая, как в чистом (осеннем) небе. Она, влажная и холодная [ 30 ] как нектар, щедро изливает свои лучи. Внутри неё – треугольник, сверкающий как молния, в котором – Великая Пустота [ 31 ], тайная даже для всех Богов.

Хорошо скрытое и достижимое лишь с большими усилиями это тонкое Бинду (Шунья, Пустота) – основной корень освобождения, и оно проявляет чистое Нирвана-кала с Ама-кала [ 32 ]. Здесь пребывает Божество, известное всем, как Парамашива. Он – сущность и Атма (душа) всего существующего; в Нем соединены Раса и Вираса [ 33 ] и он подобен солнцу, разрушающему тьму неведения и заблуждения.

Постоянно текущим потоком нектара, напоминающим серебристые лунные лучи, Господин (Гуру Парамашива) дает указания йогину, контролирующему себя и обладающему очищенным разумом. (Указания эти) даются знанием, которое осуществляет единство Дживатмана и Параматмана. (Этот поток) наполняет все вещи, как их Господин [ 34 ] – вечно текущий и распространяющий истечения всех видов блаженства; Он известен под названием Парама-хамсах.

Поклонники Шивы называют это место обителью Шивы, поклонники Вишну называют его Парама Пуруша. Иные называют это место обителью Хари-Хара [ 35 ]. Те же, кто преисполнен страсти к лотосоподобным ногам Богини (Кундалини), называют это место Её обителью. Иные же великие святые называют это чистым местом Пракрити-Пуруши.

Тот, высший из людей, кто контролирует свое сознание и знает это место (в Сахасраре), никогда больше не родится снова, так как теперь нет ничего в трёх мирах, что связывало бы его. Его сознание будет под контролем и его цель будет достигнута. Он приобретет всю полноту силы для того, чтобы делать все, что он захочет, и предотвращать то, что противостоит его воле. Он будет двигаться в Кха [ 36 ], и речь его – проза или стихи – будет чиста и сладостна.

Здесь – высшая (самая полная) луна в 16 кала. Она чиста и по цвету похожа на юное (восходящее, оранжевое) солнце [ 37 ]. Она тонка, как сотая часть волокна из стебля лотоса. Тонкая и светящаяся, как миллионы вспышек молнии, она повернута вниз. От неё, чей источник – Брахман, течет обильный поток нектара.

Внутри этого (Ама-кала) – Нирвана-кала, высочайшая из высочайших. Она, тончайшая, как тысячная часть конца волоса – в форме лунного серпа. Это – всегда существующая Госпожа (Бхагавати) – Божество, присутствующее во всем. Она дает божественное знание и светит так ярко, как светили бы все солнца, взошедшие одновременно [ 38 ].

Нирвана-Кала сверкает ослепительно ярко, но цвет ее, как и у Ама-Кала, подобен цвету восходящего солнца, он ярко-оранжевый.

В Нирвана-кала сияет высшая Изначальная Сила – Нирвана-шакти. Она, светящая ярко, как миллион солнц, мать трех миров. Она предельно тонка, как десятимиллионная часть волоса. Имеющая в себе постоянно текущий поток (изначальной) радости [ 39 ], она (дает) жизнь всему существующему [ 40 ]. Это она милостиво приносит знание истины в ум мудрецов.

Внутри ее (Нирвана-шакти) – место, называемое обителью Шивы, свободное от Майи. Это место, известное под названием Нитьянанда, могут достигать только йогины. Оно наполнено всевозможными формами блаженства и его природа чисто умственная. Одни называют это место "местом Брахмана", другие – местом Хамсах. Мудрецы описывают его, как обитель Вишну. Эти праведные люди говорят о нем, как о невыразимом словами месте освобождения, где познается Атман.

Тот, кто очищен практикой Ямы и Ниямы, предпочитает (непосредственно) из уст своего гуру изучать процесс, открывающий путь к познанию освобождения.

Тогда тот, чье существование погружено в Брахман, пробуждает Богиню (Кундалини) звуком (Мантры) ХУМ, пронизывая центр линги, рот которой закрыт и невидим. Потом с помощью воздуха и огня вводит ее (Кундалини) в Брахма-двара.

Богиня, Которая – чистая Саттва, в Своем тонком состоянии, светящая, как молния, и тонкая, как волокно стебля лотоса, пронизывает три лингама [ 41 ] и достигает всех лотосов, известных, как лотосы Брахма-нади, сияющие с этого момента внутри (Брахма-нади) во всей полноте. Она идет к светлому Шиве, подобному пламени – который Высшее блаженство – и внезапно порождает счастье освобождения.

Пусть мудрый и превосходный йогин, устойчивый [ 42 ] в Самадхи и преданный своему Гуру, ведет Кула-Кундалини вместе с Дживой вдоль (Брахма-нади) к ее Господину – Парамашиве, в обитель освобождения [ 43 ]. Пусть он медитирует над ней, позволяющей все желания, в её форме Чайтаньярупа Бхагавати [ 44 ]. Когда он ведет так Кула-Кундалини, пусть он сделает все вещи поглощенными в ней [ 45 ].

Превосходная Кундалини пьет красный нектар, исходящий из Парама-Шивы. Оттуда, где сияет вечное блаженство, она возвращается во всей своей славе по пути Кула (Читрини-нади) в Муладхару. Йогин, достигший устойчивой неподвижности своего ума, потоком небесного нектара, текущим из сосуда Брахманда [ 46 ], совершает жертвоприношение своему персональному божеству (Ишта-дэвата) и другим божествам в 6 чакрах. Этим он получает знание в традиции своего Гуру.

Йогин, ум которого под контролем, который соблюдает Яма и Нияма и который изучил от своего Гуру-посвятителя этот прекрасный метод – источник постоянной радости, никогда уже не родится в этом мире до самого момента всеобщего растворения; радующийся тому, что он всегда имеет этот источник вечного блаженства, он, исполненный покоя – выдающийся среди всех добродетельных.

Если такой йогин, преданный своему Гуру, ум которого контролируется, а сердце невозмутимо, прочтет этот тайный трактат – источник высшего знания об освобождении – то можно с уверенностью сказать, что сознание такого йогина будет танцевать (от радости) у ног его Ишта-дэвата (персонального Божества).

Перевод А.Ригина

(Путь Шивы. К.: "Экслибрис", 1994, с.135-149)

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] Калпа — волшебное древо исполнения желаний — прим. пер.

 

[2]В изданном русском переводе "Змеиной силы" (Киев: «Экслибрис», 1994) эти тексты были опущены. К HTML-версии прилагается перевод "Шат Чакра Нирупаны" (см. Приложение 1).

 

[3] 7 миров: Бхух, Бхувах, Свар, Тапах, Махах, Джанах, Сатья. См. мою работу "Волна блаженства" (комментарий к шлоке 35). Лока — это то, что проявлено и может быть достигнуто, следовательно, плоды Кармы в форме индивидуального перерождения. См. Satyananda, Comment on Isha-Upanishada. Мантра 2, p. 258.

 

[4]Согласно Упанишадам и Пуранам есть шесть Чакр и верхний мозговой центр Сахасрара.

 

[5]"Круг Истины", автором которого был принц Мухаммед Дар Шикох, старший сын императора Шах-и-Джехана, умерший в 1659 году. Его учение было объявлено тайной доктриной "божьего посланника".

 

[6]См. Alam-i-Nasut. Ed. by Rai Bahadur Srisha Chandra Vasu.

 

[7]Shaikh Muhammаd Iqbal. The Development of Metaphysics in Persia. p. 110.

 

[8]См.: Пополь-Вух. М.: Наука, 1956 — прим. пер.

 

[9]3 Pitta. Подробнее см. Prapanchasara Tantra. Tantric Texts, vol. 3, Introduction, p. 12. (Вата, Капха и Питта — три вида жидкости в организме: «слизь», «желчь» и «кровь». — прим. пер.)

 

[10]1000 лепестков Сахасрары — это 20 x 50 (50 букв санскритского алфавита).

 

[11]Кундалини называют «змеёй» (Бхуджанги), которая спит в Муладхаре. Она «спит» в том смысле, что пребывает в покое, пока сознание человека пробуждено для мира — её творения, которому она имманентна. Когда в ходе Йоги она «пробуждается», человек засыпает для мира и наслаждается надмировым опытом.

 

[12]Конечный пункт Кундалини-йоги лежит за пределами всех небесных миров. Йогины стремятся не на «небеса», а к соединению с тем, что есть источником всех миров.

 

[13]Согласно "Шат-Чакра Нирупане", звуки Шабда-Брахмана слышны в Анахате — четвертом центре.

 

[14]Упоминания о такой «змее» неизвестны. Анима-Сиддхи предполагает не это, а отождествление сознания с малым или великим.

 

[15]"Шат Чакра Нирупана" действительно говорит, что Аджня называется так потому, что указания от Гуру свыше получаются именно здесь.

 

[16]Один из трех узлов или центров, в которых сила Майи особенно сильна.

 

[17]Те кто практикует магию упоминаемого здесь вида, работают только с низшим центром и обращаются за помощью к Прайоге, ведущей к Наика-Сиддхи — общению с женскими духами, и подобным вещам. Процессы же, описываемые здесь — процессы пути освобождения, и не имеют ничего общего с черной магией.

 

[18]Ум, дыхание и сексуальность взаимно переплетены. Цель же Йоги — "поднять семя вверх" и достичь того, что называется «Урдхваретус». Для этого предназначается упражнение Випарита-Мудра.

 

[19]Употребляя термин «теософский» я имею в виду те идеи, которые подчеркиваются руководителями и членами теософского общества. Я называя этим словом учение, которого придерживается это общество, при этом сама общая идея теософии не обязательно тождественна этому учению. Те, кто знаком с обоими учениями, смогут находить моменты соответствия между обоими системами, теософской и индийской.

 

[20]Так, например, теософски ориентированный санскритолог Срис Чандра Васу в своем "Введении в философию йогов" ("Introduction to Yoga Philosophy" (стр. 35) называет Линга-Шариру "эфирным двойником". Согласно же обычному индийскому применению этого термина, Линга-Шарира это "тонкое тело", — Антахкарана и Индрии — проводник Танматр, или же, согласно другому источнику — пять Пран. В другом месте (стр. 51) они названы "астральным телом" и сделано несколько определений Чакр, которые не согласуются с теми текстами, с которым я познакомился.

 

[21]Поскольку это происходит по милости Богини, то она называется "подательницей 8 Сиддх, дающей Аишвария (Ishitvadyastasiddha)". См. «Trisati», 2, 47.

 

[22]Дух — Атман, проявляющий себя как «Я». Его носителем являются ум и Антахкарана, работающие совместно с Манасом и чувствами (Индриями), и материя. Есть пять видов Бхута, "чувствующей материи".

 

[23]Шива инертен. Поэтому в Тантрах Дэви символически помещается на теле Шивы, который лежит подобно трупу (Шава). Как говорится в "Кубджика Тантре" (ч. 1), мир создают, поддерживают и разрушают не Брахма, Вишну и Рудра, а их Шакти — Брахмани, Вайшнави и Рудрани. См. «Прана-Тошини» (9). Активность — это природа Пракрити. Поэтому на символических изображениях полового соития женскую фигуру помещают над (Випарита) мужской. То, что Дэви находится над Шивой, указывает (в частности, в случае Кали), что именно она, как Мать Всего, даёт освобождение. Подробнее см. "Принципы Тантры".

 

[24] Kalpana — воображение, основанное на творческой идеации, обусловленной памятью о Вселенной предыдущго цикла (предшествовавшего последней Пралайе — прим. пер.). Как говорится в "Йогини Хридайя Тантре", "картина мира создана Её собственной волей, которую так приятно видеть Бхагавану (Господу, т. е. Шиве)".

 

[25]"Высший отец дает своё озарение (Пракаша), а Она, Вимарша-Шакти, производит и творит" ("Йогини Хридайя Тантра").

 

[26]В "Санкхья Карике" говорится, что "нет ничего более нежного, чем Пракрити, которая служит Пуруше для всевозможных форм его наслаждения, в конце-концов давая ему свободу и отворачиваясь от него, когда он более не нуждается в Её услугах"

 

[27] Сат-Чит-Ананда Майя — это в сущности то же, что Сат-Чит-Ананда, но суффикс «майя», как и «рупини», отмечает тонкое различие: она одновременно и своя собственная сущность, Чит, и нечто отличное от нее, поскольку проявляется как сила.

 

[28]Как говорится в "Йогини-Хрдайя Тантре", "Пара-Дэви — это половое соитие Пракаши (света чистого сознания) и Вимарши (силы сознания) (Prakasha-Vimarsha-samarasyarupim). Это состояние Нирвикальпа-джняны, в котором нет разделения на «Это» и «То», на «Я» и «Это». В Викальпа-джняне сохраняется субъект и объект.

 

[29] Prakasha-matra. Парамашива имеет в себе два аспекта — Пракаша и Вимарша, или Камешвари и Камишвари, Паралинга. Пракаша — это «Asphuta-sputikara», "проявление непроявленного". Вимарша происходит от корня mrish — "касаться, производить впечатление, познавать". Это то, что познаётся мыслью, её объект. Этот термин, вместе с «Прадханой» и «Пракрити» — символами «зримого», — указывает на принцип объективной реальности.

 

[30]В этом смысле Шакти называется «Гханибхута» (Ghanibhuta), что буквально значит «массивный» или «сконденсированный». Это то состояние собранной, сконденсированной энергии, которое может внезапно породить ("Спхурана" — «Sphurana»; буквально "распухать") Вселенную. (Джон Вудрофф писал это в 1913 году, когда еще не были разработаны современные космологические идеи о сингулярности, структуре пространства-времени и возникновении Вселенной из точки в момент "Большого взрыва". Существуют и многие другие параллели тантрической космогонии с современными космологическими идеями. Возможно именно здесь, в теории гравитационного коллапса и сингулярности можно найти ответ на вопрос о физической природе Изначальной Силы, Кундалини Шакти — прим. пер.)

 

[31]Данный образ тоже несовершенен, потому что такая точка, не имеющая величины, всё равно будет иметь положение в пространстве. Между тем точка эта предшествует появлению пространства.

 

[32]Два семени — это Шива и Шакти, а оболочка — Майя. Когда это двуединство разделено, это — символически — проявление Вселенной. Полагать, что это два отдельных семени — ошибка, потому что Шива и Шакти — одно целое, имеющее два аспекта.

 

[33]т. е. имеющую форму «срингара» — водяного ореха, растущего в озерах Кашмира. Следует заметить, что Янтры, хотя они и проецируются на двухмерную плоскость, на самом деле должны были бы быть объемными трехмерными фигурами.

 

[34]Это Карья или «сотворенный» Бинду, отличный от причинного Карана Бинду или Парам-Бинду.

 

[35]"Раджайога Сара" цитируется в комментариях Рагхава Бхатта на «Шарада-Тилаку», 1.8.

 

[36]Макрокосм называется «Брахмандой», "яйцом Брахмы", а микрокосм — «Кшудра-брахмандой», "малым яйцом Брахмы".

 

[37]Другое название Пракрити — Прадхана (pra+dha+anat) — "То, что содержит в себе все вещи".

 

[38]"Санкхья-Таттва-Каумуди", 23.

 

[39]Гниение и умирание — это две из шести Урмис, которые наряду с голодом и жаждой, горем и неведением составляют характерные черты этого тела. ("Прапанчасара Тантра", 2.)

 

[40]Опыт с фоноскопом, при котором видна конфигурация звуковых волн, описан в учебниках физики. — прим. пер.

 

[41]В т. наз. "огне пищеварения". — прим. пер.

 

[42]"Tantric Texts", vol. 3. Введение.

 

[43]"Нируттара-Тантра", гл. 4. "С Хам-кара это выходит, а с Сах-кара — входит. Джива всегда повторяет высшую Мантру ХАМСАХ." См. также об этом "Дхьяна-Бинду Упанишада".

 

[44]Йогические тексты говорят о Чит-Чандре, "внутренней луне", мистической «луне» в Сома-чакре (с которой течет поток нектара — прим. пер.)

 

[45]"Нирвана-Тантра", цитируемая в комментариях к "Шат-Чакра Нирупана", говорит, что Параматма — это Дэвата состояния Турья, а "Прапанчасара Тантра" (ХIХ) говорит, что Джаграт — это Биджа, Свапна — Бинду, Сушупти — Нада, а Турья — Шакти; растворение за пределами этого всего — это Шанта.

 

[46]Приведу пример, который я беру из статьи автора, которого никоим образом нельзя назвать ни «оккультистом», ни «теософом». Генерал Дж. Г. Гаррис заметил скорпиона, приближавшегося к ноге Садху — нищего подвижника. "Не двигайтесь, — сказал он, — у вашей ноги скорпион". Садху разогнулся, и когда он увидел скорпиона, он указал на него пальцем. Скорпион немедленно в присутствии генерала съежился и умер. "Вы, кажется, уже достигли силы" — сказал генерал, но Садху отмахнулся от этого дела, как не имеющего никакого значения.

 

[47]Некоторые последователи «Бхайрава-Тантры» рассказывали мне о необычном употреблении Мантры. Мужчина проецирует Мантру на женщину, и та испытывает от этого ощущение сексуального соединения. "Вишну Пурана" также говорит о зачатии одной лишь силой воли.

 

[48]Для понимания природы Вритти их проще всего сравнить с волнами на поверхности воды (сознания), создаваемых ветром (восприятие). Волны делают воду (сознание) мутной и непрозрачной.

 

[49]Обычно в Муладхаре указываются буквы Ва, ША, Са и Ла. Согласно другим источникам, последняя буква — Сса (Так передана буква Са с придыханием — отдельная буква в санскрите. — прим. пер.)

 

[50]Термин «нерв» употребляется здесь за отсутствием другого эквивалента. Эти Йога-Нади не являются, как физиологические нервы, плотными объектами, но лишь тонкими каналами, по которым жизненная сила движется в теле.

 

[51]"Шарада Тилака" (12) говорит о том, что когда в сознании возникает творческая активность, то это то состояние, в котором — причина существования субъекта и объекта, ума и материи.

 

[52] Спхота — от корня «спхут» — "раскрываться, как почка" — это то, чем раскрывается частное значение слов. Буквы, как по отдельности, так и в комбинациях, не значат сами по себе ничего. Слово — это не сама вещь, но через слово, когда оно произносится, обозначается знание вещи. То, что обозначает вещь, это раскрытие — Спхота, и это не то, что представляют собой сами буквы. Этот Спхота — вечный Шабда.

 

[53]Термин Бинду также означает «капля», ассоциируясь с каплей семени.

 

[54]Випарита-Майтхуна, Шакти находится на Шиве, и движется при совокуплении с ним, потому что Она — активность, а Он — инертное сознание.

 

[55]Считается, что последовательно проявляющиеся звуки Нада являются признаком поднимающейся Кундалини Шакти. В разных Чакрах слышен разный звук, возникающий при прохождении Кундалини через эти Чакры. — прим. пер.

 

[56]Здесь и далее физиологические термины, употребляемые автором, не всегда могут совпадать с терминами, принятыми в современной медицинской литературе на русском языке. — прим. пер.

 

[57]Поэтому в «Лалита-Сахасранама» (106) она называется "Muladhara bujarudha". Огонь, Солнце и Луна — это аспекты тройственной дифференциации Парабинду или Камакала. Об этом см. дальше.

 

[58]Это три Нади, которым в Латасадхане поклоняются как Чандра, Саури, Агни (Солнце, Луна и Огонь) в Маданагара (синоним Йони).

 

[59]Описание взято из «Сангатаратнакара» (144–156). Подробнее об этом — "Йогарнава Тантра".

 

[60]Описание взято из «Сангатаратнакара» (144–156). Подробнее об этом — "Йогарнава Тантра".

 

[61]Этот и другие лотосы описываются обращенными вниз. Когда через них проходит Кундалини, они «оживают» и поворачиваются вверх.

 

[62]"Дхьянабинду Упанишада" связывает Биджу каждой из Чакр с пятью Пранами. Биджа ЛАМ связана с Вьяной.

 

[63]Она — «привратница» ("Саммохана Тантра", гл. 2) (Имеются в виду "врата Брахмы", Брахма-двара — прим. пер.)

 

[64]Иногда его представляют как круг с множеством точек в нём. Как говорится в «Прапанчасара-Тантре», "Акаша имеет неисчислимые Сушира — это Чидра, или промежутки между своей субстанцией. Это от того, что он имеет такую природу, вещи существуют в пространстве".

 

[65]Остров сокровищ — Мани-двипа, — это символ высшего состояния сознания, достигаемого в Самадхи, а океан нектара (Судха-сагара), — белый, сияющий и холодный — это само чистое сознание, Унмани — прим. пер.

 

[66]Часть Янтры. Три внешние линии Шри-Чакры.

 

[67]Другие источники, например «Трипурарнава», говорят, что Дэви называется «Трипура», потому что она сияет в трёх Нади — в Сушумне, в Иде и Пингале, а также в Буддхи, Манасе и Читте. ("Трипура Сундари" буквально переводится как "красавица трёх городов" — прим. пер.)

 

[68] Кама-Биджа — слог КЛИМ. КЛИМ-кара — это желание Шивы (Шива-кама). Это Камакала в состоянии Турья, через которое и достигается освобождение. — Бхаскарарайя, Комментарии на «Лалита-сахасранама» (189).

 

[69]Бхаскарарайя, Комментарии на «Лалита-сахасранама» (шлока 177)

 

[70]По замечанию Пандита Р. Анантакришна-Шаст3и, переводчика «Лалита-сахасранама» (стр. 213), три «ноги» ("Пада") объясняются в другом трактате Бхаскарарайя так: белое — чистое сознание (Самвит), красное — высшая индивидуальность (Параматман) и смешанное — это нераздельное единство первого и второго в том, что мы называем «Я». Это символически и называется "три ноги" — Инду (белое), Агни (красное) и Рави (смешанное).

 

[71]"Дэви Бхагавата Пурана" говорит: "Самбхави белая, Шри-видья красная и Шиама — черная" Янтра Шри-видья — это уже упомянутая Шри-Чакра.

 

[72]Половое соитие, как единение Шивы и Шакти. Согласно Тантрам, оно существует в трех формах: ритуальное соитие мужчины и женщины, соединение Кундалини Шакти и Парама Шивы в Шат-Чакра Бхеда, и соединение человека, как Пуруши ("зрящего") со Вселенной, как Пракрити ("зримым"). — прим. пер.

 

[73]Чтение алфавита от начала до конца, а чтение от конца к началу называется Вилома. Анулома символизирует эволюцию, Сришти, движение вперед, а Вилома — это Нивритти, путь возвращения.

 

[74]Подобно сознанию, с которым он одно, йогин находится по ту сторону обоих. — "Хатха Йога Прадипика", 4.37.

 

[75]Согласно индийским идеям семя существует в своей тонкой форме по всему телу. Под влиянием сексуального желания оно опускается вниз и в половых органах перерабатывается в грубую форму. Чтобы быть «Урдхварэтус» недостаточно только предупреждать извержение уже сформировавшегося семени, но нужно предупреждать само образование грубого семени и достичь его всасывания в общую систему. Тело мужчины, который является истинным «Урдхварэтус», имеет запах лотоса, а целомудренный мужчина, у которого формируется семя, приобретает запах, подобный запаху козла.

 

[76]Кишки изгоняют из себя воздух и тогда под действием мышц заднего прохода вода всасывается в кишки, из которых вышел воздух. Другой способ, который я наблюдал — это нагнетать воздух и жидкость внутрь в уретру и потом выталкивать воздух или жидкость оттуда. Кроме своей значительной медицинской ценности, в качестве средства промывания мочевого пузыря, это также и Мудра, которая применяется при половых актах. Этим способом последователь Хатха Йоги всасывает в себя силы женщины, без утрачивания каких-либо своих веществ или сил. Но эту практику нужно осудить, как несправедливую по отношению к женщине, которая «вянет» от такого обращения.

 

[77] Мантра ХУМ ХАМСАХ: ХУМ — называется Курка-биджа. ХУМ — это Каваки-биджа и значит "да буду я защищен". ХУМ успокаивает Каму (желание) и Кродха (гнев). Кама — это творческая воля, а Кродха — это противоположное ей, растворение (Лайя). Так называемые «гневные» Дэвата вовсе не гневны в обычном смысле слова, но становятся таковыми лишь в том аспекте, когда они предстают как Владыки Растворения. Этот их аспект предстает гневным или ужасным лишь для тех, чье мышление носит чисто мирской характер. Как говорится в Тара Мантра, ХУМ это звук ветра, который сильно дует над озером Кола к западу от горы Меру, в то время, когда проявляется Она, Дэви. ХАМСАХ — это Пракрити (САХ) и Пуруша (ХАМ), или Дживатма.

 

[78]Согласно "Дхьяна Бинду Упанишаде" Кхечари Мудра называется так потому, что Читта движется в Кха (Акаше) и язык с помощью этой Мудры входит в Кха.

 

[79]"Ум фиксируется на Аджне" — прекращение дыхания и нечувствительность. В результате этого Йогин может быть похоронен в земле без воздуха, пищи и питья, как и в том случае, который описан в статье д-ра Мак-Грегора и лейтенанта А.Х.Буало, цитируемой в "Трактате о философии Йогов" Н.С. Пауля (стр. 46).

 

[80]"Вверху нёба" — Луна расположена в области нёба вблизи Аджня. Здесь, под Аджной, находится Сома Чакра, откуда исходит поток нектара, который, согласно другому мнению, начинается выше. Он опускается к «Солнцу», находящемуся около пупка, которое поглощает его. С помощью Випарита Карани «солнце» и «луна» изменяют свои позиции и внутренний огонь (Антарагни) возрастает.

 

[81]Они лишены силы и безжизненны, как и всякая часть тела, из которой ушла Прана Шакти.

 

[82]"Шандилья Упанишада" (гл. 1) говорит: "Как львы, слоны и тигры приручаются постепенно, так и дыхание должно быть правильно управляемо и находиться под контролем, иначе оно убьет практикующего". Поэтому его нельзя пробовать без руководства. Многие повредили себе и некоторые умерли вследствие ошибок, допущенных в Пранаяме, который должен применяется в соответствии с потребностями каждого. Поэтому необходимо иметь опытного Гуру.

 

[83]"Шандилья Упанишада" (гл. 1) говорит, что с помощью Кэвала достигается знание Кундалини, человек становится Урдхва-рэтас, и энергия его семени идёт вверх вместо того, чтобы трансформироваться в грубое семя, которое Апана направляет вниз. Бинду (энергия семени) должна быть побеждена, иначе Йога не удалась.

 

[84]"Brahma Upanishada". Anandashrama Series, vol. XXIX, p. 235.

 

[85]Ibid. p. 262.

 

[86]Ibid. p. 43.

 

[87]Ibid. p. 145.

 

[88] Ibid. p. 61.

 

[89] Ibid. p.p. 345, 441, 450, 451, 458, 460.

 

[90]Ibid. p. 477.

 

[91]Ibid. p. 483, 485.

 

[92]Ibid. p. 520

 

[93] Брахмананда — знаменитый бенгальский Парамахамса и учитель Свами Пурнананды, автора «Шат-Чакра-Нирупана». Брахмананда был автором известного трактата "Шактананда-Таранггини". Трактат Малла-Бхатта. Трактат Махадэва-вигья-вагиша. Сочинение Мадхававайдья (библиотека колледжа в Декане). Сочинение Рамачандры — около 3000 Гранти (там же). Сочинение Рамананда-Тиртха. Сочинение Лакшмидхары, хорошо известное публике и не нуждающееся в пояснениях. Позднее оно было очень хорошо издано на Дэванагари бывшим правительством Мисора. Трактат Вишвамбхара Трактат Шрикантха-бхатта. Трактат Рама-сури. Трактат Диндима (библиотека в Адьяре). Трактат Рамачандра-Мишры, около 1000 Гранти. Библиотека колледжа в Декане. Трактат Асьютананды (издан бенгальскими буквами). «Садашива» (Мадрас, правительственная востоковедческая библиотека)/

Другой анонимный комментарий (там же). Трактат Шрирангадаса. Трактат Говинда-Тарка-вагиша-Бхаттачарья, 600 Гранти. В нем кажется есть Янтры для каждой шлоки. Там сказано, что Махадэва воплотился как Шанкарачарья, чтобы обнародовать науку Шри-Видья. «Судха-видьятини», написан сыном Праварасены.

Этот комментатор утверждает, что автором знаменитого гимна был его отец, Праварасена, принц Драмидов. Он рассказывает необычную историю, связанную с рождением Праварасены. Так как он родился в очень неблагоприятное время, то Драмида, его отец, по совету своего мудрого министра по имени имени Шука, выбросил его в лес, так как в ином случае он должен был протерять всё своё царство. Ребенок прославил гимном Дэви, и она питала его и заботилась о нём в лесу.

Рассказ заканчивается тем, что мальчик возвращается во владения отца и сам становится царем. По его приказанию его сын и написал этот текст «Судха-видьотини», после того как он был полностью посвящен в эту мистическую Шастру, Шри-видья. Все это кажется довольно фантастическим. Эту книгу с достал с большими трудностями в Южном Малабаре. Этот текст придает эзотерическое значение шлокам "Ананда Лахари" и является важной реликвией мистической литературы. Книга Янтр с Прайогой. Очень редкая и важная.

 

[94] «Чакра» — дословно «колесо» — прим. пер.

 

[95]Т. е. приобретает искусство красноречия, становится поэтом. Он знает начало и конец всех вещей и способен объяснить все.

 

[96]Этим словом правоверные индуисты называют всех не индуистов, подобно тому, как эллины называли «варварами» всех не эллинов.

 

[97]Так индуистская традиция указывает время жизни этого философа. (По оценкам западных ориенталистов, он жил в VIII в н. э. — прим. пер.)

 

Date: 2015-08-15; view: 356; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию