Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения





1. В предусмотренных законом случаях государственные органы, орга­ны местного самоуправления могут вступить в дело до принятия решения судом первой инстанции по своей инициативе или по инициативе участ­вующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных ин­тересов других лиц или интересов РФ, ее субъектов, муниципальных обра­зований (ч. 1 ст. 47 ГПК).

ГПК предусматривает обязательное привлечение государственных ор­ганов, органов местного самоуправления лишь по делам особого произ­водства (ч. 1 ст. 272, ст. 284, 288 ГПК). Привлечение государственных ор­ганов и органов местного самоуправления к участию в деле предусмотрено и СК. Вопрос о привлечении в процесс государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу должен решаться судьей при подготовке дела к судебному разбирательству.

В отличие от ГПК 1964 г. в новом Кодексе не регламентируется поря­док участия-госорганов и органов местного самоуправления в судебном за­седании. В нем установлено лишь, что они могут вступить в дело до при­нятия судом решения, следовательно, до удаления суда в совещательную комнату. Кроме того, в ст. 189 ГПК предусмотрено, что слово для заклю­чения представителю этих органов дается по окончании рассмотрения дела по существу, как и прокурору, при этом последовательность их вы­ступлений не определена. Возможность же привлечения (вступления) го­сударственного органа или органа местного самоуправления в дело для дачи заключения до вынесения решения неизбежно приведет к необходи­мости возобновления судебного разбирательства и, следовательно, затяжке процесса, не исключая отложения судебного заседания. Поэтому целесо­образнее решать этот вопрос в период подготовки дела к судебному разби­рательству либо в подготовительной части судебного разбирательства.

2. Поскольку ГПК не определяет порядок участия в деле госорганов и органов местного самоуправления, следует исходить из того, что они на­делены правами лиц, участвующих в деле (ст. 35 ГПК) с учетом цели всту­пления в процесс.

Заключения государственных органов, органов местного самоуправле­ния представляются в суд в письменном виде, хотя допустимо и устное за­ключение. Оно составляется, как правило, на основе предварительного об­следования и изучения материалов дела. В некоторых случаях заключение может быть составлено и по инициативе самого органа управления и даже до возбуждения дела в суде (например, заключения органов опеки и попе­чительства по спорам, связанным с воспитанием детей, по делам о лише­нии родительских прав).

1 См., например: ВВС РФ 2002. №5. С 9-11; №3. С. 3-8, 12; 2003. №4. С 1-4.

Лица, участвующие в деле, и представители могут задавать уполномо­ченному этого органа вопросы в целях разъяснения и дополнения заклю­чения. Заключение органов государственного управления имеет важное значение по делу, но для суда оно необязательно. Однако свое несогласие с заключением суд должен мотивировать.

3. С целью дачи заключения по делу в гражданском процессе чаще всего участвуют следующие государственные органы и органы местного самоуправления:

а) органы опеки и попечительства - по делам, затрагивающим инте­ресы детей и других недееспособных лиц, например по делам о дередаче детей на воспитание, неправильном использовании родителями своих прав, лишении родительских прав, об усыновлении и об отмене усыновле­ния, использовании опеки в корыстных целях, о возмещении ущерба, причиненного несовершеннолетнему лицу, по делам, затрагивающим жи­лищные права детей (ст. 28, 70, 72, 73, 78 СК);

б) органы социального обеспечения — по делам особого производства, возбуждаемым в целях назначения пенсии (объявление лица умершим или безвестно отсутствующим);

в) жилищно-коммунальные органы - по делам, связанным с владени­ем жилищами и другими помещениями на праве личной собственности (выселение, раздел и обмен жилой площади, переоборудование нежилых помещений под жилье, сделки по поводу строений, о принадлежности строения на праве собственности и др.), а также по спорам между совла­дельцами строений, находящихся на неразделенном земельном участке, о порядке пользования этим участком.

Участие в гражданском процессе указанных органов и необходимость извещения их судом о деле объясняется тем, что решение суда может затро­нуть интересы соответствующей отрасли управления. В отдельных случаях су­дебным решением может быть возложена определенная обязанность на тот или иной орган управления, что также является основанием участия в деле.


В судебной практике непривлечение государственных органов, органов местного самоуправления к участию в деле в случаях, предусмотренных за­коном, рассматривается как основание к отмене решения суда.

4. Согласно ч. 2 ст. 47 ГПК суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле соответствующий государственный орган или орган мест­ного самоуправления для дачи заключения в необходимых случаях, неза­висимо от того, предусмотрено это законом или нет.

Включение в ст. 47 ГПК приведенной нормы объясняется тем, что в судебной практике нередко возникали ситуации, когда суду необходимо получить компетентное заключение госоргана или органа местного само­управления, не предусмотренное законом. В таких случаях суды нередко привлекали такие органы в качестве третьих лиц, не заявляющих само­стоятельных требований, с возложением на них обязанности дать заключе­ние по делу, что не соответствовало закону. Учитывая потребности судеб­ной практики, в литературе ставился вопрос о привлечении судом в необ­ходимых случаях компетентных органов для дачи заключения по делу в пределах их компетенции1.

1 См., например Гражданское процессуальное право России Учебник / Под Ред М. С. Шакарян. М, 1998 С. 108-109

Раздел I. Общие положения

Дополнение ст. 47 ГПК этой нормой отразило это предложение. Реа­лизация в судебной практике данной нормы позволит избежать ошибок, допускаемых при определении процессуального положения органон мест­ного самоуправления, не связанных материальным правоотношением с од­ной из сторон.

5. Государственные органы, органы местного самоуправления и их представителей не следует отождествлять с другими участниками процесса. В частности, представителей этих органов следует отличать от свидетелей и экспертов: свидетель сообщает суду сведения об известных ему фактах; эксперт дает заключение как специалист по определенному вопросу на ос­нове изученных материалов дела. Эксперт, как и свидетель, предупрежда­ется об ответственности. Они привлекаются к участию в процессе лишь для установления юридических фактов по делу. Представители государст­венных органов, органов местного самоуправления активно участвуют в процессе установления и исследования всех обстоятельств дела и обяза­ны дать правовую оценку в пределах своей компетенции.

В отличие от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требова­ний, государственные органы, органы местного самоуправления не имеют материально-правового интереса по делу и ни с одной из сторон матери­альным правоотношением не связаны. При наличии такой связи исключа­ется возможность привлечения органа управления для дачи заключения; в таком случае названные органы должны участвовать в деле в качестве стороны или- третьего лица.

Так, жилищные органы - владельцы жилищного фонда, являясь субъ­ектами жилищных правоотношений, не могут участвовать в деле по осно­ваниям, предусмотренным ст. 47 ГПК. По таким основаниям можно было бы привлекать к участию в деле жилищные органы, на которые возложен контроль за распределением жилья в ЖСК и ведомственном фонде. И хотя жилищным законодательством не предусмотрено привлечение этих орга­нов для дачи заключения по делам с участием ЖСК и ведомств, суды вправе привлекать их с этой целью, руководствуясь ч. 2 ст. 49 ГПК.

Из изложенного видно, что по новому ГПК условия и формы участия в гражданском деле прокурора и государственных органов, органов мест­ного самоуправления значительно сближены.

I 1

Глава 5 ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ







Date: 2015-08-15; view: 577; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию