Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О. Ю. Толмачёв

АНТРОПОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Аспект негативных аддиктивных зависимостей.

О. Ю. Толмачёв

«[email protected]»

Академия антропологических наук им.св.Феофана (Говорова)

Томское Отделение г. Томск

 

 

Как правило, аддиктивные зависимости, такие как химические, алкоголизм, наркомания и не химические, игромания, компьютерная зависимость и ряд других, не возникают сами собой и на пустом месте. Они всегда возникают на благоприятной для них, в данном случае негативной, почве. Этой почвой может послужить и нелюбовь матери к своему ребёнку (избалованность кстати есть прямое следствие такой нелюбви), и равнодушие отца в вопросах воспитания и конфликтная ситуация между супругами, и неустроенность в жизни, развод супругов и ещё много факторов, но результат всегда один: в семье появляется больной человек. Появляется, как правило, необъяснимо для понимания близких. Ноздесь нужно понимать, что такие болезни естества человека как алкоголизм, наркомания и другие зависимости это суть следствия, причина же может быть глубоко сокрыта от понимания. И эту причину простой статистический человек может не осознать и не обнаружить на протяжении всей своей жизни. Чтобы осознать и обнаружить такую причину, человеку нужно хотя бы знать первичные данные в этом уравнении. Данных этих, как правило, человек не знает. А первичные данные в этой формуле уравнения – знание устроения естества человека. Лучше бы, чтобы эти данные были уже проверены «компетентной комиссией», если можно так выразиться. Компетентные и проверенные данные – это наследие Русской Православной Церкви. И как раз в Свято-отеческом наследии есть ответ. Знание естества человека достаточно широко и глубоко обосновал и раскрыл святитель Феофан (Говоров) Затворник Вышенский в своей книге: «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?» Систематизировал и оформил как учебное пособие монах Харитон (в миру Евстигнеев А.И.) в своём учебнике: «Антропология. Учебник. Физико-морфологическая модель».

Не живя по своему естеству, живя противоестественно, человек не может противостоять таким патологическим трагедиям как болезнь алкоголизма, наркомании и другим зависимостям. У него на это нет ни сил, ни возможностей. И если человек ко всему прочему не крещён в православную веру, оградить и защитить его от страстей и греха, которые являются прямыми причинами таких и схожих с ними болезней естества человека, как правило, некому. Он страдает сам, страдают и его близкие. Ко всем увещеваниям он остается, как правило, глух. Человек же созависимый, будь то мать, жена или просто родственник, живущий бок о бок с больным, обычно живёт по его законам. Что делать?

«Ибо я имею намерение все долстодожное выводить из устройства человеческого естества. Жить нам надобно так, как Бог создал нас, и когда кто не живет так, смело можно говорить, что он совсем не живет». [2, с. 8].

Человек же на протяжении всей своей достаточно короткой по меркам мироздания жизни пытается жить противоестественно. И живя так, иной раз искренне не понимает, почему с ним происходят негативные события, появляется неустроенность, и жизнь не складывается совсем. Не понимает, почему не может справиться не только с внешними обстоятельствами, но не может справиться даже сам с собой. Ищет и не находит ответ на извечный вопрос: - «Откуда столько зла не только вокруг, но и внутри нас?»

«Так вот в чем болезнь. Дух зазнался и засвоевольничал. За это потерял власть и подпал под владычество души и тела и всего внешнего. Отсюда смятение душевно-телесных потребностей и желаний, и особенно их безмерность. Эту безмерность сообщает им от себя дух, ими порабощенный. Сами по себе эти потребности мерны и не бурливы. То, что они меры не имеют и бурлят, - это оттого, что дух бушует в них, ибо у него по природе энергия безграничная. Отсюда обжорство, пьянство, накопление денег…и прочее многое, чему меры не думает давать человек. Но главная болезнь – страсти, пришлые тираны». [2, c. 74].

Это с научной точки зрения. В быту же супруги не могут найти общий язык не только между собой, но и со своими детьми. Непонимание, разобщённость и неприязнь, появляющаяся неизвестно откуда, отвращает близких друг от друга. Холодность и равнодушие в отношениях приводят иной раз не только к конфликтам в семье и между людьми, но и приводят к катастрофам в жизни. Алкоголизм, наркомания, кажется ни с того, ни с сего, входят в нашу жизнь. Списывая всё на влияние внешних сил, родственники порой искренне недоумевают, почему их постигла та или иная беда. Что они сделали такого, чтобы их настигла беда в крайнем негативном её проявлении? Обычный вопрос при этом: - «Разве мы заслужили это?»

Современная психология пытается решить такие и схожие проблемы. Как правило, решает на уровне бытовом. Пытается решить духовные проблемы исходя из душевных и телесных аспектов. Но как решить проблему, когда корень её, её источник не принадлежит бытовым аспектам этого мира? Как решить проблемы личности, воздействуя на эту личность со стороны?

«Антропология отвечает на вопросы: что есть человек? какова его физическая, психическая, нравственная сущность? каково его место в мире и высшее бытийственное предназначение? Господствовавшая долгое время в нашей стране материалистическая идеология обусловила развитие антропологических представлений о том, что бытие человека всецело определяется биологическими и социальными факторами. Это позволяло считать, что процесс формирования человека может быть полностью прогнозируем и подконтролен. Термин «формирование» стал всё чаще употребляться в значении процесса целенаправленного воздействия на личность со стороны. В психологии родились идеи формирования качеств психической деятельности человека – его мышления, памяти, воображения, воспитания. Была создана теория поэтапного формирования мыслительной деятельности». [3, с.8-9].

Видимо из личностных определений конкретных психологов родилось заблуждение того рода, что воздействие, лечение, исцеление человека возможно какими-то внешними факторами, посредством влияния на него каких-то новых методик, воздействия лекарственных препаратов и применения теорий лечения психики человека. Психоанализ своим рождением в затуманенном сознании Фрейда, думается, обязан именно таким теориям. Но не стоит забывать, что Фрейд в конечном итоге покончил жизнь самоубийством. А психоанализ как таковой потерпел крах.

«Через очищение ума достигается и подлинное познание себя. Философ Варлаам утверждал, что святость и совершенство невозможно обрести «без различений, умозаключений и расчленений», и потому считал необходимым изучение соответствующих приемов для всех, желающих приобрести совершенство и святость. Однако святитель Григорий Палама возражает против этого взгляда – «ереси стоиков и пифагорейцев». Мы, христиане, учит святитель, Григорий, считаем истинным не такое знание, которое можно найти при помощи слов и умозаключений, но «знание, являемое делами и жизнью, которое не только истинно, но прочно и непоколебимо». Далее он говорит, что методами различения, умозаключения и расчленения никто не может познать даже себя самого, если «многотрудным покаянием и напряженным подвигом» не изгонит прежде из собственного ума гордость и лукавство. Тот же, кто не сделает свой ум таким, то есть не очистит его, не в состоянии приобрести познание своей нищеты, которое является началом познания самого себя». (Свт. Григорий Палама. Триады…С.73).

Это место имеет огромное значение, поскольку сегодня многие учат, что человек может достичь самопознания при помощи самоанализа и психоанализа. Но это – прелесть, способная довести человека до ужасных последствий. Занимаясь самоанализом, он, скорее всего, дойдет до шизофрении». [6, с. 147-148].

В настоящее время даже православные общества трезвости при храмах, не говоря уже о других структурах, берут за основу профилактики и лечения алкоголизма и наркомании метод Геннадия Андреевича Шичко основанный на самостоятельной помощи самому себе. Складывается такое впечатление, что это чуть ли не единственный метод исцеления таких больных. Во всяком случае, так заявляют многие адепты этого метода. Странно другое, неужели забыт веками проверенный метод борьбы с этим злом Русской Православной Церкви? И не только проверенный, но и успешно работающий и приносящий добрые плоды. Это сорокадневный подвиг молитвы, когда сам человек, или если он не в состоянии молиться, то мать или жена, реже муж или отец молится за близкого человека и вымаливает его. Происходит чудо, и человек зависимый вдруг признаёт себя алкоголиком и наркоманом и призывает Бога на помощь. И потом твёрдо становится на путь исцеления. Начинает жить православной жизнью и участвовать в Таинствах Церкви. Таким образом, выполняются два главных, казалось бы, невыполнимых первичных условия исцеления: признание себя алкоголиком или наркоманом и призывание Божией помощи. Без молитвенного заступничества со стороны матери, жены, сестры, брата, отца или мужа, другими словами близких родственников, которым не безразлична судьба болящего это и правда невыполнимые условия.

«Простое прочтение приведенных материалов настораживает в отношении нескольких подмен в отношении понятий «гипноз», самовнушение, внушение наяву, при котором рекомендуется создание особой обстановки – полумрака, музыки и проч. Кроме информированности и наполнения сознания правдой об алкоголе, наличествует явное обращение к подсознанию, которое должно закрепляться воспроизведением воспоминаний или опыта потребления алкоголя в сочинениях, дневниках, анкетах, что в действительности может стать самопровоцированием немощного человека.

В состоянии ли информированность сознания или «тонкость» работы пальцев руки, которая должна исцелять подсознание обеспечить противление соблазну, точнее даже, самособлазну?

Не потому ли потребовалось последователям Г.А.Шичко ревизовать первоначальные 18 пунктов (шагов?) его программы помощи пьющим, ибо их опыт работы обнаружил неадекватность программы проблеме зависимости от злоупотребления алкоголем, или ложность данного подхода?». [7].

Это далеко не все негативные аспекты метода Шичко, которые бывают, затронуты в публикациях и аннотациях. Надо сказать данное вышеприведённое мнение – это компетентное мнение священника Русской Православной Церкви протоиерея Валентина Жохова. Правда о. Валентин достаточно лояльно относится к ещё одному, на наш взгляд не совсем правильному методу, так называемой программе «12 шагов» и обществам анонимных алкоголиков.

«Однако в ходе семинара выяснилось, что отец Валентин изменил свое отношение. После семинара протоиерей Валентин Жохов объяснил сайту diaconia.ru, почему теперь он не выступает против обществ анонимных алкоголиков: «Чтобы понять, как выразить нашу работу по организации семейных клубов трезвости на научном языке, я обратился к социальной психологии. Оказалось, что это малые социальные группы, адаптирующиеся к трезвому образу жизни. Поэтому все формы групповой работы с людьми, зависимыми от алкоголя и наркотиков, имеют что-то общее. У анонимных алкоголиков тоже небольшие группы. Разница есть – у нас диалогический подход, там, наверное, в большей степени выражен монолог. Так разные формы помощи возможны. Мне казалось и продолжает казаться, что в группах анонимных алкоголиков не хватает духовного компонента. Но все имеет свои изъяны», - заключил отец Валентин».[8].

Хотя, как показывает вышеприведённая цитата, о. Валентин видимо всё-таки не совсем одобряет такие методики. И это на наш взгляд правильно. Следует оговориться в том ключе, что автор данной статьи сам прошёл через зависимость от алкоголизма и в отличие от многих теоретиков он практик. Десятилетняя его жизнь в трезвости – результат именно опыта Русской Православной Церкви в этом непростом аспекте. Опыта и практики наработанной веками. И здесь он призван, не критиковать методики, так или иначе не совсем совпадающие с православными взглядами, а попытаться рассмотреть проблему и со стороны тысячелетнего православного наследия. И как практикующий православный антрополог автор может сказать твёрдо: никто и ничто не исцеляет алкоголика, наркомана и человека с другой какой зависимостью, как только Дух Святой. Никто и ничто! Нет ни секретной вакцины, ни каких-то секретных заклинаний и слов. Мы не говорим, что не надо признавать действие медикаментозных препаратов для снятия абстинентного синдрома, или ещё каких медицинских наркологических мероприятий. Они в частых случаях просто необходимы. Но само исцеление в стойкой ремиссии происходит только Духом Святым. Это практический опыт. Опыт стойкой и положительной ремиссии на протяжении многих лет. В большинстве случаев навсегда. Статистика - вещь упрямая и иногда просто необходимая.

«По словам отца Валентина Жохова, за последние три года через ромашковские группы прошло около двухсот человек, устойчивая ремиссия от года до трех (то есть люди за это время не выпили ни грамма) – 33%». [8].

Надо сказать, что в некоторых других методиках процент ещё ниже. Как правило, рецессия и рецидив – стойкие спутники таких методик. К ним относится и метод Шичко и полусектантское мнение «профессора Жданова» и «12 шагов» с анонимными алкоголиками, и ещё ряд других практик и методик.

Вообще складывается на наш взгляд впечатление, что замалчивание опыта Русской Православной Церкви делается умышленно и сознательно. Поголовное большинство методик борьбы с алкоголизмом берут своё начало в безумных теориях Фрейда. Видимо по причине удобства этих теорий. Только удобства и лояльности кому вот в чём вопрос.

«Клинический, пока что наиболее адекватный метод исследования больной психики (в этом Маньян был совершенно прав) оказался скомпрометирован и загнан назад в стены психиатрических лечебниц. Его место в обществе: вернее, место, на которое он рассчитывал – занял психоанализ, объяснявший малые, а затем и большие душевные расстройства невротическими функциональными срывами и реакциями, претерпеваемыми в ходе индивидуального опыта и развития. Психоаналитики и бред и галлюцинации склонны выводить не из материального страдания, не из реализации генетической возможности, а из конфликтов «Я» с бессознательным началом и с «супер-эго». Теория эта, в применении к причинам больших психических болезней, совершенно фантасмагорична и является своего рода психиатрической астрологией.

В последние десятилетия, впрочем, психоанализ сдает свои позиции – незаметно и очень медленно подвигается вперед так называемая биологическая психиатрия, специально изучающая патогенетические механизмы психических заболеваний; что же касается большой психиатрической теории, то она, по сути дела, повсеместно безмолвствует. Господствующая, например, в США и оттуда распространяющаяся по всему миру классификация психических болезней и, следовательно – психиатрических знаний отличается крайним прагматизмом и удивительной теоретической беспомощностью: она представляет собой не что иное как перечень патологических болезней и состояний, используемый единственно в практических целях и заведомо не претендующий на какие-либо обобщения: как список товаров в торговом каталоге». [5, с.417-418].

В результате опоры на такие предположения внешнего исцеления психики, в этом аспекте как нам кажется, многие психологические теории и практики и терпят крах. Внешними усилиями, факторами, методиками и мероприятиями не исправить сущность человека, не вылечить его психику. Откуда в человеке столько негативных и пагубных проявлений психики, влекущих за собой целый букет сопутствующих болезней и проблем? Вот как отвечает на это Святитель Феофан (Говоров): «Откуда оно в семействах и в обществе? Вовне человек бывает таков, каков внутри. Беспорядочность в семейство и общество вошла изнутри человека.

И еще скажу: внешнее бурление воздействует внутрь и там себя воспроизводит, потому что зародыш его и предрасположение к нему есть уже внутри». [2, с. 66]. И этот зародыш – первородный грех. Проявления неустроенности – родовой грех и личный.

Проблемы психики коренятся в первородном грехе наших прародителей и исправить внешними приёмами и методиками то, что присуще естеству человека изнутри не представляется возможным. Прежде чем надеяться на положительный результат, нужно дать духу беспрепятственно действовать в своём естестве. А чтобы дать действовать, надо сначала «пробудить» его от его «спячки». Психология же зачастую выстраивается по принципу: самостоятельной помощи человека самому себе, своими силами за счёт высвобождения внутренних резервов организма и так далее. Телесно-соматический метод психологии яркий тому пример. Откуда возьмутся внутренние резервы организма, когда они все уже исчерпаны грехом?

Яркий представитель клинической психиатрии прошлого столетия французский учёный В. Маньян в своей работе и изысканиях дошёл, с уверенностью можно сказать до некоторых вершин познания сущности человека, но знал ли он о присутствии в естестве его ещё и духа или намеренно умалчивал о нём, трудно сказать. Его исследования достаточно точно определяют многие параметры и проявления психики человека. Он своими опытами и исследованиями подтвердил тот факт, что душа человека мало чем отличается от души животного, хоть и вызвал в своё время много нареканий на этот счёт не только в научных, но и около научных кругах. Здесь надо сказать, что этот постулат следует рассматривать с одной оговоркой: без духа жизни, данного человеку Богом, душа и впрямь мало чем отличается от души животной.

«Психика до сих пор окружена почти религиозным ореолом и изучение ее задерживается не только объективными трудностями, но и психологическими и моральными запретами: самый просвещенный и современно-мыслящий ученый может возразить, в связи с опытами Маньяна, что не корректно сравнивать психозы человека и животных: психика как таковая будто бы присуща только человеку. Суть же этих опытов, конечно, не в том, что у собак возможны токсические делирии, а в том прежде всего, что проявления этого делирия у животного едва ли не идентичны тем, что наблюдаются у человека, и Маньян знает об этом и это подчеркивает. Это означает также, что такие, считавшиеся чисто человеческими, расстройства как бред или словесные галлюцинации могут иметь своей основой (или говоря более категорически, всегда имеют своей причиной) поражение архаических структур мозга, общих для человека и животного. Если не сам эксперимент, то выводы из него принадлежат, следовательно, не клинической психиатрии, а совсем иному строю идей – и иному столетию, потому что изучение деятельности нормального и больного мозга подвигается крайне медленно». [5, с. 409].

Надо сказать, что и в нынешнем столетии ни клиническая психиатрия, ни психотерапия или психоанализ, не продвинулись сколь далеко вперёд в решении проблем психики человека. Неприятие существования духа в человеке видимо граничит с неприятием Бога как Творца. Правда, некоторые «догадки» в этой области были зафиксированы ещё в XVII веке.

«(По поводу преемственности столетий и в связи с данной темой можно упомянуть и о еще одном оригинале – нидерландском химике XVII века ван-Гельмонте, который известен тем, что открыл двуокись углерода и ввел в обиход науки понятие газа. Интересуясь также загадками человеческого духа и сознания, он (цитируем по Каннабиху) писал, что «в основе каждого физиологического процесса лежит особое начало архей. Душа человека заболеть не может – заболевает всегда архей, или anima sensitiva»: промежуточное и связующее звено между духом человека и его «растительным организмом». Догадки старых авторов бывают совершенно удивительны.)» [5, с. 409].

Учитывал и знал ли Маньян о присутствии в естестве человека духа, определённо сказать не представляется возможным. Скорее по причине своей огромной клинической работы с конкретными случаями заболеваний психики, ему было или некогда, или перед ним не стояло такой задачи. Был ли верующим христианином сам Маньян, мы тоже доподлинно не знаем. Вот как он сам рассуждает о природе и механизмах галлюцинаций, которыми он предваряет главы о хроническом бреде.

«Когда болезнь прогрессирует, корковые центры больного полностью эмансипируются: отдельные слова, фразы, монологи возникают в них вне всякой связи с течением мысли больного…устанавливается своего рода диалог между самим больным, представленным его лобными долями, и «партнером», расположенном в корковом центре слуха, наступает своего рода раздвоение личности». [5, с. 410].

Как видим ни о каком понятии духа не упоминается. Галлюциногенный бред описывается как нечто присущее человеку, присущее его естеству. Нет понимания того, что яркие и открытые формы проявления бреда есть ничто иное как прямое воздействие бесовских сил, в его понимании некоего «партнёра» на человека в силу его подавленной алкоголем, наркотиками или ещё какими-то факторами психики. Хотя он видимо мог догадываться об этом.

«Маньян, стало быть, был прав, когда считал, что генетически обусловленные психические расстройства и «отклонения», родственные душевным заболеваниям, широко распространены в человечестве». [5, с. 418].

Прослеживается косвенное признание Маньяном того факта, что на человека на протяжении всей его жизни действует ещё какая-то сила, приводящая к разладу его психики. В христианском понимании это есть действие бесовских сил посредством греха.

«Я имею намерение всё достойное истинной жизни выводить из устройства человеческого естества. Жить нам надобно так, как Бог создал нас», ещё раз обратим внимание на слова святителя Феофана. За внешней казалось бы простотой изложения данного постулата, скрывается целый пласт, недоступного для понимания учения. Без первичных знаний антропологии действительно данное предложение святителя не совсем понятно. А лучше сказать, совсем не понятно.

«Нет человека, который бы не задумывался над смыслом жизни. Зачем я живу, зачем все живут? Откуда я произошел? Куда течёт наша жизнь? Эти жизненно важные для человека вопросы задают антропологии главные ориентиры: определить цель жизни человека и его предназначение, указать роль и место человека в мироздании». [1, с. 5].

Не отвлечь ли от главной цели жизни человека, призваны негативные зависимости? Ведь иногда, кажется, что уж этого-то человека не должна была коснуться болезнь. Ан, нет, в благополучной в материальном плане семье появляется ребёнок наркоман. Муж умница и «золотые руки» вдруг спивается. Женщина, призванная быть матерью и рожать детей, начинает опускаться всё ниже и ниже. Переломанное, исковерканное грехом естество есть удобное место для развития болезни. Причина же болезни - грех. Православное наследие говорит прямо: исцеление начинается с личного покаяния, молитвы и жизни в Таинствах Церкви. Оживёт дух, оживёт и сам человек. Автор данной статьи поверил это всё на себе также как врач, прежде предлагающий вакцину от вируса, проверяет эту вакцину на себе. Однако в отношениях алкоголика и наркомана зачастую начать исцеление посредством личного покаяния и молитвы не представляется возможным по причине яростного нежелания и безумного неприятия Бога самим человеком. Отчаиваться не нужно. Было бы желание.

«Вы рванулись желанием, но благослови, Господи, возвесть вам это желание до решимости, а потом решение свое произвесть и в дело, которое по буквам не так сложно и длинно, а по существенному смыслу должно быть трудом целой жизни». [2, с. 96].

Но где взять решимость, когда человек уже практически деградировал и пал? Если есть в человеке решимость к исцелению, он, правда надо признать в очень и очень редких случаях, осознанно идёт к исцелению, идёт к Богу. Если такого желания и решимости нет, или проявление этой решимости невозможно по причине крайне тяжёлого течения болезни, его вымаливает жена или мать. Право же, как ни спросишь алкоголика или наркомана: - Есть желание к исцелению? Утвердительно закивает головой, но как только дойдёт до дела…

«Чтобы ваше желание не было пустоцветом, надо довесть его сначала до решимости, не быстролетной, а тяжеловесной, обдуманной, крепкой, разумной и, главное, безвозвратной; а затем приступить и к делу». [2, с. 107].

Эту решимость помогает вымолить мать или жена, которая берёт на себя по благословению православного священника подвиг заступнической молитвы: сорок дней читать акафист Пресвятой Богородице и Её иконе «Неупиваемая Чаша» (реже мученику Вонифатию). Что происходит в душе матери или жены и в душе болящего во время несения такого подвига, есть Таинство. Бог каждого ведёт к Себе своим, только для него единственным путём. Ведёт посредством Промысла Своего. Как правило, больной делает первый шаг к исцелению. Далее уже дело Духа Святаго. Образуется некий центр, к которому благодать Божия начинает стягивать все силы организма человека. Человеку останется только отвечать и не препятствовать благодати. Потому как без личного волеизъявления Бог ничего в нас не делает.

«Бог дал человеку свободу и не хочет нарушать ее, не хочет против воли входить в него и действовать в нем». [2, с. 101].

Быстрых, мгновенных, таких «волшебных» результатов, однако ждать не следует, хоть и бывают яркие примеры. Предстоит труд и труд великий, но не невыполнимый.

«Упорядочение внутри вас начнется лишь тогда, когда вы станете на сторону благодати и порядком жизни в духе ее поставите неотложным законом своей жизни». [2, с. 97].

Стойкий результат исцеления происходит тогда, когда человек всего себя доверяет на волю Божию и начинает жить в Православной Церкви. Право же это не трудно.

«Путь же подвижничества прост. Используя описанные выше приемы, то есть хранение ума, его очищение и обращение на сердце при помощи покаяния и умной молитвы, а также соблюдение заповедей Христовых, мы стараемся освободить ум от внешних образов и порабощения чувственными вещами и, обратив его, таким образом, на сердце, заставить увидеть свое внутреннее запустение. Познание самого себя при этом достигается действием Святого Духа. Только тогда, когда благодать Божия при содействии нашего собственного делания просветит душу, мы сможем познать свое бытие до мельчайших подробностей. Вот почему лечение ума делает явным для нас существование страстей, когда мы, просвещаемые и укрепляемые Святым Духом, уже можем вести брань против них». [6, с. 147-148].

Основа же брани и как следствие исцеления есть правильно выстроенная иерархия сил человека по естеству. Дух довлеет над душой и телом, душа довлеет над телом, тело подчиняется душе и духу. Средства к исцелению – молитва, покаяние, Таинства Русской Православной Церкви.

Знание устроения человека на уровне физико-морфологической модели, приводит к возможности анализа зависимых состояний человека и отношений внутри семьи. Таким образом, у человека, имеющего хотя бы первичные антропологические знания об устроении человека, появляется возможность сознательно пойти путём исцеления своего естества и, как правило, восстановления семейных отношений. Наше дело – просветить, указать на путь спасения, но за человека никто пройти этот путь не может. Все методики, в которых умышленно или неосознанно игнорируется личное и личностное начало человека, рано или поздно дают рецессию. И последнее бывает злейше первого.

«Мы лишь указали направление выбора. Без подобного указания легко заблудиться в дебрях духовного и физического «целительства», ставшего очень модным в наше время. Не всё равно, каким мировоззрением руководствоваться в жизни». [4, с. 13-14].

 

Литература

 

1.Евстигнеев А.И., Евстигнеев Е.А., Евстигнеев М.А., «Антропология», Львов, 2005.

2.Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?, Минск, Издательство Свято-Елисаветинского монастыря, 2006.

3.Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене, «Возрастная педагогика и психология», М. 2006.

4. Евстигнеев А.И., Евстигнеев Е.А., Евстингнеев М.А. «Антропология. Учебник. Физико-морфологическая модель (изд. 3-е)».: Новсб. 2012.

5. В. Маньян. Клинические лекции по душевным болезням. Алкоголизм. Изд. Психиатров 67-ой Московской больницы. ТОО «Закат». 1995.

6. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.- 2009.

7. Интернет Ресурс. Точка доступа: http://www.lrider.ru/materials/rehabilitation_techniques/23/default.htm

8. Интернет ресурс. Точка доступа: http://www.diaconia.ru/news/v-sinodalnom-otdele-obsudili-organizatsiju-prikhodskojj-pomoshhi-alkogolikam-i-narkomanam/


<== предыдущая | следующая ==>
Москва. Председателю Совета Министров СССР | Вопрос. Ответ: Как преуспеть в бизнесе, обрести финансовую свободу и жить счастливо

Date: 2015-08-15; view: 217; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию