Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, значение и функции управленческого решения





На современном этапе реформирования российской экономики большое значение приобретает повышение эффективности и качества принятия управленческих решений. Принятие решений составляет важную часть процесса управления и личной функции руководителя различных организаций - государственного учреждения, владельца частной фирмы, банка или другой коммерческой или некоммерческой структуры.

В настоящее время нет необходимости доказывать, что эффективность деятельности предприятий и обеспечение конкурентоспособности продукции фирмы на рынке напрямую зависят от качества управленческих решений. Знание теории, практики отечественного и зарубежного опыта разработки и принятия управленческих решений становятся осознанной необходимостью и одним из основных аспектов совершенствования профессионализма руководителей и менеджеров всех рангов и уровней управления.

Однако не следует при этом забывать, что зарубежная методология принятия решений существенно отличается от российской методологии.

Менталитет российского руководителя не соответствует психологии американского или, например, японского управляющего. Поэтому, учитывая и, по возможности, используя зарубежный опыт, следует разрабатывать свои принципы и методы решения управленческих проблем, адекватные российским условиям.

Проблема выработки и принятия управленческих решений на протяжении длительного времени привлекает внимание теоретиков и практиков в сфере управления и носит фундаментальный характер, что определяется важной ролью решений в любой сфере человеческой деятельности.

Приведем по этому поводу мнение лауреата Нобелевской премии Г. Саймона, который отмечает, что задача «принятия решения» пронизывает всю административную организацию, и поэтому общая теория управления должна включать принципы организации, обеспечивающие правильное принятие решений. Мнение Г. Саймона разделяют и поддерживают многие исследователи и практики по проблемам управления и менеджмента, называя принятие управленческого решения интегрирующим (Ф.

Харри-сон), центрирующим (О.С. Виханский, А.И. Наумов), связующим (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури), системообразующим (В.Н. Цыгичко).

Как следует из приведенных выше оценок, управленческое решение в организации занимает определяющее место и играет роль того самого связующего звена, без которого предприятие как система функционировать не может. Поэтому не случайно исследования проблемы принятия решений относят к числу междисциплинарных, поскольку выбор способа действий следует рассматривать как результат комплексной увязки различных аспектов: правового, экономического, организационного, информационного, математического, логического, психологического, технического и технологического и ряда других.

Ведущая роль и значение управленческого решения проявляется в его основных функциях: стратегической (направляющей), координирующей и мотивирующей.

Стратегическая (направляющая) функция отражает необходимость учета долговременной стратегии развития организации, которая проявляется в конкретных многообразных задачах. Управленческие решения являются своеобразным стержнем (направляющей) для реализации общих функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля.

Координирующая функция решений показывает необходимость согласования действий для реализации качественных решений в установленные сроки.

Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных воздействий (приказы, распоряжения), экономических стимулов, социальных оценок (самоутверждение и творческая самореализация личности).

Использование указанных функций в процессе подготовки и реализации управленческих решений в значительной степени влияет как на его эффективность, так и на достижение поставленных целей.

Выделяют три группы методов принятия решений: волевые, математические и эвристические.

Волевые (интуитивно-волевые, логические) методы принятия решений используются в тех случаях, когда проблема достаточно проста, ситуация часто повторяема в практике управления, а исходная информация изложена в качественной форме (т.е. — в описательной, нецифровой). Решение принимается путем размышлений руководителя, использующего для этого свои знания, опыт, интуицию, психологические и организаторские способности. Оформляется такое решение как правило в виде письменного или устного распоряжения. В наибольшей степени волевые методы принятия решений принимаются на нижних уровнях управления организацией — в первичных коллективах, но не исключается их использование в необходимых случаях и на более высоких ступенях управления.

Математические методы принятия решений используются в хорошо структурированных ситуациях, когда вся исходная информация изложена в количественной (т.е. цифровой) форме и имеется возможность провести любые необходимые расчеты. К данным методам относятся простые арифметические расчеты, методы системного анализа, математического моделирования, модели линейного и динамического программирования. Этими методами осуществляются все виды планирования и программирования в организации: оперативное, текущее, стратегическое; целевое программирование; планирование инновационной деятельности и инвестиций и т.д. Математические методы в первую очередь используются на среднем уровне управления организацией, но часто служат базой для принятия решений на уровне руководства.

Эвристические (поисковые) методы все более широко применяются в практике современного менеджмента. Основаны на методологии творческого, как правило коллективного, коллегиального мышления. Они применяются в ситуациях, характеризующихся большой новизной, высокой степенью неопределенности и риска, разнообразием и недостаточной полнотой и достоверностью исходной информации, которая может быть выражена и в качественной, и в количественной форме. Чаще всего такие проблемы возникают на уровне руководства организацией (не менее 50% проблем здесь именно таковы), но для принятия решений менеджеры-руководители должны привлекать работников всех уровней, а в некоторых случаях — всю организацию в целом.

 


Date: 2015-07-27; view: 1404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию