Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подробности





Категория: Общие сведения о цвете

Фактически в данном случае в той или иной форме проявляется закон трехкомпонентности в ахроматических композициях. Три сопоставимые величины — три контрасты между тремя ахроматическими тонами — нужны для того, чтобы создать у зрителя впечатление взаимосвязанности этих величин. Трехтоновость обеспечивает ясную читаемость композиции, ее конструктивность.

 

(В сложных тональных композициях трех тонов зачастую бывает недостаточно. Тем не менее все многообразие используемых в решении тональных различий должно тяготеть к трем основным тонам, как бы расслаиваться на три основные группы. Если этого нет. изображение теряет читаемость.)


Важно подчеркнуть, что трехкомпонентность как обязательное условие логично вытекает из основного закона орнаментики — закона пропорциональности.

Как же следует понимать закон пропорциональности применительно к ахроматическим композициям? Мы знаем, что для образования пропорции необходимы и достаточны три величины. В нашем случае соотносимыми величинами будут не сами тона, а контрасты между ними.

Предположим, композиция построена на белом, черном и сером тонах, причем последний отстоит равно как от белого, так и от черного. Имеем пропорцию

Контраст между белым и черным

Контраст между белым и серым Контраст между серым и черным
Налицо деление на равные части: три тона оказались связанными пропорциональной зависимостью

 

Если обратиться к рис. то указанной пропорциональной зависимости подчиняются, например, тона 1, 5 и 9 (белый, средний серый и черный) или 1, 3 и 5 (тона светлого диапазона).

Другой пример: композиция также построена на трех тонах — белом, черном и сером, но серый темнее, чем в первом случае, он сдвинут в сторону черного (на рис. это могут быть тона 1, 7 и 9). Здесь имеет место другая пропорция, основанная на неравенстве частей (контрасте):

Контраст между белым и черным Контраст между белым и серым

Контраст между белым и серым Контраст между серым и черным


Как видим, закон пропорциональности в трехтоновых композициях проявляется в двух направлениях: он утверждает или равенство контрастов тонов и тем самым идею статики, или неравенство этих тонов и тем самым идею динамики. Художник приведенные выше рассуждения о математических пропорциях светлотных отношений должен, естественно, рассматривать лишь как общий принцип, которым нужно руководствоваться, но который может варьироваться в соответствии с теми или иными замыслами и задачами.

Перейдем теперь к трем условиям, от которых зависит эмоциональная выразительность ахроматических композиций. В то же самое время эти условия определяют и основные направления построения трехтоновых композиций.

Первое условие — светлотный диапазон ахроматических тонов.

Обратимся вновь к равноступенному ахроматическому ряду тонов, приведенному на рис. В орнаментальной композиции могут участвовать два крайних цвета (белый и черный) и какой-нибудь серый, например средний серый; тогда мы имеем полный светлотный диапазон тонов ахроматического ряда.


В композиции, однако, может быть использована только часть ахроматических тонов, например от белого до среднего серого тона и от среднего серого до черного; тогда уже речь идет соответственно о светло-сером и темно-сером светлотных диапазонах. Наконец, в ряде композиций целесообразно использовать только серые тона, исключая белый и черный. В этом случае мы имеем светлотный диапазон, простирающийся от светло-серых до темно серых тонов; он носит название средне-серого.

В зависимости от избранного светлотного диапазона меняются общее тональное состояние композиции и, что очень существенно, ее эмоциональное воздействие.

Трехтоновые композиции полного светлотного диапазона отличаются большой контрастностью и напряженностью, они наиболее активны и экспрессивны, причем степень динамичности светлотных контрастов особенно значительна при условии, когда серый цвет сдвинут в сторону белого цвета или черного.


Правда, активное звучание светлотного контраста при использовании полного диапазона тонов до некоторой степени затрудняет применение последнего в хроматических композициях (дело в том. что цвет в этом случае отступает на второй план). В то же время композиции с полным светлотным диапазоном хорошо воспринимаются на значительном расстоянии; не случайно они широко используются при оформлении общественного интерьера. Композиции светло-серого диапазона, где в качестве темного выступает средний серый тон.характеризуются легкостью, мягкостью, воздушностью, они более лиричны, интимны и нежны по своему тональному состоянию. В них отсутствуют сильные светлотные противопоставления и контрасты, отсюда большая обобщенность, цельность тонального состояния, более спокойное эмоциональное звучание.

Композиции среднесерого диапазона по сравнению со всеми другими наиболее нейтральны; они спокойны, сдержанны, лишены динамической напряженности тональных отношений и, пожалуй, полнее всего реализуют идею статики. Более того, сами по себе композиции среднесерого диапазона даже маловыразительны. Вместе с тем их тональное состояние открывает богатые возможности для взаимодействия цветовых тонов (в хроматических композициях).

Композиции темно-серого диапазона (самый светлый — средний серый или близкий к нему, самый темный — черный тон) характеризуются в целом затемненностью. известной сумрачностью, суровостью. Светлотные контрасты сдержанны. В силу этого композиции темно-серого диапазона способны вызывать чувство грусти, в них ощущается настроение драматизма и трагедийности. Итак, правильный выбор светлотного диапазона в соответствии с поставленной творческой задачей — важное условие построения трехтоновых ахроматических композиций. Оно преследует в качестве главной цели создание определенного светлотно-тонального состояния композиции.

Второе условие — взаимодействие светлотных тонов (или светлотный контраст тонов).

Указанное взаимодействие реализуется в любом диапазоне (полном, светло-сером, темно-сером и среднесером). Решающее значение здесь имеет отношение серого тона к белому и черному (при полном диапазоне) или серого

 

введение
Изображение человека – это одна из глобальных задач художника. Для овладения принципами реалистического рисунка необходимо изучить основы пластической анатомии человека, то есть от чисто внешнего поверхностного восприятия и слепого копирования его форм нужно перейти к глубокому изображению, опирающемуся на знания закономерностей внутренней структуры. Пластическая анатомия изучает органы, образующие внешние формы тела: скелет, суставы, мышцы, детали лица, основные движения и пропорции, равновесие и центр тяжести, а также методику изображения фигуры на анатомических основах, то есть построение фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов и проработку деталей, основанную на разборе и использовании анатомических подробностей. Анатомия (в переводе с греч. – рассекая), является искусством рассечения. В древности, видимо, этим не занимались и анатомию не изучали, ограничиваясь лишь внешним наблюдением. Изучение пропорций, первые попытки изображения человека были в странах Востока и Египте. До нас дошел египетский канон (система пропорций), по которым пропорциональной считалась фигура высотой в 19 средних пальцев руки. Древние греки не подвергали трупы рассечению, но они обладали возможностью наблюдать нагое тело так часто и в таком многообразии движений, а их творческая мысль была настолько пытлива, что произведения их искусства анатомически почти безукоризненны. Греки занимались изучением пропорций и установили ряд канонов. В средние века церковь мешала развитию искусства. Интерес к изображению нагого тела возобновился в эпоху Возрождения. Ученые и художники стали изучать анатомию на трупах людей, очень много в этой области сделал Леонардо да Винчи, который изучал анатомию человека и животных. Он сделал свыше 700 анатомических рисунков, причем, стремясь как можно лучше передать объем, делал рисунки частей тела с разных сторон. Первыми же, кто начал активно изучать анатомию на трупах, были итальянцы. Изучал и превосходно знал анатомию, что особенно заметно по его работам, Микеланджело Буонарроти. Рафаэль делал предварительные анатомические наброски фигур, композиций прежде чем приступить к самой картине. Тициан тоже занимался анатомией, до нас дошли его рисунки. В Петербургской академии художеств, основанной в 1747 году, пластическая анатомия изучалась как обязательный предмет. В дальнейшем пластическая анатомия стала дисциплиной, постоянно изучаемой в художественных учебных заведениях, предметом, знание которого необходимо художнику для правильного изображения человека и окружающего его животного мира.
АНАТОМИЯ СКЕЛЕТА
Скелет состоит из скелета головы (черепа), скелета туловища и скелета конечностей.
Кости черепа
Череп принято делить на 2 отдела. 1. Мозговой череп. 2. Лицевой череп. Поверхностно расположенными костями мозгового черепа являются: 1 лобная, 2 теменные, 2 височные и 1 затылочная (рис. 1, 2). Лицевой череп состоит из двух верхних челюстных костей, двух скуловых и одной непарной нижнечелюстной кости. Большое пластическое значение имеет лобная кость. Ее наиболее крупная часть носит название чешуи лобной кости. Справа и слева чешуя лобной кости имеет выступы, которые называются лобными буграми. Ниже лобных бугров находятся надбровные дуги. Под надбровными дугами лобная кость переходит в острый край, граничащий с глазными впадинами, и называется глазничным краем. Между надбровными дугами лобная кость имеет углубление, надпереносие. С наружной стороны на лобной кости имеется скуловой отросток, соединяющийся со скуловой костью, идущие кверху от этого отростка височные линии отделяют переднюю поверхность черепа от его боковой поверхности. Вверху лобная кость соединяется с правой и левой теменными костями, образующими среднюю часть крыши черепа. Эти кости соединяются между собой стреловидным швом. Место соединения теменных костей с лобной костью называется венечным швом. Сзади теменные кости соединяются ламбдовидным швом с затылочной костью. Наибольшая часть затылочной кости – ее чешуя – располагается непосредственно под кожей и составляет задний отдел черепа. Лобная, теменные и затылочная кости образуют верхний отдел черепа. Височная кость соединяется сзади с затылочной костью, сверху – с теменной, спереди – с клиновидной и скуловыми костями. Позади ушной раковины прощупывается крупный, заметно выступающий под кожей сосцевидный отросток височной кости. Спереди от наружнослухового прохода можно легко прощупать скуловой отросток височной кости. Скуловая кость на всем своем протяжении располагается непосредственно под кожей и своим размером в значительной мере обусловливает ширину лица. Эта кость участвует в образовании наружного и нижнего краев и прилегающих к ним участков наружной и нижней стенок глазницы. Височный отросток скуловой кости, соединяясь с идущим к нему навстречу скуловым отростком височной кости, образует скуловую дугу. Эта дуга легко прощупывается под кожей и оказывает существенное влияние на форму лица. Верхнечелюстная кость. Со скуловой костью соединяется крупная верхнечелюстная кость, она парная, имеет трехгранную форму. Эта самая большая кость лицевого черепа, состоит из тела и 4-х отростков. Своей передней поверхностью тело этой кости обращено вперед и отчасти в наружную сторону. Книзу от тела кости отходит луночковый отросток, на котором располагаются углубления для зубов – зубные луночки, у взрослого человека 8 углублений с каждой стороны. На передней поверхности тела верхнечелюстной кости находится собачья ямка, а у внутреннего края этой поверхности – носовая вырезка, участвующая в образовании грушевидного отверстия носа, которое ведет в носовую полость. Лобный отросток верхней челюстной кости доходит до лобной кости, соединяется спереди с небольшими носовыми костями, которые находятся под кожей и образуют скелет корня носа. Верхняя челюсть участвует в образовании ротовой полости, глазницы и носовой полости. Нижнечелюстная кость. Большую роль в пластике головы играет крупная непарная нижнечелюстная кость. Эта кость имеет тело, а также левую и правую ветви. Она хорошо прощупывается. На теле кости спереди выступает подбородочное возвышение, а ниже, справа и слева по подбородочному бугорку. Прощупывая основание нижнечелюстной кости спереди назад, мы доходим до угла этой кости, имеющей большое значение для формы лица. Выше угла нижней челюсти прощупывается задний край ветви нижнечелюстной кости. Эта ветвь имеет 2 отростка: суставной и венечный. Суставной отросток, лежащий сзади, оканчивается головкой, которая соединяется суставом с суставной ямкой височной кости. Венечный отросток располагается с внутренней стороны скуловой дуги. Он служит для прикрепления височной мышцы На нижней челюстной кости взрослого человека находится 16 зубных углублений – луночек. Череп взрослого человека укладывается 8 раз по вертикали в тело. Имеет он и возрастные различия. Череп новорожденного относительно больше, чем у взрослого (в 4 раза), характеризуется меньшим развитием лицевой части.   Рис. 1. Череп в профиль: 1 – затылочная кость; 2 – наружное затылочное возвышение; 3 – височная кость; 4 – сосцевидный отросток височной кости; 5 – наружный слуховой проход; 6 – суставная ямка для сочленения с нижней челюстью; 7 – суставной отросток нижней челюсти; 8 – скуловая дуга; 9 – ветвь нижней челюсти; 10 – угол нижней челюсти; 11 – венечный отросток; 12 – тело нижней челюсти   Рис. 2. Череп в фас: 13 – подбородочное возвышение; 14 – луночковый край; 15 – ячеистый отросток; 16 – верхняя челюсть; 17 – передняя носовая кость; 18 – скуловая кость; 19 – собачья ямка; 20 – глазница; 21 – основная кость; 22 – носовая кость; 23 – надбровная дуга; 24 – височная впадина; 25 – височная линия; 26 – лобный бугор; 27 – теменная кость; 28 – теменной бугор; 29 – надпереносье; 30 – носовая перегородка; 31 – носовое отверстие
 

 

Пластическая анатомия мышц головы
Мышцы головы подразделяются на 2 основные группы: жевательные и мимические (рис. 3, 4а, 4б). Жевательные мышцы – крупные и сильные; мимические, наоборот, – тонкие и сравнительно слабые. Поверхностно расположенных жевательных мышц только две: 1. Височная. 2. Собственно жевательная. Височная мышца заполняет височную ямку, она легко прощупывается под кожей, ее сокращения заметны во время жевания. Она прикрепляется к венечному отростку нижнечелюстной кости. Эта мышца при сокращении поднимает нижнечелюстную кость, то есть закрывает рот. Собственно жевательная мышца имеет большое значение в пластической анатомии: она идет от скуловой дуги, скуловой кости назад и вниз и прикрепляется к нижнечелюстной кости в области ее угла. Ее видно, если сильно сжать челюсть. Мимические мышцы приводят в движение кожу лица и всей головы. Прежде всего они содействуют закрыванию и открыванию глазной и ротовой щелей. Сокращаясь, они способствуют выражению тех или иных эмоций и мыслей. Отдельные мимические мышцы могут сокращаться как самостоятельно, так и вместе с другими мышцами; кроме того, некоторые мышцы, например лобная, могут сокращаться не целиком, а своими отдельными пучками. Выражение радости, веселья, смех, хохот, плачь, печаль, выражение гордости, удовлетворения или неудовлетворения, презрение, восторг и другие эмоции сопровождаются сокращением мимических мышц. Все мимические мышцы можно подразделить на три группы соответственно их положению в области верхней, средней и нижней частей лица. В состав верхней группы входит прежде всего лобная мышца – начинается от кожи бровей, волокна мышцы покрывают лобный бугор и переходят в сухожильный покров черепа. Она двигает сухожильный покров черепа вместе с кожей головы, сокращаясь, поднимает брови или смещает кожу головы вперед, вниз. При этом сокращении на коже лба образуются поперечные складки. Подлобные мышцы: у внутреннего конца брови располагается мышца, именуемая сморщиватель брови. Она прикрепляется к кости своим внутренним концом, а наружным – к коже брови. Эта мышца сближает брови, при этом между бровями образуется вертикально идущая складка. Продолжением лобной мышцы на корне носа является мышца гордецов, которая, сокращаясь, способствует образованию возле корня носа складок кожи, идущих в поперечном направлении. В области глазницы находится круговая мышца глаза, волокна которой имеют круговое направление. Сокращаясь, мышца опускает брови и, кроме того, смыкает глазную щель. Эту последнюю функцию выполняет так называемая вековая часть круговой мышцы глаза, находящаяся непосредственно под кожей в области верхнего и нижнего век. Мышца, которая не относится к мимическим мышцам, – подниматель верхнего века. Она находится в глазнице и прикрепляется к верхнему веку. У нижнего века аналогичной мышцы нет, благодаря чему нижнее веко неподвижно (менее подвижно). Мышцы подниматель верхнего века и вековая часть круговой мышцы глаза являются антагонистами. Своими попеременными сокращениями эти две мышцы производят мигательные движения, при которых передняя поверхность глазного яблока увлажняется слезой, чем предупреждается его высыхание. Ротовое отверстие окружает круговая мышца рта. Эта сильная мышца является единственной, которая смыкает губы. При своем сокращении она плотно закрывает ротовую щель, причем в зависимости от того, сокращается только наружная или только внутренняя часть круговой мышцы рта, губы выдвигаются вперед или просто смыкаются. Открыванию рта способствует большое количество мышц, идущих как бы по радиусам во все стороны от ротового отверстия. Среди этих мышц наиболее крупная – квадратная мышца верхней губы. Она начинается тремя головками: 1-я расположена ближе к внутреннему углу глаза, начинается у корня носа; 2-я находится под глазницей (у нижнего края глазницы); 3-я – скуловая – находится у скуловой кости. Все эти три головки соединяются у верхней губы. Их функции: поднимать верхнюю губу. При этом углубляется носогубная складка. Кроме этого, мышца тянет крыло носа кверху, расширяя ноздри. Скуловая мышца. Большая скуловая мышца оттягивает угол рта кверху и кнаружи, при этом носогубная складка сильно углубляется. При таком действии мышцы лицо становится смеющимся. Щечная мышца. Прикрепляясь к коже угла рта, при сокращении оттягивает его в стороны, прижимает щеки к зубам. Мышца смеха. Часто отсутствует. растягивает рот при смехе. У некоторых лиц вследствие прикрепления к коже щеки при ее сокращении образуется сбоку от угла рта небольшая ямочка. Мышца подбородка. Прикрепляясь к коже подбородка, при сокращении образует на подбородке небольшие ямочки, придавливает нижнюю губу к верхней. Мелкие мышцы: носовая, опускатель перегородки носа, подбородочная и др. К мимическим мышцам также относятся: Мышца, поднимающая угол рта. Мышца, опускающая угол рта. Мышца, опускающая нижнюю губу. Рис. 3. Мускулы головы и шеи (вид спереди): 1 – височный мускул; 2 – жевательный мускул; 3 – сухожильный шлем (надчерепной апоневроз); 4 – лобные мускулы; 5 – круговой мускул глаза; 6 – пирамидальный мускул, «мускул гордецов»; 7 – квадратный мускул верхней губы; 8 – носовой мускул; 9 – скуловой мускул; 10 – круговой мускул рта; 11 – щечный мускул, «мускул трубачей»; 12 – квадратные мускулы нижней губы; 13 – треугольный мускул рта; 14 – подбородочный мускул; 15 – подъязычная кость; 16 – щитовидный хрящ (гортани); 17 – перстневидный хрящ (гортани); 18 – дыхательное горло; 19 – челюстно-подъязычный мускул; 20 – двубрюшный мускул; 21 – шило-подъязычный мускул; 22 – лопаточно-подъязычный мускул; 23 – грудино-подъязычный мускул; 24 – грудино-ключично-сосковый мускул; 25 – трапециевидный мускул; 26 – большой грудной мускул; 27 – дельтовидный мускул   Рис. 4а. Мускулы головы и шеи (вид сбоку): 1 – височный мускул; 2 – жевательный мускул; 3 – «сухожильный шлем» (надчерепной апоневроз); 4 – лобный мускул; 5 – затылочный мускул; 6 – ушные мускулы (верхний и задний); 7 – круговой мускул глаза; 8 – пирамидальный мускул, «мускул гордецов»; 9 – носовой мускул; 10 – квадратный мускул верхней губы; 11 – круговой мускул рта; 12 – скуловой мускул; 13 – щечный мускул, «мускул трубачей»; 14 – квадратный мускул нижней губы; 15 – подбородочный мускул; 16 – треугольный мускул рта; 17 – подъязычная кость; 18 – выступ щитовидного хряща гортани (так называемый кадык, или адамово яблоко); 19 – шило-подъязычный мускул; 20 – двубрюшный мускул; 21 – лопаточно-подъязычный мускул; 22 – грудино-подъязычный мускул; 23 – грудино-ключично-сосковый мускул; 24 – лестничные мускулы; 25 – трапециевидный мускул; 26 – большие грудные мускулы; 27 – дельтовидный мускул     Рис. 4б. Мускулы головы и шеи (вид сзади): 1 – височный мускул; 2 – жевательный мускул; 3 – «сухожильный шлем» (надчерепной апоневроз); 4 – затылочные мускулы; 5 – ушные мускулы (верхний и задний); 6 – грудино-ключично-сосковый мускул; 7 – пластырный мускул; 8 – трапециевидный мускул; 9 – дельтовидный мускул     Рис. 5. Примеры изменения выражения лица благодаря сокращению различных мимических мышц
 

 

 

Date: 2015-08-15; view: 1152; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию