Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие российского права в начале ХХ в





В рассматриваемый период времени у руля государства стоял Николай II. Широкие политико-правовые преобразования, как он убедился в годы первой российской революции, не вели к стабильности и благополучию государства, а скорее, наоборот, усиливали брожение и хаос.Более терпимо относился император к идее улучшения положения многомиллионного крестьянства.С позиции исторического опыта очевидно, что шанс на спасение монархии давали реформы социально-экономических институтов и структур, намеченные председателем совета министров и министром внутренних дел П.А. Столыпиным. Система источников права в этот период пополняется новыми элементами-постановлениями «Совета министров» и «мнениями» «Государственного совета». Появляется большое число актов, именуемых «временные правила». Кодификационная работа проводилась в ряде учреждений: особое отделение государственной канцелярии, департаменты Сената, Государственный совет и Государственную думу, Совет министров и отдельные министерства и управления. В 1882 г. учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 1905 г. два проекта, учитывающих новый характер торгово-промышленных отношений. Закон должен был выражать общую волю трех субъектов, которым принадлежала совместная власть: Государственной думы, Государственного совета и императора. По своему характеру законы делились на предписывающие (в форме повеления или запрещения) и восполнительные (дополнявшие волю частных лиц).Четко определяется понятие юридического лица. После периода контрреформ вновь началась либерализация суда и процесса. Уже в 1885 г. отменена смертная казнь, в 1886 г. расширяются права присяжных на процессе - они получают возможность участвовать в постановке вопросов. С 1899 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществляется в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.Нововведением была административная юстиция - прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно-хозяйственных отношений и связей.

21. Изменения в государственном аппарате в годы Первой мировой войны (1914 – 1917 гг.).

Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии. В июле 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.Во время войны царское правительство издало ряд правовых актов, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям. В 1915 г. были образованы межведомственные особые совещания. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в 4 особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. Далее было создано Особое совещание по устройству беженцев. Наиболее важную роль играло Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне, относящееся к числу высших государственных учреждений. Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, в обычных городах действовали уполномоченные. Военная обстановка вызвала расширение компетенции генерал-губернаторов и военных властей в местностях, находящихся на военном положении. Широкие полномочия приобретали губернаторы: передавать на рассмотрение военного суда дела о всяких преступлениях для осуждения виновных по законам военного времени; требовать закрытого рассмотрения дел; окончательно утверждать приговоры военных судов по определенным категориям дел. Дела, переданные в военные суды генерал-губернатором, рассматривались по правилам, установленным военно-судебным уставом. В начале войны были созданы Всероссийский союз земств и Российский союз городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов. Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. Местными органами Земгора были областные и местные комитеты. Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации, его чиновники носили форму и освобождались от военной службы. В мае 1915 г. было начато создание военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы Центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты. Комитеты имели право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства, организовывать приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота. Законом от 20 июля 1914 г. в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежала полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. Учреждались военно-полевые суды из числа офицеров, которые приступали к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях. Приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения.

22. Политический строй России в период февраля – октября 1917 г. Проблема двоевластия. Законодательная деятельность Временного правительства.

После февральской революции в России установилось двоевластие – своеобразное переплетение диктатуры буржуазии и революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян. В организации верховных органов власти выявились две линии. Первая – линия буржуазии, стремившейся сконцентрировать законодательную и исполнительную власть в руках Временного правительства, не допустить созыва Учредительного собрания или парламента, политический состав которых трудно было предвидеть. Другая линия – это линия трудящихся масс, хотевших закрепить демократические завоевания революции и развить их путем созыва Учредительного собрания. В первые часы революции на роль правительственной власти претендовал буржуазный Временный комитет Государственной Думы, который три дня выполнял правительственные функции. Но революция лишила пласта этот орган, занявший своеобразное положение в политической системе буржуазной России. По соглашению между буржуазными лидерами Временного комитета с эсеро-меньшевистским руководством Петроградского Совета рабочий и солдатских депутатов было образовано Временное правительство. Формально оно ни перед кем не было ответственно, но фактически ему приходилось действовать под контролем Временного комитета, совместно с которым до мая 1917 года оно проводило заседания. Сложилось своеобразное положение, когда в стране функционировали два правительства. Областные, губернские городские, уездные, волостные Советы составили систему органов, претендовавших на исполнительную власть. Двоевластие порождало политические кризисы: революцию осуществили рабочие и солдаты, сформировавшие Советы, а в правительстве были буржуазные противники революции. В марте демократический этап революции завершился, и она стала перерастать в социалистическую. На 1 Всероссийском съезде Советов в июне 1917 года меньшевики и эсеры согласились с тем, что министры-социалисты, т.е. эсеры-меньшевики, народные социалисты, должны нести ответственность перед рабочим съездом Советов. Но большевики потребовали образования правительства из среды съезда, следовательно, передачи власти Советам. Это исключало бы участие в правительстве кадетов. Эсеро-меньшевистское большинство съезда отклонило предложение большевиков, хотя в тот период его можно было реализовать и обеспечить мирный переход власти к Советам. Решение, принятое 5 июля на совместном заседании бюро ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и исполкома Всероссийского совета крестьянских депутатов об ответственности перед Советами всего правительства в целом, стало одной из причин выхода из правительства кадетов и правительственного кризиса. Т.о., в конце марта и начале апреля большевики предлагали, чтобы Всероссийское совещание Советов образовало верховный орган власти, а в июне в свете решений Апрельской конференции большевиков ставился вопрос о придании самому съезду Советов полномочий высшего органа власти. Помешали этому эсеро-меньшевистские лидеры, хотя многим рядовым членам этих партий импонировало такое предложение. Буржуазная линия в организации власти связана с упрочением Временного правительства. ЦК партии кадетов 3 марта принял решение о том, что Временное прав-во, в котором в то время преобладали кадеты, имело полномочия законодательного и исполнительного органа. Оно стало выполнять функции главы государства. Это усиливало правительство как орган буржуазной диктатуры. 3 марта Временное правительство объявило о стремлении продолжать войну. Оно не решило аграрный вопрос, но потребовало от крестьян воздержаться от самовольного раздела земли, разрешило посылать войска на подавление крестьянских волнений. Не рассматривался национальный вопрос, хотя в ряде мест настаивали на создании национально-территориальных автономий. Лишь из 5 губерний Украины была образована административная автономия.

23. Строительство советского государственного аппарата (октябрь 1917 – лето 1918 г.). Изменения в общественном строе.

Строительство новых органов власти осуществлялось на основе слома старого гос. аппарата. Низложение временного правительства привело к упразднению прежних органов (сената, министерств). II Всероссийский съезд Советов передал власть на местах Советам Рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Согласно изданному 27 октября 1917 г Съездом Декрету «об образовании рабочего и крестьянского пр-ва», Совет Народных Комиссаров (СНК, СОВНарком) избирался до созыва учредительного собрания. Контроль над деятельностью нового правительства и право смещение наркоматов были представлены Съезду Советов и избранному им ЦИК. Первый состав СНК:

• Председатель - Ленин

• НКВД – Рыков

• НКИД (ин. дел) – Троцкий

• НКЮ (юстиции) – Ломов

• НКНАЦ (национальности) – Сталин

Среди избранных Съездом Советов 100 человек ВЦИКа было 62 большевика и 29 левых эсеров. Председатель ВЦИК - Каменев, затем сменил Свердлов, а в 1919 г – Калинин.28 октября 1917 г - декрет НКВД «о рабочей милиции», рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведение Совета рабочих и крестьянских депутатов. Таким образов милиция была учреждена, но милицейские органы не имели штатной структуры и были фактически добровольческим формированием.2 декабря 1917 г декретом ВЦИК и СНК был учрежден ВСНХ (высший Совет Народного хозяйства). Ему поручено организация всего народного хозяйства и гос. финансов. Первым председателем ВСНХ был Осинский. 15 января 1918 г опубликован Декрет СНК «о рабочей крестьянской красной армии» (РККА). Она комплектовалась из представителей трудящихся, достигших 18 лет. Руководителем РККА проводилось революционным военным советом, образованным в сентябре 1918 г.. Изменение в общественном строе: Декретом от 10 ноября 1917 г упразднялись сословия и сословные деления граждан. Звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина), титулы (княжеские, графские), наименования гражданских чинов (тайные, статские и прочие советники), уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование Граждан Российской Республики. В области национальных отношений «Декларация прав народов России» (2 ноября 1917 г) и другие акты объявили равноправие как граждан, независимо от национально-религиозных различий, так и народов России, включая их право на отделение, отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

24. Первые правовые акты советского государства (Декреты II Всероссийского съезда Советов «О мире» и «О земле», «Декларация прав народов России»).

Декрет о мире. Разработан В.И. Лениным и единогласно принят 26 октября (8 ноября) 1917 на Втором съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов после того, как в результате вооружённого переворота было свергнуто Временное правительство России. Основные положения декрета 1) Советское рабоче-крестьянское правительство предлагает «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире» — а именно, о «немедленном мире без аннексий и контрибуций», то есть без захватов чужих территорий и без насильственного взыскания с побеждённых материальных или денежных возмещений. 2) Советское правительство отменяет тайную дипломатию, «выражая твёрдое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтверждённых или заключённых правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г», и «объявляет безусловно и немедленно отменённым» всё содержание этих тайных договоров.3) Советское правительство предлагает «всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие» для проведения переговоров о мире и окончательного утверждения условий мира. Декрет о земле. Принят на Втором всероссийском съезде советов 26 октября 1917 года. Источники: 1.Так называемые крестьянские наказы, сформулированные Советами и земельными комитетами в августе 1917 года. 2.Эсеровская аграрная программа. Содержание Декрета. 1.Многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное). 2.Конфискация помещичьих земель и имений. Причём отмечалось, что «Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются» 3.Переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. 4.Переход земли в достояние государства с последующей безвозмездной передачей её крестьянам. «Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением её между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями» 5.Отмена права частной собственности на землю. «Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования» 6.Запрет применения наёмного труда. Декларация прав народов России. Принят Советом народных комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 года. В Декларации были провозглашены следующие основные принципы национальной политики: 1) равенство и суверенность народов России; 2) право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; 4)свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

25. Создание советской судебной системы (октябрь 1917 – лето 1918 г.)

Судебная система Советского государства 1917–1918 гг. представлена Декретами о суде. Декрет о суде № 1 (16 ноября 1917 г.). Разработали П. Стучка (нарком юстиции) и Козловский. Источники: законы до революции, если не противоречили власти; программы партии большевиков и эсеров; декреты ВЦИК и СНК; революционное сознание. Упразднял все судебные учреждения (окружные суды, мировые суды, прокуратура, следственные органы). Суды на основе демократических выборов. Основные положения:1) ликвидация существующей системы судопроизводства (исключение – народные суды); 2) революционные трибуналы объявлялись судебными органами, в компетенцию которых входило решение дел о контрреволюционной деятельности; 3) устанавливалось применение законодательства свергнутых правительств в частях, не противоречащих принципам и целям революции и революционному сознанию; 4) устанавливалось, что судьями могут быть бывшие мировые судьи. Принципы судопроизводства: 1) сменяемость судей (выборность судей – цель); 2) гласность и публичность судебного разбирательства; 3) коллегиальность судопроизводства. Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды, ликвидировались прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей. На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей. 15 февраля 1918 г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции — окружных судов. Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам — в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания. Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В суде допускалось судоговорение на местных языках. Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок. 13 июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде №3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. В ноябре 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей. Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи. Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы. Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.

Date: 2015-08-15; view: 1552; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию