Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность, цели и задачи менеджмента. Виды менеджмента, их взаимосвязьСтр 1 из 55Следующая ⇒
Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения: 1. Менеджмент – это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция 2.Менеджмент – это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию; 3. Менеджмент – это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Сущность - управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации - к улучш. результатов. Цель менеджмента – это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления – организации. Конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия, путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы. Основн. задачи: организация произв-ва товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов; переход к использованию работников с высокой квалификацией; стимулирование сотрудников; определение необх. ресурсов и источников их обеспечения; разработка стратегии развития и реализация; определение целей развития; выработка системы мероприятий для достижения целей; осущ. контроля за эффективностью деят-ти организац. Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные задачи: 1. тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов); 2. стратегическая (развитие и перевод ее в качественно новое состояние). Эти задачи решаются в рамках трех видов менеджмента: 1. общего (постановка целей, выработка стратегии, путей развития, решение организационных вопросов, контроль); 2. линейного (руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений); 3. функционального (управление решением общефирменных задач, планирование, научные исследования и проч.). В зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность, выделяют текущий, опережающий (перспективный) и контролирующий менеджмент. Текущий обеспечивает поддержание параметров соответствующего объекта в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени. Опережающий (перспективный) менеджмент связан с прогнозированием, планированием и реализацией нововведений с учетом риска. Контролирующий менеджмент нацелен на корректировку и преодоление негативных последствий принятых в прошлом решений. Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами. Менеджмент как наука описывает и анализирует эти отношения, выявляет факторы, влияющие на них, направляет свои усилия на изучение природы управленческого труда, выявление условий его эффективности, установление причинно-следственных связей в процессе принятия управленческих решений. Еще в 50-60-е гг. прошлого века в Европе и США доминировало представление о менеджменте как об универсальной дисциплине, имеющей единый, нерасчлененный объект. Сегодня таких объектов существует несколько, и число их продолжает расти. За эти объекты «отвечают» соответствующие разновидности менеджмента. Организационный менеджмент управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработки норм, регламентов, правил, инструкций и проч. Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление основной деятельности предприятия (в соответствии с технологией) путем ее направления в нужное русло, координации субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный» здесь можно понимать в широком смысле, как относящийся к предприятию любой сферы (заводу, банку, агрофирме). Объектами производственного менеджмента являются постановка целей, выбор стратегии, планирование, оптимизация объема и структуры выпуска продукции, организация трудового и технологического процесса, их регулирование, устранение сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование, расстановка кадров и т. п. Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовки, отправки покупателям. Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями, координацию и контроль научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов товаров и услуг, внедрение их в производство; формирование и оценку планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества. Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации — поведением фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка текущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т п. Персонал-менеджмент решает задачи подбора, расстановки, обучения, развития, повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов. Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния. Элементами финансового менеджмента являются налоговый, который ищет законные способы оптимизации величины уплачиваемых организацией налогов, а также риск-менеджмент. Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов и обеспечения полного использования имеющегося потенциала.
2. Принципы менеджмента: содержание и классификация.
Общие принципы управления: – принцип научной обоснованности управления – научный подход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, последующего применения полученных знаний в практике управления; – принцип системного подхода – системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей; – принцип оптимальности управления – устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств. С данным принципом неразрывно связан принцип гибкости управления, практическая реализация которого позволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или её быструю перестройку в соответствии с новыми целями функционирования; – принцип регламентации – все процессы, происходящие в системе управления, должны быть жестко регламентированы. Иными словами, в любой организации должна быть разработана развернутая система правил и норм, определяющих порядок функционирования как организации в целом, так и ее отдельных структурных подразделений; – принцип формализации – предусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказов, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций. Применение принципов регламентации и формализации позволяет упорядочить процесс функционирования организации, сделать его более планомерным, рациональным, надежным и предсказуемым. Следует помнить, что любая социально-экономическая система создается и функционирует для достижений определенных конкретных целей, поэтому и принципы, которыми руководствуются менеджеры организации, должны подбираться индивидуально в каждом конкретном случае исходя из целей функционирования. 2. К частным принципам управления относятся следующие: – принципы приоритета цели; структур над функциями в действующих организациях; субъекта управления над объектом управления в формирующихся организациях; объекта управления над субъектом в действующих организациях; – принципы соответствия поставленной цели выделенным ресурсам, распорядительства и подчинения; эффективности производства и экономичности; – принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления; – принципы построения процесса организации (преимущественная направленность на достижение поставленной цели; комплексный подход к изучению управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс организации; обеспечение объективности протекания процесса; оптимальное и полное информационное обеспечение процесса; жесткая регламентация операций и процедур всех этапов проектируемого процесса; соответствие свойств процесса техническим, экономическим, социальным и организационным ресурсам организации); – принципы организации и осуществления управленческого учета (непрерывность деятельности предприятия; использование единых для планирования и учета единиц измерения; оценка результатов деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений в отдельности; преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления; формирование системы показателей внутренней отчетности организации; применение бюджетного метода управления запасами и затратами; полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета; периодичность, отражающая производственный и коммерческие циклы предприятия, установленные учетной политикой; – принципы формирования системы управления персоналом (адекватность функций управления персоналом целям функционирования; первичность функций управления персоналом; оптимальное соотношение интра- и инфрафункций управления персоналом; оперативное реагирование на изменения специфики функционирования организации; потенциальные имитации (временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс функционирования организации); ситуационный подход; совместимость; сочетание; компенсация; динамизм). 3. К специальным принципам управления, как уже было отмечено выше, относятся принципы управления конкретными видами деятельности, а именно: – принципы управления инвестированием (ориентация на долгосрочные перспективы; наличие объективной информации о состоянии фондового рынка; адекватное и своевременное реагирование на изменения инвестиционной среды и т. д.); – принципы риск-менеджмента (лояльное отношение к рискам; прогнозирование; страхование; резервирование; минимизация потерь и максимизация доходов); – принципы управления технологией (ориентация на повышение эффективности использования основных производственных фондов; оптимизация технологических процессов и т. д.); – принципы создания эффективных организационных структур (приоритет ориентации организации на потребности рынка; создание структурных подразделений по целевому признаку; минимально необходимое количество уровней управления; создание необходимых условий для проявления работниками инициативы и т. д.). Принципы управления с течением времени развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции управления, которой придерживались в том или ином обществе в определенный момент времени.
3. Функции менеджмента: понятие, содержание, классификация. Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется в функциях (лат. functio — обязанность, круг деятельности, назначение, роль). Под функциями менеджмента можно понимать: - целевое назначение управленческой деятельности вообще; - ту или иную общую задачу, которую необходимо решить (такая задача бывает - основной и обеспечивающей, например планирование и мотивация); - относительно самостоятельный вид управленческих действий; - определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения управленческого труда, где принимаются специфические решения. Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить еще мотивацию, информирование и развитие. Главной функцией менеджмента считается планирование в широком смысле слова. Планирование - главная функция менеджмента, которая предусматривает прогнозирование, определение целей, стратегии, политики и задач того или иного формирования; означает сознательный выбор решения что работы, как, кому и когда Организация как функция менеджмента направлена на формирование управляющих и управляемых систем, а также связей и отношений между ними, обеспечивая упорядоченность технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности каждого субъекта хозяйствования. Мотивация - это процесс побуждения работников к высокопроизводительному деятельности для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации Контроль - это система наблюдения и проверки соответствия функционирования предприятия установленным стандартам и другим нормативам, выявление допущенных отклонений от принятых решений и определение причин их невыполнении. Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития разных сторон (производственной, технической, финансовой и др.) объекта при оптимальных затратах ю атериальних, финансовых и трудовых ресурсев. Регулировка - это вид управленческой работы, целью которой является преодоление противоречия между организацией и дезорганизацией, порядком и факторами, которые нарушают этот порядок Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные. Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся (ТОЖЕ ЧТО И А. Файолем): - прогнозирование и планирование; - организация работы; - мотивация; - координация и регулирование; - контроль, учет, анализ. Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав: - перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; - учет и отчетность; - экономический анализ; - техническая подготовка производства; - организация производства; - управление технологическими процессами; - оперативное управление производством; - метрологическое обеспечение; - технологический контроль и испытания; - сбыт продукции; - организация работы с кадрами; - организация труда и заработной платы; - материально-техническое снабжение; - капитальное строительство; - финансовая деятельность.
Date: 2015-08-15; view: 9905; Нарушение авторских прав |