Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие как форма мышления





Понятие - форма мышления, в котором отражаются предметы по их существенным признакам. Признак - в чём предметы сходны или чем они отличаются.

Признаки:

А) СУЩЕСТВЕННЫЕ - такие, которые наиболее присуще предмету, вытекают из его природы, с утратой данных признаков предмет перестает быть собой и становится качественно другим.

Б) НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ - которым может обладать или не обладать предмет.

Пример: преступление. Существенные признаки: общественно-опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.

Элементы понятия:

А) содержание - совокупность существенных признаков,

Б) объём - совокупность предметов, которые отражаются в данном понятии.

Объём графически изображается кругом:

Закон обратного отношения между понятием и объёмом: «с увеличением содержания понятия его объём уменьшается и наоборот».

Например: Береза - богаче по содержанию, дерево - по объему.

Операция ограничения или обобщения понятий.

Ограничить понятие - значит уменьшить его объём, т.е. перейти от понятия с большим объёмом к понятию с меньшим объёмом; содержание при этом увеличивается.

Мяч - футбольный мяч.

Предел ограничения находится в единичном понятии.

Обобщить понятие - значит увеличить его объём, т.е. перейти от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объёмом; содержание уменьшатся.

Орёл - город, октябрь - месяц.

Отношения между понятиями.

Понятия находятся а разном отношении друг к другу.

Понятия

Сравнимые Понятия которые имеют общие признаки, что делает возможным их сопоставление друг с другом. Несравнимы Понятия не имеют общих признаков поэтому их нельзя сопоставить друг с другом
Совместимые Понятия и объёмы которых совпадают (частично или полностью) 3 вида совместимости 1. Равнозначность: равнозначными называются понятия, которые различаются по содержанию, но совпадают по объёму, т.е. в них мыслится один и то же предмет Пример: А - лёд В - замёрзшая вода 2. Пересечение пересекающиеся понятия - понятия, объёмы которых частично совпадают а содержание различно Пример: А - студент В - водитель 3. Подчинение Одно из понятий полностью входит в объём другого (это родо-видовые отношения) Пример: А - вишня В - дерево Несовместимые Объём понятий не совпадает ни полностью, ни частично. 3 вида отношений 1. Соподчинение: соподчиненными называются такие понятия, которые в подчинение одному общему понятию А - дерево (общее понятие)  
     

 

11.

Для человека, занимающегося научными изысканиями, постоянно необходимо получать новую информацию. Для этого ученый читает множество литературы по избранному предмету, ведет наблюдение, делает опыты. Однако вся эта деятельность была бы бесполезной, если бы не приводила к образованию новых понятий. Иными словами, полученная информация в таком случае так и осталась бы лишь информацией, не облеченной в форму, пригодную для закрепления и передачи.

Именно поэтому необходимо знать о приемах образования понятий. Такими приемами являются: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Абстрагирование — это прием образования понятий, при котором необходимо отвлечься от ряда несущественных признаков предмета, отринуть их и оставить лишь существенные.

В процессе абстрагирования значительную роль играет сравнение.

Анализ — это мысленное дробление предмета, процесса или явления на составные части с целью установления взаимодействия этих частей и взаимосвязей между ними, а также выявления происходящих внутри исследуемого объекта процессов.

Анализ необходим для получения отражения уже существующего понятия.

Синтез — это мысленная сборка составных частей предмета, явления или процесса воедино.

Синтез — это процесс, обратный анализу, и обычно используется, когда последний уже проведен. Зачастую мысленному синтезу предшествует, если речь идет о предмете, практическая сборка данного предмета со строгим соблюдением последовательности постановки составных частей.

Синтез применяется для создания новых понятий на основе уже существующих, подвергнутых синтезу, или выявления неточностей в понятии, а также внесения в эти понятия изменений.

Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Обобщение — мысленное объединение группы предметов в новый ряд или добавление одного предмета в уже существующий на основе присущих этим предметам признаков.

Сравнение и обобщение позволяют достичь большей точности в суждениях, отделить одно от другого или, наоборот, объединить несколько предметов в одну группу (класс). Как факультативный признак, способствуют лучшему усвоению информации человеческим мозгом.

Все логические приемы образования понятий имеют важнейшее значение. Они связаны между собой, их невозможно представить один без другого. Часто применяются вместе или предшествуют один другому.

12.

Понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании. Слова являются материальной основой понятий, без которой невозможно ни их образование, ни оперирование ими. Однако единство понятия и слова не означает их абсолютного тождества, так как между ними есть определенные различия. Рассмотрим эти различия более подробно.

Во-первых, не всякое понятие выражается одним словом. Многие понятия выражаются совокупностью слов - словосочетаниями. Например, «международная организация уголовной полиции», «комплексный учет всех положений Гражданского кодекса Российской Федерации», «студентка второго курса юридического факультета Московского гуманитарно-экономического института» и др.

Во-вторых, понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу, что связано с существованием омонимов и синонимов.

Омонимами называются слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к различным понятиям. Например, «ключ», «мир», «следствие», «привод» и другие. Для наглядности данный вид соотношения слова и выраженных им понятий можно представить следующим образом:

Понятие - 1 -- СЛОВО -- Понятие - 2

 

|

 

Понятие - 3

 

При этом каждое понятие, выраженное одним и тем же словом, имеет только свое значение. Вот почему такие слова называются многозначными. Например, у слова «презумпция» два значения: 1) предположение, основанное на вероятности; 2) признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное. А слово «след» имеет пять значений: 1) отпечаток, оттиск ноги или лапы на какой-либо поверхности; 2) результат, последствия чьей-либо деятельности; 3) царапина, шрам, синяк, свидетельствующие о чем-либо; 4) уцелевшая незначительная часть чего-либо, незначительный остаток от того, что было; 5) нижняя часть ступни, подошва ноги.

К омонимам примыкают слова-паронимы. Паронимы - это близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или совпадающие в нем лишь частично. Например, «вина» и «виновность», «представлять» и «предоставлять», «замысел» и «умысел», «осужденный» и «судимый», «статус» и «статут», «бегун» и «беглец».

Смешение паронимов может порождать искажение смысла. С неточным выбором паронимов связаны ошибки в следующих рассуждениях: «Влево от дверного проема вещевого склада вдоль северной стены находятся обгоревшие останки стола»; «Подсудимый не оправдал доверенность коллектива»; «Опознать тех мужчин я не смогу, так как не видела их в личности».

Таким образом, способность слов выражать различные понятия приводит иногда к неясности в рассуждениях. Поэтому необходимо точно устанавливать значение слов, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.
В этой связи в различных областях знания вырабатывается система терминов. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.п.

Термин применительно к языку права понимается как слово или словосочетание, имеющее юридическое значение, выражающее правовое понятие, применяемое в процессе познания и освоения явлений действительности с точки зрения права. Так, по подсчетам специалистов, лексика уголовного права терминирована на 42,14%*. Это связано с тем, что язык права не допускает инотолкования, каких-либо кривотолков.

* Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. - М., 1997. -С. 153.

 

Правовые понятия имеют логическую структуру, одинаковую для всех понятий. Вместе с тем их содержание и объем обладают некоторыми особенностями, которые следует учитывать в правоприменительной деятельности.
Различают два вида правовых понятий: относительно-правовые и специально-правовые. Относительно-правовые понятия используются не только в правовой, но и в других сферах деятельности. Например, понятия «закон», «свидетель», «статья», «следствие», «доказательство», «факт» и другие могут иметь не только правовое, но и иное содержание.

Специально-правовые понятия отражают только правовые качества объекта. Например, «истец», «ответчик», «суд присяжных», «правонарушение» и др.

Относительно-правовые понятия превращаются в специально-правовые, если к их содержанию добавляется специально-правовой видовой признак. Например, понятие «закон» является относительно-правовым, а «юридический закон» - специально-правовым понятием. Для более точного выражения правового смысла следует употреблять только специально-правовые понятия, хотя в отдельных случаях юристами используются и относительно-правовые понятия.

Специально-правовые понятия, используемые во всех отраслях права, в свою очередь, подразделяются на два подвида: общие и специфические. Общие правовые понятия вырабатываются общей теорией права, являющейся методологической основой отраслевых разделов. Например, «правопорядок», «законность», «правовая норма», «субъект правоотношений», «юридическая ответственность» и другие - это общие специально-правовые понятия, которые широко используют в уголовном праве, гражданском праве, в уголовном процессе и т.д.

Специфические отраслевые понятия выражают особенности конкретной отрасли права. Они используются для познания отношений, регулируемых данной отраслью. Понятия уголовного права, например, такие как «преступление», «умышленное убийство», «давность привлечения к уголовной ответственности» и другие, отличаются по своей юридической природе, скажем, от понятий гражданского права - «залог», «находка», «письменные сделки». Даже в рамках одной науки, изучающей конкретную отрасль права, термины различаются. Так, криминология оперирует такими понятиями, как «латентная преступность», «личность преступника», «предупреждение преступления» и т. п. А криминалистическая виктимология - «жертва», «виктимность», «виктимизация» и др.

Устойчивость и определенность правовым понятиям придает то, что они закрепляются в законе. Возведенные в юридический закон понятия становятся для субъектов познания единственными и обязательными. Никто не должен употреблять понятие, указанное в законе, в ином смысле, чем это предусмотрено законодателем. Например, понятие любого конкретного состава преступления (убийство, кража, клевета и т.д.) включает строго определенную совокупность существенных признаков, которая не может быть ни увеличена, ни сокращена.

Синонимы - это слова, тождественные или очень близкие по своему значению. Например, для обозначения участников преступления в Уголовном кодексе Российской Федерации используются синонимы «соучастник» и «пособник». Для обозначения воровства также употребляются синонимы «кража» и «хищение». Для наглядности данный вид соотношения понятия и выражающих его слов можно представить следующим образом:

Слово 3

 

|

 

Слво 1 -- ПОНЯТИЕ -- Слово 2

 

В-третьих, в обыденной речи к основному семантическому значению понятий часто добавляются дополнительные оттенки, служащие для выражения эмоционального или оценочного отношения говорящего к предмету мысли. Например, пары слов «собрание» и «сборище», «глава» и «главарь»,«адвокат» и «адвокатишка» совпадают по своему семантическому значению. Однако во втором слове каждой пары слов присутствует негативный оттенок, которого нет в первом слове. В данном случае также нет полного совпадения понятия и слова.

Таким образом, понятие, находясь в неразрывном единстве со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово является формой выражения понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.

 

 

13.

Отношение между объемом и содержанием понятия было сформулировано в виде закона еще в XVII в. (логике Пор-Рояля). Коротко его можно выразить так: чем богаче содержание понятия, тем уже его объем и, наоборот, чем беднее содержание понятия, тем шире его объем. Например, содержание понятия четного числа богаче понятия натурального числа. Поэтому объем четного числа уже объема натурального числа. Аналогично этому содержание понятия "металл" богаче понятия "химический элемент" и, следовательно, объем понятия "металл" уже объема понятия "химический элемент". Обратите внимание, что закон обратного отношения применим к понятиям, находящимся друг к другу в отношении "частного" к "общему" или, точнее, "вида" и "рода".

Четные числа, как известно, составляют специфический вид натуральных чисел, а последние по отношению к ним являются родом. Точно так же металлы составляют часть или вид среди общего рода химических элементов. Термины "шире" и "уже", "богаче" и "беднее" употребляются при формулировке закона для краткости. Более развернуто они означают, что содержание будет богаче, если оно включает большее количество отличительных или существенных признаков. Объем соответственно считается более узким, если он содержит меньшее количество элементов.


Более точная формулировка закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия может быть дана в таком виде: если объем одного понятия составляет часть другого, имеющего тот же род, то содержание второго составляет часть содержания первого понятия, и наоборот, когда содержание одного понятия есть часть содержания другого, тогда объемы понятий находятся в обратном отношении.


Несмотря на свою очевидность, этот закон не раз оспаривался в истории философии и методологии науки. Еще совсем недавно он подвергался критике сторонниками диалектической логики.

Какие доводы выдвигаются против закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия?

Поскольку прогресс науки приводит к образованию новых, более общих и глубоких теорий, постольку эти понятия и теории не могут рассматриваться как более бедные по содержанию, считают критики данного закона. Другие идут еще дальше и заявляют, что такие общие понятия содержат все богатство особенного и единичного. Но эти доводы не выдерживают критики, во-первых, потому, что более общие понятия хотя и могут быть более глубокими, но они не могут сохранять в своем содержании специфические особенности менее общих и тем более единичных понятий. Другое дело, что в сочетании с той информацией, которая содержится в таких понятиях, более общие понятия дают более глубокое объяснение изучаемых явлений. Во-вторых, критики закона обратного отношения не учитывают тот факт, что процесс познания идет не только от частного к общему, от конкретного к абстрактному, но и в обратном направлении – от абстрактного к конкретному знанию. Абстракции создаются именно для того, чтобы глубже понять конкретную действительность, а это становится возможным только в единстве более общих и менее общих понятий. В-третьих, если бы критики закона были правы, тогда не стоило сохранять менее общие понятия и теории, но характерная особенность научного познания состоит именно в преемственности развития, сохранении и удержании всего того ценного, что достигнуто на предшествующих этапах познания.

14. (15, 16,17)

В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды. Для наглядности представим их в виде схемы, а затем последовательно рассмотрим каждый вид более подробно. Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, "великий русский писатель Александр Николаевич Островский", "Организация Объединенных Наций", "столица России" и другие).

Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов (например, "столица", "государство", "правовед", "экономист" и другие). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации (например, "участник Великой Отечественной войны", "народный депутат России" и другие). Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, "человек", "философ", "ученый" и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно: "вечный двигатель", "русалка", "леший" и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: "древнегреческий философ", "термоядерная электростанция". Такие понятия не являются нулевыми.

Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: "академия", "студент", "романс", "дом", "поэма А. Блока "Двенадцать" и др.

Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: "смелость", "добросовестность", "храбрость", "синева", "тождество" и др.

Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: " родители "-" дети "," учитель "- "ученик "," начальник "-" подчиненный "," истец "-" ответчик " и др.

Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета: "фермер", "правило", "деревня", "человек" и др.

Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету: "принципиальность", "благородный поступок", "живущий по средствам", "успевающий студент" и др.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, "некрасивый поступок", "некрашеный дом", "некошеный луг" и др.). В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками "не" или "без" ("бес "): "неграмотный", "неверующий", "беззаконие", "беспорядок" и др. В словах иностранного происхождения - чаще всего словами с отрицательной приставкой "а": "агностицизм", "аморальный" и др.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: "лес", "созвездие", "роща", "студенческий строительный отряд" и др. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия.

Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: "дерево", "звезда", "студент" и др.

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Например, понятие "невнимательность" - общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

15.

Объективные отношения между самими предметами находят свое отражение в отношениях между понятиями. Все многообразие этих отношений также можно классифицировать на основе содержания и объема понятий.

Сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимыми называют понятия, в содержании которых имеется хотя бы один общий признак. Почти все понятия являются сравнимыми. В данном случае опровергается известная пословица «Нельзя сравнивать Божий дар с яичницей». С точки зрения логики, это также сравнимые понятия, так как о них, по крайней мере, можно сказать, что и то, и другое – предмет. Это и будет их общий признак. Несравнимыми называют понятия, в содержании которых нет ни одного общего признака. Некоторые авторы в качестве примера несравнимых понятий приводят понятия «предмет» и «свойство». Сравнимые понятия могут быть совместимыми или несовместимыми.

Совместимые и несовместимые понятия. Понятия называются совместимыми, если их объемы имеют хотя бы один общий элемент. Несовместимые – это понятия, в объемах которых нет ни одного общего элемента. Обычно отношения между понятиями изображают с помощью так называемых кругов Эйлера (рис. 2, 3).

Виды совместимых понятий. Совместимые понятия могут быть равнозначными (тождественными), перекрещивающимися, а также подчиненным и подчиняющим.

Равнозначные (тождественные) - это понятия, объемы которых полностью совпадают (рис. 2, а).

Пример. А – понятие «автор романа «Анна Каренина»»; В – понятие «автор романа «Война и мир»».

Перекрещивающиеся - это понятия, объемы которых частично совпадают (рис. 2, б).

Пример. А – понятие «студент»; В – понятие «спортсмен».

Подчиняющее и подчиненное понятия. Объем подчиненного понятия полностью входит в объем подчиняющего, не исчерпывая его (рис. 2, в).

Пример. А – понятие «деревья»; В – понятие «береза».

Виды несовместимых понятий. Несовместимые понятия бывают соподчиненными, противоположными (контрарными) и противоречащими (контрадикторными).

Соподчиненные – это понятия, объемы которых различны и входят в объем общего для них понятия, не исчерпывая его (рис. 3, а).

Пример. А – понятие «фиалка»; В – понятие «роза»; С – понятие «цветы».

Противоположными (контрарными) понятиями являются такие, которые соподчинены третьему понятию и представляют собой крайние степени выраженности некоторого качества. Можно сказать, что их объемы занимают полярные места в объеме общего для них понятия (рис. 3, б).

Пример. А – «черный»; В – «белый»; С – «цвет».

Противоречивые (контрадикторные) понятия подчиняются общему для них понятию, и при этом в общем понятии не существует такого элемента, который не был бы элементом одного из этих понятий. Их объемы делят объем общего для них понятия на две части (рис. 3, в).

Пример. А – «монархия»; В – «республика». Общим для этих понятий является понятие «форма правления». Причем «монархия» и «республика» – несовместимые формы правления, и в то же время других форм правления не существует.

С помощью кругов Эйлера можно получать достаточно сложные схемы. Например, можно изобразить отношение между понятиями А – «студент», В – «спортсмен», С – «мастер спорта», D – «кандидат в мастера спорта» (рис. 4).

16.

 

Изучение отношений между понятиями имеет огромное значение для правильного употребления понятий в устной и письменной речи. И наоборот, незнание этих отношений способно повлечь за собой искаженное отражение действительности – отношений между самими вещами.

 

18.

Основными логическими операциями с понятиями являются: обобщение и ограничение понятий, их определение и деление. В основе данных операций лежат родо-видовые отношения между понятиями.
Логические операции обобщения и ограничения основаны на законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Данные операции имеют противоположную направленность.
Ограничением называется логическая операция перехода от родовых понятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака. Например, если к содержанию понятия «юрист» добавить видообразующий признак, показывающий его специализацию, то получим новое понятие «юрист-криминолог», которое является видовым понятием по отношению к исходному, родовому понятию.
Логическая операция ограничения понятия широко применяется в правовой деятельности, в частности при квалификации конкретного преступления. В этом случае осуществляется последовательный переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Например, «деяние» —-> «административное нарушение» ——> «уголовное преступление» —-> «разбой».
При ограничении понятий важно соблюдать правило последовательного перехода от рода к виду. Пределом ограничения является единичное понятие, например, «юрист-криминолог Артемьев Петр Аркадьевич, 1964 года рождения, проживающий в городе Москве на улице Тверской в доме № 151», потому что объем такого понятия уменьшить уже невозможно: в нем мыслится только один конкретный человек.
Обобщением называется логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем исключения из содержания данного видового понятия его видообразующего признака. Так, если из содержания понятия «юридическая академия» исключить видовой признак «юридическая», то получим родовое понятия «академия».
Для соблюдения правильности обобщения необходимо последовательно переходить от вида к роду, включающему в себя данный вид. Пределом обобщения являются категории. Категории - это наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные, закономерные связи объективной действительности и познания. Категории наук различаются по степени общности. Самыми общими являются философские категории.
Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию - с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или с меньшим объемом и большим содержанием (ограничение).
Логические операции обобщения и ограничения имеют большое значение в процессе мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным.
В юридической теории и практике часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждении, законе, документе. Однако содержание понятия не обнаруживается непосредственно в выражающем его слове. Это достигается посредством логической операции определения.
Определение (или дефиниция) понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина. Всякое определение отвечает на вопрос: что это такое? Например, «контрабанда — это незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу, совершенное с сокрытием предметов в специальных хранилищах».
Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым; понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, - определяющим.
Чтобы определить понятие, отражающее предмет, необходимо внимательно изучить сам предмет, сравнить с другими предметами, проанализировать его свойства и отношения. Вполне очевидно, что это далеко не одноразовый акт. Определение является итогом сложного познавательного процесса, оно в известной мере завершает логическое формирование понятия. Но содержание понятий не остается неизменным, поэтому не может быть и навсегда установившихся определений. Их уточнение обусловлено, с одной стороны, изменением самого предмета, с другой - развитием нашего знания об этом предмете.
В зависимости от того, что определяется - сам предмет или имя, его обозначающее, - определения делятся на реальные и номинальные. Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки самого предмета. Например, «бесхозное имущество - имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен».
Номинальным называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п. Например, «Кредитор - термин, обозначающий физическое или юридическое лицо, перед которым данная организация имеет задолженность, отраженную в ее балансе». В номинальном определении часто раскрывается и этимология того или иного термина. Например, термин «философия» происходит от греческих слов «филио» — люблю и «софия» — мудрость, что означает любовь к мудрости (или, как говорили раньше на Руси, любомудрие). Для номинальных определений характерно присутствие в их составе слова «называют (ся)».
Реальные и номинальные определения различаются между собой по цели, которая достигается тем или иным определением. Реальные определения отвечают на вопрос, что представляет собой тот или иной предмет, номинальные - что обозначает то или иное слово или выражение. При этом необходимо иметь в виду, что реальные и номинальные определения взаимопревращаемы. Для примера сравним определения: «Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное осуществление требований законности» и «Правопорядком называется состояние упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное осуществление требований законности». При этом содержательная информация в каждом определении не меняется.
По способу раскрытия признаков определяемого предмета определения делятся на явные и неявные. Явными называются определения, в которых указываются признаки, присущие определяемому предмету. В неявных определениях выявляются связи, в которых находится определяемый предмет с другим предметами.
Наиболее распространенным способом явного определения служит определение через ближайший род и видовое отличие. Сущность его состоит в том, что при определении какого-либо предмета указывают на ближайшее родовое понятие, в объеме которого мыслится определяемый предмет, и называют его отличительный признак. Например, в определении «Реформа - преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры» родовым понятием является «преобразование какой-либо стороны общественной жизни», а словосочетание «не уничтожающее основ существующей социальной структуры» - видовой признак.
С определением через ближайший род и видовое отличие сходно по своему строению генетическое определение, смысл которого состоит в описании характерного для определяемого предмета способа образования или происхождения. Например, «Наказание есть мера принуждения, назначаемая по приговору суда». Раскрывая способ образования предмета, его происхождение, генетическое определение играет важную познавательную роль, широко используется в раде наук. Как разновидность явного определения, оно имеет ту же логическую структуру, что и определение через ближайший род и видовое отличие, подчиняется тем же правилам, небрежное отношение к которым неизбежно ведет к логическим ошибкам. Этих правил четыре.
Во-первых, определение должно быть соразмерным, то есть объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. Данное правило реализуется в следующем определении: «правоспособность граждан - это способность иметь гражданские права и нести обязанности, т. е. возможность быть участником всех дозволенных нормами закона гражданских правоотношений».
Несоблюдение этого правила ведет к логической ошибке «несоразмерности определения», которая имеет две разновидности:
а) «слишком широкое определение». Например, «правоспособность граждан — это способность иметь гражданские права и нести обязанности, т. е. возможность быть участником всех правоотношений». В данном случае не учитывается возможность быть участником только дозволенных нормами закона и только гражданских правоотношений;
б) «слишком узкое определение». Например, «правоспособность граждан - это способность иметь гражданские права, т. е. возможность быть участником всех дозволенных нормами закона гражданских правоотношений». Здесь не учитывается, что правоспособность граждан предполагает не только их способность иметь гражданские права, но и способность нести обязанности.
Во-вторых, определение не должно заключать в себе «круга». Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется «тавтология», когда определяющее понятие лишь повторяет определяемое. Например, «Дееспособность граждан - это их деятельная способность действовать».
В-третьих, определение должно быть четким, ясным. Нарушение этого правила ведет к двусмысленности определений. Например, «коносамент, составляемый перевозчиком, - это товарораспорядительный документ, удостоверяющий право держателя распоряжаться указанным в нем грузом и получить его после завершения перевозки».
В-четвертых, определение не должно быть отрицательным. Отрицательное определение не раскрывает содержания определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не объясняя, чем он является. Таково, например, определение «Теория государства и права - это не криминология». Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется. Например, «антипатия - это чувство неприязни, нерасположения».
Таким образом, явные определения дают возможность сформулировать большинство понятий. Но с помощью их нельзя, например, определить широкие понятия (категории), так как они могут не иметь рода, а также единичные понятия, поскольку они не имеют видового отличия. Кроме того, бывают ситуации, когда выделение родовых или видовых признаков не является необходимым, значимым. Для этого используют неявные определения или приемы, заменяющие определения.
В отличие от явных определений в неявных место определяющего понятия занимает контекст, набор аксиом или описание способа построения определенного объекта. К неявным определениям относятся:
а) контекстуальное определение, сущность которого заключается в выяснении содержания незнакомого слова, выражающего понятие, через контекст. На основе данного определения, не прибегая к словарю для перевода, если текст на иностранном языке, или к толковому словарю, если текст на родном языке, человек сам или определяет смысл слова, или формулирует его содержание. Для примера можно рассмотреть ситуацию, которая возникла в разговоре Р. Зорге и посла Германии в Японии фон Дирксена. Фон Дирксен считал, что он неплохо знает Россию и советовал Р. Зорге: «В Москве вы можете купить очаровательные изделия - вятки, хохлому, палех... Конечно, русские кустари не имеют ничего общего с японскими мастерами, но вятки очаровательны своим примитивом». Даже не зная, что такое вятки, можно сделать вывод, что это какие-то изделия из керамики или дерева. В первом предложении данное слово стоит в ряду с хохломой и палехом. Значит, оно или повторяет их смысл, или имеет свои особенности. Но все они - художественный народный промысел. Кустарные японские ремесла связаны со многими природными минералами и стилями росписи, но если сравнивают японских и русских мастеров, значит, разговор идет о чем-то близком к художественным народным промыслам. На самом деле, вятки - это ярко раскрашенные глиняные фигурки;
б) индуктивное определение. Оно характеризуется тем, что в нем сам определяемый термин используется в выражении понятия. Примером может служить определение «оборонительной войны» через «войну, ведущуюся в целях защиты государства или конкретных территорий». Это не тавтология, так как здесь изначально определяемый термин несет в себе смысловую нагрузку;
в) определение через указание отношения предмета к своей противоположности. Этот способ широко используется при определении философских категорий. Например, «свобода есть познанная необходимость» или «возможность - это потенциальная действительность».
Следует иметь в виду, что в процессе реального общения довольно часто используются приемы, заменяющие или дополняющие операцию определения понятий. К таким приемам, прежде всего, относятся описание, характеристика, сравнение.
Описание - это перечисление внешних, чувственно воспринимаемых признаков предмета. Цель описания - создать с помощью чувственно-наглядного образа представление о предмете, позволяющего выделить его среди других: например, описание внешности преступника, потерпевшего, самого деяния, вообще обстоятельств какого-либо дела. Описание бывает практически-обыденным или теоретическим (научным), поэтому оно может включать как несущественные, так и существенные признаки. Так, в опубликованной в Италии в 1876 году работе Чезаре Ломброзо «Преступный человек» описывается типичный преступник по определенным физическим признакам: скошенный лоб, удлиненные или неразвитые мочки ушей, ярко выраженные складки лица, чрезмерная волосистость или облысение головы, обостренная или притупленная чувствительность к боли и др.
Характеристика предназначена для перечисления существенных в каком-то отношении признаков предмета. Цель характеристики не в создании наглядного образа, что присуще описанию, а в раскрытии степени пригодности этого объекта к решению конкретной задачи. Характеристика может быть как конкретной, так и общей. Примерами такого приема являются технические характеристики бытовых приборов и аппаратуры. Часто характеристика дается конкретному человеку (например, подсудимому) или определенному типу людей (например, личности преступника).
Так, характеристика личности преступника имеет большое значение в уголовном и уголовно-исполнительном праве. Уголовно-правовая характеристика личности преступника ориентирована прежде всего на выделение признаков, которые могут оказать влияние на квалификацию содеянного (достижение определенного возраста, вменяемость, наличие или отсутствие специальных знаний субъекта и т. п.) или на назначение наказания (наличие или отсутствие судимости, пол, возраст).
Характеристика личности осужденного выделяет те признаки личности, учет которых имеет значение для эффективного исполнения наказания, достижения его целей (профессиональная подготовка и общеобразовательный уровень, соблюдение режима содержания в исправительном учреждении, отношение к труду и т. д.).
Определение через сравнение предполагает выделение в предмете важного в каком-то отношении признака и соотнесение этого предмета с другим, в котором аналогичный признак выражен особенно ярко. Этот прием, например, применяется в криминологии для определения латентной (скрытой, неузнанной) преступности: преступность - это айсберг, надводная часть которого известна, а подводная часть лишь предполагается. Подводная часть айсберга и есть латентная преступность.
Разъяснение посредством примера также дополняет операцию определения. Этот прием используется тогда, когда легче привести пример или примеры, которые могут раскрыть понятие, чем сделать попытку дать его строгое и четкое определение. Разновидностью данного приема является остенсивное определение. К нему часто прибегают при обучении иностранному языку: показывают предмет или его изображение и называют его. Так поступают и при разъяснении некоторых слов родного языка.
Таким образом, определение понятий играет важную роль для юриста. Выражая в сжатом виде знание об изучаемом предмете, оно не только служит познанию правовой действительности, но и развивает правильное мышление, выступает средством формулирования точных и глубоких выводов. Раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов или осуществить обобщение, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.
Определение содержания понятий неразрывно связано с выявлением их объемов как видовых понятий, входящих в известный род. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.
В структуре этой операции различают: а) родовое понятие, объем которого подвергается делению, или делимое; б) видовые понятия, получающиеся в результате деления, или члены деления; в) признак, с учетом которого производится деление, или основание деления.
Деление бывает двух видов: дихотомическое и по видоизменению признака.
Сущность дихотомического деления состоит в выделении двух противоречащих друг другу членов деления, объемы которых полностью исчерпывают объем делимого понятия. Например, «государственные налоги делятся на прямые и непрямые».
Недостатком этого способа деления является то, что остается каждый раз неопределенной часть объема делимого понятия, именно та часть, которая обозначается частицей «не». Одновременно удобство дихотомического деления заключается в следующем. Во-первых, оно всегда соразмерно; во-вторых, члены деления исключают друг друга; в-третьих, деление производится только по одному основанию. Поэтому дихотомическое деление очень распространено, хотя и применяется не во всех случаях.
Сущность деления по видоизменению признака состоит в том, что каждый из видов, получаемых в результате деления, обнаруживает один и тот же общий признак, но у каждого из них он находит специфическое проявление. Например, функции государства по сферам деятельности делятся на внутренние и внешние; по продолжительности действия - на постоянные и временные; по социальной значимости - на основные и второстепенные.
В качестве основания могут быть использованы различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления предъявляются некоторые требования, важнейшее из которых - объективность основания. Не следует, например, делить учебные дисциплины на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно не только по форме, но и по содержанию: одна и та же учебная дисциплина может быть интересной для одного обучаемого и неинтересной для другого.
Особую значимость имеет деление в правовой сфере, в частности в законодательстве. Так, в Конституции Российской Федерации указывается: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Такое деление имеет большое значение для жизнедеятельности государства.
Частным, но очень распространенным случаем деления понятия по видоизменению признака является классификация. Классификация - это распределение предметов по группам (классам), где каждый элемент имеет свое постоянное, определенное место. От обычного деления она отличается относительно устойчивым характером, что позволяет широко применять ее в правовой сфере.
Так, классификация лежит в основе закона о порядке государственной службы (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства), который был введен в Российской империи в 1722 году указом Петра I и назывался Табель о рангах.
В соответствии с этим законодательным актом все чины подразделялись на 3 типа: воинские, статские (гражданские) и придворные. Все они делились на 14 классов. Воинские чины состояли из 4 разрядов (гвардия, сухопутные, артиллерийские и морские) и объявлялись выше соответствующих им по классу статских и придворных. Чины в гвардии были на класс выше других воинских чинов. Для примера приведем из Табели о рангах наименования чинов статских и военных:
1. Канцлер (генерал-фельдмаршал; генерал от инфантерии, кавалерии, артиллерии, инженер-генерал).
2. Действительный тайный советник (генерал-полковник).
3. Тайный советник (генерал-лейтенант).
4. Действительный статский советник (генерал-майор).
5. Статский советник (бригадир в 18 в., далее - нет эквивалента).
6. Коллежский советник (полковник).
7. Надворный советник (подполковник).
8. Коллежский асессор (капитан; ротмистр).
9. Титулярный советник (штабс-капитан; штабс-ротмистр).
10. Коллежский секретарь (поручик).
11. Корабельный секретарь - в 19 в. не присваивался (нет эквивалента).
12. Губернский секретарь (подпоручик; корнет).
13. Провинциальный секретарь; сенатский, кабинетский, синодальный регистратор (прапорщик).
14. Коллежский регистратор (нет эквивалента).
Следовательно, вполне очевидно, что Табель о рангах как раз и представляет собой разновидность логической операции деления.
А классификация преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации важна не только для теоретического осмысления многообразных форм проявления такого противоправного деяния, как преступление, но и для правильной практической квалификации того или иного конкретного преступного деяния.
В процессе деления понятия необходимо соблюдать ряд правил, которые обеспечивают четкость и полноту деления.
Во-первых, деление должно быть соразмерным, то есть объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая может быть двух видов:
а) «неполное деление», когда деление произведено узко и ряд членов деления не назван. Например, «основы конституционного строя Российской Федерации делятся на экономические и социальные». В приведенном примере перечислены не все основы, неназванными оказались политические. Во избежание подобной ошибки при большом числе членов деления прибегают к использованию выражений «и другие», «и так далее», «и тому подобное»;
б) «деление с излишними членами», когда помимо всех членов деления называются и виды, не соответствующие основанию деления. Например, «основы конституционного строя Российской Федерации делятся на экономические, социальные, политические и военные». В этом делении понятие «военные» явно лишнее.
Во-вторых, деление должно производиться по одному основанию. Хотя объем одного и того же понятия можно разделить по-разному в зависимости от избранного основания, однако при однократном делении нельзя наряду с видами, соответствующими основанию деления, называть виды, ему не соответствующие. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, носит название «подмена основания». Ошибочно, например, такое деление: «договоры между физическими лицами бывают устные, письменные и справедливые».
В-третьих, деление должно быть последовательным. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке «скачок в делении». Такую ошибку, к примеру, совершают, когда говорят: «Средства массовой информации делятся на государственные, коммерческие, местные, независимые и военные». Это неверно, так как средства массовой информации делятся на гражданские и военные, а те, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов.
В-четвертых, члены деления должны исключать друг друга, то есть их объемы не должны пересекаться. В этом смысле деление, например, стран мира на восточные и западные является правильным, а на восточные, западные, северные и южные - неправильным, потому что как восточные, так и западные страны включают в себя и северные, и южные.
Подводя итог, важно отметить, что деление понятий помогает правильно распределить предметы по группам, изучить их, а следовательно, глубже познать весь класс в целом.
Таким образом, понятие является одной из основных форм абстрактного мышления. Оно способно не только замещать или представлять предметы, но и анализировать их, отвлекаясь от несущественного, случайного, что позволяет глубже проникать в действительность, отображать ее с большей полнотой. Понятие не только замещает предмет, но и вводит его в систему сложных связей и отношений. Именно понятия составляют основу построения других форм абстрактного мышления - суждений и умозаключений.

 

Date: 2015-08-15; view: 772; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию