Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: Понятие и основные формы политико-территориального устройства





Форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

При всей условности приведенных определений различают унитарное государство, федеративное государство, а также конфедерацию. В зависимости от характера и структуры составных частей территории государства и взаимоотношений между ними и государством в целом страны по форме политико-территориальной организации подразделяются прежде всего на унитарные и федеративные, каждое из которых в свою очередь включает определенные разновидности. Нередко к этому добавляется и конфедерация. Однако необходима серьезная оговорка, ибо конфедерация — это не форма одного государства, а форма межгосударственного объединения нескольких независимых стран, взаимоотношения между которыми, как известно, регулируются не конституционным, а международным правом. Таковыми конфедерациями были Швейцарский Союз (до 1848 г.), США (1776—1787 гг.), Германский Союз (1815—1866 гг.). В настоящее время конфедераций в мире не существует.

Подавляющее большинство стран мира (около 85%) избрало унитарную форму политико-территориального устройства. Унитарная форма — «уно» в переводе с латинского означает «единое».

Унитарное государство — это одна из основных форм политико-территориальной организации государства, при которой его единая территория подразделяется обычно не на отдельные государства и/или государственные образования (республики, штаты, земли и др.), а на административно-территориальные единицы (области, департаменты, губернии, провинции, районы, округа, общины и др.) со сравнительно ограниченней самостоятельностью, а само государство имеет одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему органов государственной власти и управления, одну судеб! систему, единый бюджет и налоговую систему. В связи с этим.у тарное государство нередко называют единым, слитным, простым структуре государством в отличие от федеративного государства сложного, составного, союзного, объединенного.

 

Унитарное государство содержит следующие основные отличительные признаки: единую законодательную власть — общий для всей страны, парламент; единую исполнительную власть; единую судебную власть (судебную систему); единую конституцию, которые распространяется на всю территорию страны; единое законодательство — правовую систему, обязательную для всех граждан на территории этой страны; территориальное деление на административные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью; единое гражданство.

 

Простые унитарные государства по своей территориальной структуре включают только обычные административно-территориальной единицы. Если же унитарное государство имеет на своей территории еще и особые, автономные образования, то оно рассматривается как сложное.

 

Федеративное государство. Несмотря на то, что подавляющее большинство государств мира являются унитарными, немало стран имеют федеративное политико-территориальное устройство. В настоящее время в мире существуют федеративных государства.

 

Федерализм — это особый тип политического устройства общества, основанный на неразрывном сочетании двух базовых взаимодействующих компонентов, один из которых — это механизм разделения властей на законодательную (представительную), исполнительную и судебную ветви по всей территориальной горизонтали государства, а второй — долевое соучастие центральных органов государственной власти, административно-территориальных единиц, местного самоуправления в управлении обществом на основе договора о разграничении предметов ведения (компетенции) между ними, взаимной ответственности и сочетании корреспондирующихся прав и обязанностей1.

 

Федеративная форма — «фэдус» в переводе с латинского означает «союз». Итак, федеративное государство — это союзное государство, состоящее из ряда государств, национально-государственных или политико-территориальных образований, каждое из которых пользуется относительной самостоятельностью, за исключением тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.

 

Федеративные государства отличаются от унитарных следующими признаками: в федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как правило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты, определяющие их статус; территория федеративного государства не составляет единого целого в политико-административном отношении, она представляет собой совокупность территорий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения; в федеративных государствах возможно наличие двойного гражданства, которое закрепляется в конституциях. В некоторых федерациях (Индия, Малайзия, Россия) признают только союзное гражданство; для большинства федераций характерна двухпалатная структура союзного парламента; субъекты федерации не являются суверенными государствами.

 

Как и унитарные государства, федерации далеко не одинаковы и обладают теми или иными существенными особенностями своего возникновения, по своей структуре, по характеру взаимоотношений между, федерацией в целом и ее субъектами. Совокупность таких своеобразных черт, не обязательных для всех федераций, но общих для их определенных групп, позволяет выделить различные формы федераций, классифицировать их. Чаще всего в науке конституционного права федерации подразделяются: по способу своего возникновения — на договорные (союзные) и конституционный (автономные); по своей структуре — на симметричные и асимметричные; по характеру взаимоотношений между федерацией и ее субъектами — на централизованные и децентрализованные.

 

64 вопрос: Федеративный договор 1992 г.: политико-правовой характер, значение и содержание. Соотношение Конституции РФ и Федеративного договора.

под этим названием вошел в историю комплекс взаимосвязанных документов о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти России и тремя группами российских властных структур: 1) органами власти входящих в РФ суверенных республик; 2) органами власти краев, областей Москвы и Санкт-Петербурга; 3) органами власти автономной области и автономных округов. Этими государственными актами была на основе исторической преемственности юридически закреплена свойственная России тенденция федеративных отношений и совершен поворот от централизма при формальной федеративности к подлинно федеративному устройству страны. Роспуск СССР поставил перед российским политическим руководством проблему сохранения России как суверенного государства и предотвращения цепной реакции ее распада по союзному сценарию. Декларация о государственном суверенитете РСФСР лишь очертила перспективы реконструкции российского федерализма. Детализация принципов и содержания договорных отношений была поручены Совету Федерации и Совету Национальностей Верховного Совета РСФСР. В апреле 1991 г. проект Ф.д. был представлен III съезду народных депутатов и одобрен Президиумом ВС РСФСР. В его основу легла идея о трех типах равноправных субъектов Федерации, добровольно объединяющихся в едином государстве. Согласование его основных положений в республиках, краях, областях и автономиях, Москве и Санкт-Петербурге заняло около года. Парафирование документа субъектами Федерации прошло с 13 по 23 марта 1992 г., а 31 марта состоялось подписание трех текстов договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, с одной стороны, и тремя группами субъектов Федерации — с другой. В юридическую практику три договора вошли как составные части единого Ф.д. IV съезд народных депутатов РСФСР закрепил федеративность России в качестве принципа формирования многонационального государства. Содержание договора легло затем в основу принятой в 1993 г. всенародным голосованием Конституции РФ. Тем самым российская государственность обрела конституционно-договорной характер. Договор не был под писан двумя субъектами Федерации — Татарстаном и Чечней. В 1994 г. Татарстан отдельно заключил двусторонний договор с центральной властью. Основное содержание Ф.д. сводится к конкретному разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации. К ведению федеральных органов отнесены принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов (включая контроль за их соблюдением), федеративное устройство страны и ее территория, гражданство, регулирование прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств. К числу федеративных прерогатив относятся также установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, их формирование и порядок деятельности, федеральная собственность и управление ею, федеральная политика в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития, правовое и финансовое регулирование рынка, денежной и банковской систем, федеральный бюджет, налоги и сборы, внешняя политика и международные отношения, вопросы оборонной промышленности, защита государственных границ и т. д. Часть прерогатив закреплена в качестве предметов совместного ведения федеративных органов и органов субъектов федерации: обеспечение соответствия конституционно-законодательных актов субъектов Федерации Конституции РФ и другим федеральным законам, разграничение государственной собственности, свобода и защита прав человека и гражданина, охрана окружающей среды и памятников культуры, природопользование, вопросы воспитания, образования, науки и культуры, здравоохранение, судопроизводство, определение общих принципов местного самоуправления и др. Устанавливается самостоятельное участие республик в международных и внешнеэкономических отношениях, если это не противоречит Конституции РФ. Земля и ее недра являются достоянием тех народов, которые на ней проживают. Полномочия, касающиеся внутренней деятельности субъектов Федерации, специально в Договоре не выделяются. Оговаривается лишь запрещение изменений его положений в одностороннем порядке. Споры, возникающие на почве разграничения полномочий, разрешаются Конституционным Судом. Ф.д. стал решающим шагом на пути единения России после развала Советского Союза. Включение его основных положений в Конституцию РФ не отрицает самостоятельного значения этого документа как правового акта. Все его участники признают свою ответственность за единство и целостность государства и неприкосновенность его границ.

 

 

Date: 2015-08-15; view: 1309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию