Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каковы философские основания идеи образования? В чем сущность и смысл образования?





Идея образования проистекает из двойственности человеческой приро­ды. С одной стороны, человек - природное существо. Как таковое, он ведет себя сообразно своей животной индивидуальности

С другой стороны, человек - существо духовное и разумное. И в этом отношении он, по словам Гегеля, не бывает от природы тем, чем он должен быть. Животное не нуждается в образовании, потому что оно от природы есть то, чем оно должно быть

Человек же должен согласовать две стороны своей природы: привести свою единичность, индивидуальность в соответствие со своей разумно­стью и духовной всеобщностью, сделать згу всеобщность господствующей над индивидуальностью

«Необразованным» можно назвать человека, в котором индивидуальное господствует над всеобщим. Смысл обучения и воспитания как раз в том, чтобы снять или, по крайней мере, ослабить это господство индивидуального начала. Приобретая знания, человек учится смотреть на мир со всеобщей духовной точки зрения. Получая воспитание, человек учится владеть собой, сдерживать проявление своей эгоистической натуры, учитывать интересы других, преследовать общие цели и т.п

Все это-выражение духовного, разумного стремления ко всеобщему. Сущ­ность образования и заключается в этом подъеме человека ко всеобщему. Полу­чить образование - значит сделать себя во всех отношениях духовным существом, избавиться от диктата своей природной индивидуальности

Характерно, что само слово «образование» хорошо передает этот смысл подъема ко всеобщему. «Образование» означает образовывание, разверты­вающее формирование, соотносимое и соизмеряемое с неким «образом», «образцом» или идеальным «про-образом». Образование - это руководство к преобразованию всего человека в его существе, пробуждение в нем духов­ного начала, его духовное преображение

Образовать - значит создать новый образ человека. Слово «образ» уди­вительным образом совмещает в себе одновременно значения отображения (слепка) и образца.

И образ, и образец, и прообраз выражают собой определенную ступень всеобщности, на которую восходит индивидуальное качество. Именно в этом смысле образование и есть подъем духа ко всеобщему

Существуют два основных пути приобщения ко всеобщему: теоретиче­ский и практический. В соответствии с этим можно говорить о теоретиче­ском (интеллектуальном) и практическом (моральном) образовании

По словам Гегеля, в теоретическое образование входит, кроме многооб­разия знаний и всеобщности точек зрения, позволяющих судить о вещах умение воспринимать объекты в их свободной самостоятельности, без субъективного интереса

Необразованный человек не идет дальше непосредственного созерцания. Его интерес к миру обусловлен только удовлетворением природных потреб­ностей или личной выгодой

Образованность открывает незаинтересованный взгляд на мир. Человек становится способным судить о вещах не только со стороны их полезности, практической значимости, но и со стороны их сущности, всеобщей и объек­тивной природы

Приобретая знания, человек формирует всеобщий интерес к миру. Он уз­нает, что существуют различные способы мировосприятия, отношения к миру, что его взгляд на мир не является лучшим и единственно необходимым. Этим он отдаляет себя от себя самого и приходит к различению существенного и не­существенного, объективного и субъективного, общего и частного

Смысл практического образования состоит в том, чтобы, удовлетворяя свои естественные потребности, человек проявлял благоразумие и соблюдал ту меру, которая продиктована необходимостью самосохранения. Для этого он, во-первых, должен быть способен выйти из естественного состояния, быть свободным от него (уметь, например, скрывать свое недовольство, сдерживать свой гнев, не терять терпения и самообладания); во-вторых, он должен быть способен ограничивать себя (не растрачивать по пустякам свои физические и духовные силы, быть готовым принести свои частные интере­сы в жертву более высоким обязанностям)

Образованный человек - это человек, углубленный в свое призвание. Он всецело предан своему делу и как бы забывает себя в нем. Человек необра­зованный, напротив, проявляет больше интереса к самому себе, чем к делу

В этом смысле необразован тот, у кого изначально отсутствует и не развивается способность к абстрагированию, кто не может отвлечься от самого себя и взглянуть со стороны на то общее, тот образ и образец, которыми определяется его индивидуальная природа







Date: 2015-08-15; view: 1917; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию