Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функциональные стратегии развития предприятия ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Экономическую (генеральную) стратегию деятельности предприятия, как правило, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами. Функциональные стратегии разрабатываются соответствующими подразделениями предприятия (организации). В силу их предназначения и специфики деятельности различные службы предприятия имеют свое собственное видение достижения поставленных ориентиров, поэтому разрабатываемые ими стратегии не всегда стыкуются, а иногда и противоречат друг другу. Искусство руководства предприятием заключается в том, чтобы заставить функциональные подразделения сбалансировать и скоординировать разрабатываемые ими стратегии. Достигаться это может двумя основными путями: во-первых, руководители функциональных служб предприятия участвуют в обосновании и разработке базовой (генеральной) стратегии предприятия; во-вторых, процесс разработки окончательной стратегии развития предприятия должен быть многоступенчатым, включая этап согласования и координации. Предприятие должно разрабатывать следующие основные виды функциональных стратегий: 1. Стратегию маркетинга; 2. Финансовую стратегию; 3. Инновационную стратегию; 4. Стратегию производства; 5. Социальную стратегию; 6. Экологическую стратегию. Стратегия маркетинга рассматривается как одна из ведущих функциональных стратегий развития предприятия. Важность маркетинговой стратегии обусловлена тем обстоятельством, что маркетинг обеспечивает информационные, стратегические и оперативные связи предприятия с внешней средой. Вследствие чего, непосредственное функционирование маркетинга тесно связано с другими подсистемами управления деятельностью предприятия. Финансовая стратегия предполагает формирование и использование финансовых ресурсов для реализации базовой стратегии предприятия и соответствующих курсов действий. Она позволяет экономическим службам предприятия создавать и изменять финансовые ресурсы и определять их оптимальное использование для достижения целей функционирования и развития предприятия. Важность данной функциональной стратегии заключается в том, что именно в финансах отражаются через систему экономических показателей все виды деятельности, происходит балансировка функциональных задач и их подчиненность достижению основных целей предприятия. С другой стороны, финансы – это источник, исходный момент для выработки остальных функциональных стратегий, так как финансовые ресурсы часто выступают одним из важнейших ограничений объема и направлений деятельности предприятия. Инновационная стратегия предприятия должна повышать и поддерживать конкурентный статус выпускаемой предприятием продукции. Инновационное развитие предприятия представляет собой не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е. инновационного потенциала (рис. 3).
Рис. 3. Процесс инновационного развития предприятия
Производственная стратегия предприятия связана с разработкой и реализацией основных направлений его деятельности в области выпуска продукции. При этом следует заметить, что производственный процесс – наиболее стабильный вид практической деятельности, а в случае возникновения нестабильности в производственной сфере потрясения на предприятии оказываются наиболее сильными. Основные элементы стратегии производства приведены на рис. 4.
Рис. 4. Составляющие элементы стратегии производства
1. Планирование производства и контроль. Участие производственных подразделений в процессе обоснования и разработки стратегии развития предприятия является пассивным, поскольку планы производства относятся скорее к тактическим решениям, чем к стратегическим. Однако руководство производственных подразделений принимает участие в выработке следующих принципиальных решений: · определение возможностей использования имеющегося оборудования и необходимости его реконструкции; · определение тенденций взаимоотношений с персоналом в области повышения квалификации и заработной платы, а также решении социальных вопросов; · проведение экспертизы деятельности других подразделений предприятия для обеспечения производственного процесса. 2. Повышение производительности труда. Данное направление деятельности предприятия может предполагать: · проведение анализа факторов производительности труда и выявление «узких мест»; · повышение производительности труда путем улучшения системы и структуры управления предприятием; · разработку программы мероприятий по повышению производительности труда. 3. Человеческий фактор на производстве. Необходимо отметить, что человеческий фактор оказывает решающее воздействие на уровень производительности труда. Этот фактор можно рассматривать в двух основных аспектах: во-первых, необходимо создание определенных условий для эффективной работы персонала в процессе производства; во-вторых, необходимо формирование условий для обеспечения воспроизводства рабочей силы. Эффективное участие работников в производственном процессе определяется многими факторами, включая начисление заработной платы, производственный микроклимат, моральное стимулирование, систему профессионального роста и обучения кадров, оборудование рабочего места и охрану труда и др. Социальная стратегия предприятия связана с обоснованием и разработкой программы мероприятий для обеспечения нормального хода процесса воспроизводства рабочей силы на предприятии и сохранения благоприятного микроклимата в коллективе. Реализация таких программ мероприятий способствует повышению производительности труда работников предприятия и, следовательно, влияет непосредственно на протекание производственного процесса. В качестве основных компонентов социальной стратегии предприятия можно назвать следующие. 1. Стратегия развития кадрового потенциала предприятия (планирование кадровых потребностей предприятия, стратегия формирования персонала предприятия, стратегия развития персонала предприятия, стратегия использования и сохранения персонала). 2. Базовая социальная стратегия предприятия (совершенствование социальной структуры производственного коллектива предприятия, улучшение условия и охраны труда, укрепление здоровья работающих). 3. Целевые социальные программы – в рамках разработки и реализации социальной стратегии могут выделяться целевые программы для решения наиболее приоритетных задач социального развития предприятия. Экологическая стратегия предприятия предусматривает разработку систем мероприятий по решению природоохранных проблем, направленных на: · рациональное использование ресурсов; · ограничение объемов выбросов (предотвращение или уменьшение утечки вредных веществ в окружающую природную среду); · сокращение отходов (снижение их количества, переработка и повторное использование); · производство безвредных продуктов, которые на протяжении всего жизненного цикла не представляют вреда с точки зрения выбросов и отходов, обладают низкой долей риска. Создание функциональной стратегии включает в себя активность менеджеров в данной сфере деятельности. Все это показывает, что функциональная стратегия, которая сводится к какому-либо функциональному подразделению, в большой степени соответствует общей деловой стратегии компании. Причем персонал, а именно каждый работник в индивидуальности, считает, деловую стратегию логическим продолжением своей работы. Как правило, большая часть ответственности возлагается на людей, являющихся руководителями данных функциональных подразделений. Чтобы разработать функциональную стратегию правильно, необходимо: - oпpeдeлить ключевую poль и предельно точное coдepжaниe фyнкциoнaльнoй пoдcиcтeмы; - убедиться в том, что соответствующий менеджер компании понимает цели и корпоративную миссию и готов выполнять их; - разъяснить информацию, которая описывает то, как эта функциональная система помогает эффективно развить бизнес; - распределить между функциональными областями полномочия и виды деятельности; - при возможности провести ревизию всех существующих функциональных подразделений, причем сделать это одновременно, чтобы результаты были точными; - сделать так, чтобы все исполнители действовали по одной схеме, что позволит им обмениваться информацией и мыслить в одном направлении корпоративной миссии; - создать сбалансированную систему тенденций, которые будут связаны напрямую с профессиональной компетентностью, а также этикой и предпринимательством, причем данная система не должна образовывать конфликты;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, формирование функциональной стратегии предприятия является необходимым условием наращивания объемов производства и как следствие – получения положительного финансового результата. Для этого руководитель должен иметь чёткое представление о функциональной модели и сущности SWOT-анализа (т.е. анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз предприятия) и проводить его с определенной периодичностью. На основе результатов анализа и должны приниматься решения по совершенствованию управления предприятием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Оксамитный А.К. Статья: Моделирование функциональной стратегии предприятия. 2. Мосейкин Ю.Н. Курс лекций «Стратегический менеджмент». 3. Панов И.А. «Стратегический менеджмент». - М.: 2002. 4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономист, 2006. 5. Радугин А.А. Основы менеджмента. – М.: Центр, 1997.
Date: 2015-08-15; view: 2076; Нарушение авторских прав |