Правила эффективной критики
Каждый руководитель, включая главбуха, наделен полномочиями оценивать достижения сотрудников. А критика нередко воспринимается как личная обида и поэтому не достигает своих целей
Чтобы критика не обижала, она должна быть не язвительным замечанием, а иметь форму искреннего совета. Для этого специалисты разработали несколько правил.
Правило первое — уметь рефлексировать. Важнейшее правило эффективной критики — оценить ситуацию с позиции партнера и понять основания собственного поведения. Для этого спросите себя: «Осознаю ли я, чего именно хочу добиться критикой, не вызвана ли она желанием высказать негативные эмоции? Что бы чувствовал я, если бы поменялся с критикуемым местами?» Поэтому никогда не стоит давить на больные места или переходить на личности. Если же руководитель допустил ошибку, то необходимо извиниться.
Правило второе — использовать «правила горячей плиты». Они разработаны американским психологом Дугласом Мак-Грегори и эффективны и в общении с коллегами, и в личной жизни. Суть в том, что наша реакция на нежелательное поведение другого человека должна напоминать поведение горячей плиты (см. таблицу ниже).
Правило третье — хвалить при всех, ругать наедине. Критика никогда не должна становиться унижением. Тем более публичным. Как бы порой ни хотелось устроить показательную порку, от этого следует отказаться, поскольку ничего, кроме обиды, она не вызовет.
Правило четвертое — правило гамбургера. Критика — это начинка между двумя позитивными оценками деятельности сотрудника. Перед тем как критиковать, похвалите за что-то, а после критики вновь похвалите. Но и похвала, и критика должны быть связаны с профессиональной деятельностью и способностями человека.
Date: 2015-08-15; view: 760; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|