Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Международно-правовое регулирование прав человека в обществе
В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость создания универсальных международно-правовых стандартов. Они отражены в ряде важнейших международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (1948 год), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 год), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 год), Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 год), Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (1950 год) и других международных правовых актах. Существо же термина «международные стандарты» было сформулировано в статьях 1-3 «Предварительных замечаний» Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 году в Женеве 1 . Из них следует, что международные стандарты - это нормы, которые на основе общепризнанных достижений современной мысли обычно считаются правильными с принципиальной и практической точек зрения. В связи с тем, что юридические, социальные, экономические и географические условия в мире различны, не все стандарты можно применять повсеместно и одновременно. Однако они должны вызывать к жизни постоянное стремление государств к преодолению практических трудностей, стоящих на пути их осуществления 2 . На основе таких подходов в науке сложилась точка зрения, что международные стандарты прав человека - это нормы современного международного права, предусматривающие такие общедемократические требования и обязанности государств, которые они должны с учетом особенностей своего общественного строя, национального развития и т.п. воплотить и конкретизировать в своих системах. Международные глобальные и региональные универсальные и специализированные декларации и пакты содержат две группы стандартов в области правовой защиты человека. Среди них: 1) права и свободы человека; 2) ограничения прав. Самую большую группу международно-правовых стандартов составляют права и свободы человека. Они традиционно делятся на личные права, политические, социально-экономические и культурные права. Они также делятся на те, которые могут в некоторых случаях быть ограничены, и те, которые такому ограничению подвергаться не могут. Эти группы определены в международных документах, имеющих высшую морально-правовую и юридическую силу: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах. К личным правам и свободам Всеобщая декларация прав человека относит: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность (ст. 3, 9), право на свободу от пыток (ст. 5), равенство перед законом (ст. 7), право на эффективное восстановление в правах (ст. 8), право на то, чтобы в случае предъявления человеку уголовного обвинения его дело было рассмотрено гласно независимым и беспристрастным судом (ст. 10), право считаться невиновным до тех пор, пока виновность человека не будет установлена законным порядком (ст. 11), право на защиту закона от вмешательства в личную жизнь человека и от посягательств на неприкосновенность его жилища, тайну корреспонденции или на честь и репутацию (ст. 12). К личным правам относятся также провозглашенные в Декларации гражданские права: право личности на признание его правосубъектности (ст. 6), свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 13), право покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13), право на убежище (ст. 14), право на гражданство (ст. 15), право вступать в брак и создавать семью (ст. 16). В качестве политических прав и свобод декларация устанавливает: свободу мыслей, совести, религии (ст. 18), свободу убеждений и выражения их (ст. 19), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), право принимать участие в управлении своей страной (ст. 21), право создавать профессиональные союзы и входить в них для защиты своих интересов (п. 4 ст. 23), право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в декларации, могут быть полностью осуществлены (ст. 28). К социально-экономическим правам Всеобщая декларация относит право человека владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими (ст. 17), право на социальное обеспечение (ст. 22), право на труд, свободный выбор работы, на справедливые и удовлетворительные условия труда и на защиту от безработицы (п. 1 ст. 23), право на равную оплату труда за равный труд (п. 2 ст. 23), право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение за труд, обеспечивающее достойное человека и его семьи существование (п. 3 ст. 23), право на отдых и досуг (ст. 24), право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи (п. 1 ст. 25), право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности и старости (п. 1 ст. 25), право матери и младенца на особое попечение и помощь (п. 2 ст. 25). Культурные права перечислены в статьях 26 и 27 Всеобщей декларации: это право на образование (п. 26), право приоритета родителей в выборе образования своих детей (п. 2 ст. 26), право свободно участвовать в культурной жизни общества, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами (п. 1 ст. 27), право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом интеллектуальных трудов, автором которых человек является (п. 2 ст. 27). Все перечисленные во Всеобщей декларации права и свободы человека дополнены, расширены и закреплены в других, принятых позднее, международных актах. В рамках ООН установлены критерии и процедуры, которыми необходимо руководствоваться в процессе нормотворчества в области международно-правовой защиты человека. Примером тому служит Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Установление международных стандартов в области прав человека» № 41/120 от 4 декабря 1986 года. Она сформировала требования к их разработке: согласовываться с соответствующим сводом международно-правовых норм в области прав человека; носить фундаментальный характер и основываться на присущих человеческой личности достоинстве и ценности; быть достаточно четкими, чтобы служить источником поддающихся определению и осуществимых прав и обязанностей; предусматривать, где это уместно, реалистические и эффективные механизмы осуществления, включая систему представления докладов; пользоваться широкой международной поддержкой. Национальные нормы и принципы правовой защиты гражданина и личности не могут опускаться ниже уровня международных стандартов. Что касается ограничения прав, то анализ научной литературы по этой проблеме позволяет сделать вывод, что ограничения прав и свобод - это юридическое положение, при котором законом должен быть установлен правовой баланс правоограничений и преимуществ. Ограничения прав и свобод человека и гражданина - исключительные изъятия из правового статуса личности, устанавливаемые в конституционно-правовом порядке. Ограничение прав и свобод как международно-правовое явление должно включать в себя следующие структурные элементы: правовую основу, определяющую характер и содержание ограничений; цель ограничений. Согласно Всеобщей декларации, целями ограничений прав человека являются (п. 2 ст. 29): • обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других граждан; • удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Указанные цели ограничений юридически закреплены в Пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 12; п. 3 ст. 18; п. 3 ст. 19; ст. 21; п. 2 ст. 22). По сравнению с Всеобщей декларацией и Пактом о гражданских и политических правах цели ограничений значительно расширены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. По этому документу ограничения вводятся с целью: поддержания государственной и общественной безопасности и экономического благосостояния страны; предотвращения беспорядков или преступлений; охраны здоровья или нравственности населения (ст. 8-9); охраны территориальной целостности; защиты репутации граждан; предотвращения разглашения конфиденциальной информации; поддержания авторитета и беспристрастности судебных органов (ст. 10). В Российской Федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. Часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это общее правило, которое указывает на невозможность принятия законов, попирающих права и свободы без всяких оснований. Следуя статье 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данной статье указываются два важных условия: а) права могут быть ограничены только федеральным законом, б) «только в той мере, в какой это необходимо». Конституционный Суд Российской Федерации в связи с этим в ряде своих постановлений обосновал требование соблюдения соразмерности ограничений как гарантию от чрезмерных ограничений прав и свобод, выходящих за рамки необходимости. Указал на недопустимость широкого толкования этого условия, так как такое толкование может послужить основой для произвола. Следует отметить, что по смыслу приведенных статей Конституции в Российской Федерации возможны только общие ограничения прав и свобод для всего населения путем принятия закона. Тем самым как бы исключается возможность такого ограничения в отношении отдельных лиц. В мировой конституционной теории и практике общепризнано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), который, однако, требует, чтобы чрезвычайное положение государством-участником было официально объявлено и об этом сообщено другим государствам. Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя. При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально отмеченными в части 3 статьи 56 Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, гарантии против сбора информации о чьей бы то ни было частной жизни, свободу совести, свободу предпринимательства, право на жилище (это так называемые абсолютные права и свободы), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой. В Конституции есть еще одна важная гарантия. Согласно части 3 статьи 118 «создание чрезвычайных судов не допускается». Следовательно, даже в условиях чрезвычайного положения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту граждан от незаконных или дискриминационных действий. Среди законов, принятых в Российской Федерации, особенно важны законы о чрезвычайном положении, об органах Федеральной службы безопасности, о внутренних войсках МВД, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной охране. Основополагающее значение для деятельности органов внутренних дел имеют те положения Конституции Российской Федерации, которые устанавливают запреты на осуществление определенных действий. В соответствии с ними запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19); пытка, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание (ч. 2 ст. 21); сбор, хищение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24); пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29); проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как на условиях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25) и некоторые другие подобные действия. Закон Российской Федерации «О милиции» (ст. 17) определяет, что специфика службы в милиции такова, что для сотрудников установлены определенные ограничения в пользовании некоторыми общегражданскими правами и свободами. Эти ограничения установлены также Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, некоторыми другими федеральными законами. В органах внутренних дел не может служить гражданин, ранее привлекавшийся к уголовной ответственности по приговору суда. Нельзя занимать должности, связанные с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью близкому родственнику. На время службы сотруднику запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, работать по совместительству (за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности). Он не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, занимать выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В своей деятельности сотрудник не вправе руководствоваться решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели, а равно использовать свое служебное положение в интересах политических партий и общественных объединений. Для сотрудника действует запрет на участие в забастовках. Кроме того, сотрудник не вправе: • получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, оплату развлечений, отдыха, услуги, ссуды и т.п.), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; • выезжать в командировку за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок в соответствии с международными соглашениями; • получать гонорары за публикации и выступления в качестве сотрудника милиции; • использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию; • принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций. Компенсация названных ограничений осуществляется за счет создания соответствующих условий службы, гарантирующих сотруднику достойное денежное содержание, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, обязательное государственное страхование. Федеральный закон от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет органам внутренних дел, Федеральной службы безопасности, пограничной охраны, службы внешней разведки, налоговой полиции, государственной охраны в целях борьбы с преступностью проводить гласно и негласно оперативно-розыскные действия; устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц и др. Такая деятельность (наблюдение, прослушивание телефонных разговоров и др.) возможна только под судебным контролем. Федеральный закон от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» (ст. 11), устанавливая правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции, допускает применение следующих мер и временных ограничений: • проверку у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности; • удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств; • усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность; • ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов; • использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях - и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации; • приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества; • приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи; • временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений; • введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий; • ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах; • беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности; • проведение досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств; • ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; • на отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, может устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения. Ограничения прав и свобод граждан должны быть всегда сбалансированы правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным в Конституции Российской Федерации (ст. 46), в Уголовно-процессуальном кодексе, в законах о прокуратуре, об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Перечисленные основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защиты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию Российской Федерации в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взвешенно подходить к определению меры и необходимости ограничения каждого конституционного права, придания ограничительным нормам закона постоянного или временного характера. Значительным шагом вперед в развитии международно-правовой защиты как отрасли международного права явилось закрепление в Пакте о гражданских и политических правах тех личных и гражданских прав, которые не подлежат ограничениям даже в условиях чрезвычайного положения. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 пакта не допускаются какие-либо ограничения: права на жизнь (ст. 6); свободы от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 7); свободы человека от рабства или подневольного состояния (ст. 8); права человека не считаться виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действующему в момент его совершения внутригосударственному законодательному или международному праву, не являлось уголовным преступлением (ст. 16); свободы человека иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору, без принуждения (ст. 18). В отношении остальных прав человека и основных свобод временное отступление государств от их соблюдения ввиду чрезвычайных обстоятельств допускается. К допустимым ограничениям прав и свобод граждан относятся, в частности: • ограничение дееспособности граждан по правилам, предусмотренным главой 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; • некоторые ограничения прав иностранцев в соответствии со статьями 11, 13, 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; • ограничение тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 13 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ); • отдельные ограничения прав на землю, установленные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ; • ограничения на организацию деятельности общин малочисленных народов (ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ); • ограничения права на выезд гражданина Российской Федерации (ст. 15, 16 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ). Но масштабы этих ограничений должны быть соразмерны природе и характеру обстоятельств. Именно такой подход закреплен Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении»3 (ст. 28), где определены пределы применения мер временных ограничений в условиях чрезвычайного положения, а также установлен исчерпывающий перечень конкретных ограничений прав и свобод на время чрезвычайного положения. Права и свободы, установленные для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих законом, не могут быть ограничены, нарушены или ущемлены в результате противоправной деятельности органов государственной власти и управления. Обязательным элементом ограничений прав является информирование государством международного сообщества об их введении или прекращении действия. В случае его введения в отдельных местностях Российской Федерации в течение суток с момента принятия Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Постановления об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения уведомляются сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения. Резюмируя все вышеизложенное о международных стандартах в области прав человека, можно сказать, что они вырабатываются на межгосударственном уровне, предназначаются для регулирования межгосударственного сотрудничества и адресуются государствам, которые обязаны в пределах своей юрисдикции обеспечить правовую и социальную защиту своих граждан и несут ответственность перед своим народом, перед международным сообществом за соблюдение прав человека, что исключительно важно для дальнейшего развития российского законодательства. Date: 2015-08-15; view: 3170; Нарушение авторских прав |