Наименование метода
| Краткое описание метода
|
Биографический метод
| Оценка работника по биографическим данным.
|
Произвольные устные или письменные характеристики
| Устное или письменное описание того, что собой представляет работник и как он себя проявляет (включая достижения и упущения).
|
Оценка по результатам
| Устное или письменное описание конкретной работы, выполненной работником.
|
Метод групповой дискуссии
| Постановка, обсуждение и решение проблем в группе, в ходе которых оцениваются знания, личностные черты и другие качества работников.
|
Метод эталона
| Оценка относительно наилучшего работника, принятого за эталон.
|
Матричный метод
| Сравнение фактических качеств работника с набором желательных качеств (происходит в форме матрицы).
|
Методы свободного и принудительного выбора оценочных характеристик по готовым формам
| Сравнение фактических качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленным в заранее разработанной форме.
|
Метод суммируемых оценок
| Определение степени проявления у работников тех или иных качеств путем проставления по определенной шкале экспертных оценок.
|
Метод заданной группировки работников
| Под заданную модель требований к работнику подбирается подходящий кандидат или под заданную ролевую структуру рабочей группы подбираются конкретные люди.
|
Тестирование
| Определение знаний, умений, способностей и других характеристик на основе специальных тестов.
|
Ранжирование
| Определение экспертным или иным путем ранга (места) оцениваемого среди других работников и расположение всех оцениваемых по порядку убывания рангов.
|
Метод парных сравнений
| Попарное сравнение оцениваемых между собой по определенным качествам и последующее их ранжирование по порядку убывания рангов.
|
Метод заданной балльной оценки
| Начисление (снижение) определенного количества баллов за те или иные достижения (упущения).
|
Метод графического профиля
| Вместо условных оценочных измерителей используется графическая форма оценок (профиль ломаной линии, соединяющей количественные значения точек по различным качествам оцениваемого). Метод позволяет проводить наглядное сравнение оцениваемого с «идеальным» работником, а также сравнивать между собой различных работников.
|
Коэффициентный метод
| Выделяются факторы оценки и определяются их нормативные значения для различных групп оцениваемых. Фактический результат соотносится с нормативом, в итоге получаются различные коэффициенты, дающие возможность проводить сопоставление и оценку работников.
|
Метод критического инцидента
| Оценивается, как вел себя работник в критической ситуации (принятие ответственного решения, решение незнакомой проблемы, разрешение конфликтной ситуации).
|
Метод самооценок и самоотчетов
| Письменная или устная самооценка перед коллективом. При благоприятном социально-психологическом климате в коллективе метод способствует п принятию напряженных обязательств и повышению моральной ответственности.
|
На российских предприятиях при оценке работников наиболее часто применяют произвольные устные или письменные характеристики, метод принудительного выбора и коэффициентный метод.
Периодичность оценки персонала также определяется каждой организацией индивидуально.