Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция





Преобразование экономики и усиление централизаторских начал в управлении привели к формированию новой модели общества, к почти полному "огосударствлению" народного хозяйства. Произошедшие изменения в экономическом, социально-политическом и национально-государственном развитии Советского Союза с середины 20-х годов потребовали изменения Основного Закона.

Разработка конституции началась по инициативе ЦК ВКП(б). по решению Съезда советов СССР в 1935 году создана конституционная комиссия под председательством Сталина. Она подготовила проект новой конституции к маю 1936 года. Состоялось его всенародное обсуждение и в ноябре был созван 8ой чрезвычайный съезд советов специально для принятия конституции. 5 декабря 1936 года он принял новую конституцию.

По своему содержанию конституция 1936 года была значительно шире, чем конституция 1924 года, в ней содержался ряд новых глав (об общественном устройстве, о местных органах власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностей граждан, об избирательной системе).

Конституция 1936 года внесла изменения в систему союзных органов власти и управления:

Политическую основу страны составляли Советы депутатов трудящихся. Изменялась структура государственной власти: ее высшим законодательным органом становился Верховный Совет, состоявший из двух палат (Совета Союза и Совета Национальностей). Верховный совет действовал в сессионном порядке в период между сессиями его заменял Президиум верховного совета СССР.

Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности на средства производства, эксплуатацию человека человеком. Были сняты классовые ограничения в избирательной системе, устанавливались всеобщие, равные прямые выборы при тайном голосовании.

Конституция предоставила гражданам следующие права: труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости. Суд объявлялся независимым, открытым, с правом обвиняемого на защиту. Провозглашалась тайна переписки и неприкосновенность жилища. Неприкосновенность депутатов, свобода слова, печати, собраний, но не предусматривалась свобода передвижения граждан, т.к. с 1932 года восстанавливалась паспортная система.

Конституция отразила эволюцию союзной федерации в сторону унитарного государства: из республиканского в совместное ведение союза и республик перешло решение вопросов здравоохранения, внутренних дел, земледелия, юстиции. Централизация правоохранительной системы в 30-е гг.

Вопрос 58. СССР на международной арене в 1929-1938 гг.

В 1929 г. капиталистический мир был потрясен разразившимся экономическим кризисом. На Западе началось катастрофическое падение производства, заработной платы и занятости населения, уровня жизни. Число официально зарегистрированных безработных во всем мире превысило 30 млн человек. В Советском Союзе многие предполагали, что "великая депрессия" откроет новый тур пролетарских революций и приведет к подъему национально-освободительного движения. В то же время деятельность советской дипломатии в годы экономического кризиса была весьма сдержанной и осторожной. На посту наркома иностранных дел все большую известность приобретал М. М. Литвинов, сменивший в 1930 г. Г. В. Чичерина.

В начале 30-х гг. тревожные известия пришли с дальневосточных рубежей СССР. Воспользовавшись тем, что страны Западной Европы и США, а также Советский Союз были в значительной степени заняты своими экономическими проблемами, Япония 18 сентября 1931 г. ввела свои войска на территорию Маньчжурии. Японская пропаганда объясняла агрессию необходимостью противостоять "большевистской опасности" в Китае. Перед этой угрозой СССР оказался одинок, и поэтому его политика состояла из ряда дипломатических протестов, военных контрмер (передвижений войск к границе) и одновременно примирительных акций, целью которых было лишить Японию предлога для нападения.

На рубеже 20-30-х гг. начинается пересмотр отношений между СССР и США. В Советский Союз приезжают как представительные делегации американских сенаторов, так и отдельные инженеры. С помощью последних в стране ведется крупное строительство. Так, X. Купер, принимавший участие в сооружении Днепрогэса, был награжден орденом Ленина. В США постепенно происходит признание успехов страны Советов. К 1933 г., когда вместо президента Гувера в Белом доме разместился Ф. Рузвельт, вопрос о дипломатическом признании СССР был предрешен. Осенью Сенат большинством голосов высказался за необходимость предпринять в этом направлении соответствующие шаги. 10 октября 1933 г. президент Рузвельт обнародовал свое послание на имя М. И. Калинина с предложением возобновить дипломатические контакты. Было решено покончить с "ненормальными отношениями между 125-миллионным населением Соединенных Штатов и 160-миллионным населением России".

Мировая пресса визит Литвинова в Вашингтон расценила как самое важное событие за многие годы. 16 ноября 1933 г. дипломатические отношения между двумя странами были установлены. После этого Литвинов сделал заявление, в котором отметил, что "отсутствие отношений в течение 16 лет содействовало накоплению в Соединенных Штатах неправильных и ложных представлений о положении в СССР. Многие люди забавлялись распространением самых диких басен о Советском Союзе". Возобновление дипломатических контактов, по мнению большинства, означало, что "устранена одна из важнейших политических и экономических аномалий".

В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций и сразу стал постоянным членом ее Совета, что означало его формальное возвращение в качестве великой державы в международное сообщество. Главным приоритетом во внешней политике Москвы в 1933-1938 гг. стало стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, предусматривающей ненападение и неучастие в военных конфликтах; становление мирных отношений со всеми странами, в том числе с Германией и Японией, но при условии, что они откажутся от агрессивной политики; поддержание усилий Лиги Наций по предотвращению и локализации конфликтов; улучшение отношений со странами Запада, в том числе США; прекращение особых "дружественных" отношений с Германией.

Следуя по этому пути, СССР 2 мая 1935 г. подписал договор о взаимопомощи с Францией. Статьи договора предусматривали, что если одно из двух государств станет "предметом угрозы или опасности нападения", то стороны "окажут друг другу немедленно помощь и поддержку". 15 мая 1935 г. аналогичный договор был заключен с Чехословакией.

Политику советской дипломатии сильно осложнила гражданская война в Испании (1936-1939). В начавшихся летом 1936 г. испанских событиях СССР первоначально занял позицию невмешательства, присоединившись к 26 державам, подписавшим соответствующее соглашение. Однако Германия и Италия не выполнили требований комитета по невмешательству, и советское руководство в октябре 1936 г. открыто заявило о своей поддержке Испанской республики. В Испании сражалось около 3 тыс. добровольцев из СССР (летчики, танкисты, моряки, представители других воинских специальностей, в том числе переводчики интернациональных бригад).

К концу 30-х гг. с особой силой развернулась экспансия Германии в Европе. 12 марта 1938 г. немецкие войска вторглись в Австрию и осуществили ее присоединение к рейху ("Аншлюс"). Австрийский канцлер Курт фон Шушнинг был арестован и до своего освобождения в мае 1945 г. находился в концентрационных лагерях. Захватив Австрию, Гитлер начал готовить почву для ликвидации и расчленения Чехословакии. 30 сентября 1938 г. Гитлер, Чемберлен, Муссолини и Даладье поставили свои подписи под Мюнхенским соглашением, позволившим немецкой армии уже 1 октября вступить на территорию Чехословакии и к 10 октября закончить оккупацию ее Судетской области, населенной по преимуществу немцами. Чехословацкое правительство капитулировало, подчинившись совместному диктату Берлина, Лондона, Рима и Парижа. Эта позорная сделка была вершиной близорукой политики "умиротворения" агрессора. Слово "Мюнхен" стало с тех пор символом предательства, капитулянтства западных государств перед фашизмом. Советский Союз не оказал помощи Чехословакии, поскольку при подписании договора между странами в 1935 г. в текст был включен пункт, по которому обязательства взаимной поддержки могли действовать лишь в том случае, если "помощь стороне - жертве нападения - будет оказана со стороны Франции". Советский посол в Великобритании И. М. Майский отмечал, что Англия и Франция "умыли руки", а руководители Чехословакии не решились опереться в этих условиях на СССР. Они предпочли капитуляцию, теряя свои пограничные укрепления, фабрики и заводы, строения и склады, учреждения и организации, расположенные в Судетской области. Чешское население этих районов панически бежало, оставляя позади все свое имущество.

События в мире показали, что у Советского Союза фактически нет сильных и надежных союзни-ков как на Западе, так и на Востоке. В сложившейся ситуации наибольшей опасностью для Сталина бы-ла возможность сговора западных государств с Гитлером.

Вопрос 59. Национально-государственное строительство в СССР в 30 годы

К началу 30-х гг. в области национальных отношений произошли значительные сдвиги. Утвердилось правовое равенство наций, большинство народов царской России получили государственность. Впервые на основе добровольности и равноправия было создано многонациональное государство — СССР. Делались первые шаги по преодолению фактического неравенства — ликвидации разрыва в экономическом; культурном отношении и т. д. Национальная политика была направлена на уничтожение межнациональной розни, на укрепление союза трудящихся всех наций и народностей.

В 1932 г. ВЦИК РСФСР отмечал, что достигнуты крупные успехи в увеличении удельного веса представителей коренных национальностей в аппарате управления автономных республик и автономных областей. Подчеркивалось, что выборные органы состоят по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, традиции и обычаи соответствующих народностей. Родной язык коренных национальностей уже широко применялся в аппарате как разговорный и как язык делопроизводства. Но так было не везде. В мае 1936 г. ЦИК СССР осудил нарушения советской демократии в Чечено-Ингушетии и Дагестане, выразившиеся в смене председателей Советов без проведения выборов и введении в Советы лиц, не избранных депутатами.

По уровню социально-экономического и политического развития республики, вошедшие в состав СССР, сильно отличались друг от друга. Разрыв можно было ликвидировать разными путями: либо развивать в бывших окраинах производящую промышленность, размещая предприятия в соответствии с интересами республик, не забывая, естественно, и общесоюзных; либо ускоренно развивать промышленность в уже имеющихся промышленных районах двух самых развитых республик — РСФСР и УССР, в них же создавать новые экономические зоны на основе предприятий крупной промышленности, остальные же республики рассматривать прежде всего как источники сырья.

К примеру, можно отметить, что к 1932 г. РСФСР давала 73 %, а Украина — 18 % промышленной продукции страны. Еще более велика была доля этих республик в машиностроении. Другие республики получали помощь в промышленном строительстве. Речь шла не только о продукции, средствах, но и о подготовке квалифицированных кадров… Значительный шаг в развитии промышленности сделали восточные районы РСФСР. Создание "второго Баку" на основе добычи нефти в Башкирии и Татарии, добыча цветных металлов в Якутии, Дагестане, Северной Осетии способствовали промышленному развитию этих районов. К 1937 г. промышленное производство в Татарии выросло по сравнению с 1913 г. в 8 раз, в Якутии — в 15 раз. Казахстан, входивший до 1936 г. в РСФСР, за вторую пятилетку удвоил промышленное производство и давал около 75 % союзного производства свинца.

В первой половине 30-х гг. три автономные области РСФСР были преобразованы в автономные республики, образована Еврейская автономная область. Если до 1939 г. на Севере существовал лишь один — Ненецкий национальный округ, то после принятия ВЦИК постановления о создании национальных округов и районов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке было создано 8 национальных округов в 14 национальных районах. Позднее их число возросло. К середине 30-х гг. в состав СССР входило 7 союзных и 19 автономных республик.

Вопрос 60 Культурная политика Сталинского руководства в 30 - е годы

"Культурная революция" изначально являлась важнейшим условием построения социализма в СССР. Необходимо было поднять как общеобразовательный уровень населения, обеспечивающий выполнение задач индустриализации, так и уровень восприятия марксистско-ленинских концепций в обществе. Главная цель партийного руководства состояла в том, чтобы придать культурному прогрессу коммунистическую направленность.

Целевое финансирование, внедрение планового начала позволили СССР добиться высочайших успехов в повышении уровня образования. Начиная этот процесс с ликвидации безграмотности и малограмотности и закончив его созданием стройной образовательной системы от начальной до высшей школы, советская власть получила в дальнейшем необходимые научные и технические кадры, разрешив тем самым задачи, поставленные индустриализацией. Государство открыло сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. За период 1928-1937 гг. вузы и техникумы подготовили около 2 млн специалистов. Изменился и классовый состав студентов, среди которых 51,4% были выходцы из рабочих, а 16,5% - из крестьян. В преддверии принятия новой Конституции СССР, в которой планировалось снять ограничение прав граждан по классовому признаку, 29 декабря 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР "О приеме в высшие учебные заведения и техникумы" отменялись ограничения, связанные с социальным происхождением абитуриентов, и вводились обязательные для всех вступительные экзамены. С 1936 г. стали проводиться экзамены при переводе студентов с курса на курс и выпускные государственные экзамены с выдачей диплома общего образования. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 г. "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)" во всех вузах СССР были введены обязательные курсы "Истории ВКП(б)" и "Марксистско-ленинской философии".

Серьезным преобразованиям подверглась и школьная система. В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах обязательное семилетнее. За годы первой и второй пятилеток количество школ увеличилось почти на 40 тыс. В них обучалось более 30 млн учащихся, что втрое превышало дореволюционные показатели. Зарплата учителей повышалась до уровня инженерно-технического персонала в промышленности.

С 1934 г. было восстановлено преподавание всемирной и русской истории, введены стабильные учебники и программы. Годом позднее в старших классах были введены переводные и выпускные экзамены. Школьная реформа наряду с продолжившейся кампанией по борьбе с неграмотностью позволила в основном преодолеть культурную отсталость населения России, и уровень грамотности в 1939 г. достиг отметки в 87,4%.

Результатом образовательной реформы и процессов, связанных с "перерождением" буржуазных специалистов, стало формирование социалистической интеллигенции. Заслуживает особого внимания постановка и решение проблемы рецепции - восприятия и усвоения социалистической культурой духовных ценностей, созданных в прошлом или в иной национальной, социальной среде. Классовый подход в рецепции, доведение до логического конца тезиса "каждый класс имеет свою интеллигенцию", привел к значительному обеднению советской культуры. Многие произведения русских дореволюционных авторов были запрещены. Разрушались архитектурные памятники церковной и светской культуры. В Москве в 1930-е гг. были уничтожены Сухарева башня, Красные и Триумфальные ворота, храм Христа Спасителя, Казанский собор, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле. Многие российские монастыри стали в 30-е гг. местами заключения. Разрушение памятников архитектуры было связано прежде всего с широкомасштабным строительством в Москве, население которой в начале 30-х гг. достигло 3 млн человек.

Сооружались новые комплексы зданий, открывались музеи, театры, библиотеки, расширялась сеть охраняемых памятников культуры. Если в 1923 г. охранялось около 3 тыс. старинных зданий (1700 культовых сооружений), то в 1925 г. уже 6 тыс. (4600 культовых построек), а в 30-е гг. количество памятников только республиканского значения составляло около 1,5 тыс. Проводились и широкомасштабные реставрационные работы. В то же время практически недоступным стало русское искусство начала XX в. и творчество модернистов 20-х гг. Подвергалось гонениям и замалчиванию творчество М. А. Булгакова, С. А. Есенина, А. М. Платонова, О. Э. Мандельштама, живопись П. Д. Корина, К. С. Малевича, П. Н. Филонова, В. В. Кандинского. Жесткой критике за новаторство в музыке подвергся Д. Д. Шостакович и его опера "Леди Макбет Мценского уезда".

Процессы закрепощения культуры, обозначившиеся во второй половине 20-х гг., получили логическое завершение в начале 30-х гг. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" ликвидировались многочисленные творческие объединения, а их место заняли централизованные организации: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.) и республиканский Союз художников. Управление учреждениями искусства было строго централизовано и сосредоточено, в созданном постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 января 1936 г. Всесоюзном комитете по делам искусства при Правительстве СССР. В 1938 г. на Главлит и Главрепертком возлагаются функции политико-идеологической цензуры. "Социалистический реализм" был провозглашен основополагающим принципом советской культуры. Контроль со стороны властей и навязывание идеологических догм в культуре привели к бюрократизации советской интеллигенции, к проникновению в советскую культуру догматизма, начетничества и других негативных явле-ний. Наряду с введением более жесткой цензуры стали чаще применяться меры поощрения. Учреждаются престижные Сталинские государственные премии, широко практикуется присвоение различных почетных званий, которые предоставляли их носителям существенные привилегии и льготы (заслуженный, народный артист республики, СССР, заслуженный деятель искусств, заслуженный деятель науки).

Командно-административные методы руководства и стремление к немедленной отдаче затраченных средств задерживали теоретические и перспективно отдаленные научные исследования (теоретическая механика, атомная физика), создали благоприятную среду для процветания псевдонаучных направлений (T. Д. Лысенко в биологии, А. Г. Костиков в реактивной технике). Вместе с тем значительные успехи благодаря усиленному финансированию были достигнуты в области физиологии (И. П. Павлов), биологии (Н. И. Вавилов), математике (М. В. Келдыш), физике и электронике (П. Л. Капица, А. Ф. Иоффе), теории космических исследований и ракетной технике (К. Э. Циолковский, Ю. В. Кондратюк, Ф. А. Цандлер). Мировую известность получили исследования дрейфующей станции "Северный полюс-1" (И. Д. Папанин), рекордные беспосадочные перелеты В. А. Чкалова, В. К. Коккинаки, М. М. Громова и В. С. Гризодубовой. Развитие науки и техники в предвоенное десятилетие хотя и носило прикладной характер, тем не менее выявило качественные изменения, позволяющие объединить экономическую мощь страны с ее научным потенциалом.

Определенные достижения были и в области искусства. Музыка С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, И. О. Дунаевского, картины и скульптуры В. И. Мухиной, И. Д. Шадра, М. Б. Грекова и А. А. Пластова, архитектурные сооружения А. В. Щусева, фильмы "Путевка в жизнь" Н. Экка, "Семеро смелых" С. А. Герасимова, "Чапаев" братьев Васильевых, "Мы из Кронштадта" Е. А. Дзигана, комедии Г. В. Александрова показывали, что и в условиях партийного диктата отечественная культура создавала образцы высокого искусства. В художественной литературе 30-х гг. появились произведения, пополнившие русскую культуру прекрасными образцами словесности и философских раздумий. М. Горьким был создан роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина", выходит "Поднятая целина" М. Шолохова, "Страна Муравия" А. Твардовского. Был написан, но скрыт "Реквием" А. Ахматовой. Произведения Л. Леонова, В. Катаева, М. Зощенко, А. Платонова (публикуемые и запрещенные, написанные "в стол") обогатили русскую культуру.

 

Вопрос 61. Теория и практика соцреализма в худ. культуре.

Определение с точки зрения официальной идеологии.

Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде СП: Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.

Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций вплоть до 80-х годов.

«Социалистический реализм является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма. Принципы социалистического реализма …явились дальнейшим развитием ленинского учения о партийности литературы.»

Ленин следующим образом выражал мысль о том, что искусство должно стоять на стороне пролетариата:

«Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены среди широкого класса трудящихся… Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними».

Date: 2015-08-15; view: 222; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию