Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На период до 2030 года 10 page





В 2030 году Дальневосточный федеральный округ будет представлять собой крупный энергоизбыточный регион, полностью обеспечивающий собственные потребности в первичных источниках энергии, в том числе в удаленных районах за счет использования местных ресурсов и возобновляемых источников энергии, и осуществляющий их экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Будет полностью обеспечена энергетическая безопасность Дальневосточного федерального округа, значительно повышена энергоэффективность его экономики.

 

2. Взаимовлияние развития топливно-энергетического комплекса

и отраслей промышленности

 

Роль топливно-энергетического комплекса в системе его взаимодействия с промышленностью определяется двумя видами экономических связей - топливно-энергетического комплекса как поставщика топлива, энергии, сырья и топливно-энергетического комплекса как потребителя конечной продукции смежных отраслей промышленности.

В настоящее время промышленность потребляет более 50 процентов произведенных в стране топливно-энергетических ресурсов и около 60 процентов электроэнергии.

Основной объем потребления промышленной продукции в топливно-энергетическом комплексе приходится на продукцию металлургии (в первую очередь трубы), машиностроения (энергетическое оборудование, электротехника, оборудование для нефтегазовой и угольной промышленности) и химической промышленности (реагенты, катализаторы).

В этой системе обратные связи имеют особое значение, так как
в связи с высокой энергоемкостью отдельных отраслей промышленности ограничение поставок или необоснованно высокие цены на топливно-энергетические ресурсы могут привести к ограничениям поставок продукции самому топливно-энергетическому комплексу и повлиять на экономический рост в стране в целом.

Российский топливно-энергетический комплекс надежно удовлетворяет потребности промышленности в энергии и сырье, однако существуют риски негативного влияния резкого повышения цен на топливно-энергетические ресурсы на развитие промышленности. Прежде всего это касается отраслей, использующих топливо как сырье (агрохимия, черная металлургия).

Российская промышленность обеспечивает потребности топливно-энергетического комплекса в оборудовании и материалах
на 80 - 85 процентов. Особо сложное положение наблюдается в сфере поставок оборудования и катализаторов для нефтепереработки. Здесь доля российской продукции составляет всего 30 - 40 процентов. Тяжелая ситуация сложилась и с поставками российской машиностроительной продукции в угольную отрасль.

Основная проблема в энергетическом машиностроении - дефицит мощностей по производству необходимой номенклатуры парогазовых и газотурбинных установок, а также высокоэффективных, экологически безопасных энергоблоков, работающих на угле, и существенное отставание российского турбостроения в научно-техническом отношении. В целом обеспеченность электроэнергетики парогазовыми и газотурбинными установками российского производства не превышает 50 процентов.

Хотя некоторые виды российского оборудования по техническим характеристикам, качеству и надежности не уступают зарубежным аналогам, значительная часть оборудования, выпускаемая российскими предприятиями, проигрывает по качественным и (или) ценовым параметрам. Вместе с тем ремонт российского оборудования в сложных природно-климатических условиях страны обходится значительно дешевле и сопряжен с меньшими техническими сложностями, чем ремонт импортных аналогов.

Развитие энергомашиностроения будет базироваться на соответствующей отраслевой стратегии, при этом основной акцент будет сделан:

на освоении производства тихоходных паровых турбин мощностью 1200 МВт для атомных станций с реакторами ВВЭР-1200 гидравлических турбин мощностью 1000 МВт, паровых турбин и паровых котлов для угольных энергоблоков, работающих на суперсверхкритических параметрах пара, паровых котлов, использующих передовые технологии сжигания угля с циркулирующим кипящим слоем под давлением, газовых турбин мощностью 65 МВт, высокоэкономичных газотурбинных установок для газотранспортной системы, оборудования для добычи и транспортировки углеводородов при освоении континентального шельфа арктических морей и оборудования для возобновляемых источников энергии;

на организации на российских заводах лицензионного производства продукции, которая не может быть создана российскими учеными и инженерами в ближайшие 3 - 4 года (энергомашиностроение серийного производства газовых турбин класса 270 - 290 МВт и ряда других).

Прогнозируемое развитие топливно-энергетического комплекса открывает широкие перспективы для развития производства в России современного оборудования и материалов, создает предпосылки для ускоренного инновационного развития таких отраслей российской промышленности как машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, металлургия, химическая промышленность и строительный комплекс. Это направление является важным для реализации экономической политики государства по опережающему развитию производства продукции более высоких стадий обработки.

Важнейшим фактором роста спроса на российское оборудование
и материалы для топливно-энергетического комплекса становится повышение их конкурентоспособности, которое будет обеспечиваться за счет:

совершенствования конструкций и технологий изготовления энергетического, нефтегазового и горнотранспортного оборудования, методов и систем повышения их качества, надежности и снижения стоимости;

создания и освоения производства оборудования и материалов
с использованием нанотехнологий, обеспечивающих инновационное ресурсо- и энергосберегающее развитие отраслей топливно-энергетического комплекса;

развития химических технологий и процессов, систем для интегрирования химических производств с энергетическими, а также для оснащения энергетических производств современными реагентами и катализаторами;

расширения сортамента и улучшения свойств конструкционных материалов и стандартных изделий, в том числе труб для трубопроводов повышенного давления, паропроводов и котельных, работающих на параметрах пара с давлением свыше 300 атмосфер и температурой 570 градусов Цельсия;

разработки и освоения эффективных автоматизированных систем, поддерживающих весь цикл создания совершенных технических средств, систем, алгоритмов и программ управления.

При этом система закупок оборудования и материалов компаниями топливно-энергетического комплекса будет строиться на конкурсной основе и в большинстве случаев проводиться методом открытого конкурса.

Взаимодействие предприятий топливно-энергетического комплекса и промышленности предполагает использование различных форм сотрудничества, включая:

совместные программы научно-технического сотрудничества и импортозамещения;

проведение промысловых испытаний нового оборудования и материалов;

внедрение фирменных импортных технологий с постепенным снижением доли импортных комплектующих;

внедрение систем отраслевых стандартов, ужесточающих требования к работоспособности и безопасности применяемого оборудования.

Достижение поставленных целей, использование и развитие потенциала российской промышленности для энергетического сектора требуют как государственной поддержки, так и совершенствования экономических механизмов долгосрочных взаимоотношений топливно-энергетического комплекса со смежными отраслями, обеспечивающих отбор наиболее перспективных для топливно-энергетического комплекса промышленных разработок.

Учитывая экспансию зарубежных производителей на российском рынке оборудования для топливно-энергетического комплекса, будет осуществляться, особенно на первом этапе реализации настоящей Стратегии, политика защиты российских производителей методами таможенно-тарифного регулирования.

Одним из важнейших направлений совершенствования методов сотрудничества промышленности и топливно-энергетического комплекса является обеспечение на долгосрочной основе поставки машиностроительных и металлургических изделий высокой степени комплектности и заводской готовности. Реализация этого направления необходима для сокращения объемов строительно-монтажных работ в целях обеспечения прогнозируемого ввода в действие новых и реконструируемых мощностей и других основных производственных фондов, размеры которого возрастают во всех отраслях топливно-энергетического комплекса. Необходима также организация системы качественного сервисного обслуживания оборудования его производителями в течение всего срока эксплуатации.

Необходимо создание и развитие современной информационной среды взаимодействия между предприятиями топливно-энергетического комплекса и промышленности (специализированные базы данных, информационно-аналитические и справочные системы, интернет-порталы, электронные торговые площадки и др.). Целесообразно применение современных информационных технологий как инструмента организации и поддержки всех участников процесса создания, производства и использования оборудования и материалов для топливно-энергетического комплекса, позволяющих повысить эффективность их деятельности за счет ускорения процессов исследования и разработки изделий, сокращения издержек в процессах производства и эксплуатации оборудования, а также повышения уровня его технического обслуживания.

Одной из важных задач является решение проблемы импортозамещения (производства импортозамещающей продукции и запчастей для импортной техники). Потребность отраслей топливно-энергетического комплекса к 2030 году в основном должна удовлетворяться за счет российского оборудования. Доля импортных машин в объеме закупаемого оборудования составит на конец первого этапа реализации настоящей Стратегии не более 12 процентов, второго этапа - не более 8 процентов, а к 2030 году она снизится до 3 - 5 процентов. При этом прогнозируется, что российская промышленность освоит
до 95 - 98 процентов номенклатуры изделий для топливно-энергетического комплекса.

С целью удовлетворения перспективного спроса на топливо и энергию объемы инвестиций и строительно-монтажных работ должны существенно возрасти в целом по топливно-энергетическому комплексу и по всем его отраслям. По оценке специалистов, объемы годовых строительно-монтажных работ могут увеличиться по топливно-энергетическому комплексу к 2030 году в 2 - 2,5 раза. Это потребует увеличения мощностей стройиндустрии и строительно-монтажных организаций. Для ускорения работ и сокращения трудозатрат непосредственно на строительных площадках необходимо повысить заводскую готовность изделий стройиндустрии, а также производительность средств механизации работ.

 

VIII. Ожидаемые результаты и система реализации

настоящей Стратегии

 

1. Ожидаемые результаты

 

В результате реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, российский энергетический сектор внесет важнейший вклад в переход к устойчивому инновационному развитию российской экономики и обеспечит:

расширенное воспроизводство совокупного энергетического потенциала России;

необходимое развитие энергетической инфраструктуры;

стимулирование инновационного развития смежных отраслей.

Россия станет региональным лидером в сфере обеспечения евразийской энергетической безопасности на основе:

эффективного влияния на обеспечение стабильной и предсказуемой ценовой ситуации на региональных энергетических рынках;

рационализации энергетических потоков на евразийском пространстве через активное использование российской энергетической инфраструктуры, а также ее полноценной экономической и технологической интеграции с евразийской системой энергетических коммуникаций;

повышения долгосрочной устойчивости спроса и предложения энергоресурсов на евразийском пространстве за счет развития экспортных поставок российских энергоносителей, а также активного диалога
со странами-производителями и странами-потребителями энергоресурсов
в регионе.

Российский энергетический сектор претерпит качественные изменения и станет современным, высокотехнологичным, эффективным, устойчиво развивающимся комплексом, важнейшей составляющей которого будет не столько природно-ресурсный, сколько человеческий и инновационный потенциалы.

При этом в соответствии с настоящей Стратегией будут обеспечены:

гарантированная энергетическая безопасность России и ее регионов;

полноценное участие России в формировании системы глобальной энергетической безопасности, в том числе за счет диверсификации направлений экспортных поставок;

снижение зависимости экономического благосостояния страны от нефтегазового сектора с уменьшением доли топливно-энергетического комплекса в структуре валового внутреннего продукта с 30 до 18 процентов;

снижение удельной энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем в 2,3 раза;

оптимизация структуры топливно-энергетического баланса страны со снижением доли газа в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов с 52 до 46 - 47 процентов и увеличением доли нетопливной энергетики с 11 до 13 - 14 процентов;

энергетическое освоение новых регионов;

развитие социального партнерства энергетического бизнеса и общества;

рост финансово-экономической устойчивости и бюджетной эффективности хозяйствующих субъектов топливно-энергетического комплекса, достижение их стабильной инвестиционной обеспеченности;

инновационное обновление производственных фондов и энергетической инфраструктуры, создание и развитие новых видов энергии и энергетических технологий;

экологическая безопасность и эффективность развития и функционирования топливно-энергетического комплекса с ограничением объема выбросов парниковых газов к 2030 году до уровня
100 - 105 процентов объема указанных выбросов в 1990 году.

В целом реализация настоящей Стратегии и осуществление сформулированной в ней государственной энергетической политики позволит удовлетворить требования к энергетическому сектору, вытекающие из намеченного перехода экономики страны на инновационный путь развития, и укрепить лидирующие позиции России на мировых энергетических рынках.

 

2. Система реализации настоящей Стратегии

 

Система реализации настоящей Стратегии исходит из следующих принципов:

взаимосвязанное осуществление 2 процессов - воплощения в жизнь основных положений государственной энергетической политики и конкретизации параметров важнейших мероприятий по развитию энергетики;

выделение на каждом этапе реализации настоящей Стратегии важнейших ориентиров и концентрация основных имеющихся ресурсов
для достижения указанных ориентиров;

организация систематического опережающего мониторинга реализации настоящей Стратегии для сопоставления фактических и ожидаемых результатов осуществления государственной энергетической политики с индикаторами сводного плана ("дорожной карты") мероприятий по ее реализации и прогнозными показателями развития и функционирования топливно-энергетического комплекса в увязке с ходом и результатами социально-экономического развития Российской Федерации.

Следование указанным принципам позволит не только сверять фактические результаты деятельности топливно-энергетического комплекса с целевыми показателями настоящей Стратегии, но и осуществлять корректировку текущих ориентиров государственной энергетической политики при сохранении ее главной целевой направленности. Это должно явиться одним из важнейших механизмов снижения рисков реализации настоящей Стратегии.

Система реализации настоящей Стратегии также предусматривает:

принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию основных положений настоящей Стратегии;

включение в план действий Правительства Российской Федерации по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период необходимых мероприятий, обеспечивающих реализацию настоящей Стратегии;

обеспечение учета основных положений настоящей Стратегии при разработке корпоративных и региональных стратегических документов и формировании инвестиционных планов и программ в сфере энергетики;

совершенствование системы показателей результативности государственной энергетической политики;

формирование информационно-аналитического обеспечения системы мониторинга реализации настоящей Стратегии с использованием государственных информационных ресурсов, привлечением различных общественно-политических структур и объединений, представителей законодательной власти, средств массовой информации, научных центров и институтов;

своевременное выявление и системный анализ происходящих изменений в целях предупреждения и преодоления негативных тенденций, влияющих на энергетическую безопасность страны.

Предусмотренные настоящей Стратегией мероприятия государственной энергетической политики группируются по следующим направлениям:

повышение активности геологического освоения новых территорий и акваторий;

стимулирование привлечения частных инвестиций для осуществления геолого-разведочных работ и недропользования;

стимулирование эффективного недропользования на основе полного и комплексного извлечения углеводородного сырья из недр;

развитие рынка независимых сервисных и инжиниринговых услуг в сфере недропользования;

совершенствование государственного контроля над уровнем экономической концентрации на энергетических рынках;

создание и развитие российских систем биржевой торговли всеми видами топливно-энергетических ресурсов;

формирование эффективной и стабильной системы тарифо- и ценообразования на энергетических рынках;

снижение доли газа в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов и увеличение доли нетопливной энергетики в структуре топливно-энергетического баланса;

рационализация экспорта и внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов;

стимулирование производства, экспорта и внутреннего потребления энергоносителей с высокой добавленной стоимостью;

совершенствование взаимодействия федеральных и региональных властей в энергетической сфере;

государственная поддержка развития региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры;

стимулирование комплексного развития региональной энергетики;

создание устойчивой национальной инновационной системы в сфере энергетики;

обеспечение надежного энергоснабжения населения страны по социально доступным ценам;

расширение реального взаимодействия энергетического бизнеса и общества при решении проблем развития энергетического сектора;

развитие и повышение эффективности использования человеческого потенциала энергетического сектора;

отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы функционирования мировых энергетических рынков;

диверсификация экспортных энергетических рынков;

диверсификация товарной структуры экспорта, повышение объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости;

обеспечение стабильных условий на экспортных рынках, включая гарантированность спроса и обоснованность цен на основные продукты российского экспорта энергоресурсов;

укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;

обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в том числе по шельфовым проектам в арктических условиях).

Сводный план ("дорожная карта") мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 года, обеспечивающих реализацию настоящей Стратегии, приведен в приложении # 5.

Доклад о ходе реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, ежегодно представляется в Правительство Российской Федерации. В рамках указанного доклада осуществляются анализ и подготовка предложений:

по обеспечению достижения главных стратегических ориентиров - энергетической безопасности, энергетической эффективности, бюджетной эффективности и экологической безопасности энергетики;

по выполнению основных групп предусмотренных настоящей Стратегией мероприятий государственной энергетической политики;

по обеспечению достижения стратегических ориентиров развития отраслей топливно-энергетического комплекса.

Доработка и уточнение настоящей Стратегии осуществляется
не реже 1 раза в 5 лет с одновременной пролонгацией ее временного диапазона.

 

 

____________


 

ПРИЛОЖЕНИЕ # 1

к Энергетической стратегии России на период до 2030 года

 

Основные показатели развития экономики и топливно-энергетического комплекса России в 2008 году и прогнозные показатели Энергетической стратегии России на период до 2020 года*

 

 

Показатели 2008 год Отношение фактических показателей к прогнозным показателям Энергетической стратегии России на период до 2020 года (процентов)
прогнозные показатели Энергетической стратегии России на период до 2020 года фактические показатели
       
Рост валового внутреннего продукта (в процентах к 2000 году)   148,4 165,1 111,2
Рост объема промышленной продукции (в процентах к 2000 году)     146,7  
Среднегодовая мировая цена нефти ("Urals") (долларов США за баррель)     94,6 394,1
Среднегодовая контрактная цена газа (долларов США за тыс. куб. м)     353,7 294,8
Рост добычи и производства первичных топливно-энергетических ресурсов (в процентах к 2000 году)   123,2 126,4 102,6
Объем добычи и производства первичных топливно-энергетических ресурсов (млн. тонн условного топлива)     1797,8 102,9
Объем добычи нефти (млн. тонн)     487,6 102,4
Объем добычи газа (млрд. куб. м)     663,6  
Объем добычи угля (млн. тонн)     326,1 108,7
Объем производства электроэнергии (млрд. кВт.ч)     1037,2 102,8
Объем потребления первичных топливно-энергетических ресурсов (млн. тонн условного топлива)     990,9 94,9
Рост потребления первичных энергоресурсов (в процентах к 2000 году)   115,4 110,2 95,5
Объем потребления жидкого топлива (млн. тонн условного топлива)     187,3 85,9
Объем потребления газа (млн. тонн условного топлива)     525,7 101,9
Объем потребления твердого топлива (млн. тонн условного топлива)       89,7
Объем потребления электроэнергии (млрд. кВт.ч)     1019,6  
Рост экспорта топливно-энергетических ресурсов (в процентах к 2000 году)   146,9 150,2 102,2
Объем экспорта топливно-энергетических ресурсов - всего (млн. тонн условного топлива)     882,7 109,6
в том числе:        
нефть и нефтепродукты (млн. тонн)       108,4
газ (млрд. куб. м)     247,5  
уголь (млн. тонн)     97,5 304,7
Удельная энергоемкость внутреннего валового продукта (процентов к 2000 году)     66,7 85,5
Удельная электроемкость внутреннего валового продукта (в процентах к 2000 году) 76,4 71,5 93,6

 

 

______________

 

* По данным оптимистического варианта Энергетической стратегии России на период до 2020 года

 

 

Прогнозные показатели динамики внутреннего спроса

на основные виды энергоресурсов на период до 2030 года*

 

Показатели 2005 год факт 2008 год факт 1-й этап 2-й этап 3-й этап
           
Внутреннее потребление первичных топливно-энергетических ресурсов (млн. тонн условного топлива)       1008 - 1107 1160 - 1250 1375 - 1565
то же (в процентах к 2005 году)       106 - 117 122 - 132 145 - 165
Внутреннее потребление нефти (переработка) (млн. тонн)       232 - 239 249 - 260 275 - 311
то же (в процентах к 2005 году)       112 - 115 120 - 125 132 - 150
Внутреннее потребление газа (млрд. куб. м)       478 - 519 539 - 564 605 - 641
то же (в процентах к 2005 году)       108 - 117 122 - 127 137 - 145
Внутреннее потребление твердого топлива (млн. тонн условного топлива)       168 - 197 198 - 238 248 - 302
то же (в процентах к 2005 году)       98 - 115 116 - 140 145 - 177
Внутреннее потребление электроэнергии (млрд. кВт·ч)       1041 - 1218 1315 - 1518 1740 - 2164
то же (в процентах к 2005 году)     111 - 130 140 - 161 185 - 230

 

 

________________

 

* В настоящей и последующих таблицах даны диапазоны изменения как суммарных показателей, так и их отдельных составляющих, - без формирования комплексных "нижнего" и "верхнего" сценариев.

 

 

Прогнозные показатели динамики экспорта

российских энергоресурсов на период до 2030 года

 

Показатели 2005 год факт 2008 год факт 1-й этап 2-й этап 3-й этап
           
Экспорт - всего (млн. тонн условного топлива)       913 - 943 978 - 1013 974 - 985
то же (в процентах к 2005 году)       106 - 109 113 - 117 113 - 114
в том числе:            
сырая нефть (млн. тонн)       243-244 240-252 222-248
природный газ (млрд. куб. м)       270-294 332-341 349-368
уголь (млн. тонн условного топлива)       72-74 74-75 69-74
электроэнергия (нетто-экспорт, млрд. кВт·ч)     18-25   45-60

 

 

____________


 

ПРИЛОЖЕНИЕ # 2

к Энергетической стратегии России на период до 2030 года

 

Date: 2015-08-15; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию