Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект книжки Трубицыной





В XVI в Англии, как и во всей Европе получили распространение периодические листки - «письма с новостями» «newsletters».

Они содержали информацию:

о времени прибытия торговых судов

о товарах, которые суда привозили

о ценах на эти товары

события из жизни королевских дворов в Европе

Эти сообщ. Рассылались деловым людям за плату. Их составляли писцы - scrivener, переводчики, спец агенты. Но письма не содержали еще оперативной инфы тк доставлять и собирать было сложно. Распространялись чаще во время ярмарок, сводки минувших событий за опред. Промежуток времени.

Своеобразным центром распространения рукописных «newsletters» был собор св Павла в Лондоне. Это были первые рукописные периодические издания, они писали, что не проходило цензуру, тоже узкому кругу лиц за деньги. Но эти письма были более распространены уже в 17 веке.

В первое десятилетие 17 века появляются «ballads» рассказы в стихах, рукописные новости в стихах.

Параллельно с балладс распространялись «pamphlets» что означало непереплетенная брошюра. Еще их называли «discourse» трактат, “narration”пересказ, “relation” изложение — повествования о событиях излож в стихотворных балладах. Затем все это вытеснили «ньюс букс» книги с новостями. Все вышеуказанное можн считать предшественниками газет.

Характ. Ньюс букс:

сухая информация

устаревшая из-за почтовой связи

медлительность печатного процесса

бессистемные заметки

 

В деле распр. Ин-фы на помощь пришло гос-во. Создание Королевской почтовой службы, которая должна была обеспечить распростр. информационных изданий и др почту. С 1620 года налажена связь с континентом.

 

1620-25 courants или courants of news т. е. «Текущие новости»

в отличие от ньюс букс регулярные, но не имели опред. периодичности

и свежая информация

простор для выражения взгляда автора

Первыми издателями газеты были

Н.Баттер +Н.Берн «Уикли ньюс» - это ПЕРВОЕ английское периодическое издание. Сохранился 1 номер только. Закрыто звездной палатой из-за обвинения Испании в недостоверной «нелояльной» ин-фе

Т.Арчер «a currant of general news»

в 1621 году вероятно Ньюс букс запросило письмом у Якова 1 патент на целенаправленное информирование государственными новостями читателей по вопросам «о внутренней жизни государства». Отказано королем

Желание издателей увеличить объем и регулярность совпало с желанием собственников типографий о прибыли. - развитие печати

После 40-х годов когда революция смела монархию на 20 лет новое законодательство давало существовать разнообразной печатной продукции. События полит жизни требовали публикации. Революция явилась стимулятором развития английской печати. Полемика Карла 1 и Долгого парламента выплескивалась на общественный суд речами и петициями. Писатели печатники и цензоры — вот кто регулировал и формулировал основные идеолог. постулаты, представляя свой взгляд на события и заверяя читат. в достоверности ин-фы.

«Важным показателем развития печати являлось само существование законодательства о ней»

Парламентская оппозиция от лица нового дворянства — на путь борьбы с абсолютизмом. Создание долгого парламента. Одна из 1 побед парламента — упразднение звездной палаты. Но парламент решил сам контролировать печать.»Постановление палаты общин о воспрещении публикации отчетов о заседании парламента». В 1641 г. - Т.е. Парламент не решился предоставить ту свободу, которой так добивался от короля. Они вдруг увидели в ней опасность.

В июне 1643 г появился новый Ордонанс об урегул. Печати (это на него ответил Ареопагитикой Мильтон) поводом послужило обращение в парламент компании «Стейшнерз» которая регистрировала печатное издание и получала за это опред. Взнос, а еще осуществляла цензуру. Не было «умников» добровольно желавших регистрировать свои издания, поэтому число выпускаемых фактически росло с развитием печати, а число выпускаемых формально, т. е. фиксированно на бумаге — уменьшалось. Авторы уходили от налогов и цензуры, а компания несла убытки и обратилась в парламент с петицией об охране прав (полученных от короля!! как ни странно) и утверждала что без цензуры будет вред гос-ву и церкви.

Итак, Ордонанс вновь ввел предварительную цензуру и определил меру ответственности.

1644 г «О свободе печати. Речь к Английскому парламенту» Мильтона

написание Ареопагитики относится ко второму этапу (1642-1646) революции 1640-1653 года, которая до середины XIX века оставалась в истолковании историков событием почти исключительной национальной, британской истории, а теперь историками осознанно его общемировое значение в истории прессы и истории человечества. (см по Баргу)

1647 снова Ордонанс об регулировании книгопечатания. Необходим. предварит. разрешения. Указание имен автора, владельца типографии, лица, дававшего разрешения. Разыскивались нелегальные типографии. Закон для защиты от роялистов (от сторонников короля) и демократов (от Лилберна и Уинстенли).

Но этого им мало - в 1649 «Акт о разрешенных и возмутительных книгах и памфлетах и о лучшем упорядочении книгопечатания»

запред публи без разрешения под страхом штрафа, телесного наказания, тюрьмы

всем владельцам типографии нужны 300 фунтов залога и поручители, для достоверности в порядочности

при повторном нарушении — лишение права печатать

в 1649 году после казни короля законодательня власть принадлежала Долгому парламенту, а исполнительная — диктатуре индепенд. Генералов с Кромвелем. Издается еще 1 закон о печати. Чтобы оградить общественный совет от критики. В противовес была внесена петиция об установлении свободы печати, отмены цензуры. Но правительство способствовало упрочению экономической власти буржуазии и нового дворянства.

1652 году новое постановление о запрете выхода памфлетов и книг, порочащих парламент следить за авторами нью букс и меркуриев

в 1662 году реставрируют монархию стюартов — Карл 2. восстановление закона 37-года о цензуре для всех видов л-ры. Действовал до 1679г.

С 79 по 80 закона о цензуре не было, а потом снова прокламация и в 1685 снова закон о цензуре, принятый Яковом 2.

А в 1688 году в год «славной революции» был принят Билль о правах

Среди прочих свобод гарантирована свобода слова

что она не должна быть стесняема или подвергаема контролю в каком либо суде ил месте, кроме парламента.

Закон о цензуре не был возобновлен — достижение «славной революции». Но Англ гос-во нашло другие способы контроля над печатью в теч 18 и 19 века.

 

Возвращаясь в 40-е годы

Все издания на 2 группы:

первая группа имеет в названии «journal” или diurnall еще с времен Рима означали освещение государственных новостей, сенаторских или парламентских. Первое такое в 1641 году «диурнал оккуренсиз». Таких около 50-ти. Они были:

регулярными периодическими

сухое и короткое изложение тем парламента. Предельно ясно, без авторской оценкино в 60-ом снова запрещена публикация подобных отчетов.

 

Вторая группа

«mercurius” или вестник

почти ньюс букс вызванные к жизни революцией

общество хотело такой ин-фы и ее распространяли

имели тематику, выходили в разные дни недели «меркуриус британикус» по пн, «меркуриус политикус» по вт и тд. Были политическими, печатали памфлеты, становились участниками политической борьбы.

Но был и «Меркуриус Ауликус», заявивший, что будет освещать жизнь королевского двора и о делах королевства, а все остальные меркуриусы якобы неправильно освещают. Мильтон назвал его «придворный пасквиль».

Среди меркуриев встречались и научные издания и придворные и парламентские

Среди издателей Меркуриев известен Марчмонт Нидхэм

бюро сбора инфы «Офисес оф интеледженс» - много рекламы, а адреса рекламщиков еще и за деньги

1643 первое его издание «Британский меркурий». В оппозиции королю. Памфлеты и едкие пародии

в 1647 году привлечен к королевскому суду. Вымолил прощение. Стал издавать «меркуриус прагматикус» теперь за короля против пресвитериан

после смерти короля издает «меркуриус политикус» чтобы информировать республику (!) для ее защиты. Он печатал полит трактаты, международные темы, памфлеты в том числе его собственные. «Защита дела английской республики».

Считал, что основа правительств «сила меча», но презирал тиранию

С ним сотрудничал Мильтон и публиковался у него

Да, они выступали за Кромвеля, но когда тот еще не собирался сосредоточить у себя власть. За него и Лильберн выступал, пока Кромвель не пришел к власти и не предал демократию (см Барга)

Нидхем пытался преодолеть противоречие: правомочность свержения королевской власти и незыблемость вновь установленной власти и собственности.

 

18 Билль о правах и свобода печати в Англии (см 17)

В А. Нет конституции и закона о печати — все это билль о правах.

17 век — в Англии нач. этап развития жур-ки. Летучие листки –> ежедневная газета. Газета приобрела элементы полит. Публицистики.

Из лишь практической, торговой ин-фы для торг и ремесленников –> политика и об-во

Попытка газет формировать общественное мнение

Задача меркуриев — расширить аудиторию.

Изменения от нью букс до ежедневной полит газеты имело 2 стороны

1) Изменения в оформлении, иллюстрация.

Расположение текстов, две колонки и двухполосный вид

2) содержательная сторона

пропаганда разных полит взглядов

Но только с 1861 года свобода настоящая - отмена последнего ограничения.

 

Концепция свободы печати

В основе любой концепции взаимоотношение гос-ва и жур-ки. Мильтоновская или либертарианская концепция свободы печати. Впервые против сложившейся до того авторитарной концепции. Так 9 параграф билля регламентирует эти отношения. Согласно ему вопрос свободы слова – возникновение свободной концепции.

1 отсутствие предварительной цензуры

2 свобода слова

3 знать, что происходит в парламенте

4 парламент создает комиссии и только регулирует, а не контролирует

отмена контроля гос-ва и церкви

5 воплощены принципы идей Мильтона

6 экономическая свобода. Кто имеет деньги, тот и издает

те решающий фактор — экономический, а не полиический

но борьба за свободу слова продолжалось тк декларированные права не соблюдались!

Как парламент контролирует:

в 18 веке штемпельный налог

(изобрели конверт, больше формат газеты — ушли от налога)

налог на объявления

налог на бумагу

 

 

Ответы:

19) Джон Лильберн (1614 – 1657) - Англ. революционер, публичный политик и писатель-памфлетист. Младший сын небогатого сельского дворянина, он в 12-летнем возрасте был отдан в обучение к сукноторговцу и, близко общаясь с трудовым народом, усвоил его сочный и крепкий язык. Уже тогда Л. прославился как отъявленный скандалист, что позднее спровоцировало известное замечание парламентария Г. Мартена: "Если Джон Лильберн окажется единственным человеком на всей Земле, Лильберн тут же повздорит с Джоном, а Джон обругает Лильберна". При таком складе характера Л. был, разумеется, настроен оппозиционно по отношению к властям и занимался распространением подрывной литературы, вследствие чего ему в 1638 довелось близко познакомиться с кнутом, позорным столбом и камерой-одиночкой. Освобожденный из тюрьмы решением Долгого парламента (1640), Л. вытребовал себе денежную субсидию как жертве деспотизма и до 1645 сражался против роялистов в рядах парламентской армии. Выйдя в отставку, он вплотную занялся политикой и опубликовал нашумевший памфлет "Защита прирожденного права Англии" (1645), в котором заклеймил палату лордов. Этого, однако, ему показалось недостаточно, и он продолжил клеймить всех и вся, включая лидеров парламента и правительства, из-за чего дважды (в 1645 и 1647) отбывал тюремное заключение. В 1647 Л. стал рупором ультрадемократического движения левеллеров, выступив с манифестом "Дело армии", призывавшим к радикальным реформам и названным так потому, что его поддерживала значительная часть солдатской массы (см. левеллеры). В памфлете "Новые цепи Англии" (в 2 ч.; февр.-март 1649) объектом нападок Л. стала правящая партия индепендентов, что вновь привело автора в Тауэр по обвинению в подстрекательстве к мятежу, но судебный процесс в окт. 1649 неожиданно завершился его оправданием. Очередная серия памфлетов и петиций спровоцировала в янв. 1652 изгнание Л. за пределы страны с запретом возвращаться под страхом смерти, но уже в июне 1653 он вернулся, был предан суду и вновь оправдан к ликованию лондонской толпы. Тем не менее власти "во имя спокойствия нации" продолжали держать Л. в заключении до 1655, когда он неожиданно проникся идеями квакерского миролюбия (Квакеры – это движение, возникшее в годы революции (середина 17 века) в Англии и Уэльсе. Религиозное общество друзей, представляет собой не единую церковь с жестко установленной иерархией и набором установленных догматов и обрядов, а объединение религиозных независимых организаций, как вера, так и практика которых могут существенно отличаться друг от друга. Форма проведения собраний также различается для различных групп. Некоторые практикуют молчаливую молитву без пасторов с подготовленной заранее программой, другие прибегают к проповедям и чтению, песнопениям.) и был освобожден. Последние месяцы жизни провел сельским проповедником в графстве Кент. Другие исследователи считают, что он умер в тюрьме. Самая популярная из биографий Л. - "Джон, рожденный свободным" (1961), написанная П. Грегг. Л. посвящена следующая эпитафия неизвестного автора:

 

P.S. Историческое значение Лильберна заключается в его борьбе за осуществление идей буржуазной демократии. В конкретных условиях английской буржуазной революции середины XVII века Лильберн не мог возвыситься до сознания того, что его борьбе поставлены определенные пределы, обусловленные классовой структурой общества. Несмотря на свою мелкобуржуазную ограниченность, демократический идеал Лильберна носил прогрессивный характер. Жизнь и борьба Лильберна, этого великого демократа, приобретают особую актуальность в настоящий момент, когда звериный фашизм, уничтожив последние остатки демократии в Германии, Италии и ряде других стран, пытается отбросить человечество к мрачным временам средневековья (КНИЖКА БЫЛА В СТИЛЕ «ПРИВЕТ, CССР», ПОЭТОМУ ВЫ ЖЕ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО УЖЕ НЕТ НИКАКОГО ФАШИЗМА В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ). Как автор Лильберн весьма своеобразен. Он пишет как истый трибун: захватывающе, страстно, убедительно. У него есть яркие образы и чеканные формулировки. Но он – не легкий автор. Структура его речи весьма тяжела, громоздка и отдает еще латинской конструкцией, характерной для литературного языка той эпохи. Лильберн также недостаточно систематичен: он часто повторяется, неожиданно перебегает от одной темы, от одного предмета к другому. Лильберн был идеологом и руководителем левеллеров – радикальной политической партии, объединявшей мелких торговцев и собственников и выступавшей за республику, против ликвидации частной собственности. В 1649 году левеллеры потерпели поражение в борьбе с индепендентами. Лильберна выслали из Англии, а по возвращении – заключили в тюрьму.

Памфлет “ Новые цепи Англии или серьезные опасения части народа относительно республики ” – написан 26 февраля 1649 года в форме петиции, обращенной от лица “благомыслящих жителей” Лондона и его окрестностей к Долгому парламенту. Лильберн предупреждает об опасности военной диктатуры и требует упразднить Государственный совет, видя в нем угрозу тирании.

30 января 1649 года был казнен король (Карл 1), и в Англии установилась республика. Исполнительная власть была поручена властному Государственному совету, в котором большинство членов было из индепентов. Захватив власть, индепенденты резко изменили отношения к левеллерам и грубо нарушили свои прежние обещания (они не хотели проведения демократической конституции). Вместо тогоб чтобы передать Народное соглашение нанародный референдум, как этого требовали левеллеры, проект из согласительной комиссии был перенесен на обсуждение офицерского Военного совета, где подвергся серьезным изменениям. Когда Новое соглашение в искаженном виде было представлено в 1649 году в парламент, Лильберн и его друзья выступили с решительны протестом. Он написал два блестящих памфлета (Новые цепи Англии и Вторая часть Новых цепей) – оба памфлета написаны в форме петиций, обращенных к Долгому парламенту от имени благомыслящих жителей Лондона и его предместий. Указывая на опасность военной диктатуры, Лильберн требовал в первую очередь упразднения Государственного совета, а также созыва нового народного правительства, «справедливо избранного» согласно принципам Народного соглашения. В ответ на «скандальные и мятежные» памфлеты Лильберн и его друзья Уольвин, Овертон и Принс 28 марта 1649 были снова заключены в Тоуэр.

В своем памфлете Лильберн говорит о том, что первоначально они были инициаторами Народного соглашения, однако, представленный им вариант cильно отличается от первоначальной задумки, а потому они хотят высказать свои опасения. Они обеспокоены тем, что Государственный совет превратит свою влась в постоянную и упразднит навсегда этот самый парламент. Они также требуеют, что парламент был годичным и не более того, чтобы после этого на его место заступали вновь избранные представители. Они считают, что в Соглашении обязательно должно быть указано об уничтожении навсегда королевской власти и установлены гарантии против восстановлении палаты лордов. Они считают, что монопольные компании, fкцизы и пошлины наносят чрезмерный ущерб мореплаванию и судоходству, а поэтому моряки и прибрежные жители бедствуют. ОНи просят отменить всякое заключение в тюрьму несостоятельных должников и обеспечить некоторые действительные меры, чтообы принудить к быстрому платежу всех тех, которые могут платить и не позволять им укрываться в тюрьмах, где они живут в изобилии. Эти и другие требования сделали бы невозможным для народных представителей безнаказанно причинять вред республике. Так что они выступают против того, чтобы религия вмешивалась в государственное правление, а потому их крайне возмущает тот факт, что был совершен приговор над одним членом палаты за высказанное им суждение в отношении религии. Еще одним нарушением свободы гражданина было преследование печати. Они считают, что с ними поступали так, как в древние времена поступали с честными пуританскими епископами, которые формально издавали законы против папистов. Они заканчивают свою речь такими словами – мы не сомневаемся, что наши труды будут оценены потомками, а потому мы требуем и предлагаем:

чтобы вы не распускали палату и не расходились до тех пор, пока не убедитесь, что новые представители готовы занять ваше место

чтобы вы осуществили акт о самоотречении

чтобы вы поняли, как это опасно для одного и того же лица быть долго облеченным высшей военной властью

чтобы вы назначили комитет из ваших собственных членов, из тех, которые особенно тверды в правилах свободы. Этот комитет должен выслушивать и исследовать всякие споры, возникающие среди офицеров, а также между офицерами и солдатами

чтобы была свободна печать, которая будет разоблачать изменнические и тиранические планы

чтобы вы уменьшили судебные расходы и понизили жалованья судьям и другим чиновникам

чтобы был распущен Государственный совет, который угрожает тиранией

чтобы вы опубликовали строгое запрещение и назначили суровое наказание против всех,,будь то комитеты, офицеры и тд

чтобы вы скорее удовлетворили солдат – дали им жалованья

чтобы был издан так много раз требуемый народом указ об отмене десятин вследствие крайнего вреда, причиняемого ими

 

ВТОРАЯ ЧАСТЬ «НОВЫХ ЦЕПЕЙ АНГЛИИ»

Речь написана 24 марта 1649 года. Это продолжение высказанных в первой части мыслей. Лильберн требует созыва нового народного представительства, избранного на справедливых началах. За оба эти памфлета Лильберн и два его единомышленника уже через четыре дня были заключены в Тауэр.

Он пишет, что если бы они хоть немного обратили внимание на их простые прозьбы и опасения, они бы молчали, но теперь опасность и рабство угрожают так сильно, что они не могут молчать, они должны кричать, громко кричать. Для начала они планировали, как им отделаться от короля, с которым раньше они тесно сотрудничали, но потом поняли, что он им сильно мешает. Итак, они задались целью скомпроментировать и подавить его. Они перевели короля на остров Уайт, где его можно было изолировать от людей, они вселили ему страх покушения. Он также пишет о том, что репутация у армии стала очень плохая. Если раньше люди их очень любили, то теперь они готовы отказать им даже в куске хлеба. Торговля остановилась, бедность возросла. В общем-то речь заключается в том, что они выражают свое недовольство против правительства и готовы смириться с ним, только если они исправятся (прислушаются к ним), еcли же нет, то они хотят новое честное правительство, которое будет избрано честным путем.

“Новые цепи Англии”

Мы были первыми инициаторами в составлении и борьбе за Народное соглашение, которое содержит верное и справедливое средство для устранения продолжительных и утомительных страданий этой нации, вызванных не чем иным, как незнанием наших правителей. Но Народное соглашение, разработанное и представленное офицерами армии вашей почтенной палате, подвергнуто ими столь значительным изменениям, что мы должны высказать по поводу его наши серьезные опасения.”

 

“Мы крайне удивлены тем, что, несмотря на величайшие идеи свободы, каких до сих пор не создавал ни этот народ и никакой другой народ в мире, несмотря на огромные потери крови и средств, которые потребовались, чтобы приобрести эти свободы; несмотря на многие замечательные и даже чудесные победы, которыми Богу угодно было ознаменовать это справедливое дело; несмотря на чрезвычайные тягости и мучения нарлда: несмотря на все это, ваша палата неоднократно оказывалась в руках ваших слуг, лицемерно показывающих вид, будето они намерены защищать эти ваши прирожденные свободы»

 

«Но до сих пор Бог хранил нас, и справедливость наших желаний, равно как искренность наших намерений, c каждым днем все более обнаруживается пред беспристрастными и непредубежденными людьми. Во всяком случае для нас является немалым утешением, что, несмотря на все невзгоды нашего положения (когда у нас нет ни власти, ни влияния – этих идолов мира), yаше дело и принципы начинают становиться понятными людям, так что там, где год назад был один, усвоивший наши принципы, теперь мы уверены, там их сотни; другими словами, хотя мы терпим неудачи, наша правда торжествует.»

Джерард Уинстенли (1609-1653) -Родился в городе Уиган в семье торговца шёлком и бархатом Эдуарда Уинстенли. Джерард не получил систематического образования. С 1630 жил в Лондоне. Был учеником, затем членом компании торговцев готовым платьем, имел собственное предприятие в лондонском Сити. Когда вспыхнула война между парламентом и Карлом I, его симпатии были всецело на стороне первого; он щедро поддерживал парламентскую армию, пока тяжелые налоги не лишили его состояния. Разорившись, около 1643 стал работать по найму в графстве Суррей.

Начало его проповеднической деятельности относится к середине 1640-х гг., ко времени установления в Англии республики. Прибегая к мистической аргументации, Уинстенли в многочисленных памфлетах (начиная с «Нового закона справедливости», 1649) изложил своё социальное учение, составными частями которого являются «закон социальной справедливости», обоснование необходимости демократического аграрного переворота, проект «Свободной Республики». «Новым законом справедливости» Уинстенли назвал бесклассовое общество, не знающее частной собственности, денег, купли-продажи, работы по найму, имущих и неимущих. Установлению этого «закона» должен был предшествовать демократический аграрный переворот, предусматривавший право бедняков безвозмездно обрабатывать общинные пустоши, а также освобождение копигольда и превращение его во фригольд.

Осуществление аграрного переворота Уинстенли считал непременным условием победы республики над монархией. В 1649 Уинстенли возглавил выступление диггеров («истинных левеллеров», в отличие от последователей Лильбёрна), крайне левого крыла революционной демократии в период Английской буржуазной революции XVII века, которые выражали интересы городской и особенно деревенской бедноты и выступали за совместную обработку общинных земель. Выступление знаменовало кульминационный пункт развития революционно-демократического движения в Англии в середине XVII века. Уинстенли стал один из первых выразителей интересов экспроприированных народных масс.

Основал близ местечка Кобем колонию диггеров, ставшую первым в новой истории коммунистическим экспериментом. После разгрома колонии (весна 1650) Уинстенли написал своё идеологическое завещание — коммунистическую утопию «Закон свободы» (1652), в которой впервые отчётливо связал социальные идеалы коммунистического общества с чаяниями бедноты, а свободу гражданина характеризовал прежде всего как свободу от нужды. Сочинение проникнуто идеями «уравнительного коммунизма», который Уинстенли пытался претворить в жизнь мирными методами. В предисловии, в форме обращения к Кромвелю, автор дает резкую критику существующих порядков; в первых трех главах изложены теоретические рассуждения о свободе и о монархическом и республиканском образе правления; с четвертой главы начинается картина идеального общественного устройства. Главные черты его таковы: земля общая; в промышленности господствует домашнее производство; распределение происходит при помощи общественных магазинов; обучение и труд всеобщи и обязательны; центральная власть — в руках парламента, местная — в руках различных должностных лиц; войско и духовенство имеются, но обязанность последнего ограничивается просвещением народа, ибо религии, основанной на сверхчувственном, не существует; брак свободен и совершается без всяких формальностей; он обязателен в случае доказанной связи, приведшей к рождению ребенка; наказания, вплоть до смертной казни, существуют; высшие наказания постигают уличенных в купле и продаже; золото и серебро, как и у Мора, идут только на утварь.

Остаток жизни Уинстенли провел среди квакеров и частью проникся их воззрениями.

В обосновании своего социально-политического идеала Уинстенли не вполне освободился от теологии, но в основном перешел на позиции рационализма и трактовал теорию естественного права в духе решительного отрицания частной собственности. Материалистически истолковывал вопросы этики и морали. Черты реально существовавшего тогда в Англии способа производства сочетаются у Уинстенли с коммунистическим принципом распределения путем прямого продуктообмена. Политический идеал Уинстенли — последовательно демократическая республика.

С большой долей вероятности устанавливается влияние сочинений Уинстенли, и прежде всего его «Закона свободы», на так называемые кооперативные утопии Уильяма Ковелла «Декларация парламенту» (1659 г.) и Питера Корнелиуса Плокбоя «Путь, предложенный с целью сделать бедных этой нации счастливыми» (1659 г.). Имеются основания считать, что сочинения Уинстенли были известны и читались и в XVIII веке, в частности экземпляр «Закона свободы» был подарен Генри Филдингу.

Имя Уинстенли (в написании «Уинстлей») находится на обелиске в честь социальных мыслителей в Александровском саду возле стен Московского Кремля.

В 1975 году в Великобритании режиссёр Кевин Браунлоу снял фильм Уинстенли (Winstanley).

Уинстенли был социалистом-утопистом, идеологом диггеров – самого левого движения, выражавшего интересы городской и деревенской бедноты. В своей публицистике Уинстенли приближался к идеалам и идеям нового общества, в котором все равны. В то же время представления Уинстенли об этом обществе облечены в религиозные формы. В своих памфлетах («Знамя, поднятое истинными левеллерами», «Декларация бедного угнетенного люда Англии» и других) Уинстенли активно использовал ветхозаветные и новозаветные образы.

«Знамя, поднятое истинными левеллерами»

Памфлет был написан в 1649 году, когда диггеры начали коллективное сельскохозяйственные работы на холме святого Георгия в графстве Серрей, недалеко от Лондона. Вместе с Уинстенли памфлет подписали его единомышленники диггеры, что, по замыслу автора, должно было свидетельствовать о коллективном характере их действий и общности взглядов.

Он пишет, что они хотят вскопать холм Геогрия и пустоши, прилегающие к нему, посеять хлеб и добывать наш хлеб совместно в поте лица. ОНи хотят работать посправедливости и заложить основание превращению земли в общую сокровищницу.

Cчитает частную собственность – проклятием, «ясно, что те, кто покупает и продает землю и является лендлорами, получили ее либо путем угнетения, либо убийства, либо воровства: и все лендлоры живует нарушением седьмой и восьмой заповедей: Не убий и не укради

Путь угнетения – они обошли простосердечных бедняков или младших братьев и заставили их работать на себя за малую плату, и от их работы получили большую прибыль: ибо бедняки своей работой возвысили тиранов, xтобы правили ими

Через убийства – пользуясь своим изворотливым умом, они стали претендовать на охрану народной безопасности силою меча, они набирают много денг и покупают на них собственность и становятся лендлорами

Не укради – эти лендлоры украли у нас землю, а таким образом,нарушили восьмую заповедь

В Англии не будет свободного народа, пока бедняки, не имеющие земли, не получат разрешения ее вскапывать и обрабатывать общинные земли и жить в таком же достатке, как и лендлоры

ОН пишет в конце, что таким образом, они облегчили свои души, объяснив причины их земельных работ на холме св Георгия, чтобы великий совет и армия страны могли принять во внимание, что здесь нет никаких намерений вызывать шум и столкновение, а только желание получить злеб для пропитания

 

«Декларация бедного угнетенного люда Англии» -памфлет, подписанный Д Уинстенли и его 44 единомышленниками, датирован 1 июня 1649 года. Его цель – предупредить захватчиков общинных земель и пустошей, начавших вырубать леса в захваченных владениях

Он начинает с того, что говорит, что земля была сотворена, чтобы быть общим благосостоянием для всех, а не только для купли и продажи ее друг другу. Они требуют, чтобы им дали возможность вспахивать землю и получать с нее урожай

они требуют, чтобы им отдали леса – то есть они сами должны их использовать и решать, когда их нужно валить и рубить, чтобы обеспечивать себя и прочих бедняков Англии

они запрещают, чтобы лорды пользовались их общинными землями и лесами

они готовы умереть с голоду ради свободы, ибо больше не хотят чувствовать себя рабами, а потому они решили любыми способами защитить свои леса и земли

они также надеются, что никто из друзей Англии не захочет покупать леса, которые являются их – то есть, общинными

Их дело справедливое и их требования – справедливы, а потому они надеются, что им не придется сомневаться в искренности тех, ктоприслушается к их требованиям

Они могут доказать свою правоту 4 способами, если кто сомневается

1) ссылаясь на Национальный договор

2) в силу их победы над Карлом, они требуют, чтобы эта привилегия была им дана, как условие их сделки и договора (вы избавляетесь от короля, а мы даем вам это и это и еще то)

3) они имеют свободное право на землю Англии, ибо родились здесь

4) они докажут свою справедливость законом творения – человечество не должно находиться ни у кого в подчинении из своего же рода

 

 

20) Джон Мильтон (1608-1674) “АРЕОПАГИТИКА” – это речь к английскому парламенту о свободе печати. Была написана и опубликована в 1644 году и направлена против закона о цензуре и системы

предварительной цензуры. Мильтон стал фактически родоначальником либертарианской (мильтоновской) концепции прессы

В начале Долгого парламента существовала цезнура, однако с приходом парламента она не была отменена, но она потеряла свое былое значение. Книги печатались совершенно свободно, но вскоре парламент решил, что это опасно, так как появилось множество книг против парламента и королевской династии. К этому добавились жалобы книгопродавцов, которым ранее принадлежало исключительное право регистрации прошедших через цензуру книг. Из-за отсутствия цензуры стали страдать их коммерческие интересы. Таким образом, 14 июня 1643- парламент решил издать закон о цензуре. Несмотря на издание этого закона, Мильтон выпустил свое сочинение «О разводе» без представления в цензуру. По жалобе определенного комитета он был привлечен к суду, который не имел для него никаких последствий. Тем не менее, этот процесс побудил его написать «Ареопагитик». Лишь в 1649 году цензура в Англии была отменена.

 

Date: 2015-08-15; view: 1341; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию