Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические операции с суждениями





Логические операции с суждениями затрагивают их типы и виды, их субъектно-предикатную структуру и т. д. Среди данных операций выделяют две наиболее общие и важные группы: преобразование простых и сложных суждений и отрицание данных суждений.

Преобразование суждений – выяснение точного логического смысла суждения. Это достигается посредством таких логических операций, как обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Обращение (конверсия) – это преобразование суждения путем перестановки его субъекта и предиката местами, в результате чего предикат суждения становится субъектом, а субъект – предикатом. При этом количество суждения может изменяться, а качество не меняется. Например: «Все адвокаты – юристы». В результате замены субъекта и предиката друг другом получится следующее суждение: «Некоторые юристы – адвокаты».

В основе обращения лежит сходство содержания тех понятий, которые обмениваются местами в обращаемом суждении. Именно данное сходство делает возможным перестановку понятий субъекта и предиката в обращенном суждении. Любое определение, выраженное общим суждением, может быть обращено. При этом суждение остается общим.

Превращение (обверсия) – это преобразование суждения путем перемены его качества на противоположное. Количество суждения, его субъект и предикат при этом не меняются. Например: «Все адвокаты – юристы». Посредством превращения данное суждение преобразовывается в следующее: «Ни один адвокат не является неюристом».

Превращение – это преобразование формы суж-Хдения.

Противопоставление субъекту – преобразование суждения путем обращения и последующего превращения. Например, если суждение «Все адвокаты – юристы» сначала обратить в суждение «Некоторые юристы – адвокаты», а последнее в свою очередь обратить в суждение «Некоторые юристы не есть неадвокаты», то получится противопоставление субъекту. Предикат заключительного суждения – «неадвокаты» – противопоставляется субъекту исходного суждения – «адвокаты».

Противопоставление предикату – преобразование суждения путем обращения и последующего превращения. Например, суждение «Все адвокаты – юристы» превратить в суждение «Ни один адвокат не является неюристом», а последнее обратить в суждение «Ни один неюрист не является адвокатом». Получается, что предикату исходного суждения «юристы» противопоставлено понятие «неюристы».

Другую важнейшую операцию представляет собой отрицание суждений, или инверсия. Его сходство с преобразованием состоит в том, что результатом отрицания тоже выступает новое суждение. Отличие же состоит в том, что в процессе отрицания суждения не только его форма, но и смысл. Таким образом, в основе отрицания суждений лежит их несовместимость. Например: «Все судьи справедливы» – «Неверно, что все судьи справедливы».

Отрицания нельзя сравнивать с отрицательными суждениями. Когда говорится об отрицательном суждении, то имеется в виду один вид суждения по характеру связки. Когда говорится об отрицании, то подразумевается особая логическая операция с суждениями.

19) Вопрос – это логическая форма, направленная на уточнение или дополнение исходного, базисного знания для получения новой информации.

Естественно, что чаще всего вопрос выражается вопросительным предложением, хотя и не всяким. В теме «Суждение» уже было сказано, что, например, риторический вопрос не является собственно вопросом и поэтому рассматривается в качестве суждения. Не являются вопросами и резкие побуждения, просьбы, предложения, которые хотя и выражены в вопросительной форме, выполняют совсем другие задачи. «Не хотите ли пройтись?», «Не поделитесь ли чаем?», «Может быть, вы все-таки прекратите шуметь?», эти и другие подобные «вопросы» вряд ли направлены на уточнение имеющегося знания и получение новой информации, т.е. не выполняют основные задачи вопроса. В то же время некоторые вопросы могут быть выражены и в повествовательной форме. Так формулируются вопросы в социологических исследованиях, в учебных, экзаменационных заданиях.

В отличие от суждений вопросы не содержат какого-либо утверждения или отрицания и не могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности. Они могут быть только правильными и неправильными, то есть соответствующими правилам постановки вопросов или не соответствующими им.

В структуре вопроса выделяют, во-первых, базисное знание. Это необходимая предпосылка любого вопроса, которая может быть выражена как в явной, так и в неявной форме. Базисное знание определяет смысл вопроса, направляет поиск ответа и даже порой определяет область этого поиска.

Вторым элементом является требование перехода от незнания, непонимания к знанию, пониманию. Именно это требование определяет вопросительную форму вопроса. Многие вопросы потенциально включают в себя также искомое знание. В явной форме оно содержится в программированных вопросах. Наконец, практически любой осмысленный вопрос связан с убеждением в существовании либо хотя бы одного истинного ответа (позитивная установка), либо как минимум одного ложного ответа (негативная установка).

Виды вопросов могут быть выделены в зависимости от нескольких оснований. Первое – по способу и характеру запроса неизвестного, то есть по степени определенности и сложности предполагаемого ответа. Здесь можно выделить уточняющие «ли-вопросы», направленные на уяснение истинности тех суждений, которые выражены в вопросе: «правда ли, что…?», «верно ли, что…?», «знаете ли Вы, что…?» и т.д. такие вопросы требуют прямого и однозначного ответа «да» или «нет», поскольку содержат явно выраженную предпосылку в форме уже имеющегося знания о предмете вопроса и его признаках. Неизвестно лишь, принадлежит ли этот признак предмету в действительности. Поэтому область поиска ответов четко ограничена выбором одной из альтернатив, содержащихся в вопросе.

Восполняющие «к-вопросы» направлены на выявление новых свойств исследуемого предмета и получение новой информации, не содержащейся в вопросе. Такие вопрос обычно начинаются с вопросительных слов «кто», «где», «когда», «сколько», «что». Областью поиска для них становится довольно обширная область, в которой можно легко заблудиться. Например, на вопрос «Где находится Иран?» можно, посмотрев на географическую карту, ответить, что он расположен в Азии, а можно указать климатические особенности местности, в которой находится страна, или ее отношение к торговым путям, близость к морю, высочайшим вершинам мира, глубочайшим океанским впадинам, да мало ли еще к чему. И все эти ответы будут соответствовать заданному вопросу. Поэтому «к-вопросы» обязательно нуждаются в уточнении.

Проблемные «п-вопросы» отличаются исходным недостатком базисного знания или полным отсутствием информации, позволяющих дать на них немедленный однозначный ответ. Кроме того, такие вопросы нередко связаны с парадоксами и противоречиями между уже накопленным знанием и действительностью, поэтому такие вопросы, как правило, носят творческий характер. Ответ на проблемный вопрос может привести к перевороту во взглядах, пересмотру мировоззренческих, научных установок. Именно проблемные вопросы лежат в основе глубокого познания мира.

Однако проблемными могут быть и вопросы, ответы на которые уже известны. Все зависит от того, кому задается такой вопрос. Так, проблемные вопросы могут стать методическим приемом в преподавании, стимулирующим познавательные интересы и творческий потенциал обучающихся.

По количеству возможных ответов различают открытые (предполагающие существование множества ответов) и закрытые (с ограниченной областью поиска ответов) вопросы. Закрытые вопросы используются в социологических исследованиях. Они становятся основой тестов, программированных опросов и т.д.

По степени выраженности в тексте вопросы бывают явными и скрытыми, выясняемыми из контекста. Например, читая статью, вы наталкиваетесь на утверждение о том, что все больше людей начинают проявлять интерес к восточной религии. Пытливый ум обязательно задастся хотя бы вопросами «а почему?» и «что такое восточная религия?», да и вообще «какие люди имеются в виду?».

По структуре вопросы могут быть простыми, состоящими из одного условного (ли-вопросы) или безусловного суждения, и сложными, состоящими из нескольких простых.

По отношению к обсуждаемой теме вопросы могут быть по существу (узловые, наводящие) и не по существу, не имеющими непосредственного отношения к теме. Справедливости ради надо сказать, что между ними нет четкой границы, и нередко вопрос, который кажется не относящимся к теме, может гораздо глубже проникнуть в сущность проблемы.

20)По правильности постановки – корректными и некорректными. В этом случае отслеживается не только правильность самой формы вопроса, но и непротиворечивость, а также истинность тех положений, которые составляют его базисное знание, наличие в них смысла. Например, вопрос «возможно ли в результате генетических исследований появление искусственно созданных человеческих особей?» вполне корректен, а вопрос «какой длины хвост у русалки?» некорректен вследствие своей бессмысленности. Некорректным вследствие противоречивости будет вопрос «сколько ведер воды нужно вылить в реку, чтобы она пересохла?». А вопрос «где?» некорректен своей неопределенной постановкой. Некорректные вопросы могут быть тривиальными, связанными с элементарным незнанием, неопределенностью или неясными словами, и нетривиально-некорректными. В этом случае задающий вопрос осведомлен о его некорректности, но все же настаивает на ответе, преследуя свои цели. Наиболее яркой формой некорректных вопросов являются провокационные вопросы, представляющие собой софистический прием, ставящий в затруднительное положение: «продаешь ли ты краденные вещи или оставляешь их себе?», – такой вопрос кого угодно может вывести из состояния равновесия, если не знать, что на провокационные вопросы по правилам логики допустимо не отвечать вовсе.

Известно, что каков вопрос, таков ответ, и что один неадекватный человек может задать столько вопросов, что сотня мудрецов не ответит, поэтому необходимо соблюдать логические и этические правила постановки вопросов. Они требуют, чтобы вопрос был кратким, ясным (не допускающим, в частности, слов с разными значениями), корректным, по возможности простым (сложные вопросы желательно разбить на составляющие их простые). Для социологических опросов необходимо, чтобы в вопросах учитывались особенности аудитории, места и времени проведения опроса. Следует предусмотреть также контрольные вопросы, способные скорректировать полученные ответы. И никогда не стоит начинать с трудных вопросов или таких, которые могут обеспокоить, взволновать, поставить в тупик респондента.

Ответ это суждение, вызванное вопросом, которое уточняет или дополняет базисное знание вопроса. Ни один ответ не может быть исчерпывающим до конца. Он, в свою очередь, становится основой для новых вопросов, углубляя наши представления о мире. Ответы, как и вопросы, бывают разных видов.

По области поиска ответов различают прямые (из заданной области) и косвенные ответы. К косвенным можно отнести, например, ответы с помощью сказок, притч, когда слушатель сам должен сделать необходимый вывод.

По объему информации встречаются полные и частичные ответы, которые лишь в некоторой степени устраняют недостаток информации. По отношению к действительности ответы могут быть истинными и ложными.

По отношению к вопросу – по существу и не по существу, положительные и отрицательные, подходящие и неподходящие, тавтологичные, (когда ответ лишь повторяет, воспроизводит вопрос, но не дает новой информации). По логической (понятийной) характеристике – точными, определенными, и неточными, неопределенными.

Умозаключение — это мыслительная структура, в которой из двух истинных исходных суждений (посылок) на основании определенной логической связи между ними формируется новое истинное суждение.

Умозаключение — это мыслительная форма, позволяющая получать новое истинное знание из уже известного истинного знания. Умозаключение можно также назвать и формой опережающего отражения, которое опосредованно другими мыслями. Оно дает новое истинное знание, опираясь на взаимную связь нескольких исходных мыслей, т.е. опираясь на закономерную логическую связь между ранее известными истинными начальными суждениями. Полученный в результате умозаключения истинный вывод можно получить только тогда, когда исходные мысли истинны, а их взаимные связи логичны или закономерны.

Об истинности и правильности мышления можно говорить только в описанном выше смысле. Мысли, в том числе и используемые в умозаключениях в качестве посылок, истинны только в случае, если их содержание адекватно отражает предмет мысли, т.е. когда оно соответствует действительности. Само мышление и мыслительные формы становятся правильными только в случае, если они построены в соответствии с законами логики о структуре мыслей. Вывод рассуждения (умозаключения) окажется необходимо истинным (силлогистичным) в том и только том случае, когда и исходные мысли истинны, и взаимные связи между ними закономерны, т.е. в полной мере соответствуют законам логики.

22) Непосредственные умозаключения - такие, в которых заключение выводится из одной посылки. Например, из суждения «Все адвокаты - юристы» можно получить новое суждение «Некоторые юристы - адвокаты». Непосредственные умозаключения дают нам возможность выявить знание о таких сторонах предметов, которое уже содержалось в исходном суждении, но не было явно выражено и явно осознано. В этих условиях мы делаем неявное - явным, неосознанное - осознанным.

К непосредственным умозаключениям относятся: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по «логическому квадрату».

Превращение - такое умозаключение, в котором исходное суждение преобразуется в новое суждение, противоположное по качеству, и с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения.

Чтобы превратить суждение, надо изменить его связку на противоположную, а предикат - на противоречащее понятие. Если посылка выражена не в явной форме, то надо преобразовать ее в соответствии со схемами суждений А, Е, I, О.

Обращение - такое непосредственное умозаключение, в котором происходит перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения.

Обращение подчиняется правилу распределенности терминов: если термин не распределен в посылке, то он не должен быть не распределен и в заключении.

Если обращение ведет к изменению исходного суждения по количеству (из общего исходного получается новое частное суждение), то такое обращение называется обращением с ограничением; если обращение не ведет к изменению исходного суждения по количеству, то такое обращение является обращением без ограничения.

Противопоставление предикату - это последовательное применение операций превращения и обращения - преобразование суждения в новое суждение, в котором субъектом становится понятие, противоречащее предикату, а предикатом - субъект исходного суждения; меняется качество суждения.

Например, из суждения «Все адвокаты - юристы» можно, противопоставляя предикат, получить «Ни один не-юрист не является адвокатом». Схематически:

Date: 2015-08-15; view: 2351; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию