Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. (10) Осязательное восприятие слепых





· Значение осязательного восприятия в чувственном познании мира и его сходство со зрительным восприятием

· Природа осязательного восприятия человека

· Формы и способы осязательного восприятия

· Пассивное, активное и инструментальное осязательное восприятие

Осязательное восприятие – один из основных видов чувственного отражения человеком объективной действительности. По своему познавательному значению находится в одном ряду со зрительным. Вместе с тем взаимодействие зрения и осязания составляет основной компонент в структуре чувственного отражения человеком окружающего мира.

Всесторонний сравнительный анализ осязания и зрения, объяснивший значение первого в жизнедеятельности человека, был осуществлен И.М.Сеченовым. Он показал сходство зрения и осязания. Оно состоит прежде всего в том, что осязание, как и зрение, является целостной формой чувственного познания объективной действительности, ибо и то, и другое представляет собой совокупность ощущений, отражающих различные категории признаков: «форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение» [52, с.396]. Кроме перечисленных категорий признаков, человек только при помощи зрения различает цвет, а только при помощи осязания – «сдавливаемость», вес, «тепло и холод» [52, с.396]. Таким образом, зрительное восприятие отражает 8 категорий признаков, а осязательное – 11.

Но большее количество признаков, различаемых осязательно, не делает осязательные образы более полными и точными, так как в данном случае решающее значение имеет способ перцепции: дистантный и симультанный (одномоментный) – при зрительном восприятии, контактный и сукцессивный (последовательный) – при осязательном.

Решающее и основное сходство осязания и зрения И.М.Сеченов видел «в двигательном поведении руки и глаза» [41, с.137], т.е. в физиологическом механизме формирования образа восприятия. «Идет ли речь о контурах или величине, или об удалении и относительном расположении предметов, двигательные реакции глаз при смотрении и рук при ощупывании совершенно равнозначны по смыслу: и там, и здесь определителем являются показания мышечного чувства, сопровождающие двигательные реакции восприятия и впечатлений» [52, с.396]. Движения глаз (конвергенция, дивергенция, аккомодация), благодаря которым становится возможным отражение многочисленных пространственных свойств объектов, идентичны движениям ощупывающей руки.

Сходство в отражательных возможностях данных сенсорных систем, в их двигательном поведении обусловлено высокой степенью насыщенности нервными окончаниями осязающей поверхности ладони и сетчатки глаза. Согласно данным И.М.Сеченова, рабочая поверхность пальцев (ладонная сторона первых фаланг), «наиболее густо усеянная осязательными тельцами, соответствует желтым пятнам сетчатки» [52, с.397].

Сходство данных видов восприятия состоит еще и в том, что их образы объективируются. Вынесение наружу или объективирование восприятия проявляется в том, что их внешняя причина (раздражитель) воспринимается не на сетчатке глаза, не в области расположения осязательных телец и не в соответствующих участках коры больших полушарий, а выносится в зону действия раздражителя. Иначе говоря, зрительные и осязательные образы локализуются не в области воспринимающих нервных механизмов, а в зоне действительного местонахождения вызвавшего их объекта, т.е. выносятся наружу.

Сходство осязательного и зрительного восприятия проявляется в их способности вычленять контур объектов, т.е. их внешнее очертание. А это является первым и обязательным условием возникновения целостного образа.

Наиболее полно возможности осязания раскрываются только при абсолютной слепоте. Это объясняется тем, что зрение, контролирующее различные виды человеческой деятельности, тормозит развитие осязательного восприятия не только у нормально видящих и слабовидящих, но иногда и у частичнозрячих. «Зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов, - писал И.М.Сеченов, - поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным заместителем видящего глаза. У зрячего контрольный аппарат лежит вне работающей руки, а у слепого – в ней самой» [52, с.397].

Благодаря исследованиям И.М.Сеченова и советских психологов (Б.Г.Ананьев, Л.М.Веккер, Б.М.Ломов, А.В.Ярмоленко и др.) удалось полностью преодолеть широко распространенное и долго сохранявшееся в тифлопсихологии мнение о принципиальном различии зрительного и осязательного восприятия и их образов. Такое противопоставление вытекало из ложной трактовки зрительного восприятия как исключительно симультанного, а осязательного – как исключительно сукцессивного. Целостный же образ, согласно этой точке зрения, может возникнуть только при одномоментном зрительном восприятии. В связи с этим образы, возникающие у слепых в процессе последовательного во времени осязательного восприятия, по мнению Джемса, Дюнани, А.А.Крогиуса и др., лишены целостности, фрагментарны, сукцессивны и не отражают адекватно пространственных свойств и отношений внешнего мира.

Совершенно очевидно, что данное противопоставление несостоятельно, так как зрительное восприятие в ряде случаев (например, при восприятии больших объектов с близкого расстояния) может, подобно осязательному, выступать как сукцессивное. Вместе с тем при повторном восприятии хорошо знакомых объектов осязательное восприятие может быть симультанным. Разумеется, осязательное восприятие гораздо в большей степени, чем зрение, отличается сукцессивностью и обусловленной этим фрагментарностью. Однако указанные особенности осязательного восприятия в значительной степени преодолеваются благодаря участию в нем других познавательных процессов: мышления, воображения, речи. В результате такого взаимодействия психических процессов у слепых формируется целостный, осознанный и обобщенный образ воспринимаемого предмета.

У человека ведущим органом осязательного восприятия являются руки, способность которых отражать многообразные пространственные, физические качества и свойства объектов присуща только человеку и является результатом его общественно-трудового исторического развития. Развиваясь в процессе трудовой деятельности, рука человека меняла свое анатомическое строение и постепенно стала очень сложным по анатомическому устройству органом.

Такое взаимодействие, взаимовлияние структуры и функции способствовало превращению руки не только в орган трудовой деятельности, но и в орган познания действительности. Так с появлением в процессе труда новых функций происходило их разделение для правой и левой руки. Возникновение функциональной асимметрии (различных функций) рук объясняется тем, что в процессе труда человек оперировал двумя предметами: предметом труда и орудием труда. Необходимость удерживать для успешной обработки предмет труда в определенном положении привела к специализации левой руки как естественной опоры. Кроме того, левая рука взяла на себя функции контроля. Правая же рука специализировалась на операциях с орудиями труда. Вместе с тем шла специализация пальцев рук. Расчлененность и относительная самостоятельность движений пальцев рук при действии с предметами является одним из условий генезиса происхождения активного осязания. Усложнение и разделение функций рук и пальцев в процессе трудовой деятельности сопровождалось повышением кожной и мышечно-суставной чувствительности.

В осязательном восприятии могут одновременно участвовать различные виды чувствительности: тактильная, вибрационная, температурная, болевая, мышечно-суставная. Взаимодействие данных видов чувствительности обеспечивается функционированием соматовисцеральной системы. Данная анализаторная система включает в себя рецепторы трех типов в зависимости от места их расположения: кожные рецепторы, мышечные и суставные рецепторы (проприоцепторы) и висцеральные рецепторы (интороцепторы).

В зависимости от того, какие виды чувствительности включены в процесс осязательного восприятия, определяется его форма. Выделяют пассивное, активное и инструментальное (опосредованное) осязание. Данные формы осязательного восприятия различаются между собой степенью полноты и точности отражения объективной действительности.

Пассивное и активное осязание может осуществляться двумя способами: бимоноуальным (двуручным) и мономануальным (одноручным).

Пассивное осязание наблюдается при относительном покое рецепторной поверхности (кожного покрова ладони руки или любой другой части тела) и соприкасающегося с ней предмета. Осязательное восприятие неподвижными руками представлено на рисунке 8 и рисунке 9.

 

 

Пассивное осязание прикосновением

 

 

 

Рис. 8.

 

Пассивное осязание обхватом

 

Рис. 9.

Основу данного вида осязания составляет кожная механорецепция. Возникающие в результате соприкосновения ощущения отражают целый ряд физических, пространственных и временных свойств и отношений предметов: вес, температуру, протяженность, длительность прикосновения, а в редких случаях –форму. Однако целостный образ предметов пассивному осязанию не доступен, так как оно в подавляющем большинстве случаев не отражает ни формы, ни ограничивающих предмет контуров. А без этого формирование целостного образа невозможно. Возникающие образы носят дробный характер, так как являются отображением отдельных свойств, а в силу этого неадекватны вызвавшему их предмету. На рисунке 10 представлена неадекватность образа в условиях покоя предмета на руке.

Date: 2015-07-27; view: 740; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию