Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос. Типы социологического исследования, особенности разработки и реализации их программыСтр 1 из 3Следующая ⇒
ММСИ 4 Тип исследования определяется его целями, задачами состоянием знания об изучаемом объекте. В зависимости от этих и других факторов можно выделить разовые и повторно-сравнительные исследования. К разовым относятся исследования: 1. формулятивного (поисково-разведывательного), 2. описательного (дескриптивного) и 3. объяснительного (аналитико-экспериментального) плана. К повторно-сравнительным исследованиям относятся: 1) панельные; 2) трендовые; 3) когортные исследования. I. Поисковое исследование проводится в случае, если об объекте нет достаточно ясного представления. Цель такого исследования – формулировка проблемы, основных задач и гипотез. Поисковый план исследования предполагает три основные стадии работы:
Следует обратить внимание на реакцию новичков в исследуемой группе, на конфликтные и необычные ситуации. Особый интерес представляют переходные, экспериментальные ситуации, когда появление новых факторов и условий способствует более рельефному раскрытию свойств объекта. Кроме достижения основной цели формулятивно-разведывательного исследования, оно может представлять и самостоятельный интерес с точки зрения изучения объекта в целом: его «болевых» точек, взаимосвязи и очередности в разрешении проблем, в разработке долгосрочных исследовательских стратегий по данному объекту. II. Исследование описательного (дескриптивного) плана имеет своей целью системную качественно-количественную характеристику объекта в соответствии с заранее определенной проблемой, гипотезой, концептуальной моделью предмета исследования. Необходимым условием разработки программы описательного исследования является строгая эмпирическая интерпретация понятий, определение показателей и индикаторов. Сбор информации по описательному плану проводится на основе монографического или выборочного метода. При втором способе сбора информации необходимо обоснование репрезентативности выборки.
Дескриптивное исследование завершается:
Описательное исследование содержит так же элементы аналитического плана, то есть объяснения взаимосвязи между зафиксированными показателями. Дескриптивное исследование, как и любой другой тип, предполагает наличие определенной концептуально-методологической позиции исследователя – разработчика программы. III. Аналитико-экспериментальное исследование направлено на проверку объяснительной гипотезы. Его целью является установление причинно следственных связей в социальном объекте, источников и условий его развития. Основным методом получения информации по этим вопросам является эксперимент, который осуществляется либо путем целенаправленного реального воздействия на исследуемый объект путем ввода контролируемых факторов и условий (независимых переменных) – натурный эксперимент, либо с помощью особого анализа информации, когда объект ставится в экспериментальные условия лишь мысленно, проводится экспериментирование с математической моделью объекта и т. п. Социологические исследования различаются: А. По Характеру задач: 1) фундаментальные 2) прикладные 3) комплексные Б. По типу логической связи: 1) поисковые 2) пилотажные 3) экспериментальные 4) проектно-конструкторские В. По отношению к объекту: 1) монографические 2) сравнительные панельные (повторные с сохранением выборки) 3) трендовые (повторные без сохранения персонального состава выборки) Г. По срокам: 1) долгосрочные 2) среднесрочные 3) краткосрочные 4) экспресс-исследования Теоретико-прикладное исследование (ТПИ) направлено на решение социально важной задачи. Например, изучение роли социальной работы в оптимизации социальных процессов, связанных с безработицей; в школе – в связи с проведением образовательной реформы; выявление структуры деятельности социального работника – в различных сферах жизнедеятельности. В таких социологических исследованиях ставятся задачи расширения и углубления научного знания о социальных процессах и решения актуальных социальных проблем. Данное социологическое исследование, как правило, не имеет заказчика и связано с решением научных проблем или с выполнением научной работы. Цель исследования – изучить особенности или тенденции изменения социальных потребностей клиентов в социальной защите; выяснить, насколько структура организаций социального обслуживания соответствует ожиданиям клиентов; создать оптимальные модели социальной работы. Прикладное социологическое исследование (ПСИ) нацелено на решение конкретных социальных проблем, возникающих в социальной работе. Оно представляет собой определенную технологическую процедуру последовательного применения целостной совокупности методов и приемов эмпирического познания объектов социальной реальности. Целью таких исследований могут быть: совершенствование социальных технологий, выявление ожиданий клиентов, удовлетворенность студентов процессом обучения по специальности «социальная работа» и т.д. Прикладные социологические исследования обязательно имеют заказчика и завершаются разработкой управленческих решений или планом мероприятий, направленных на оптимизацию объекта. Четкое определение объекта исследования может сопровождаться не слишком жестким определением предмета. В ходе исследования могут появиться и необходимость внесения в программу изменений и новые проблемы, требующие анализа. Между прикладными и фундаментальными исследованиями нет глубокой пропасти. При условии тщательной разработки методологической части программы можно включать в исследование в качестве второстепенных задач и направленные на развитие теории. Прикладные социологические исследования выполняют следующие функции: описательную, · аналитическую, · социально-диагностическую, · прогностическую, · экспериментальную, · управленческую. Доминирование той или иной функции определяет тип исследования. Целевая направленность исследований, положенная в основу деления их на теоретико-прикладные и прикладные, не являются единственным основанием их классификации. Другим основанием может служить степень осведомленности исследователя об изучаемой проблеме. По этому основанию исследования подразделяются на · разведывательные, · описательные, · аналитические · сравнительные. . Выделяются следующие типы исследования. Разведывательные исследования. Формирование и развитие социальной работы как теоретической и практической деятельности постоянно расширяет проблемное поле исследований в этой сфере: изучение социальных групп риска в изменяющемся мире, создание социальной документации, отражающей основные характеристики объекта, получение информации для прогнозирования и проектирования в социальной работе. Исследования такого типа, проводимые в условиях дефицита знаний об изучаемых объектах или проблемах, называются разведывательными. В таких исследованиях относительно больше возможностей для использования качественных методов в сравнении с исследованиями других типов. Разведывательное исследование применяется по отношению к мало изученным социальным объектам в целях их предварительного изучения и описания, с использованием минимума методических средств и материальных ресурсов. К таким исследованиям относятся всякого рода экспресс-анализы социальных проблем, оперативные исследования, «пилотажные пробы» и т. д. Описательное исследование. Решает более широкий круг аналитических задач, ориентированных на получение целостной, системной информации о структуре, функционировании, модели социального объекта, его типологических свойствах и характеристиках. Описательные исследования основаны на более высоком уровне осведомленности об изучаемой стороне или проблеме социальной работы. В отличие от разведывательного этот тип исследования предполагает, что при изучении, например, обслуживания инвалидов или деятельности социального работника в школе бóльшая часть информации об этих явлениях известна. Качественно-количественное описание социальной работы в школе, выявление удовлетворенности клиентов социальной работой, структура досуговой деятельности молодежи, социальной составляющей обслуживания кадров – все это предполагает необходимую строгость в эмпирической интерпретации понятий, регистрации и анализе данных. Описательные исследования используются при изучении мнений клиентов по поводу качества обслуживания социальными работниками школьников и студентов, проведения учебных занятий, удовлетворенности различными видами услуг, содержания и структуры социальной работы, а также для других целей. Аналитическое исследование. Представляет собой наиболее масштабный, сложный вид социологического познания того или иного объекта. Имеет своей целью не только общее описание объекта, но и выявление причин возникновения противоречий в его структуре и функционировании, определение путей и перспектив его развития, проектирование инновационных преобразований. Разновидностями аналитических исследований являются диагностические, прогностические исследования, социальные эксперименты. Социологический эксперимент представляет собой такой метод получения информации об объекте, который предусматривает аналитическую работу социолога в контролируемых, сознательно изменяемых условиях. Аналитические исследования предполагают наличие значительного объема знаний об изучаемой проблеме, накопленных по результатам предыдущих исследований, достаточно разработанные методические основания и исследовательский инструментарий. В данном случае социолог должен быть достаточно осведомлен о состоянии исследований по конкретной проблеме. Date: 2015-08-07; view: 1395; Нарушение авторских прав |