Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аспекты и функции





 

Описанный в предыдущей главе набор образов людей различных типов принято рассматривать в соционике не потому, что на большее разнообразие у основателей этой науки не хватило фантазии. Нет, именно такое базовое количество типов и именно с такими чертами получено исходя из определенных представлений об информационном устройстве мира и системы человеческого восприятия реальности.

Как это получилось, мы попытаемся описать в последующих главах. И начнем издалека, с самых общих, можно сказать философских, вопросов.

Материальный мир представлен нам в виде четырех базовых компонент.

Это два вида материи - вещество и поле. А также две формы материи - пространство и время.

Всю информацию о мире можно разделить на четыре потока, идущих от этих составляющих мира. Будем называть эти потоки информационными аспектами мира. Любая информация состоит из различного сочетания данных аспектов. Человек воспроизводит реалии внешнего мира, через его отражение в своем сознании, т. е. формирует субъективный образ объективного мира.

Для экстравертов, которые больше внимания обращают на устройство внешнего мира, этот образ в большей мере отражает мир с его внешней, предметной стороны.

Для интровертов же, которые больше фиксируются на осмыслении своих отношений с внешним миром, оказываются важны не сами объекты и предметы, а то, что можно думать, чувствовать, ощущать по их поводу. И эти внутренние соображения, желания, чувства, отношение тоже представляют собой потоки информации, которыми можно обменяться с окружающими.

В соционике способности человека воспринимать различные информационные аспекты называются соционическими функциями. Их принято обозначать соответствующими символами, которые мы приведем ниже. Здесь важно запомнить, что функции, воспринимающие объективную внешнюю информацию о мире, обозначают черным цветом, а их субъективных «двойников» - функции, воспринимающие внутреннюю информацию человека, - белым цветом.

Рассмотрим каждую из восьми соционических функций и ее связь с аспектами мира. Такой подход был предложен Н. Медведевым и В. Ермаком.

Информацию о веществе, объектах, связанную для нас с запасами, ресурсом, работой в самом широком смысле, полезностью или бесполезностью, действиями с объектами, технологией, выгодой и т. п. обрабатывает объектная функция логика действий. Она обозначается символом .

В наше отношение к объектам входит их счет, измерение (например, геометрия), сравнение их свойств, выявление правил их взаимодействия, моделирование их поведения. Сюда же относится познание законов, управляющих объектами (наука). Эту информацию обрабатывает субъектная функция структурная логика. Она обозначается символом .

Энергия связана для нас с состояниями объектов, со степенью напряжения обстановки, с энергичностью проявлений людей или событий, с возбуждением или торможением и т. п. Страсти и энтузиазм - тоже проявления энергетики. Эту информацию обрабатывает объектная функция этика эмоций. Она обозначается символом .

Отношения энергетических состояний, обмен энергиями мы оцениваем как притяжение, отталкивание или безразличие, повышение или снижение энергетического уровня при взаимодействии, замечаем, хуже или лучше стало наше состояние после обмена эмоциями и т. п. Эта информация относится к работе субъектной функции этики отношений. Она обозначается символом .

Пространство мы воспринимаем как формы, которые могут быть, например, красивыми или значительными, мы определяем в нем направления, территории, которые надо расширять или защищать, власть как распространение своей воли и ответственности на других, ограничения или безграничность и т. п. Эта информация обрабатывается объектной функцией волевой сенсорикой. Она обозначается символом .

Пространственные соотношения объектов воспринимаются как гармония, уют, самочувствие, комфорт или наоборот - неудобство. Эстетика, дизайн, эргономика - все это соотношение ощущений своего тела и форм окружающих предметов. Этой информацией занимается субъектная функция сенсорика ощущений. Она обозначается символом .

Понятие времени связано для нас с будущим, с тем, чего сейчас еще нет, но потом это может произойти. Оценка возможностей объектов и явлений, их потенций, видение всех вариантов развития, умение определить наиболее вероятный результат, умение одновременно воспринять многообразную информацию о разных явлениях - все это наша способность ориентироваться во времени. Эту информацию обрабатывает объектная функция интуиция возможностей. Она обозначается символом .


Соотношения процессов воспринимаются нами как движение времени. Чувство времени и внутренние ритмы, прогнозы событий и отношения поколений, история, мода, традиции и перспективы связаны с ощущением течения времени. Эту информацию обрабатывает субъектная функция интуиция времени. Она обозначается символом .

Все эти функции в совокупности обеспечивают человека знанием о реальном мире и о его месте в нем. По всей видимости - это необходимый и достаточный набор информационных фильтров, который обеспечил человеку адекватное представление о среде обитания и позволил выжить в далеко не тепличных условиях первобытной планеты.

Но наблюдения показывают, что разные люди с разной степенью адекватности оценивают одни и те же явления. Значит, при полном наборе функций у каждого человека одни функции развиваются лучше, другие - хуже. Почему же не все одинаково?

Здесь нам пришло время обратиться к наблюдениям одного из самых талантливых психоаналитиков своего времени К. Г. Юнга. Изучая различные способы восприятия реальности различными людьми, он вывел базовые закономерности и попытался объяснить, почему отдельный человек все же не в состоянии объять необъятный мир во всей его полноте.

Изучив огромное количество людей, Юнг пришел к выводу, что они делятся на две группы по способу оценки действительности. Одни опираются на смысл и законы, ориентируются на расчеты и договора - этим людям Юнг присвоил название «мыслительные типы». В соционике их принято называть логиками в связи с тем, что функции, связанные с обработкой информации о веществе, объектах, у них работают более сильно и адекватно. Для них два плюс два всегда будет четыре, независимо от их симпатий или антипатий к сосчитанным объектам.

Другие люди более склонны оценивать действительность, ориентируясь на нравственные нормы, на свое сочувствие или отвращение, на «голос совести». Таких людей Юнг назвал «чувствующими типами». В соционике их принято называть этиками. У них более адекватно и всесторонне воспринимают реальность функции, связанные с обработкой информации об энергетических процессах и состояниях мира и окружающих людей. Их восприятие образно, объекты переплетены отношениями, мир воспринимается текучим и откликающимся на человеческие чувства.

Оказалось, что совместить столь разные подходы в одном организме невозможно. Ведь чтобы разум обрел свою незамутненную, кристальную ясность, его не должны смущать никакие сильные чувства. Например, если человек не сумел преодолеть горячее желание увидеть определенный результат, он может легко принять желаемое за действительное. Только если разум существенно превалирует над чувствами, полученный результат будет надежен.

И наоборот, как только в чувства закрались малейшие признаки расчета, чувства перестают быть искренними. Рассуждения о целесообразности чувств способны погубить их на корню. Только если чувства значительно превосходят по силе все «доводы разума», можно говорить об их подлинной истинности.

Значит, рассмотренные нами признаки логика/этика связаны между собой условием взаимного исключения. Так бывает. Например, предмет может быть одновременно зеленым, соленым, длинным и пупырчатым. Но он не может быть одновременно и зеленым, и красным. То же самое происходит и с соционическими функциями. Они попарно антагонистичны. И успешное развитие одной из них означает, что другая «уступила ей дорогу».


Тот же эффект наблюдается и со второй группой функций сенсорика/интуиция.

Юнг заметил, что одни люди прекрасно ориентируются в конкретной обстановке. Они видят пространственное распределение предметов, чувствуют свое тело среди обстановки комнаты, хорошо определяют свойства вещей и состояние здоровья людей, комфортность и другие конкретные свойства окружающего пространства. У таких людей хорошо работает функция, обрабатывающая информацию о пространственных свойствах мира. Юнг называл таких людей «ощущающими», а в соционике их принято называть сенсориками.

Другие люди, по наблюдениям Юнга, воспринимают реальность во всей совокупности возможных вариантов ее развития. Они чувствуют все тенденции процессов, видят внезапно возникающие возможности и целостную картину окружающей действительности во всем многообразии связей. Конкретика может от них ускользнуть, но направление развития событий - никогда. Таких людей Юнг назвал интуитами. Это название прижилось и в соционике.

И здесь способность зафиксировать объект наблюдения, точно увидеть его в пространстве, оценить его конкретные сиюминутные свойства приводит к невозможности уловить тенденции к изменению его свойств или координат. Ведь для того, чтобы проследить тенденцию, необходимо увидеть два состояния и определить вектор изменения. При этом ощущение координаты размывается.

Об этом в квантовой механике говорит нам принцип неопределенности Гейзенберга. Одна из его трактовок гласит: чем точнее определение координаты объекта, тем больше неопределенность в определении скорости. И наоборот.

И кто бы мог подумать, что присутствие в соционике разделения людей на крепких конкретных сенсориков и на мечтательных «не от мира сего» интуитов восходит к глубинным свойствам Вселенной. Символично, что квантово-механические принципы открылись людям в начале XX века, почти в то же время, что и типология Юнга.

Не менее взаимоисключающими можно считать и такие признаки, как объектный и субъектный подход к информации о мире. Но здесь несовместимость позиций более наглядна. Понятно, что внешний, объектный взгляд на мир и взгляд изнутри, привязанный к своим отношениям с реальностью, несовместимы в одной голове.

Людей, ориентированных на объектное восприятие, Юнг назвал экстравертами,а ориентированных на субъективное восприятие - интровертами.

Последняя пара антагонистических признаков, выделенных Юнгом в человеческом восприятии - это рациональность/иррациональность. Этот признак описывает разделение людей на две группы по их отношению к традиционным ценностям.

Одни люди более склонны к оценочным суждениям, сравнению реальности с уже наработанными нормами. Таких людей называют рационалами. Они живут по плану, имеют четкие долгосрочные цели, стараются освоить больше авторитетных источников. Их доминирующая функция либо логика, либо этика - эти функции Юнг отнес к классу рациональных.


Люди, ориентированные на информацию о веществе либо поле, ценят накопленный опыт, глобальные законы и нормы, которым подчиняются мировые и социальные явления. Опыт, накопленный в предметах материальной культуры (например, в книгах) и в форме полей (например, музыка) - тот маяк, который освещает их жизненные дороги.

Другие люди, которых Юнг назвал иррационалами,опираются на иррациональные функции - сенсорику или интуицию. Они полагаются на свои мгновенные впечатления от сиюминутных пространственно-временных композиций, гибко следуют за переменами самочувствия или предчувствием. Их восприятие не должно быть отягощено шаблонами. Оно должно быть открыто всякой неожиданности, тогда иррационалы точно выполнят свое предназначение - подготовку социума к новым условиям жизни.

И опять мы видим, что задача сохранения традиций и свобода от догм для оперативного реагирования на изменения мира - это несовместимые в одной голове установки. Более того, именно это противоречие чаще других порождает непонимание и конфликты. Новаторы и консерваторы часто бывают недовольны друг другом.

Но истина в том, что все эти «непримиримые» позиции жизненно необходимы человечеству, поскольку мир, как мы видели выше, содержит все эти аспекты. И мы не можем позволить себе роскошь считать, что какой-то из них «не очень важен». Тогда именно там и будет поджидать нас опасность неконтролируемого развития событий. История человечества и каждая жизненная история отдельного человека дают тому немало примеров.

Итак, один человек, как мы видим, не может охватить информацию о мире во всей ее полноте. Выход один: мы должны научиться сотрудничать друг с другом. Для этого хорошо бы знать свои и чужие сильные и слабые соционические функции.

Какова информационная структура каждого типа и какова сила и осознанность каждой из восьми функций, ее составляющих, - вот вопросы, которые соционика решает на своей первой ступени - ступени диагностики типа.

 

 







Date: 2015-08-07; view: 302; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию