Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы государственной статистики, осуществляющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в Российской Федерации 5 page





Практически всеми территориальными органами государственной статистики осуществляется работа по активизации информационно-статистической деятельности муниципальных органов управления.

В ряде территориальных комитетов государственной статистики осуществляется работа по созданию муниципальной информационной системы, основная цель которой – интеграция муниципальных информационных ресурсов. При этом в качестве центрального звена формирования указанных информационных ресурсов выступает разработка перечня статистических показателей, адаптированная к условиям деятельности органов местного самоуправления с учетом степени зрелости и специфических особенностей развития муниципальных образований.

Система статистических показателей направлена на обеспечение всестороннего и глубокого изучения муниципального образования, квалифицированного управления им и проведения сравнительного статистико-экономического анализа состояния и развития муниципальных образований в масштабах данной административной территории или региона в целом.

Для изучения вопросов информационного обеспечения муниципальных образований и включения их в региональный заказ все более широкое распространение получает практика совместных совещаний руководства территориальных комитетов государственной статистики с главами администраций городов и районов области. Эти совещания наряду с обсуждением проблемных вопросов дают возможность определить также квалификационный уровень пользователей статистической информации с целью дальнейшего их обучения в форме стажировки на базе территориальных комитетов государственной статистики.

Как правило, во многих регионах потребности в статистической информации местных органов власти обусловлены необходимостью разработки параметров прогнозов социально-экономического развития и проектов бюджетов территорий. Значительная часть городов и районов в регионах являются дотационными и зависят от консолидированного бюджета региона, т.е. от точности расчетов проектов бюджетов всех уровней напрямую зависят уровень жизни населения и социально-экономическая обстановка на территориях региона. Поэтому, уже на протяжении нескольких лет основное внимание в рамках региональной статистики уделяется разработке итоговых данных в разрезе муниципальных образований практически по всем отраслям экономики. В частности, к ним относятся такие показатели, как выпуск товаров и услуг в фактических ценах и индекс физического объема промышленного производства, оборот розничной торговли, оборот общественного питания, валовая продукция сельского хозяйства в фактических ценах, производство сельхозпродукции в натуральном выражении хозяйствами всех категорий, поголовье скота по категориям хозяйств, посевные площади и валовые сборы основных сельскохозяйственных культур на орошаемых и осушенных землях, численность работающих, фонд заработной платы и выплаты социального характера в разрезе отраслей экономики, общий объем платных услуг по всем каналам реализации и т.д.

В особо важных случаях (формирование сведений о заработной плате и численности работников, расчет индекса физического объема и т.д.) для повышения достоверности результатов практикуется предварительное согласование их с местными администрациями и последующее уточнение расчетов.

Госкомстат России, его территориальные органы в последние годы уделяют повышенное внимание устранению некоторых сложностей во взаимоотношениях с органами местного самоуправления, в частности, по причине отсутствия муниципального разреза разработки по некоторым показателям, таким, например, как прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения, среднедушевой доход населения, оборот розничной торговли и общественного питания, объем платных и бытовых услуг, оказанных населению и др. В настоящее время проблема решается по-разному: либо показатели рассчитываются самостоятельно с соблюдением установленных Госкомстатом России методологических правил и указаний (что требует от территориальных органов государственной статистики выработки мер по недопущению нарушений методологической сопоставимости проведенных расчетов), либо расчеты выполняются по заказу в органах государственной статистики на договорной основе.

В связи с принятием 16 сентября 2003 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и вводом в действие второй части Федерального налогового кодекса, куда внесены изменения по отчислению ряда налогов, исходя из принципа территориальной обособленности подразделений фирм и предприятий, возникает необходимость в обеспечении муниципального (а иногда и регионального) разреза таких показателей, как «выпуск продукции и услуг», «прибыль», «задолженность по платежам во все уровни бюджетов» и ряд других. Получить необходимый разрез из отчетности крупных корпораций не всегда возможно в связи с действующей системой бухгалтерского учета на предприятии. В настоящее время на разных уровнях управления определяются способы решения этой проблемы, которая была решена относительно статистических показателей по труду – раз в квартал крупные объединения в муниципальном разрезе представляют статистические данные о численности работающих и фонде оплаты труда.


В значительной части территориальных комитетов государственной статистики активно внедряются новые формы распространения статистической информации – электронной почты, дискетной, страниц в Интернете. С подключением к сети Интернета подавляющего числа городских и районных подразделений территориальных органов статистики более оперативно стали получать статистическую информацию и органы управления муниципальных образований.

Все указанные аспекты и направления информационно-статистической деятельности местного самоуправления в той или иной мере присущи практически всем регионам и территориальным комитетам государственной статистики, возглавляющим и способствующим активизации, становлению и совершенствованию этой деятельности.

Например, в Нижегородском областном комитете государственной статистики предприняты меры по созданию муниципальной информационной системы, основная цель которой – интеграция муниципальных информационных ресурсов. Законодательной основой создания системы стало принятие, впервые в России, закона Нижегородской области «О муниципальной статистике».

В основе разработанной Нижегородским облкомстатом «Системы социально-экономических показателей Нижегородской области для формирования интегрированного информационного ресурса» лежит Федеральная программа статистических работ, а также перечень показателей муниципальной статистики. Вместе с тем, для применения на районном уровне данной системы с учетом специфики муниципальных образований, в нее были включены показатели ведущих ведомств-держателей информации, необходимые для принятия решений на муниципальном уровне.

Для обеспечения комплексного развития муниципальной территории и управления муниципальным образованием были использованы показатели, характеризующие все сферы жизнедеятельности: уровень жизни и занятость населения, производственный и научно-технический потенциал, финансовое состояние, демографическая ситуация, экология, правопорядок и т.д.

Районными подразделениями госстатистики собирается и актуализируется информация, получаемая из различных ведомственных структур: отделения федерального казначейства, банков, РОВД, отделов соцзащиты и соцобеспечения, отделения Пенсионного фонда, бюро занятости, комитета по земельным ресурсам, КУМИ, инспекции по налогам и сборам, райфинотдела.

В настоящее время районными подразделениями госстатистики внедрены и используются две информационно-справочные системы (ИСС): ИСС «Администрация» и ИСС, разработанная Городецким муниципальным отделом государственной статистики. Эти системы предназначены для предоставления различного рода информации органам местного самоуправления и подразумевают электронный вид подачи информации.


Информация, содержащаяся в ИСС, отражает положение дел не только по району, но, для сравнения, и по городу, области. Система позволяет получать достоверную и оперативную информацию с разной периодичностью (недельной, месячной и т.д.), является открытой, так как не имеет жестко фиксированного набора данных.

ИСС «Администрация» установлена в администрациях отдельных городов и районов области. Каждый район ведет собственное информационное наполнение системы (социально-экономические показатели, информация по ценам, об уровне жизни населения, прогнозные оценки и т.п.).

ИСС, разработанная Городецким муниципальным отделом государственной статистики, предлагает пользователю простой и наглядный интерфейс и содержит полный объем информации, необходимой для предоставления органам местного самоуправления. Это мониторинг социально-экономической устойчивости, сводные рейтинги районов Нижегородской области, обзор статистических данных, итоговые данные по району и т.д.

В Московском областном комитете государственной статистики система статистических показателей социально-экономического развития Московской области, доработанная в 2000 г. совместно с Минэкономразвития Московской области, основана на трехуровневом принципе. Первый уровень включает показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, второй – показатели, характеризующие социально-экономическое развитие отдельных городов, районов и позволяющие сформировать информационные ресурсы для анализа социально-экономического состояния и определения возможных путей развития отдельных территорий, включая муниципальные образования, третий – социально-экономическое положение Московской области.

При подготовке показателей второго уровня была учтена Унифицированная система показателей, характеризующая социально-экономическое развитие муниципального образования, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 09.01.98 г. № 2 и доведенная до всех территориальных органов статистики и администраций районов и городов.

Данная система позволяет не только оценить состояние дел в городе (районе), но и вклад отдельной территории в социально-экономическое развитие региона, получить информацию о хозяйствующих субъектах данной территории и их роли в экономике и социальной сфере района (города).

Система показателей социально-экономического развития Московской области решением Экономического совета Администрации Московской области, а также соответствующим постановлением Правительства Московской области одобрена и рекомендована для использования центральными исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления при анализе социально-экономического развития области и муниципальных образований, оценке финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, разработке концепций, прогнозе и т.д.


В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 16.02.2001 г. № 32/4 «О сводном перечне статистической и аналитической информации для органов государственной власти Московской области» информация, получаемая по Госзаказу, размещается на сервере Правительства Московской области с организацией санкционированного доступа органам государственной власти области, государственным органам управления и государственным учреждениям Московской области, органам местного самоуправления.

Ростовский областной комитет государственной статистики при формировании перечня муниципальных показателей большое внимание уделяет обсуждению этой проблемы с главами администраций городов и районов области, и на этой основе в перечень вносятся соответствующие корректировки. Здесь на протяжении последних трех лет осуществляются меры по проведению и совершенствованию разработки в рамках региональной статистики итоговых данных в разрезе муниципальных образований по всем отраслям экономики и социальной сферы. При расчете ряда важных показателей, в частности, при формировании сведений о заработной плате и численности работников, с целью повышения достоверности результатов, практикуется предварительное согласование их с местными администрациями и последующее уточнение расчетов.

В ходе практической деятельности территориальных органов государственной статистики вырабатываются и новые формы ее организации, благоприятно влияющие на становление и развитие муниципальной статистики.

Например, в Орловском областном комитете государственной статистики в 1998 г. создан отдел сбора, обработки и анализа статистической информации, объединивший представителей облстаткомитета в 22 районах и специалистов областного уровня. Основные задачи отдела – сбор, обработка статистических данных, распространение экономико-статистических материалов о развитии района, подготовленных специалистами облкомстата. Ежемесячно готовятся по одному макету комплексные доклады о социально-экономическом развитии 22 районов области.

Орловский облкомстат не имеет всей необходимой информации для отдельных разделов доклада, поэтому он устанавливает тесные деловые контакты с областными службами (налоговой, финансовым управлением областной администрации, управлением по труду, УВД, службой занятости, центром госсанэпидемнадзора, противотуберкулезным диспансером, управлением Госторгинспекции), представляющими необходимую информацию в районном разрезе. Первоначально подготовленные доклады раньше передавались во все районные статистические службы по электронной почте, а сейчас 50% районов получают их по Интернету.

Кроме ежемесячных докладов с периодичностью, предусмотренной Федеральным планом статистических работ, подготавливаются и передаются на районный уровень экспресс-информации о задолженности по заработной плате, посевных площадях сельскохозяйственных культур, сборе урожая и другие.

Главы районных администраций осознали важность и практическую необходимость статистической информации для муниципальных образований.

 


Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности
и статистического образования

8.1. Организация научно-исследовательских работ
В системе государственной статистики

Организация научно-исследовательской деятельности в системе государственной статистики строится на принципах системности, гласности и эффективности, преследуя цели обеспечения максимально полного использования достижений современной науки и техники в статистической практике. Для достижения этих целей органы государственной статистики инициируют и обеспечивают на регулярной основе решение следующих основополагающих задач:

- разработку федеральных целевых комплексных программ развития системы государственной статистики и применение в ходе реализации этих программ передовых статистических методов и технологий, в том числе международных и зарубежных;

- контроль за использованием результатов научно-исследовательских работ в целях дальнейшего развития системы государственной статистики, повышения уровня и качества работ;

- мониторинг выполняемых в стране научно-исследовательских работ в области совершенствования методов сбора, обработки, хранения и передачи статистической информации, повышения ее оперативности и качества, в том числе на основе современных информационных технологий.

Решающее значение в организации научно-методологической деятельности в системе органов государственной статистики принадлежит соответствующим подразделениям Госкомстата России и его территориальным органам, которые в ходе своей оперативной деятельности, опираясь на изложенные принципы, обеспечивают практическое использование полученных научно-исследовательских результатов и открытий в области совершенствования статистической теории, методологии и технологии в интересах повышения эффективности государственных статистических наблюдений, создания полноценных систем статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы страны.

Для достижения указанных целей Госкомстат России организует и размещает заказы на выполнение крупных научно-исследовательских работ среди профессиональных организаций, в том числе подведомственных ему НИИ статистики Госкомстата России, Межведомственного Центра социально-экономических измерений РАН и Госкомстата России, НИПИстатинформ и МИПК учета и статистики Госкомстата России. Определенная часть работ выполняется непосредственно подразделениями центрального аппарата Госкомстата России.

Организационная деятельность Госкомстата России в области научно-исследовательских работ регламентируется Положением об организации научно-методологической деятельности Госкомстата России и Положением о Научно-методологическом совете Госкомстата России, установочными целями которых являются: разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей, характеризующих социально-экономическое и демографическое положение страны, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам и равноправный и широкий доступ к ней всех слоев и категорий пользователей.

Общее руководство организацией научно-методологической деятельности в системе государственной статистики осуществляют председатель Госкомстата России, Коллегия Госкомстата России с привлечением Научно-методологического совета Госкомстата России. Разработка принципов организации, мониторинга и использования результатов научно-методологической деятельности в системе государственной статистики Российской Федерации осуществляется структурными подразделениями Госкомстата России во взаимодействии с НИИ статистики и другими исследовательскими организациями Госкомстата России.

Функции координации научно-методологической деятельности в центральном аппарате Госкомстата России возложены на Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения.

Непосредственное руководство организацией научно-методологической деятельности осуществляется соответствующими структурными подразделениями центрального аппарата Госкомстата России (см. глава 3).

Организация научно-методологической работы Госкомстата России осуществляется на основе программ долгосрочного развития государственной статистической системы и программ развития отраслей статистики в пределах выделяемых средств бюджетных ассигнований на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, а также средств из других предусмотренных законодательством источников.

Планы составляются на год. Разработку планов научно-методологических работ осуществляет Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата Госкомстата России.

Основной объем научно-исследовательских работ в системе органов государственной статистики выполняется с привлечением научно-исследовательских организаций Госкомстата России и других организаций, осуществляющих в стране научно-исследовательскую и методологическую деятельность в области статистики.

Научно-методологические работы в рамках Госкомстата России организуются и осуществляются в следующих трех формах:

1) работы, выполняемые по заказу Госкомстата России на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета;

2) научно-методологические работы, выполняемые Госкомстатом России в соответствии с международными проектами (TACIS, SPIL, STASYS и др.);

3) методологические работы, выполняемые собственными силами работников структурных подразделений центрального аппарата Госкомстата России без привлечения научных организаций.

Центральное место в этих планах занимают работы, выполняемые по заказу Госкомстата России за счет средств федерального бюджета. В соответствии с действующими правилами размещение заказов на выполнение этих научно-методологических работ осуществляются на конкурсной основе.

Для включения соответствующей работы в план представляются следующие документы:

- техническое задание на выполнение научно-методологической работы;

- квалификационные требования к исполнителям научно-методологических
работ;

- список потенциальных исполнителей научно-методологической работы для направления персональных приглашений к участию в конкурсе.

Всей организационной работой по формированию плана, инициированию и проведению конкурса руководит Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения Госкомстата России с привлечением Финансово-экономического управления (определяет лимиты бюджетных обязательств по финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на текущий год и извещает о предельных объемах бюджетного финансирования на будущий год) и Производственно-технологического управления (подготавливает предложения руководству Госкомстата России по распределению бюджетных ассигнований на выполнение НИОКР).

Сформированный проект Плана научно-методологической работы Госкомстата России рассматривается на заседании коллегии Госкомстата России, дорабатывается и дополняется с учетом решения коллегии и утверждается приказом Госкомстата России. План может быть скорректирован, дополнен или изменен (в части сроков окончания, названия или исключения работы) только с разрешения председателя Госкомстата России.

Права и обязательства сторон по выполнению научно-методологических работ определяются и регулируются Государственными контрактами.

Научно-методологические работы по статистике, выполняемые другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, корпоративными организациями и отдельно взятыми физическими лицами, не являются предметом общей координации и не включаются в утверждаемые планы научно-методологических работ Госкомстата России1).

8.2. Становление и развитие статистического образования в России

Статистическое образование в России формировалось на протяжении длительного исторического времени. В древней Руси и Российской империи статистического образования как такового вообще не существовало, вся работа в этой области сводилась к элементарному статистическому просвещению, венцом которого явилась земская статистика второй половины XIX в.

Становление специального статистического образования в России относится к концу XIX – началу ХХ вв. Именно в этот период появляются в стране учебные заведения по статистике, издаются учебные пособия (монографии А.И. Чупрова, Ю.Э. Янсона, А.А. Кауфмана, А.А. Чупрова и др.), на регулярной основе читаются лекции по статистике на юридических, экономических и политехнических факультетах в ряде университетов страны.

К началу первой мировой войны курс статистики как обязательный изучается на экономическом отделении Петербургского политехнического института (организатор и руководитель курса А.А. Чупров), на Высших женских курсах (руководитель А.А. Кауфман), в Московском университете (курс статистики читал Н.А. Каблуков), в Московской сельскохозяйственной академии (курс организовал и вел А.Ф. Фортунатов).

В первые годы советской власти подготовка и переподготовка статистических кадров в стране организуется на специальных курсах (центральных, межгубернских и губернских). Учебными планами и программами изучения отдельных дисциплин предусматривалось повышение не только профессионального уровня обучающихся, но и общего образовательного уровня статистических кадров. Особое внимание уделялось разработке учебных программ по отраслям статистики, приобретению не только общих, но и специальных статистических знаний, что раньше практически в России не предпринималось.

На базе сети статистических курсов в стране, несмотря на известные трудности, порождавшиеся интервенцией и гражданской войной, в кратчайшие сроки удалось наладить полноценную систему статистического образования, создать целую сеть высших учебных заведений по подготовке статистиков высокой квалификации.

В 1921 г. открывается статистическое отделение факультета общественных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1924 г. – статистическое отделение при Московском институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, в 1930 г. – факультет народнохозяйственного учета в Московском плановом институте, преобразованном в 1932 г. (в соответствии с Постановлением СНК СССР от 13 августа 1932 г.) в Московский институт народнохозяйственного учета (МИНХУ) ЦУНХУ СССР, который впоследствии (в 1941 г.) был преобразован в Московский экономико-статистический институт (МЭСИ). В то же время в Москве создается Заочный институт народнохозяйственного учета, который впоследствии вливается в состав Всесоюзного (с 1991 г. Всероссийского) заочного финансово-экономического института.

Кроме того, в стране формируется сеть территориальных статистических учебных заведений: институты нархозучета в Воронеже, Киеве, Львове, Харькове, Новосибирске, Ташкенте и др.; при Московском институте нархозучета и Харьковском плановом институте создается аспирантура; в Самаре, Киеве, Волгограде (тогда в Сталинграде) и Воронеже организуются техникумы нархозучета; создается заочный техникум нархозучета в Москве; расширяется сеть курсов по подготовке и переподготовке кадров для районных и городских органов народнохозяйственного учета.

С формированием сети учебных заведений совершенствуются учебные планы и программы, разрабатываются новые учебные курсы по статистике промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, транспорта и связи. Углубляется практика преподавания отраслевой статистики, улучшается содержание издаваемых учебников и учебных пособий, увеличиваются объемы научно-исследовательских работ и численность ученых-статистиков (кандидатов и докторов наук).

Новый подъем статистического образования в стране отмечается после второй мировой войны. На базе переподчинения всех ведомственных учебных заведений Министерству высшего и среднего специального образования СССР в стране создается единая унифицированная система учебных дисциплин, планов и программ, позволившая организовать подготовку и переподготовку кадров, в том числе статистических кадров, по единым образовательным стандартам.

На протяжении многих лет (с 1939 по 1956 гг.) в стране доминировал учебник по статистике А.Я. Боярского, Б.С. Ястремского, В.Н. Старовского и В.И. Хотимского, который со временем, естественно, потребовал существенного дополнения. В этой связи в стране появляются новые учебники по сельскохозяйственной статистике с основами общей теории статистики (автор акад. В.С. Немчинов) и по промышленной статистике Д.В. Савинского, Г.И. Бакланова, А.И. Ежова, Л.М. Володарского, А.И. Ротштейна, учебники Н.Н. Ряузова и Н.П. Тительбаума – по статистике торговли, С.Б. Бакулева – по статистике внешней торговли, А.Я. Боярского и П.П. Шушерина – по демографической статистике, И.М. Богданова – по статистике культуры, учебники по экономической статистике – под редакцией А.И. Петрова, А.И. Гозулова, И.Г. Малого и др., по математической статистике – А.А. Маркова, Ю.В. Прохорова, Я.И. Лукомского, А.К. Митропольского, по статистике – Л.Н. Некраша, С.А. Первушина, П.П. Маслова, С.Г. Струмилина, Д.И. Опарина и др.

В 1954 г. состоялось Всесоюзное научное совещание по вопросам статистики, организованное Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР, которое сыграло значительную роль в развитии статистического образования. После этого совещания издание статистической литературы, в том числе учебной, значительно расширилось.

С 1956 г. издается статистический ежегодник «Народное хозяйство СССР», с того же года на регулярной основе выходит в свет журнал «Вестник статистики» (с 1991 г. – «Вопросы статистики»).

В результате всего этого статистическое образование значительно приблизилось к практике: публикуемые данные стали шире использоваться на лекциях, практических занятиях и в самостоятельной учебной работе, увеличилось число и улучшилась методическая работа кафедр, в учебном процессе шире стали практиковаться компьютерные занятия и дистанционное обучение.

В наиболее полном виде общий прогресс в развитии статистического образования характеризуется ростом численности специализированных техникумов, вузов и факультетов, численностью студентов в них, выпуском специалистов. Так, начало 1967/68 учебного года подготовку специалистов по статистике в СССР вели 17 вузов, а по организации механизированной обработки экономической информации – 28 вузов страны, в которых по этим специальностям обучалось более 19 тыс. студентов, в том числе более 6,8 тыс. студентов – заочно и 5,8 тыс. – по вечерней форме образования.

О резком увеличении выпуска дипломированных специалистов по статистике и особенно по механизированной обработке экономической информации в 1960-х годах свидетельствуют следующие обобщенные данные (см. табл. 4).

таблица 4

Выпуск в СССР студентов с высшим образованием
по специальности статистика и смежным специальностям
в 1940-1967 гг.
(человек)

  Год Специальности
  Статистика Организация механизированной обработки экономической информации
   
     
     
     
     
     
     
     
     

 

В 1970-е и 1980-е годы преподавание статистики в стране приобрело всеобщий характер, ее изучение стало обязательным во всех вузах, которые выпускали экономистов, инженеров-экономистов, кибернетиков, медиков, биологов, агрономов, специалистов многих других профессий. На эти годы в стране приходится максимальный рост статистических кафедр (общее число которых в 1985/86 гг. достигло 78) и численности преподавателей по статистике (высшая отметка – 4,3 тыс. человек, включая статистические техникумы), рост объемов научно-исследовательских работ и статистических публикаций.







Date: 2015-07-27; view: 514; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию