Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальное в организационной культуре





Чтобы разобраться в разнообразии подходов к анализу культуры специалисты предлагают определенную систематизацию многочисленных переменных, к которым относятся: система семьи; система образования; экономическая система; политическая система; религиозная система; система специализации; система здоровья; система отдыха.

Многие ведущие специалисты в области маркетинга, включая сотрудников крупнейших рекламных агентств, при планировании маркетинга учитывают и используют модель Ховстеде получившую свое название по имени ее создателя, голландского ученого Гиирта Ховстеде - модель, которая дает специфические характеристики культуре каждой страны в соответствии с определенной системой измерений. Модель Ховстеде еще раз доказывает, что изучение и учет различных культур и адаптация маркетинга к различным системам ценностей становится чаще всего критическим фактором в выборе той или иной продукции среди покупателей.

Ховстеде создавал свою модель, работая сотрудником такой крупнейшей международной корпорации как IBM. Он пришел к выводу, что необходим учет особенностей различных культур и разработал модель, состоящую из определенных категорий оценки культуры и соответствующей шкалой измерений. Ховстеде видел различие в культуре человеческой натуры и личности. Он считал, что личность представляет собой уникальную программу психологических характеристик, которые он не разделяет с другими. Культура - это то, что объединяет индивидуум в группу. Слово «культура» часто употребляется, когда говорят об этических и национальных группах, людях, объединенных в различные группы, по интересам, образу жизни или профессиональной принадлежности. Свое отражение различие в культуре может найти в манере одеваться, поведении, ритуалах и т.д.

Четыре основные проявления культуры, а именно символы, ритуалы, герои и ценности характерны для модели Ховстеда.

К первому Ховстеде относит слова, жесты, предметы, которые несут особое значение и узнаваемы представителями данной культуры. К символам могут относиться специфическая одежда или макияж, марки автомобилей. Использование жаргона и прочее.

Ко второму проявлению культуры относятся герои, которые представлены определенными личностями, которые могут быть реальными людьми или вымышленными личностями, современниками или легендарными личностями прошлых лет, но каждый из них обладает характеристиками, которые получают высокую оценку в обществе и таким образом, становятся предметом подражания. В качестве примера можно привести таких личностей как Джеймс Бонд в Англии, Бэтмен в Америке, Юрий Гагарин в России. Гагарин стал настоящим героем целого поколения мальчишек 60-70-х годов. Нам всем очень нравится герои-полицейские в популярных сериалах. Но если внимательно присмотреться американские полицейские отличаются от французских манерой поведения, привычками, способом мышления и т.д.

Ритуалы по Ховстеде представляют собой коллективные действия, которые рассматриваются как основы социального бытия. К ним относятся религиозные церемонии, специфические манеры приветствий, жестов и знаков уважения к старшим. Их корни в культуре не так заметны, но проявление их относится к видимому ее выражению.

Г. Ховстеде в предлагаемой модели провел также сравнительный анализ культур и выделил 5 основных измерений культуры, а именно: дистанция власти; индивидуализм, противостоящий коллективизму; мужское начало, противостоящее женскому началу; избежание неопределенности и долгосрочная ориентация.

Дистанция власти - степень, в какой люди, наделенные меньшей властью, принимают факт неравномерного распределения власти, Это означает, что в странах с высокой степенью дистанции власти иерархия считается нормальным явлением, каждый из членов общества занимает определенное положение в обществе, семье и в профессиональной деятельности. Примером здесь могут быть Англия и США, имеющие низкие показатели в данной категории, а также скандинавские страны. В этих странах служебная иерархия и непогрешимый авторитет старших по возрасту проявляется гораздо реже, чем, например, в Японии, где очень высок показатель в данной категории. Даже на уровне семьи при принятии решений о крупных покупках, такие как автомашина, дом, яхта и т.д. в японской семье последнее слово всегда остается за мужчиной. В Англии, например, женщина имеет такое же право голоса, как и мужчина. Это еще раз говорит о том, что дистанция власти различна в разных странах.

Индивидуализм по Ховстеде отражен в культурах, где люди заботятся только о себе и о ближайших членах своей семьи, что является противоположностью людям, принадлежащим к другим членам группы или групп, представители которых заботятся о членах своей семьи в обмен на их верность. Представители такой культуры, в которой имеют высокий показатель индивидуализма, полагаются на свои личные качества, отдают предпочтение определенным задачам, местоимение «Я» играет определяющее в их жизни. В культурах, где доминирует коллективизм большое значение имеют отношения с окружающими, у них местоимение «МЫ» играет огромное значение в жизни.

В качестве примера, показывающего как отражается в рекламе данная категория, возьмем американские постеры и рекламные ролики («культура индивидуалистов»), которые по-своему характеру существенно отличаются от итальянских или латиноамериканских, нацеленных на представителей общества с высокими показателями коллективизма. Так, в сюжетах американской рекламной продукции главный герой может быть единственным персонажем; такова, например, реклама продукции AT&T, где изображен бизнесмен, отправляющийся в деловую поездку и ниже дана аннотация возможностей AT&T по предоставлению услуг международной связи. Подобный сюжет вызовет у американцев уважение к этому бизнесмену, он будет считать его сильной личностью, способного принимать самостоятельные решения, чьи деловые способности оценивает компания, посылая его за рубеж. Как эту рекламу оценит латиноамериканский гражданин? Во-первых, вряд ли он оценит положительно. Герой-одиночка был бы оценен как герой-одиночка, неудачник, не сумевший сникать уважение окружающих. Еще пример. В Италии, а также в России при рекламе дорогой автомашины, чтобы она имела успех необходимо, чтобы герой был показан в машине с красивой девушкой.

В обществах с доминирующим показателем мужского начала доминирующими ценностями являются достижение и успех в обществе, где высок показатель женского начала - забота о ближних и качество жизни. В культурах с высоким показателем мужского начала особое значение приобретают профессиональные достижения, которые отражают общественный статус личности. Здесь строго определена роль полов. В культуре с преобладанием женского начала качество жизни важнее статуса и здесь часто демонстрируют симпатию по отношению к неудачникам.

Что интересно, что в обществах, где преобладают женские ценности люди не придают большого значения одежде. Такое отношение к одежде можно заметить у скандинавов. Они вне рабочего дня одеваются так, что трудно по одежде определить их социальный статус. Жители Франции и Бельгии, наоборот, очень уделяют внимание одежде. По манере одеваться посторонний может легко определить каково общественное положение того или другого человека (в этих странах высокий показатель мужского начала).

Высок показатель мужского начала в такой стране как Германия. Поэтому в рекламе моющих средств в этой стране вы не увидите мужчину, стоящего на кухне и чистящего газовую плиту или холодильник, и чувствующего себя там комфортно. Даже если на экране в этой стране при рекламировании моющих средств появится мужчина, за ним сразу же появляется женщина и помогает ему. Совсем наоборот в Голландии, стране с феминистической культурой, в рекламе моющих средств и товаров по уходу за ребенком наравне с женщинами участвуют и мужчины, их действия естественны и они не являются предметом насмешек для других. Обязанности между мужчиной и женщиной распределены поровну в феминистической культуре.

Избежание неопределенности - четвертое основное измерение культуры Степень, в какой люди чувствуют неуверенность и неопределенность и пытаются избежать этих ситуаций. В культурах с высокой степенью избежания неопределенности люди чувствуют потребность во введении большого количества правил и формальностей для организации своей жизни. Чаще всего представители этой культуры испытывают чувство тревоги и показывают свои эмоции. Эти люди избегают конфликтов и конкуренции, верят экспертам во всех областях жизни. Такая культура характерна для таких стран как Греция и Португалия. Эти страны имеют самые высокие показатели в данной категории к ним относятся также страны Восточной Европы, которые являются лидерами в данной категории. Например, в Венгрии при проведении рекламных компаний сотрудникам страховых фирм не рекомендовалось начинать разговор с потенциальным клиентом, давая ему информацию о негативных последствиях несчастных случаев. Это приводило к потере большого числа потенциальных клиентов.

Правила и законы в странах с низкими показателями в категории избежания неопределенности сокращены до необходимого минимума. В обществах ее члены стараются избегать конкуренции и явных конфликтов и споров. Такие культуры характерны для скандинавских стран, а также для Англии и Америки.

Следует отметить существенное достоинство модели Хофстеда - то, что полюса каждой характеристики подробно описаны, а сами характеристики выражены в численных показателях, позволяет установить степень различия деловых культур стран и регионов, предсказать области возможного возникновения проблем при взаимодействии бизнесменов или менеджеров этих стран, (табл.1)

Претерпели некоторые изменения численные значения характеристик в России. Так как за последние годы в стране произошли существенные изменения.

При организации рекламной компании отбеливателей и чистящих порошков, произведенной компанией DDB Needham по всему миру с успехом была использована модель Г. Ховстеде.

Модель Ховстеде не единственная модель, рассматривающая влияние национального на организационную культуру. Г. Лейн и Дж. Дистефано разработали свою модель. Модель включает шесть переменных, с которыми общество на протяжении всей истории сталкивается. Исследования показали, что различные общества по-своему решают проблемы. Ученые назвали эти пути «вариациями в ценностных ориентациях». В модели рассматриваются шесть переменных: отношение человека к природе; ориентация во времени; вера о природе человека; ориентация на деятельность; отношение между людьми; ориентация в пространстве.

Таблица 1 - Численные показатели каждой характеристики деловой культуры, полученные Хофстидом.

Страна или регион Дистанция власти Избежание неопределенности Мужественность Индивидуализм
  Австралия        
  Австрия        
  Арабские страны        
  Аргентина        
  Бельгия        
  Бразилия        
  Великобритания        
  Греция        
  Дания        
  Западная Африка        
  Израиль        
  Индия        
  Испания        
  Италия        
  Канада        
  Китай        
  Сингапур        
  США        
  Таиланд        
  Турция        
  Филиппины        
  Финляндия        
  Франция        
  ФРГ        
  Швейцария        
  Швеция        
  Югославия        
  Южно-Африканская республика        
  Южная Корея        
  Япония        
  Россия*        

 

Источник:

Суть модели в том, что каждая из переменных и ее «национальная» вариация имеют тесную взаимосвязь с теми или иными их состояниями в рамках организационной культуры.

Влияние национального в организационной культуре и синергию взаимодействия разных культур показывает следующая модель, известная как модель У. Оучи. Организация типа «Z», описанная им, это организация, соединившая в себе преимущества двух культур, которые принципиально различаются между собой (японская и американская). Сравнивая эти две культуры, У. Оучи выделил семь переменных (культурных), которые имеют свои особенности и специфику в этих двух культурах и по его результатам сформировал культуру типа «Z».

В процессе исследования этих двух культур. У. Оучи пришел к выводу, что и эти две культуры и культура типа «Z» высоко ценят низкий уровень текучести кадров. Во всех трех типах организации только в безвыходном положении увольняют работника. Однако, во всех трех типах имеется своя специфика для достижения этой задачи. Так, в Японии для этого используется система пожизненного найма. А в американских фирмах используют систему краткосрочного найма. В американских компаниях типа «Z» используют систему долгосрочного найма, т.е. эта характеристика тяготеет к культурной переменной, характерной для японской организации.

Вторая переменная организационной культуры - оценка выполнения работы. Общее этой характеристики для всех трех культур в том, что все они используют количественные и качественные измерители для оценки выполнения работы, но в японской фирме ценятся количественные показатели и осуществляется этот процесс медленно, а в американских фирмах ценится быстрое продвижение с помощью больше всего количественных измерителей. В компании типа «Z» решение этой задачи осуществляется также как и в японских фирмах.

К третьей переменной организационной культуры относится планирование карьеры. В японских компаниях количество выполняемых в процессе прохождения карьеры функций значительно выше, чем в американских компаниях. В компаниях «Z» используют третий путь - умеренно специализированный.

Четвертая переменная организационной культуры - система контроля. В каждой из организаций с успехом используют систему контроля. В американской компании имеется четкая, ясная и формальная система отчетности. В японской компании контроль осуществляется через неформальные механизмы. В компании «Z» У. Оучи предлагает именно такой подход.

Принятие решений является следующей переменной организационной культуры. Для японских компаний характерно групповое принятие решений. Для американских - индивидуальное. В третьей копании типа «Z» отдается предпочтение японскому варианту.

У. Оучи рассматривает и такую переменную как уровень ответственности. Для японской компании характерна групповая ответственность, а для американской - индивидуальная. В компании «Z» У. Оучи предлагает сохранять ответственность на индивидуальном уровне, решая это через механизм участия в управлении.

И, наконец, последняя переменная организационной культуры, которую рассматривает У. Оучи, - это интерес к человеку. Он предлагает рассматривать личность в организации как это делается на японских фирмах, т.е. шире чем просто работник. Проявляя интерес к его домашней жизни, увлечениям, вере, желаниям и т.д. Следует заметить, что в типичных американских компаниях рассматривают человека только как работника. Заводы компаний «Тойота» «Ниссан», которые расположены в США, с успехом применяют модель У. Оучи.

Таким образом, велико влияние национального в организационной культуре. Раскрыть этот вопрос помогают модели: Дж. Миллера - системный подход; Г. Хофсида - переменные национальной культуры; Лэйн и Дистефано - переменные национальной культуры и вариации в их изменении, коррелируемые с определенными вариациями организационных переменных. Теория «Z» Оучи дает возможность ответить на вопрос о синергии различных культур. Автор модели сравнивает семь организационных переменных разных организационных культур (японской и американской) и по результатам такого сравнительного анализа формирует культуру типа «Z». Актуальность данного подхода особенно возрастает в условиях глобализации бизнеса.


 

Date: 2015-07-27; view: 733; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию