Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и методы управления рисками





 

Принципы, которыми руководствуется менеджер при разработке и внедрении комплекса мероприятий по управлению рисками, в первую очередь, определяются стратегией организации. Так, если компания ориентируется на обеспечение своей финансовой устойчивости, соответствующие принципы, которыми должен руководствоваться разработчик программы, будут диктовать выбор методов управления рисками, обеспечивающих эту финансовую устойчивость. Например, принцип ориентации компании на передачу всех рисков во внешнюю среду. Если же стратегией компании является завоевание рынка (например, за счет рискованной маркетинговой политики, связанной с возможными большими убытками), соответствующие принципы будут диктовать выбор методов, обеспечивающих стратегию фирмы на завоевание рынка. Например, принцип удержания всех или большей части рисков на уровне собственной компании. Представленные примеры отражают экстремальные ситуации излишняя осторожность и излишний риск. Реальные принципы управления рисками должны отражать промежуточную стратегию, обеспечивающую с большой вероятностью финансовую устойчивость за счет разумного управления рисками.

Промежуточная стратегия может быть направлена, например, на устойчивое развитие бизнеса, на обеспечение эффективности деятельности, а также на ее способность к саморазвитию. Каждая из стратегий оказывает влияние на выбор принципов построения программы управления рисками. Разработанные принципы управления рисками обязательно должны быть одобрены руководством и, в первую очередь, ее финансовым директором.

Для эффективного развития организации обязательно соблюдение принципа согласования деятельности с параметрами внешней среды. Требования внешней среды могут быть представлены законодательными и нормативными актами, отражающими методы, как макро-, так и микроэкономического регулирования.

Кроме обязательств по вертикали, связанных с внешним риск-менеджментом на основе макро- и микроэкономического регулирования, необходимо помнить о выполнении обязательств, возникающих по вертикали и горизонтали перед любыми другими субъектами, с которыми данная организация сталкивается в процессе своего функционирования. Это могут быть партнеры по бизнесу, работники, клиенты и т.д.

Конечно, на содержание принципа согласования деятельности с требованиями внешней среды будет оказывать влияние наличие обязательств других субъектов перед данной организацией. Такие обязательства могут быть связаны с кредитами, выданными данной организацией другим компаниям, с долгами дочерней компании данной и т.п. Наличие подобных обязательств может по-разному влиять на потенциальные риски. Например, они могут снижать потенциальный риск возникновения убытков для данной организации в случае, когда их имеет компания, работающая на рынке эффективно и поэтому выполняющая свои обязательства. Но чужие обязательства перед данной организацией могут и усугублять риск возникновения убытков для нее, например, если должником фирмы является компания, неэффективно работающая на рынке.

Учитывая важность каждой из составляющих этого общего принципа согласования деятельности фирмы с требованиями внешней среды, его можно рассматривать как группу самостоятельных принципов:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Что касается необходимости согласования перечисленных принци­пов с руководством фирмы, необходимо знать, что часть их не нужда­ется в таковом, (например, первые два), однако некоторые принципы желательно все же согласовать. Так, уточнение с руководством вопро­са об учете обязательств, имеющихся у других субъектов перед данной фирмой, может оказаться целесообразным - не все обязательства дру­гих субъектов перед данной фирмой могут быть выполнены безогово­рочно.

Ввиду постоянно изменяющейся внешней среды и внутренних усло­вий деятельности система управления рисками должна постоянно уточняться, поэтому перечень принципов управления рисками и их содержание также должны пересматриваться заново.

Система управления рисками на уровне производственного предприятия должна учиты­вать, прежде всего, чистые экономические риски - те, по которым убы­ток можно измерить в денежном выражении.

Чистые экономические риски могут быть описаны с помощью сле­дующих параметров:

· частота реализации риска, иначе называемая вероятностью риска или шансом возникновения убытков. Шанс возникновения убытков (chance of loss) - вероятность возникновения убытков - может быть оценен дробью, в числителе которой – действительное (или ожидаемое) число убытков, а в знаменателе - число максимально возможных убытков. Шанс возникновения убытков может быть известен или неизвестен до того, как произойдут убытки.

· тяжесть, размер риска (severity) - количественная оценка вели­чины последующего ущерба - размера убытков.

В общем случае оценка экономического риска является его количе­ственным описанием с использованием вероятности возникновения ущерба и его возможного размера.

Спекулятивный риск представляет собой неопределенную возмож­ность появления любого (положительного или отрицательного) резуль­тата при наступлении некоторого события. Для спекулятивных рисков характерно наличие трех возможных исходов при наступлении определенного события:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

Примером спекулятивного риска является, например, риск, связан­ный с краткосрочным вложением в ценные бумаги для целей их перепродажи по более высокой ожидаемой цене.

С учетом цели и задач риск-менеджмента объектом рассмотрения пур могут быть экономически~ риски, связанные с собственно про­изводственно-хозяйственной деятельностью, а также экономические риски, связанные с проведением финансовых операций (выше было отмечено, что эти две группы рисков формируют так называемые ком­мерческие риски).

К числу наиболее часто встречающихся конкретных методов управления рисками относят следующие:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Как показывает мировая практика, в последнее время при выборе того или иного метода управления рисками менеджеры руководствуются концепцией приемлемого риска. В соответствии с этой концепцией риск, неприемлемый·для организации, как правило, приемлемым стать не может. Однако если риск не катастрофический, т.е. в общем приемлемый, при выборе конкретного метода управления им организация должна руководствоваться принципом экономической целесообразности - выбор того или иного метода управления риском оправдан лишь в том случае, если затраты по нему меньше, чем эффект от использования этого метода. Рассмотрим представленные выше методы подробнее.

1. Метод избежания рисков или отказа от них (Risk Avoidance). В практике работы компании существуют крупные риски, избежать которых бывает просто невозможно, - риск банкротства, возникновения обвинения в причинении ущерба, преждевременной смерти сотрудников и т.п. Эти риски могут быть частично уменьшены, но не ликвидированы полностью. Так как уменьшение таких рисков практически не снижает опасность последствий их реализации, наилучшим методом работы с ними могут быть попытки вообще избежать всех возможностей их возникновения. Уклонение от таких рисков означает, что причины возникновения крупных катастрофических для организации убытков ликвидированы. Поэтому целью и сутью использования метода управления крупными, возможно катастрофическими рисками, является создание таких производственно-хозяйственных условий, при которых шанс возникновения подобных рисков заранее ликвидирован.

Такой метод управления рисками является особенно эффективным, когда велики вероятность возникновения убытков (реализации рисков) и возможный размер убытка. Метод применяется к однородным и неоднородным рискам, к единичным и массовым рискам, так как размер возможного ущерба, независимо от конкретных значений параметров однородности и количества рисков, для организации все равно является большим и нежелательным.

2. Метод принятия риска на себя (Risk Assumption). Суть этого метода - покрытие убытков за счет собственных финансовых возможностей компании. Использование метода оправдано в тех случаях, если:

· частота наступления убытков невысока;

· величина потенциальных убытков невелика (и поэтому они могут быть покрыты за счет текущего потока денежных поступлений).

Что касается других характеристик, необходимо отметить следующие обстоятельства. Если риски однородны или неоднородны; но их много, существует альтернатива:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

Если же риски однородны или неоднородны, но их мало, то, как правило, организация оставляет их у себя, так как они несущественно снижают финансовые возможности.

Убытки при данном методе управления рисками могут покрываться либо за счет текущего денежного потока, либо за счет средств резервных фондов, специально создаваемых для этих целей. При определении необходимого размера средств, специально предназначенных для покрытия таких убытков, необходимо учитывать, что предполагаемые убытки могут произойти в течение короткого периода времени или в течение периода низких доходов компании.

Использование данного метода управления рисками обусловлено следующим.

Во-первых, многие риски компания вынуждена принимать на себя потому, что последствия убытков по ним не так велики, чтобы оправдать применение других методов управления рисками.

Во-вторых, компания зачастую заранее может выделить риски, которые она обязательно должна взять на себя.

В-третьих, существуют ситуации, когда организацией принимается незапланированный риск. Незапланированное принятие риска вряд ли можно рассматривать как метод управления, однако, игнорировать такую возможность не стоит.

3. Метод предотвращения убытков (Loss Prevention). Суть этого метода управления рисками - проведение мероприятий, направленных на снижение вероятности их наступления.

Применение этого метода оправдано в случаях, если:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В данном случае риски могут быть как однородными, так и неоднородными. Они могут носить массовый характер (массовые риски), но могут быть и единичными.

Использование данного метода управления рисками связано с разработкой и внедрением программы превентивных мероприятий, выполнение которых должно контролироваться и периодически пересматриваться (с учетом произошедших изменений).

Между мерами по предупреждению убытков и величиной страховых премий, при использовании страхования как метода управления рисками, существует очевидная связь: чем эффективнее превентивные меры, тем меньше размер страховых премий. Именно поэтому менеджер по рискам должен чаще контролировать и пересматривать комплекс превентивных мер.

Примерами превентивных мер может служить использование телохранителей, охранников (в банках), обучение водителей с учетом требований безопасности и т.д. Как правило, проведение превентивных (предупредительных) мероприятий является одной из альтернатив решения проблемы рисков в том случае, когда частота наступления убытков велика.

Предупреждение убытков благодаря превентивным мероприятиям уменьшает частоту их возникновения. Однако применение превентивных мер обосновано только до тех пор, пока стоимость их проведения меньше выигрыша, обусловленного этими мероприятиями. Оценить выигрыш порой бывает трудно, поскольку превентивные меры могут оправдать себя лишь спустя несколько лет.

Если выигрыш от превентивных мер все же превышает расходы по их проведению, этот метод следует использовать для любых рисков, независимо от того, принимаются ли они на себя или же передаются в страховые компании.

Применение данного метода связано с функциональными обязанностями менеджера, которые, в первую очередь, связаны со спецификой составления плана превентивных мероприятий. В частности, менеджеру следует:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

· периодически пересматривать превентивные мероприятия.

4. Метод уменьшения размера убытков (Loss Reduction). Несмотря на все усилия компании по снижению рисков, некоторые убытки, как правило, все же имеют место. Для таких рисков и может применяться метод уменьшения размера убытков - проведение мероприятий, направленных на снижение размера возможного убытка.

Применение данного метода оправдано в следующих случаях:

· большой размер возможного ущерба;

· вероятность реализации риска, т.е. вероятность наступления убытка, невелика (в противном случае целесообразно использовать метод отказа или уклонения от рисков).

Деятельность компании по уменьшению величины убытков направлена на минимизацию отрицательного воздействия, которое оказывают убытки.

Среди всех программ по уменьшению величины убытков особого внимания заслуживает метод разделения. Так, при инвестировании в ценные бумаги, лучше формировать несколько отдельных портфелей, в которых рыночные котировки ценных бумаг будут максимально возможно независимы в своей динамике. Данный метод, если он экономически целесообразен, т.е. если расходы по нему не превышают экономию на убытках, следует использовать для любых рисков, независимо от того, принимаются ли они на себя или же передаются другим субъектам, например, страховым компаниям.

Специфические функциональные обязанности менеджера, связанные с применением этого метода управления рисками, идентичны тем, которые возлагаются на менеджера при использовании метода предотвращения убытков, так как оба эти метода связаны с про ведением превентивных мероприятий.

5. Страхование (Insurance). Страхование - один из наиболее часто используемых методов управления рисками. Суть этого метода управления - снижение участия самой организации в возмещении ущерба за счет передачи ею (фирмой-страхователем) страховой компании (страховщику) ответственности по несению риска.

Применение данного метода управления рисками на уровне фирмы оправдано в следующих случаях.

· Если вероятность реализации риска, т.е. появления ущерба, невысока, но размер возможного ущерба достаточно большой. Независимо от однородности или неоднородности рисков, а также от количества рисков (массовые или единичные), использование страхования целесообразно; Отметим, однако, что, если риски од­нородные и их много, фирма может управлять ими на основе не страхования, а самострахования, когда страховые фонды образу­ются внутри. В этом случае, ввиду массовости одно­родных рисков, создание страхового пула становится оправданным. Если же риски неоднородны, то, независимо от их количества (массовые или единичные), использование страхования особенно оправдано, т.к. ввиду неоднородности рисков и возможных больших убытков фирма не сможет обеспечить себе финансовую устойчи­вость на основе самострахования.

· Если вероятность реализации рисков, т.е. появления ущерба, высо­ка, но размер возможного ущерба небольшой. Страхование оправда­но, если риски однородные или неоднородные и их много. Конечно, ввиду малого размера возможного ущерба, фирма может их оста­вить у себя, однако массовость таких рисков может привести к зна­чительному ущербу, поэтому использование страхования является в данном случае более предпочтительным. В случае, когда риски од­нородные и массовые, фирма может управлять ими на основе само­страхования.

С точки зрения менеджера по рискам страхование представляет со­бой договорную передачу риска, поскольку при этом неопределенность возникновения убытка передается в страховой пул. Страхование осо­бенно необходимо при наличии катастрофических рисков. Отметим, что в большинстве случаев оно является основой программ по управле­нию рисками, тем более, что иногда его проведение необходимо в силу закона (обязательные виды страхования).

За помощью к страховщикам компании могут обратиться и при разработке собственных программ превентивных мероприятий.

После принятия решения о проведении страхования, менеджер по рискам должен предпринять следующие действия:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

После того, как страховое покрытие уточнено, работа менеджера по рискам еще не закончена. Менеджер должен быть уверен, что страховая компания не нарушит ни одного условия страхового полиса. Кроме того, менеджер по рискам должен следить за соблюдением условий полиса самой фирмой. Как только произошел страховой случай, он должен со­общить об этом страховщику и выполнить все требования, оговоренные в условиях полиса на случай возникновения убытков. В случае каких­ либо проблем, менеджер по рискам должен договориться об их решении.

Дополнительными функциями менеджера, появление которых свя­зано с использованием страхования как метода управления рисками, являются следующие специфические функции.

· Внесение в справочную информацию по рискам и убыткам уточне­ний, полученных от страховщика, по вероятности реализации эко­номических рисков и по раз­мерам возможных убытков.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

Контроль выполнения условий договора страховой компанией.

· Контроль соблюдения фирмой условий договора страхования.

· Выполнение функциональных обязанностей, связанных с догово­ром страхования и закрепленных фирмой за менеджером по управ­лению рисками. К таким функциям могут быть отнесены: обязан­ность менеджера в соответствии с условиями договора сообщить о наступлении страхового случая страховщику, выполнить требова­ния, предъявляемые страховой компанией фирме на случай возник­новения убытков, разрешить проблемы, возникающие между компанией и страховщиком и т.п.

6. Самострахование (Self-Insurance). Термин самострахование в специальной литературе используется по­-разному - как метод принятия риска на себя, и как форма страхования, реализуемая в рамках собственной фирмы, финансово - промышленной, промышленной группы и, в частности, через создание кэптивных стра­ховых компаний.

Суть рассматриваемого метода управления рисками - создание соб­ственных страховых фондов, предназначенных для покрытия убытков, по типу фондов страховых и перестраховочных компаний.

Самострахование в этом случае отличается от метода принятия рис­ков на себя тем, что оно работает с большим числом однородных рисков. Также как и при страховании, с целью точного предсказания размера убытка, метод самострахования предусматривает возможность концен­трации большого числа однородных рисков. Однако в отличие от стра­хования страховые резервы создаются внутри одной деловой единицы, как правило, промышленной или промышленно-финансовой группы.

Самострахование предполагает создание финансовых механизмов, позволяющих заранее создать Фонды для финансирования возникаю­щих убытков. Одним из механизмов проведения самострахования яв­ляется создание кэптивных страховых компаний, т.е. страховых компаний, кото­рые входят в группу нестраховых организаций - промышленных, про­мышленно-финансовых, финансовых групп и т.п. и страхуют риски всей группы.

Кэптивная страховая компания позволяет инвестировать средства страховых фондов в пределах объединенной деловой единицы, сохра­нить прибыль внутри нее, получить некоторые льготы по налогообло­жению (законодательства ряда стран их предусматривают), избежать бюрократических проволочек при оформлении страховки. Тем не ме­нее, у этого метода есть существенный недостаток. Такой вид деятель­ности добавляет группе новый риск - риск ухудшения финансовых результатов, связанный с наступлением больших, катастрофических рисков, что объясняется фактическим перераспределением убытка между кэптивной страховой компанией и структурными элементами группы. По этой причине при создании кэптивной страховой компа­нии менеджер по рискам должен тщательно оценить все преимущества и недостатки использования данного механизма самострахования.

Самострахование как метод управления рисками позволяет:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

Тем не менее, при рассмотрении·вопроса о применении самострахо­вания следует учитывать и другие факторы.

Во-первых, страховые компании часто предлагают своим клиентам ценные услуги по разработке превентивных мер и процедур выплаты страховок, а при самостраховании превентивные меры необходимо разрабатывать и внедрять самостоятельно.

Во-вторых, для управления программой самострахования компания должна нанять штат компетентных специалистов, а если обратиться к страховым компаниям, то подобной статьи расходов можно избежать.

Метод передачи риска - иной, чем страхование (Risk Transfer). Передача рисков означает, что одна сторона, подверженная риску воз­никновения убытков, находит партнера, который может принять на себя ее риск. Как уже отмечалось, одним из возможных способов пере­дачи риска является страхование. Как только страхователь уплачивает страховую премию (делает страховой взнос), ответственность по риску сразу же передается страховой компании (страховщику).

Кроме страхования существуют другие методы передачи риска, на­пример, хеджирование, аренда, заключение соглашений типа hold-harm­less и т.п.

Хеджирование (hedging) - передача ценового риска, направленная на его минимизацию - не связано со страхованием. Его суть сводится к ограничению прибылей и убытков, обусловленных изменением на рынках цен товаров, валют и т.д. Хеджирование - неотъемлемая часть программ управления финансовыми рисками. Оно осуществляется при помощи производ­ных ценных бумаг: торговых опционов, фьючерсных и форвардных контрактов и т. д.

Аренда позволяет арендатору передать риск устаревания собствен­ности, взятой в аренду, ее владельцу. Обычно цена такой передачи рис­ка добавляется к арендным платежам. Передача риска устаревания может стать особенно важной при аренде компьютеров.

Контракты типа hold-harm­less (безвредные для держателя) заклю­чаются до возникновения убытков и представляют собой договоры, по условиям которых одна сторона на определенных условиях соглаша­ется принять на себя ответственность второй стороны в случае возник­новения убытков. По смыслу эти договоры очень близки к договорам страхованию ответственности, и могут быть заключены любыми участ­никами на вполне конкретную ситуацию. На практике отмечаются слу­чаи, когда договор заключается между субъектами, один из которых на определенных условиях передает ответственность по конкретному риску другому, а этот другой полученную ответственность застраховывает у страховщика. Возникающие при этом проблемы (юридическая неотрабо­танность взаимоотношений участников) ограничивают использование подобных контрактов.

Примером метода передачи риска иного, чем страхование, является также так называемый договор поручительства (suretyship). В таком договоре имеется три участника:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

Первичный риск, явившийся основанием для заключения такого до­говора, - это риск второго участника (выгодоприобретателя), свя­занный с возможностью невыполнения обязательств перед ним пер­вым участником. Однако данный договор предусматривает передачу этого риска от второго участника (выгодоприобретателя) к третьему участнику договора поручительства - поручителю, так как в случае невыполнения обязательств первого участника перед вторым, выпол­нять эти обязательства будет поручитель.

При использовании иных, чем страхование, методов передачи риска менеджер по страхованию по мере необходимости должен предприни­мать следующие действия:

· получать консультации у специалистов, например, при заключе­нии договоров аренды или договоров типа hold-harmless (безвред­ных для держателя);

· перепоручать использование таких методов управления соответ­ствующим специалистам;

· перепоручать разработку соответствующей программы другим специалистам (например, при использовании хеджирования, если программа управления финансовыми рисками составляется им самим, он может перепоручить решение этого вопроса специали­стам по финансам). Если программа финансового менеджмента выделена отдельно, она, как правило, составляется специалиста­ми по финансам.

Примером другого подхода является вы­деление двух больших групп методов управления рисками - методов контроля за рисками (Risk Control to Stop Losses) и методов финансиро­вания рисков (Risk Financing to Pay for Losses).

В соответствии с этим подходом к первой группе методов контроля за рисками относятся следующие методы:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вторая группа - методы финансиро­вания рисков, в соответствии с этой классификацией, в свою очередь, делится на две подгруппы: методы удержания рисков на собственном финансировании (Risk Financing Retention) и методы передачи рисков на основе софинансирования (Risk Financing Transfer).

При этом к методам удержания рисков на собственном финансиро­вании (Risk Financing Retention) относятся методы:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

К методам передачи рисков на основе софинансирования (Risk Finanсing Transfer) относятся методы:

· коммерческого страхования (Commercial Insurance),

· передачи финансирования рисков на основе договора (Transfer for Risk Financing).

Данная классификация практически совпадает с классификацией методов управления рисками, рассмотренной выше. Тем не менее, нужно отметить, что она дополнительно определяет метод выделения объектов, подверженных риску - метод отделения или дублирования (Segregation of Exposures - Separation оr Duplication). Суть метода сводится к созданию на фирме такой ситуации, при которой ни один отдельный случай реализации риска (наступления ущерба) не при­водит к серии новых убытков. Реализация этого метода управления рисками на уровне фирмы возможна в двух формах - отделение рис­ка и дублирование.

Отделение рисков предполагает пространственное разделение источ­ников возникновения убытков, например, выделение разных производ­ственных площадок: продукция выпускается не в одном большом цехе, а в двух, меньших по размеру, и расположенных на отдаленных друг от друга площадках.

В свою очередь, дублирование означает создание дублирующих друг друга производственных участков, наиболее значимых для всего произ­водственного процесса, которые, например, расположены в отдалении друг от друга. Кроме того, дублирование может относиться к созданию производственных запасов, скажем, на двух складах, находящихся в раз­ных местах. При этом суммарный размер запаса тоже может превышать запас, необходимый для обеспечения нормального производственного процесса.

Известны и другие, упрощенные, подходы к решению задачи классификации методов управления рисками. Так, например, Качалов Р.М. приводит следующую классифи­кацию методов управления рисками:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

С практической точки зрения важно отметить, что все методы управления рисками условно можно разделить на две большие группы:

· Дособытийные методы управления, планируемые и осуществляемые заблаговременно и направленные на снижение вероятности наступления ущерба или уменьшение размера возможного ущерба;

· Послесобытийные методы, осуществляемые после наступления ущерба и направленные на снижение размера уже наступившего рискового случая и ликвидацию его последствий.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ОАО «КВАНТ-СТРОЙ»

 

2.1.Общая характеристика деятельности ОАО «Квант-СТРОЙ»

 

Открытое акционерное общество «Квант-СТРОЙ» было создано 7 апреля 2011 года на основе реорганизации МУП «Ремонтно-строительное управление №2 г.Салехарда». Основными видами деятельности предприятия являются выполнение проектных, строительно-монтажных работ и производство деревянных строительных конструкций и изделий. К ним относятся:

1. Выполнение проектных работ. В том числе: строительное проектирование и конструирование строительных конструкций, узлов, деталей и фундаментов.

2. Выполнение строительно-монтажных работ. В том числе: подготовка строительной площадки, земляные работы; возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений; работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудования; работы по устройству внутренних инженерных систем; работы по защите конструкций и оборудования; отделочные работы.

3. Производство деревянных строительных конструкций и изделий.

Кроме основной деятельности, предприятие ОАО «Квант-СТРОЙ» осуществляет реализацию сырья, материалов, продовольственных и промышленных товаров, оказывает услуги населению по строительно-монтажным работам. Следует отметить немаловажную роль цехов, созданных на базе предприятия и представляющих в первую очередь обслуживающее производство. К ним относятся:

· столярный цех, на мощностях которого изготавливаются окна, двери, отделочная доска, плинтус и другие деревянные конструкции и изделия;

· механический цех, в котором выполняются токарные и сварочные работы, а также текущий ремонт и обслуживание части оборудования предприятия;

· автослесарный цех, в котором осуществляется ремонт машин и механизмов;

· пилорама, обеспечивающая переработку деловой древесины.

На территории предприятия, занимающей площадь 0,99 га, расположены административное здание, пять складов, автономная котельная, цеха, два бокса для стоянки автотранспорта.

Рассмотрим основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Квант-СТРОЙ» на основе данных, приведенных в типовых формах бухгалтерской отчетности №1-5 предприятия за период 2011-2012гг.: Таблица 2.1.1.

Таблица 2.1.1

Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Квант-СТРОЙ»

 

№ п/п Показатели 2011 г. 2012 г. Отклонение
тыс.руб. %
  Выручка в тыс.руб., в том числе        
От реализации СМР        
От торговой деятельности        
  Себестоимость в тыс.р., в т.ч.:        
По СМР        
По торговой деятельности        
  Валовая прибыль (убыток) в тыс.р., в т.ч.:        
По СМР        
По торговой деятельности        
  Чистая прибыль (убыток) в тыс.руб.        
  Рентабельность, %        
  Стоимость ОПФ, в тыс.руб.        
  Фондоотдача        
  Общая численность работников, человек        
  Выработка на одного работника, в руб.        

 

Анализ данных таблицы 2.1.1. показывает, что в 2012 году общая выручка увеличилась на 156 тыс. рублей или 1 % по сравнению с 2011 годом. Причем реализация строительно-монтажных работ возросла на 276 тыс. рублей (3%), а выручка от торговой деятельности сократилась на 120 тыс. рублей или 7%. Учитывая основной профиль деятельности компании, данный факт является позитивным. Структура выручки предприятия по итогам 2011 и 2012 годов представлена на Рис.2.1.

 

Рис.2.1. Динамика структуры реализации ОАО «Квант-СТРОЙ».

 

Таким образом, строительно-монтажные работы дают более 80% выручки предприятия и их доля за период продолжила увеличиваться.

На этом фоне важно рассмотреть формирование себестоимости и прибыли по направлениям бизнеса предприятия.

Так наблюдался рост себестоимости как по строительно-монтажным работам, так и по торговой деятельности. Причем, если по СМР рост себестоимости (188 тыс.руб.) ниже роста выручки за тот же период (2756 тыс.руб.), то по торговой деятельности рост себестоимости на 12% происходит на фоне снижения выручки на 7%, что негативно отражается на финансовом результате.

Следует отметить, что как в 2011, так и в 2012 годах валовая прибыль по СМР имеет отрицательное значение. Однако произошло существенное улучшение ситуации (снижение отрицательного результата на 88 тыс.руб.). Валовая прибыль по торговой деятельности составила по итогам 2012 года 506 тыс.руб., снизившись по отношению к показателю 2011 года на 238 тыс.руб.

Безусловно, отрицательный финансовый результат по основному виду деятельности является негативным фактом. Однако, на наш взгляд, эта ситуация от части создана искусственно в результате применения неадекватного принципа распределения общехозяйственных затрат. В результате использования критерия прямых затрат по направлениям деятельности, капиталоемкое направление СМР принимает на себя основную часть затрат обслуживающего производства и прочих общехозяйственных затрат.

Снижение внереализационных и коммерческих затрат предприятия, а так же полученный в 2012 году доход от внереализационных операций обеспечили менее высокие темпы снижения чистого финансовогорезультата по сравнению с темпами снижения валовой прибыли. Так если валовая прибыль сократилась на 150 тыс.руб. (23% по отношению к уровню 2011 года), то чистая прибыль сократилась лишь на 8 тыс.руб. или на 3% к уровню 2011 года.

Сокращение прибыли повлекло за собой снижение рентабельности. Так если по итогам 2011 года она составила 5,8%, то по итогам 2012 года – 4,4%. Относительное снижение показателя – 24%.

Одной из причин низкой рентабельности и высоких затрат по СМР является высокая степень износа основных фондов предприятия. Более 87% от стоимости основных средств в 2011 году приходится на фонды, поступившие на баланс предприятия при его создании в 2011 году. Средний показатель материального износа по этой части фондов составил в 2011 году 74,3%. Таким образом, производственные мощности предприятия характеризуются высокой степенью материального и морального износа, что влечет невозможность использования ряда современных технологий работы и высокие затраты на текущий ремонт и обслуживание машин и оборудования.

За исследуемый период наблюдается рост стоимости основных производственных фондов до 3771 тыс. рублей или на 422 тыс. рублей (13 %). Это является результатом принятой в 2011 году программы развития предприятия, направленной, в том числе, и на обновление ресурсной базы. Поскольку увеличение стоимости ОПФ происходит в анализируемый период интенсивнее чем увеличение объемов реализации СМР и по торговой деятельности, то наблюдается сокращение фондоотдачи на 10%.

С 2011 по 2012 годы сокращение численности персонала предприятия составило 5 человек. При этом увеличивается годовая выработка на одного работника на 14% (33,3 тыс.руб. в абсолютном значении).

Рассмотрим подробнее финансовые показатели деятельности предприятия за 2011-2012гг.

 

 

Date: 2015-08-07; view: 632; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию