Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридический и экономический подходы к понятию «контракт». Классификация контрактов





Понятие «контракт» занимает центральное место в институциональной экономической теории. Посредством контракта осуществляется пере­дача прав собственности на блага.

Контракт в юридическом смысле — это соглашение, договор, устанавливающий гражданские права и обязанности сторон и ого­варивающий сроки действия соглашения. Под контрактом понима­ются также гражданское правоотношение, возникающее из договора, и документ, в котором изложено содержание контракта, заключен­ного в письменной форме. Те формы контракта, которые известны сейчас, — это сравнительно недавнее явление. Контракты как обя­зывающие соглашения, защищенные законом, появляются только в XVI веке. Центральное значение для эффективного использова­ния ресурсов имеет принцип свободы контракта, который означает в том числе и право не заключать контракт: никто не может заста­вить индивида взять на себя какое-либо обязательство. Эта свобода заключения контракта позволяет частному собственнику передавать правомочие тому лицу, которое ценит его наиболее высоко. Принцип свободы договора — это одно из основных начал российского граж­данского законодательства (ст. 1 ГК РФ).

Контракты в экономической теории рассматриваются не только как чисто рыночные договоры, господствующие на рынке совершенной кон­куренции, но и как «отношение», которое стороны стремятся поддер­живать. Впервые подход к контрактам как к отношениям был предло­жен Ойгеном фон Бем-Баверком.

Институциональная экономическая теория старается объяснить мно­гообразие форм контрактных отношений на основе различий трансак-ционных издержек и деловой практики при стремлении экономических агентов снизить уровень этих издержек.


4.1. Юридический и экономический подход^ п рнятию «контракт»; 103

Проблема контрактов и связанры^х с ними трансакционных издер­
жек основывается на формирование формальных и неформальных пра­
вил, которые эти издержки снижает <^ли наоборот увеличивают), что
создает основания для возникновение проблемы полноты и неполно­
ты контрактов. Источником прави|1«:вляется общество, далее они опу­
скаются на уровень прав собствен^ос;т>и и затем на уровень индивиду­
альных контрактов, j

Контракты отражают структуру стимулов и антистимулов, кореня­щуюся в структуре прав собственности и механизмов их обеспечения. Таким образом, набор альтернатив, отбывающихся перед игроками, и те формы организаций, которые они созд,^ют при заключении конкретных контрактов, зависят от структуры:яра^ собственности.

Если бы стороны сделки Могли заключить полный (анщ complete) контракт, который четко определял 6Ь1> что должна делать каждая сто­рона при любых обстоятельствах, й распределял издержки и выгоды при любых случайностях, а также, предусматривал санкции в случае неисполнения обязательств одной из сТОрон, то никаких проблем с ре­ализацией сделки и мотивацией ее Участников не возникало бы. Одна­ко требования к полному контрасту CKteHb строгие, а значит, практиче­ски невыполнимые.

Причины неполноты контрактов;

• ограниченность предвидения че^ав^ка, который не может, предусмо­треть все непредвиденные обстЬятельства.

• издержки осуществления расчетов и переговоров при заключении контрактов;, j

• неточность и сложность языка, | КОт0рЫМ написаны контракты;

• определенная деятельность ил f Информация, оказывающая суще­ственное влияние на выгоду, котору получают стороны, может ока­заться не наблюдаемой третьей;СГорюной и не поддающейся провер­ке в суде. Поэтому стороны пр^ заключении контрактов оставляют пробелы, которые будут заполве*в>^ когда настанет время для вне­сения изменений.

Неполные контракты позволяет сторонам гибко реагировать на не­предвиденные обстоятельства, но ОДнавременно создают проблему не­совершенства обязательств договар| И^а^щихся сторон и опасность пост­контрактного оппортунизма. Поэтому когда стоит выбор между более или менее полным контрактом, то гфй подготовке этого контракта всег­да достигается некий компромисс |М^5кду защитой от оппортунистиче­ского поведения, с одной стороны,|и спОСобностью гибко приспосабли­ваться к меняющимся обстоятельства^ _ с другой.


104 __________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов

Описанные выше причины неполноты контракта можно опреде­лить одним понятием — «ограниченная рациональность» экономиче­ских агентов, которое ввел в научный оборот Г. Саймон, утверждав­ший, что разум человека — это ограниченный ресурс и его также нужно экономить.

Хозяйственная практика выработала три основных типа контракта, каждый из которых имеет определенные свойства и свою преимуще­ственную область применения.

1. Классический контракт носит безличный характер, и его отличи­тельной чертой является присутствие четко оговоренных пунктов 1 («если... то»). Поэтому все возможные будущие события сводятся в нем к настоящему моменту. В классическом контракте не имеет значения личность контрагента — его участником может быть лю-"' бой. Классический контракт тяготеет к стандартизации. Записан-"'' ные условия сделки имеют в нем перевес над устными, основной ак-""•' цент делается на формальных документах. С выполнением сделки 1 он прекращает существование. Способ организации сделки — рынок. Контракт носит двусторонний характер: четко оговариваются санк­ции за нарушение контракта, а все споры по нему решаются в суде. В основе этого типа контракта лежит классическое договорное пра­во. Примером классического контракта могут служить контракт на поставку или контракт на покупку. *2. Неоклассический контракт — это долговременный контракт в усло­виях неопределенности. Не все будущие события могут быть огово-■-■! рены в качестве условий при его подписании. Оптимальную адап--!■■• тацию к некоторым событиям невозможно предвидеть, пока они не произойдут. Поэтому участники такого контракта соглашаются на


4.1, Юридический и экономический подходы к понятию «контракт» ________________ 105

привлечение третейской стороны, решение которой обязуются вы­
полнить в случае наступления неоговоренных в контракте событий,
поэтому контракт приобретает трехсторонний характер, Споры по
нему решаются не судом, а органами арбитража. Способ организа­
ции сделки при неоклассическом контракте 4 гибридная (смешан­
ная) форма. Примером неоклассического контракта может служить
трудовое соглашение. |

Гибридная форма сделки — это специализированный способ органи­зации сделки (governance structure), сочетающие в себе как элементы рынка, так и иерархии (или планирования и административного управ­ления), применяющийся в условиях достаточно сильной двусторонней зависимости контрагентов и предполагающий достижение компромис­са между интенсивностью стимулов и возможностью приспособления к непредвиденным обстоятельствам. Понятие «гибридной формы сдел­ки» предложил О. Уильямсон.

В качестве примеров гибридных форм сделки можно привести:

долгосрочные контракты (на 30 и более лет), заключаемы е, к приме­ру, между электростанцией и угледобывающей станцией;

эксклюзивные дилерские контракты — соглашения о том, что поку­патель будет покупать весь товар данного тип А только у одного про­давца и воздерживаться от покупки конкурирующих товаров;

связанные продажи {англ. tie-in sales), при которых продажа органи­зуется таким образом, что покупатель не может приобрести нужные ему товар и услуги, не приобретая чего-либо еще у данного произво­дителя. Например, продажа продукции через сеть эксклюзивных ди­леров вынуждает потребителей приобретать дополнительные услу­ги в этой же сети; I

франчайзинг — контракт, предоставляющий независимому лицу право использовать торговую марку и методы организации бизне­са материнской компании на определенный ср1 ок (обычно на 20 лет, а в России — на 15 лет). За это право инвестор платит первоначаль­ный взнос и роялти (royalty), т. е. компенсацию за использование патентов, авторских прав, природных ресурсов и других видов соб­ственности, выплачиваемую в виде процента 0т стоимости продан­ных товаров и услуг, при производстве которых использовались па­тенты, авторские права и др.

3. Отношенченский (имплицитный (implicit contract), или обяза­тельственный), контракт используется в условиях долговремен­ных, сложных, взаимовыгодных отношений между сторонами. Обо­юдная заинтересованность в продолжении отношений здесь играет


106________________________________ Глава 4, Экономическ ий анал из контрактов

решающую роль. Дискретность отношений, присущая двум преды­дущим формам контрактов, здесь полностью исчезает — отношения становятся непрерывными. Неформальные условия имеют перевес над формальными пунктами, иногда договор вообще не оформляется в виде документа. Личность участников здесь приобретает решающее значение. Поэтому споры разрешаются не путем обращения к фор­мальному закону или авторитету третейского лица, а в ходе нефор­мальных переговоров, двустороннего торга, обычно требующего об­ращения к вышестоящему в иерархии административному звену этой же организации. Нормой, на которую ссылаются стороны, служит не первоначальный контракт, а все отношение в целом. Примером такого типа контракта может служить так называемый психологи­ческий контракт, основу которого составляют вопросы организа­ционной культуры и мотивации работника, связанные с обязатель­ствами долгосрочной заботы о сотруднике (к примеру, продвижение по службе, конкурентная зарплата и т. д.) со стороны работодателя, и ожидание в обмен на лояльность добросовестной работы нанима­емого работника.

Однако иерархия имеет свои недостатки, которые связаны со сле­дующими издержками:

• у менеджеров внутренних подразделений более слабые стимулы к максимизации прибыли (снижению издержек, повышению каче­ства, к инновациям);

• в рамках иерархии появляются значительные бюрократические из­держки.

Согласно К. Менару, можно выделить четыре основных фактора, определяющих различия между типами контрактов.

1. Срок действия контракта. Продолжительность контракта, как пра­вило, связана с основными характеристиками сделки. Чем более специфичны инвестиции, чем большее значение имеет непрерыв­ность сделки, тем более длительным будет срок, на которьш заклю­чается контракт.

2. Степень полноты контракта в отношении переменных, которые опре­деляют адаптацию к непредвиденным обстоятельствам: цен, качества, количества, штрафных санкций. Проведенные эмпирические иссле­дования показали, что степень полноты контракта возрастает с уве­личением специфичности ресурсов и уменьшается по мере увеличе­ния неопределенности. Это означает, что достигается определенный компромисс между гарантиями, потребность в которых возрастает


4 .1. Юридический и экономический подходы к понятию «контракт» _________ 107

с увеличением зависимости, и гибкостью, которая требуется из-за меняющихся условий реализации сделки.

3. Стимулы, т. е. механизмы, использующиеся в контрактах, которые можно свести к следующим категориям: сдельная оплата труда, по­часовая оплата труда, распределение акций между работниками, до­ход на активы, выплачиваемые собственникам, и рента, которая де-лится между участниками совместного проекта.

А. Процедуры принуждения к исполнению контракта.

Каждой контрактной форме соответствует специфический меха­низм управления договорными отношениями.

1. Безличный рыночный механизм. Подходит к одноразовым и повто­ряющимся сделкам по поводу стандартных тойаров.

2. Арбитраж. Распространяется на нерегулярные!сделки по поводу то­варов средней и высокой степени специфичности.

3. Двусторонняя структура управления. Это тип характерен для отно-шенческих контрактов. Сфера применения такого механизма управ­ления — регулярные сделки по поводу товаров средней степени спе­цифичности.

4. Унитарное управление (иерархия). Отношения между участника­ми договора регулируются прямыми командами и приказами, а не рыночными сигналами.

Итак, все типы контрактов отличаются той ролью, которую игра­ет в них цена, степенью специфичности ресурсов, которые являются предметом сделки, а также наличием специальных гарантий выполне­ния обязательств, закрепленных в контракте. Эти Характеристики кон­трактов и альтернативных способов организации сделки можно пред­ставить в виде следующей таблицы.


Date: 2015-08-07; view: 2365; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию