Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перегрузка
Информационная усталость – это нормальное состояние, означающее, что мозг выполнил некий объем работы и ему нужно отдохнуть. Но когда эти нагрузки устойчиво превосходят натренированный на данный момент времени уровень, то становятся непосильными для данного человека. Поэтому основное правило для любого вида труда звучит так: необходимо знать предел своих возможностей. Перейдя эту незримую, но важную линию, мозг человека начинает испытывать усталость, то есть не справляется с содержанием, объемом и прежней скоростью работы с информацией. В данном случае мозгу нужно дать отдохнуть, меньше работать с информацией и переключиться на физические нагрузки. Показателем продолжительности этого отдыха становится сигнал самого мозга о том, что ему опять требуется нагрузка. Но выходить на плато, или прежний уровень своих информационных нагрузок, нужно постепенно, даже в какой-то мере сдерживая себя. Если информационная перегрузка сохраняется, она не может не сказаться на человеке и результатах его работы с информацией. В целом симптоматика перегрузок представлена в табл. 1.
Таблица 1
День на день не приходится… Вчера вы с удовольствием работали, освоив очень большой объем информации, а сегодня все идет вяло и в низком темпе. Но ничего удивительного или плохого в этом нет: невозможно каждый день работать одинаково, поскольку на состояние человека влияет множество разнообразных факторов как внешнего, так и внутреннего свойства. Какие же рекомендации можно дать в связи с проблемой информационной перегрузки, или перенасыщенности? Во-первых, чувствуйте свой предел работы с информацией и не переходите его. Запредельная работа не может продолжаться долго и так или иначе заставит вас отойти на свой посильный уровень. Во-вторых, если вы поняли, что предполагаемые результаты требуют от вас запредельного напряжения, то переходите к ним, постепенно увеличивая нагрузку. Такая техника постепенности особенно эффективна, так как позволяет выявить и привести в действие необходимые внутренние и внешние резервы. В-третьих, можно фиксировать в своем дневнике выполненную за неделю информационную нагрузку и отмечать различные оттенки самочувствия. Некоторые брейнбилдеры (включая и меня самого) предпочитают не вести никаких записей по самочувствию, а используют метод «упреждения возможных отклонений». Если раньше у человека возникали какие-то проблемы со здоровьем и он нашел эффективное средство их устранения, то при появлении «ранних сигналов» сразу же начинает его применять.
«Информационный идиотизм»
Это одна из самых коварных болезней при работе с информацией. Основная проблема здесь заключается в соотношении чтения для результата и чтения для души. Чтение для результата — это поиск деловых советов, методов достижения целей и решения конкретных задач, алгоритмов успеха и предостережений от неудач; «выжимание» из источников информации того, что нужно сегодня и может пригодиться завтра. Чтение для души – это уход в мир, созданный автором; «пропускание» событий через себя и свое воображение; это ускоренная и своеобразная действительность, которая была или будет; это волшебная магия слов, зафиксированная вне нас и происходящая в нас самих. Примерное соотношение этих видов чтения (по правилу Парето) – 80 к 20. Когда первая цифра растет, а вторая становится меньше – это сигнал к переходу грани, за которой таится «информационный идиотизм», или перенасыщение мозга специализированной информацией. Например, моя пропорция составляет 90 к 10. При этом чтение для результата также может доставлять удовольствие. Дело в том, что имеются авторы специальных источников, умеющие готовить вкусные информационные «блюда» и доставлять истинное наслаждение читателю. Далеко не все преподаватели, являющиеся подлинными мастерами своего дела в аудитории, способны написать, например, полезное и интересное учебное пособие. Большинство таких пособий – это догматическое занудство, которое при наличии головы и рук профессионала можно было бы превратить в шедевр. Я уже отмечал, что мозг любит разнообразную информацию. Но человеку кажется, что если он отвлекается от своей области знаний, то теряет напрасно время. Здесь действует иная закономерность: временно переключаясь на другую информацию, мозг лучше работает с прежней, делая ее более осмысленной, многогранной и творческой. Нагружая мозг однородной информацией, человек «забивает» его ячейки (файлы) однообразием, и ему становится… скучно и неинтересно. Однообразие сужает информацию, находящуюся в мозге, и возможности ее выведения (использования). Поэтому уровень интеллекта понижается, и возникает ощущение ограниченности информации при ее обилии. Как показали отечественные исследования, «информационному идиотизму» меньше подвержены женщины, поскольку они более коммуникабельны по сравнению с мужчинами. Благодаря общению они разнообразят поступающую в мозг информацию и таким образом обеспечивают лучшее использование уже имеющейся[2]. Следовательно, брейнбилдер должен овладеть техникой поддержания и усиления своего интеллекта за счет работы с различной информацией. Одна из этих техник – обогащение имеющейся в мозге профессиональной информации благодаря непродолжительному отвлечению от нее. Это, как показывает практика брейнкультуризма, способствует: • более объемному, а не одностороннему пониманию информации: все же «специалист флюсу подобен – полнота его односторонняя» (Козьма Прутков). Чтобы избежать однобокости, нужно разнообразить источники информации по их содержанию; • обнаружению в информации новых граней и оттенков: временно отвлекаясь на другой информационный источник, мозг волей-неволей сравнивает его построение и средства выражения мыслей с имеющейся у него информацией; • расширению видения возможного использования информации на практике за счет сопоставления с другими вариантами. В данном контексте следует учитывать информационное явление «отвлечения и увлечения», когда иная информационная сфера начинает преобладать и подминать под себя традиционную для данного человека область. С одной стороны, это закономерная борьба информационных потребностей, с другой – потеря интереса к содержанию той информации, которой человек ранее отдавал предпочтение. Работники некоторых профессий – учителя, преподаватели вузов и научные работники, – труд которых немыслим без информационного культуризма, весьма нуждаются в применении его результатов на практике. Если ситуация меняется и такой «накаченный» человек вынужден осваивать другую профессию, не требующую от него прежних информационных нагрузок и перегрузок, он волей-неволей начинает вянуть и превращаться в заброшенный информационный склад. Мозг, привыкший к информационным нагрузкам, но лишенный их, начинает вянуть. Сколько умных и талантливых людей, увлекшихся спиртным или наркотиками, превратили свой некогда мощный мозг в свалку примитивной информации? Волевым людям, как показывает практика, удается выкарабкаться из этого болота отупения и найти достойное применение своему мозгу. Безвольные люди, предаваясь воспоминаниям, незаметно опускаются как умственно, так и физически. Неадекватное применение «накаченного» мозга приводит к его опустошению и отупению. Существует еще одна важная причина «информационного идиотизма», которую специалисты благостно называют неадекватностью аудитории. Сейчас, оглядываясь на первые и последующие шаги на преподавательском поприще в вузе, я с благодарностью вспоминаю «разностороннюю школу», сторонником которой была ректор Московского института управления им. С. Орджоникидзе О. Козлова. Она одновременно возглавляла одну из первых кафедр научных основ управления производством и заставляла нас, своих учеников, преподавать не только студентам, но и в аудиториях специалистов и руководителей, а также преподавателей по управлению производством. Преподаватель, работающий с более опытной аудиторией и имеющий необходимую мотивацию, будет профессионально расти. Неопытная же аудитория может не создавать стимулов роста и совершенно незаметным образом опускать преподавателя на свой уровень.
Известный французский философ Дидро как-то решил поправить свои финансовые дела. Для этого он устроился домашним учителем к богатому финансисту. Тот предложил ему великолепные условия. Проработав три месяца, Дидро обратился с просьбой уволить его. – Разве вам здесь нехорошо? – удивленно спросил финансовый магнат. – Может быть, вам не нравится мой стол? Прикажите повару готовить все, что вам угодно. Может быть, вам комната не по вкусу? Выбирайте любую в моей квартире. Или вам мало жалованья? Я его удвою. Словом, я готов сделать все, что в моих силах, чтобы вас удержать. – Мне так хорошо у вас в доме, – ответил Дидро, – что лучшего я и желать не могу: и комнатой, и столом я доволен. Денег у меня гораздо больше, чем нужно. Но взгляните на меня: на мне ведь лица нет. Я делаю из ваших ребят людей, но сам опускаюсь в умственном отношении, сам становлюсь ребенком. Я умираю у вас, а умирать я не хочу[3].
Поэтому необходимо проникнуться еще большим уважением к труду преподавателей, поскольку им (наряду с прочим) приходится преодолевать коварную болезнь, называемую информационным опусканием. Кому-то это удается, а кому-то нет.
Date: 2015-08-07; view: 301; Нарушение авторских прав |