Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дидактические принципы и специфика их реализации в обучении детей дошкольного возраста
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ - объективные закономерности обучения, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель при отборе содержания, организации и методов обучения. Дидакт. принципы, на которых основывается дошкольная педагогика: принцип гуманизма, принцип развивающего обучения; принцип воспитывающего обучения; принцип доступности обучения; принцип системности и последовательности; принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний; принцип наглядности; принцип индивидуального подхода к детям. Впервые дидакт. принципы были сформулированы Я.А.Коменским в книге "Великая дидактика". Уже тогда он выдвинул принцип доступности, систематичности и последовательности обучения, концентрированности, наглядности, активности. В дальнейшем дидакт. принципы были разработаны К.Д.Ушинским, который дал научное обоснование дидакт. принципов, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста. Принцип гуманизма заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждого ребенка, в возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализации программы обучения. Принцип воспитывающего х-ра обучения. Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение и воспитание всегда выступают в единстве. Принцип развивающего обучения. Умственное развитие ребенка зависит от обучения. Л.С.Выготский разработал теорию взаимоотношения обучения и развития, известную как учение о "зоне ближайшего развития". Он выделял 2 уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития, при котором ребенок может самостоятельно решать практ. и познавательные задачи уже сегодня, и зону ближайшего развития - то, что находится в процессе становления, т.е. ребенок решает задачи определенной трудности при некоторой помощи взрослого. Если ребенок сегодня выполняет задание с помощью взрослого, то завтра он будет выполнять его самостоятельно. То, что входило в зону ближайшего развития ребенка, в процессе его обучения перешло на первый уровень наличных знаний, а роль обучения и заключается в том, чтобы снова создавать для ребенка новую зону ближайшего развития. Принцип наглядности обучения. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Принцип доступности. Учебный материал, излагаемый педагогом, д. б. понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание д. б. увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом. Однако доступное в обучении детей нельзя отождествлять с легким. Легкое обучение не вызывает у детей умственного напряжения, а, значит, и не способствует их развитию. Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидакт. правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. Систематичность в обучении требует, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, постепенно и последовательно. Последовательность предполагает - усвоение нового материала опирается на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее, изученным. Принцип активности и сознательности. Усвоить учебный материал можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов ребенка, при его активном психическом состоянии. Если ребенок хочет учиться, ему легче усваивать учебный материал. Чем больше ребенок решает познавательных и практ. задач сам, тем эффективнее идет его развитие. Принцип учета индивидуальных особенностей. Групповые формы усвоения материала основаны на общих психолого-пед. особенностях возрастного развития детей. Нужно знать уровень развития личности ребенка, его индивидуальные способности, качества. Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.
Date: 2015-08-06; view: 2044; Нарушение авторских прав |