Область применения программы
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 220703 Автоматизация технологических процессов и производств, входящей в состав укрупненной группы 220000 Автоматика и управление, для базовой подготовки.
Организация - разработчик: ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж» г.Нефтекамск.
Разработчик:
Тимирзянов Роберт Гальимович – преподаватель первой категории ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж» г. Нефтекамск.
Рекомендовано республиканским Экспертным советом.
Заключение Экспертного совета №_________ «___»__________20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| 1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| 2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| 3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
|
| 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
|
Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы 220000 Автоматика и управление, для базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки, в профессиональной подготовке по специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) для базовой подготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональныйцикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
–рассчитывать параметры и элементы электрических и электронных устройств;
–собирать электрические схемы и проверять их работу;
–измерять параметры электрической цепи;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
–физические процессы в электрических цепях;
–методы расчета электрических цепей;
–методы преобразования электрической энергии.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 201 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 134 часа;
самостоятельной работы обучающегося 67 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
|
| практические занятия
|
| контрольные работы
| -
| курсовая работа (проект)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
| -
| составление плана и тезисов ответа
|
| выполнение чертежей и схем
|
| подготовка рефератов
|
| выполнение расчетно–графической работы
|
| решение ситуационной производственной задачи
|
| решение задач и упражнений по образцу
|
| чтение текста учебника
|
| изучение материала по дополнительной литературе
|
| конспектирование материала
|
| Итоговая аттестация в форме экзамена
|
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника»
Наименование
разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
| Раздел 1. Электротехника
|
|
|
| Тема 1.1. Введение.Электрические цепи постоянного тока.
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Исследование принципов действия источников электрической энергии. Перечисление приемников электрической энергии. Определение элементов электрической цепи. Изучение классификаций электрических цепей.
|
|
| Исследование поведения диэлектриков и проводников в электрическом поле. Определение электроемкости конденсатора.
|
|
| Определение сопротивления и проводимости проводников. Применение закона Ома для участка и полной цепи.
|
|
| Проведение расчета сложных электрических цепей различными способами.
|
|
| Преобразование электрической энергии в другие виды энергии. Получение электрической энергии из других видов энергии.
|
|
| Вычисление общего сопротивления цепи при последовательном, параллельном и смешанном соединениях резисторов. Включение амперметра и вольтметра в электрическую цепь. Проведение преобразований в схемах соединений сопротивлений.
|
|
| Определение работы, мощности электрического тока и коэффициента полезного действия. Исследование режимов работы электрической цепи. Проведение преобразований в схемах соединений сопротивлений.
|
|
| Вычисление электроемкости конденсатора. Расчет эквивалентной емкости цепи при последовательном, параллельном и смешанном соединениях конденсаторов.
|
|
| Определение энергии электрического поля. Расчет энергии электрического поля.
|
|
| Изучение механических сил в электрическом поле. Выявление причин возникновения механических сил в электрическом поле.
|
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| Чтение текста учебника по теме: «Электрический ток в проводниках».
| Тема 2. Расчет электрических цепей постоянного тока.
| Содержание учебного материала
|
|
| Определение параметров электрических цепей постоянного тока. Выполнение электрических схем постоянного тока. Решение задач на нахождение параметров электрических цепей постоянного тока.
|
|
| Формулирование законов Кирхгофа. Выполнение расчетных задач на применение законов Кирхгофа.
|
|
| Исследование режимов электрических цепей. Определение параметров электрических цепей при различных режимах работы.
|
|
| Исследование неразветвленной электрической цепи. Определение параметров неразветвленной электрической цепи.
|
|
| Изучение разветвленной электрической цепи с двумя узлами. Определение параметров разветвленной электрической цепи.
|
|
| Проведение расчета электрических цепей методом эквивалентных сопротивлений. Сопровождение расчета электрическими схемами.
|
|
| Изучение метода эквивалентного генератора. Определение параметров электрической цепи с использованием метода эквивалентного генератора.
|
|
| Вычисление электрической емкости. Исследование зависимости электрической емкости от диэлектрической проницаемости среды.
|
|
| Исследование электрической прочности диэлектрика. Расчет электрической прочности диэлектрика.
|
|
| Изучение соединений конденсаторов. Выполнение электрических схем по соединению конденсаторов.
|
| | | | | | | |
| Лабораторные работы
|
|
| Исследование режимов работы и методов расчета линейных цепей постоянного тока с одним источником питания.
| Исследование режимов работы и методов расчета линейных цепей постоянного тока с двумя источниками питания.
| Практические занятие
|
|
| Расчет электрических цепей при последовательном, параллельном и смешанном соединении конденсаторов и сопротивлений.
| Расчет электрических цепей постоянного тока.
| Самостоятельная работа обучающихся
|
| Изучение дополнительной литературы по теме: «Классификация электрических цепей. Физические основы работы источника ЭДС».
| Составление плана и тезисов ответов по теме: «Нагревание проводников электрическим током. Использование теплового действия тока в технике».
| Конспектирование материала по теме: «Метод узловых и контурных уравнений».
| Тема 3.Нелинейные электрические цепи постоянного тока.
| Содержание учебного материала
|
|
| Изучение эквивалентных схем простейших нелинейных цепей. Расчет эквивалентных схем простейших нелинейных цепей.
|
|
| Изучение примеров упрощения схем нелинейных цепей. Выполнение схем по упрощению нелинейных цепей.
|
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| Выполнение расчетно–графической работы по теме: «Расчет нелинейных электрических цепей».
| Тема 4. Магнитные цепи.
| Содержание учебного материала
|
|
| Исследование свойств магнитного поля. Определение основных характеристик магнитного поля.
|
|
| Определение индуктивности. Формирование понятия явлении самоиндукции. Формулирование определения взаимной индукции. Расчет индуктивности магнитного поля.
|
|
|
| Формулирование закона электромагнитной индукции. Выполнение заданий на закон электромагнитной индукции.
|
| |
| Определение энергии магнитного поля. Расчет энергии магнитного поля.
|
|
|
| Наведение ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Расчет ЭДС наводимой в проводнике.
|
|
| Исследование свойств ферромагнитных материалов. Применение ферромагнитных материалов.
|
|
| Изучение механических сил в магнитном поле. Выявление причин возникновения механических сил в магнитном поле. Расчет механических сил в магнитном поле.
|
| Лабораторные работы
|
|
| Определение параметров схемы замещения катушки индуктивности с замкнутым магнитопроводом и при наличии воздушного зазора.
| Самостоятельная работа обучающихся
|
| Решение задач и упражнений по образцу по теме: «Закон электромагнитной индукции».
| Решение задач и упражнений по образцу по теме: «Наведение ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле».
| Конспектирование материала по теме: «Взаимное преобразование механической и электрической энергии».
| Тема 5. Электрические и магнитные элементы автоматики
| Содержание учебного материала
|
|
| Назначение электрических аппаратов. Представление схем и конструктивных исполнений электрических аппаратов. Изучение классификации электрических аппаратов. Формирование принципов работы электрических аппаратов.
|
| Ввод определения предохранителя. Исследование принципов работы электрического реле. Изучение области применения контроллеров. Расчет плавкой вставки предохранителя. Изучение маркировки электрических аппаратов.
| Самостоятельная работа обучающихся
|
| Решение ситуационной производственной задачи по теме: «Расчет плавкой ставки предохранителя».
| Выполнение чертежей и схем по теме: «Магнитоуправляемые контакты и бесконтактные реле».
| Тема 6. Электрические цепи переменного тока
| Содержание учебного материала
|
|
| Введение определения переменного тока. Генерация переменного тока. Перечисление характеристик переменного тока.
|
|
|
| Исследование электрической цепи переменного тока с активным сопротивлением. Решение задач по определению параметров электрической цепи переменного тока с активным сопротивлением. Построение векторных диаграмм по результатам вычислений.
|
|
| Исследование электрической цепи переменного тока с индуктивным сопротивлением. Решение задач по определению параметров электрической цепи переменного тока с индуктивным сопротивлением. Построение векторных диаграмм по результатам вычислений.
|
|
| Исследование электрической цепи переменного тока с емкостным сопротивлением. Решение задач по определению параметров электрической цепи переменного тока с емкостным сопротивлением. Построение векторных диаграмм по результатам вычислений
|
|
| Введений понятий активной, реактивной и полной мощности в цепи переменного тока. Определение коэффициента мощности. Проведение расчетных работ по определению активной, реактивной и полной мощности в цепи переменного тока.
|
|
| Изучение элементов трехфазной цепи. Генерация трехфазного тока. Определение параметров 3хфазной цепи.
|
|
| Проведение расчета неразветвленных цепей переменного тока. Составление уравнений для нахождения параметров неразветвленной цепи.
|
|
| Проведение расчета цепей с параллельным соединением ветвей. Составление уравнений для нахождения параметров цепей с параллельным соединением ветвей.
|
|
| Изучение резонанса в электрических цепях. Выяснение условий достижения резонанса в цепи. Составление уравнений резонанса в электрических цепях.
|
|
| Проведение расчета симметричных трехфазных цепей. Проведение расчета несимметричных трехфазных цепей.
|
|
| Исследование переходных процессов в электрических цепях с сосредоточенными параметрами. Расчет переходных процессов. Исследование электрических цепей с распределенными параметрами
|
| Лабораторные работы
|
|
| Определение параметров и исследование режимов работы электрической цепи переменного тока с последовательным соединением индуктивности, резистора и конденсатора.
| Исследование режимов работы линии электропередачи переменного тока при изменении коэффициента мощности нагрузки.
| Исследование линейных цепей несинусоидального периодического тока, содержащих катушку и конденсатор.
| Определение параметров и исследование режимов работы трехфазной цепи при соединении потребителей в звезду.
| Определение параметров и исследование режимов работы трехфазной цепи при соединении потребителей в треугольник.
| Практические занятия
|
| Проведение расчета электрических цепей переменного тока.
| Проведение расчета электрических цепей трехфазного переменного тока.
| Исследование электрических цепей с распределёнными параметрами.
|
| Самостоятельная работа обучающихся
|
| Выполнение чертежей и схем по теме: «Переключение обмоток нагрузки со «звезды» на «треугольник» и при обратном переключении».
| Подготовка реферата по теме: «Область применения трехфазной системы в промышленности».
| Выполнение расчетно–графической работы по теме: «Однофазный переменный ток»
| Выполнение расчетно–графической работы по теме: «Трехфазный переменный ток»
| | | | | | | |
Тема 7. Трансформаторы
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Назначение трансформатора. Изучение конструктивного исполнения однофазного трансформатора. Определение принципа действия однофазного трансформатора. Вычисление коэффициента трансформации. Выявление причин нагрева трансформатора.
|
|
|
|
| Исследование режима короткого замыкания трансформатора. Исследование работы трансформатора в режиме холостого хода. Расчет трансформатора в рабочем режиме. Определение номинальных параметров однофазного трансформатора.
|
|
| Изучение трехфазных трансформаторов. Выполнение схемы включения автотрансформатора. Назначение и принцип действия сварочных трансформаторов. Составление схем включения измерительных трансформаторов.
|
| Лабораторные работы
|
|
| Определение параметров и основных характеристик однофазного трансформатора.
| Самостоятельная работа обучающихся
|
| Выполнение расчетно-графической работы по теме: «Определение параметров однофазного трансформатора».
| Изучение материала по дополнительной литературе на тему: «Сварочные трансформаторы».
| Тема 8. Электрические измерения и электроизмерительные приборы
| Содержание учебного материала
|
|
| Изучение классификаций электроизмерительных приборов. Определение характеристик электроизмерительных приборов.
|
|
|
| Изучение конструктивного исполнения и принципа действия магнитоэлектрического механизма измерительных приборов. Изучение конструктивного исполнения и принципа действия электромагнитного механизма измерительных приборов. Выявление достоинств и недостатков электроизмерительных приборов.
|
|
| Изучение конструктивного исполнения и принципа действия электродинамического механизма измерительных приборов. Изучение конструктивного исполнения и принципа действия индукционного механизма измерительных приборов. Выявление достоинств и недостатков электродинамических и индукционных механизмов электроизмерительных приборов
|
|
| Выполнение электрических схем для определения мощности электрической цепи. Составление электрических схем по определению электрической энергии. Исследование способов включения ваттметров и счетчиков электрической энергии в цепях однофазного и трехфазного переменного тока.
|
|
| Измерение мощности и энергии. Выполнение схем для измерения мощности электрического тока.
|
|
| Измерение электрического сопротивления. Исследование электрических схем для измерения электрического сопротивления.
|
|
| Представление неэлектрических величин. Преобразование неэлектрических величин в электрические. Исполнение датчиков. Изучение конструктивного исполнения и принципов работы преобразователей неэлектрических величин в электрические.
|
| Лабораторные работы
|
|
| Определение параметров и исследование режимов работы трехфазной цепи при соединении потребителей в звезду и треугольник.
| Самостоятельная работа обучающихся
|
| Изучение дополнительной литературы по теме: «Вибрационная система электроизмерительного прибора».
| Изучение дополнительной литературы по теме: «Автоматизация измерений».
| Чтение текста учебника по теме: «Компьютерно-измерительные устройства».
| Составление плана и тезисов ответа: «Преобразователи электрических величин в электрические».
| Изучение материала по дополнительной литературе: «Область применения электроннолучевых осциллографов».
| Всего:
|
| | | | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
|