Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Признаки функциональной семьи. 1. Проблемы признаются и решаются
1. Проблемы признаются и решаются. 2. Поощряются свободы (свобода восприятия, свобода мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества). 3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.
4. Члены семьи умеют удовлетворять свои собственные потребности. 5. Родители делают то, что говорят. 6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются. 7. В семье есть место развлечениям. 8. Ошибки прощаются, на них учатся. 9. Семейная система существует для индивида, а не наоборот. 10. Правила и законы семьи гибкие, их можно обсуждать. Сравнение характеристик функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом. На рис. 2 схематически изображена функциональная, а на рис. 3 – дисфункциональная семейная система. Рисунки взяты и адаптированы из книги Джона Бредшоу "Семья". (Bradshaw J., 1988). На рисунке отчетливые кружочки и квадратики означают, что каждый человек имеет четко выраженные границы своего "я", в то же время эти границы полупроницаемы, так что другие могут входить на территорию другого, но каждый член семьи может сказать "нет" и тем самым защитить свои границы; знак ↕ свидетельствует, что каждый человек имеет хорошие взаимоотношения с самим собой. Стрелками между членами семьи обозначены контакты.
Здесь соблюдаются правила функциональной семьи (см. выше перечисление). Изображенная на рисунке функциональная система воплощает следующие основные принципы. 1. Целое больше, чем сумма частей. 2. Система динамична – постоянно ищет открытости и роста, приспосабливаясь к стрессам, и использует обратную связь.
3. Правила открыты и обсуждаются. 4. Имеется баланс взаимного уважения: "Мы вместе" – "Каждый индивидуален". 5. Индивидуализация обеспечивается низким уровнем тревоги как внутриличностной, так и межличностной. На рисунке показана смешанность границ членов семьи, они как будто частично растворяются один в другом и не знают, где кончается один человек и начинается другой. Дисфункциональная система воплощает следующие принципы. 1. Высокий уровень хронической тревоги. 2. Слитность границ. 3. Неясные скрытые правила. 4. Система закостенелая и статичная (таковы и роли). 5. Недифференцированность эго каждого члена семьи. 6. Утрата свобод. 7. Псевдовзаимность, псевдосплоченность. На рис. 4 показана дисфункциональная система, в которой границы между членами напоминают железобетонные стены (солидность линий). Границы прочные, непроницаемые. Удаленность фигур отражает большую эмоциональную дистанцию. Обращает на себя внимание отсутствие контактов (нет стрелок) между родителями. Контакты отца с детьми не всегда двусторонние. Фигурные стрелки внутри кружочков и квадрата показывают плохие взаимоотношения с собой. Семья воплощает в себе: 1. Высокий уровень тревоги. 2. Закостенелые роли и границы. 3. Утрату свобод (спонтанности). 4. Отсутствие взаимности. 5. Одиночество и излишняя рациональность. Сравнение функциональных и дисфункциональных семей
Само собой разумеется, что в степени дисфункциональности семей могут быть различные градации – менее нарушенные в своей функции семьи, более нарушенные. Разделять подтипы можно лишь условно. На практике лучше всматриваться в неповторимые особенности каждой отдельной семьи. Говорят, и я с этим согласна, что у каждой семьи есть свой язык, свои правила, свои традиции, и пока их не поймешь, не стоит входить в семью со своими советами и установками. Тем не менее меня привлекла одна схема (я ее взяла в программе семейной терапии, где сама лечилась). Схема делит семьи не на 2 группы, как вышеприведенные, а на 3. Это дает представление о переходных случаях между функциональными (нормальными) семьями и дисфункциональными (семьи химически зависимых пациентов). Приведу эту схему здесь. Таблица 4. Характеристики семей 3 типов
Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психологические особенности, которые составляют "почву" созависимости.
Рассматривать созависимость только как ответную реакцию на стресс в семье в виде зависимости от психоактивных соединений у одного из членов было бы неправильно. Стресс выступает триггером, пусковым механизмом процесса, когда имевшаяся "почва" приходит в движение. На одном из семинаров, где я рассказывала об алкоголизме как о семейной болезни, о поражении членов семьи либо зависимостью либо созависимостыо, одна женщина меня спросила: – У нас в семье, насколько я знаю, не было алкоголиков. Но я у себя нахожу многие признаки созависимости, о которых вы говорите. Так может быть? – Да, так бывает очень часто. Возможно, вы выросли в эмоционально репрессивной семье, где правила педагогики были ядовиты. Мой опыт психотерапевта подтверждает возможность формирования созависимости в дисфункциональных семьях не только алкогольного типа. Без алкоголизма в семье тоже возможна созависимость. В возникновении созависимости играют роль многие факторы. Помимо совместного проживания с больным, имеет значение недостаточная социальная поддержка в окружении, необходимость преодолевать трудности. Главным же источником созависимости является формирование характера в родительской семье. Выбор брачного партнера, страдающего алкоголизмом, происходит позднее. К этому времени либо предпосылки к созависимости либо сформировавшаяся созависимость уже имеют место. Истоки созависимости, по-видимому, лежат в раннем детстве, большое значение имеет опыт психотравм детства. На многих семинарах по зависимости демонстрируют рисунок "Корни и ветви зависимостей", который здесь приводится. На рисунке показано, что все разнообразие зависимостей – от алкоголя, наркотиков, пищи, работы, от людей (созависимость), от азартных игр, секса, религии – имеют одни и те же корни. Если "почва зависимостей" – это родительская семья, то "корни" – это травмы детства, которые выражались в насилии – физическом, духовном, сексуальном, эмоциональном. Травмы вызывали определенные чувства, главным из которых был стыд. Особое место занимают наследственные факторы, важное значение которых в происхождении зависимости уже никем не оспаривается. Date: 2015-08-06; view: 453; Нарушение авторских прав |