Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КРИТИЧНОСТЬ 2 page. Раб живет среди дисгармоний - не замечая их
Раб живет среди дисгармоний - не замечая их. Это его привычный, нормальный мир. Но гармонии этот мир нарушают. Гармонии проявляют несовершенство мира, в котором живет раб, и ставят проблему: так жить нельзя, нужно что-то делать, а еще лучше - все поменять. Для раба это катастрофа. Гармонии разрушают его раковину легко, одним прикосновением. Как от этого спастись? Единственный способ - разрушать любую гармонию, которая прикоснулась к раковине, а по сути - вломилась в мир раба. Вы уже знаете, как это делает раб - он превращает их в стереотипы.
Он разрушает ноосферу, превращая ее живую гармоническую ткань в мертвую информацию. Гармонии (энерго-информационные структуры) он гасит, стимулируя энтропию. Какова при этом роль критичности? Настроенная на поддержание собственной энергетики в строгом диапазоне, критичность чутко реагирует на любые источники энергии - и нацеливает психомоторику на разрушение их, чтобы сохранить свой маленький мирок.
6. Критичность помогает рабу достичь блаженства - состояния, когда он не тратит энергию.
7. Раб не знает одиночества, потому что он - часть социума, он невозможен без социума; без социума ему придется либо опускаться до животного, либо подниматься до нормального человека (созидателя). И поскольку он никогда не бывает одинок, а ЭПК у него мизерное, - ему все время приходится быть настороже. И критичность - его неусыпный страж.
8. Территория раба - его тело; его императив - укрепление раковины.
9. Поскольку у раба нет территории вне его - его ответственность сфокусирована на собственных здоровье и покое.
10. Компромисс - краеугольный камень его философии. Поэтому в тесноте социума его обычный ответ на ситуацию: «да» (принятие чужого мнения, не проявляя собственного). Но если он чувствует силу, если рядом - еще более жалкие рабы, - на любую ситуацию он без размышлений отвечает «нет». Разрушать так разрушать!
13 Критичность потребителя
Прежде всего напомним, в чем главное отличие потребителя от раба.
Раб формируется в первые годы жизни под прессом социума (это родители, нянечки, хотя принято считать, что это - болезни, которые на самом деле только следствие «родительской любви» и «воспитания»).
Рост оперативного энергопотенциала идет замедленно, поэтому психомоторика не имеет свободы для развития; и вместо того, чтобы стать инструментом работы с гармониями, становится средством экономизации усилий.
Потребитель формируется в отрочестве. До «возраста граций» (5 лет) он развивался нормально; следующая веха - 8 лет - помечает кризис: неравномерное анатомическое развитие ломает психомоторику, ей все труднее держать в узде энергопотенциал, поэтому вожжи берет в свои руки (навсегда) критичность.
Но это все - в пределах нормы; и названный кризис - естественная болезнь роста. Отчего же этот отрок становится потребителем (иначе говоря - почему прекращается рост его ЭПК)?
Потому что он теряет свободу.
В период кризиса он попадает под пресс, с которым не может справиться (школа), его энергопотенциал перестает расти, все силы уходят на формирование тела и сохранение души хотя бы в том объеме, который отрок успел до этого набрать. Он борется за свое существование, пока не выработает такое поведение, при котором сохраняет свое скромное ЭПК и в то же время живет с удовольствием.
Что же определяет его поведение и сейчас, и завтра, и на всю последующую жизнь?
Хитрость.
Так в чем же главные отличия потребителя от раба?
Раб спасается в раковине, потребитель - движением (хитрость - искусство ложных движений).
Раб окружен стереотипами, потребитель - гармониями.
Территория раба - его тело; потребитель воображает, что его территория - весь мир, на самом же деле даже собственное тело от него отчуждено; оно для потребителя - территория переживания удовольствия, в одном ряду с хорошей книгой, игрой или воображением.
Императив раба - укрепление раковины, императив потребителя - наслаждение.
Ответственность раба - за собственное благополучие; потребитель не знает ответственности - ведь собственной территории у него нет. Р
аб всегда делает четкий выбор: в тяжелой ситуации отвечает «да» (так психомоторика берет на себя часть нагрузки, облегчая энергопотенциалу реактивные действия), в благоприятной - «нет». Для потребителя выбор - самое страшное испытание, поэтому он не делает выбора вообще. С помощью хитрости он избегает этой работы и выигрывает время, пока за него выбор не сделают другие.
Чем сильнее опасность - тем яростнее сопротивляется раб (энергия опасности рождает в нем реактивную силу сопротивления). Потребитель не упирается вообще. Если он не может удрать - он просто выходит из игры. Если жучок видит, что убегать бесполезно - он переворачивается на спинку и притворяется мертвым.
Но есть и одна важнейшая общая черта: оба не могут в одиночестве.
Раб - социален, и не мыслит себя вне группы, команды, коллектива. Потребитель не мыслит себя без другого потребителя: ему нужно зеркало, чтобы любоваться собой, ему нужен надежный, постоянный источник положительных эмоций. Если перевести на язык бытовых понятий - это называется дружбой. Глава шестая (продолжение)
Хотим, чтобы вы правильно нас понимали: мы не презираем рабов, не относимся снисходительно к потребителям и не восхищаемся созидателями. Разве вина рабов, что они рабы? Разве достоинство таланта в том, что он талант? Каждый человек - это результат сотрудничества и противоборства множества факторов, одни из которых действовали непосредственно, другие программировали ситуацию из далекого прошлого - от предков этого человека. Многие изначально не имеют практических шансов дойти до нормы. Так что же - закидать их за это камнями? держать в шахтах (как показал Герберт Уэллс), чтобы они не шокировали своей привычной банальностью наши возвышенные души? Слава Богу, есть критерий: судите о человеке по деяниям его. И если раб достойно выполняет порученную ему работу: растит хлеб, строит дома, управляется с металлом (добавим: хорошо бы, чтоб он это делал все-таки по указке созидателя), - разве кто-нибудь упрекнет его: «сколько работаешь, а не сделал ничего нового»? И если талант лишь однажды проявил свою способность к оригинальному действию, а все остальное время пытался жить на ренту с этого действия, паразитировать на нем, - разве такой талант достоин нашего уважения? разве мы предпочтем его рабу, который не может - но старается, и снова, и снова пытается расширить пространство своей души?.. Ведь талант, который обольстился рентой - накануне переехал с третьего этажа на первый; он уже живет среди рабов, он видит мир из их окон, из отдельной квартиры он попал в коммунальную, причем давно аварийную, с отключенной горячей водой и без телефона. Так что же - презирать его за это? Ведь это не столько его вина, сколько беда. А как его выручить из этой беды? Нужно его разбудить и заставить разглядеть себя в зеркале. Остальное он сделает сам.
Вот почему мы никого не хулим и никого не хвалим. Мы только называем: что есть что - и по каким законам оно живет.
Сразу поставим главный вопрос: когда рождается потребитель? Если мы ответим на него, нам станет ясной сущность этого обаятельного, жизнерадостного, но на самом деле не очень счастливого человека.
Ответ представляется очевидным: едва ребенок преодолел первый энергетический кризис, тот порог, который не смогли перешагнуть большинство его сверстников, осевших на первом этаже в качестве рабов, - он уже потребитель. Был раб, раб, раб, потом вылез как змея из старой кожи в новом блеске - потребитель.
Здесь все неправильно.
Во-первых, малыш - не раб. Никогда! Ни одной минуты! Он не раб - пока его не сделают рабом. Правда, его ЭПК вроде бы неотличимо от ЭПК раба - за исключением одного принципиального качества: ЭПК раба существует в определенном диапазоне (ниже нижнего предела он гаснет, выше верхнего - идет вразнос), а ЭПК ребенка непрерывно развивается. Раб - компенсированная личность (одними качествами, развитыми лучше, он компенсирует остальные - развитые плохо или не развитые совсем), малыш - в пределах нормы. Это не та норма, которая будет инструментом и мерой и прибежищем созидателя, - но это норма человеческого развития на этот день. Малыш становится рабом тогда, когда его оперативный энергопотенциал прекращает свой рост. Иначе говоря, когда механизмы психомоторики (в данном случае - стереотипы) настолько компенсируют энергодефицит, что необходимость в росте оперативного энергопотенциала отпадает.
Во-вторых, нет и того дня, когда о ребенке, перешагнувшем первый энергетический кризис, можно сказать, что он стал потребителем. Даже вершина этого периода - возраст граций - не имеет никакого отношения к потребительской сущности. Почему - вы должны понимать по предыдущему случаю: ЭПК потребителя ограничено определенным диапазоном, ЭПК ребенка - непрерывно развивается. До каких пределов? - До очередного энергетического кризиса.
Мы уже назвали срок этого кризиса - приблизительно 8 лет.
До этого блистательная психомоторика ребенка легко управлялась с набирающим силу оперативным энергопотенциалом. Но внезапный взрыв - стремительный рост костей - ломает идеальную координацию движений, а с нею и психомоторику. Оперативный энергопотенциал становится плохо управляемым, ребенок выходит из-под контроля - и взрослых, и собственного; его поступки импульсивны; он сперва делает что-то - и лишь затем дает оценку сделанному. Подчеркнем: не себе, не поступку, а только результату. Впрочем, и эта оценка - не его собственная: оценивая под прессом социума, он и меряет сделанное меркой социума - то есть, взрослых.
Чем не кризис? Но мы договорились, что ребенок развивается нормально. Как же ему выйти из кризиса? Мерка взрослых ему неуютна, это - прокрустово ложе. Значит, нужно найти в себе, проявить, материализовать такую собственную мерку, которая позволила бы обуздать разбушевавшийся оперативный энергопотенциал - разумеется, по возможности не ограничивая его свободы. И ребенок находит ее. Эта мерка - он сам.
Какой замечательный, какой фантастический, какой судьбоносный день в его жизни! Как жаль, что ни он сам, ни окружающие этого не осознают.
Но скоро это почувствуют все!
Подобный день в его жизни уже был однажды: день, когда он сказал: «я сам»; день, когда он себя осознал.
Теперь же он сказал себе - и готов это отстаивать перед всем миром: «я прав».
У него хромает психомоторика - на нее плохая надежда, но оперативного энергопотенциала более чем достаточно, есть на что опереться, есть чем подпереть свою мерку. Но мерка - только инструмент. Им должен кто-то работать. Энергопотенциал в этом деле вообще ни при чем - у него другие функции; психомоторика могла бы, но не сейчас; сейчас она все упростит, сведет к стереотипам - только дело испортит. Но ведь есть еще критичность! Вот когда она выходит из тени и заявляет: «а между прочим, мера - это мой инструмент, и ничей больше». Она берется за дело - и сразу делает его хорошо.
Что она делает?
Чувство кристаллизует в мысль.
Ребенок стал отроком.
Обращаем ваше внимание: судьба ребенка, уровень развития его ЭПК зависят от того, насколько свободно развивается его оперативный энергопотенциал. О полной свободе говорить не приходится, всегда есть пресс, который зажимает рост самопорождающегося механизма ЭПК. Но одни дети выдерживают это испытание, протискиваются под прессом - полагаете, на свободу? как бы не так! - под следующий пресс. При этом происходит эффект, как при перебросе электрона с одного уровня на другой - появляется новое качество: они прорываются со второго этажа на третий, и тут оказывается, что это уже не тот человек, который был вчера. Он иначе видит мир (множество работы, которую необходимо сделать), он иначе реагирует на ситуации (его не страшит ни столкновение, ни даже поражение - не хочет себя потерять, и только поэтому он иногда бережется), он узнает одиночество (ведь только в одиночестве чувство превращается в мысль).
Это, как вы помните, норма.
Сейчас нас интересуют другие дети - те, что не успели проскочить под прессом - и на всю жизнь остались под ним.
Почему они застряли?
Проскочить - пороху не хватило; простите - оперативного энергопотенциала.
Почему же развитие их оперативного энергопотенциала было столь роковым образом угнетено? Иначе говоря, что ж это за пресс такой, что не дал им развиться нормально, сформировав из них потребителей?
Это - ближний социум.
Назовем его: 1) родители и родственники, 2) воспитатели и учителя, 3)сверстники.
Преодолев первый энергетический кризис, оказавшись на втором этаже, ребенок не сразу осознает это. Но постепенно начинает замечать зону отчуждения между собой и другими детьми. Они держатся в стае и им нравится быть в стае (когда рядом другие - мне не так страшно!), а он не прочь побыть один. Ему не скучно одному! Он сам придумывает себе игры (полагает, что сам, полагает, что придумывает - оставим его и его родителей в этом приятном заблуждении; на самом же деле - вы правы - это работает память). Но когда он предлагает свою игру сверстникам - он не всегда встречает понимание. Его мир сложноват для них, его ассоциации они воспринимают с трудом, а это вызывает их раздражение. Сверстники видят, что любое дело (если оно короткое) у него получается легче и веселей; видят, что воспитательницы его хвалят и выпускают с ударными номерами на праздниках; видят, что он знает больше, понимает слету, что взрослые его сразу примечают и поощряют, - и реагируют естественно для рабов: не принимают его в свой круг и при любой возможности стараются его унизить.
Ситуация «гадкого утенка».
В ней оказывается каждый ребенок, перебравшийся на второй этаж.
Но одни принимают этот вызов судьбы - и остаются верными себе (своей мере вещей) и своей пока еще неокрепшей душе. Другие не в силах переболеть этой ситуацией до конца, до полного выздоровления - утилизировать ее, - и отпечаток этой болезни остается в их душе навсегда. Ощущение собственной неполноценности. На потребителе этот отпечаток виден опытному глазу сразу. Но мы нередко обнаруживаем его и у созидателей, а это обнадеживает. Значит, для развития души эта болезнь не смертельна. Но обидна: оставив после себя стопор, она не позволяет действовать на пределе ЭПК; следовательно, самые трудные, но посильные задачи (самые интересные!), задачи, решая которые и растет созидатель - остаются для него недоступными: он видит их, но не отваживается к ним подступиться. Это как ограничитель на движке нового автомобиля: мощность позволяет ехать со скоростью 150 км/час, а ограничитель не позволяет, и пока он не снят, быстрее 90 км/час вы не поедете. Еще одно прокрустово ложе.
Здесь напрашиваются три вопроса, и чтоб они не мучили вас, как занозы, сразу же разберемся с ними.
Первый: до какого уровня может подняться ЭПК созидателя, если развитие его души ограничено стопором «гадкого утенка»?
Очевидно, выше таланта он не поднимется, да и талант будет не слишком выразительным. Его решения будут новыми (иначе какой же это талант), но доберется он до этих решений с помощью чужих приемов. Его новизна будет узнаваемой и с какого-то этапа предсказуемой. Это обещает быстрое признание рабов, но пренебрежение созидателей испортит ему праздник и усугубит душевный дискомфорт (деградируя, неудовлетворенность трансформируется в неуверенность).
Второй: возможно ли сорвать этот стопор?
Несомненно. Для этого нужно 1) ясное понимание ситуации; 2) осознанный выбор задачи, решаемой лишь предельным напряжением сил; 3) мужество: пока не сделаю - не отступлюсь.
Третий: навсегда ли исчезает сорванный стопор?
Навсегда. Правда, при переутомлении, вообще при неразумной растрате энергопотенциала в душе созидателя
(кстати - и гения тоже; но творец и мудрец этого не знают: их энергопотенциал практически неуязвим и они ушли слишком далеко от прошлого, чтобы оно могло догнать их и лечь на их плечи грузом)
может возникнуть давний страх, но это будет не реальный стопор, а как бы проявившаяся из прошлого его голограмма. Достаточно восстановить энергопотенциал - и стопор «гадкого утенка» растает в его ярком сиянии.
Осталось невыясненным самое интересное: за счет чего некоторые дети прорываются через ситуацию «гадкого утенка» без ущерба для души?
Проще всего сказать, что их выручает характер; но у души другие критерии: истина, добро и красота. Вы вправе усомниться: не слишком ли высоко взято? - ребенок все-таки- Согласны: слово «истина» он еще не скоро узнает; слова «добро» и «красота» для него только слова, обозначающие самые примитивные оценки. Но! - ведь не слова, не понятия, не символы - он сам мера окружающего его мира; а он - гармоничен; значит, не зная об истине, не задумываясь о добре и красоте, он принимает только тот мир, где эти идеалы живут естественной жизнью. Он - одно целое с этим миром, поэтому - не боится его, поэтому - понимает его правильно и называет точно. Он никогда не скажет на белое - черное, на хорошее - плохое. Потому что солгать - значит, разрушить гармонию - нанести травму своей душе; а потом окажется, что и телу. Для ребенка ложь и разрушение противоестественны. Ведь не зря спокон века говорят: устами младенца глаголет истина. Это так! И не потому, что он ближе к истине, чем мы; он сам - истина. У него будут ее отнимать, его будут от нее отчуждать, ее будут ему подменять - жизнь длинна (простите за трюизм), будет все. Но чем больше истины он сможет с собой унести, чем дольше он будет терпеть под этим невыносимо тяжким грузом, тем шире раскроется антенна его души, тем выше он поднимется по ступеням талант-гений-творец. Если ему не изменит мудрость - он останется свободен. И счастлив - если вовремя поймет, что нужно не переделывать мир, а сохранять себя. Того себя, который - рассматривая на лугу цветок, слушая птицу, вдыхая наполненный испарениями трав воздух - когда-то был неотделим от мира.
-Так вот, дети, чей оперативный энергопотенциал и на втором этаже развивается в пределах нормы, незаметно для себя
(давление пресса нарастает, но эти - развивающиеся в пределах нормы - принимают трудности как норму жизни и уже теперь учатся утилизировать их, обогащая трофеями свою душу; какими трофеями? человек, усвоивший концепцию ЭПК, уверенно скажет: памятью о пережитых чувствах; но если этот вопрос не оставит его равнодушным, если он подумает над ним, то увидит, что может продвинуться еще на шаг: главным трофеем утилизации трудностей будет свобода, рождающая одному удовлетворение, другому - наслаждение, третьему - счастье, - в зависимости от величины проделанной работы и, конечно же, от высоты волны восстанавливающегося после нее оперативного энергопотенциала)
к 13 годам оказываются на третьем этаже. С которого - напоминаем - жизнь может сбросить их и на второй, и даже на первый этаж, но их качество от этого не пострадает: ни потребителями, ни рабами они не станут. Талант - если отрок до него поднялся - пожизненное знание. Даже если человек живет как раб.
Но многие ли успевают вовремя подняться со второго этажа на третий?
Как когда и смотря где. Если прикинуть на глазок да взять по среднему - выйдет один из пяти. Четверо остаются на втором этаже. И в который уже раз возникает вопрос: почему?
При движении через второй этаж
(а его нужно пройти насквозь: лестница с первого этажа в одном конце, лестница на третий - в противоположном; на этот путь через анфиладу второго этажа дается несколько лет; зачем?
а) чтобы психомоторика успела полностью раскрыться и наработать свои механизмы;
б) чтобы оперативный энергопотенциал вырос до размеров, обеспечивающих талантливую работу;
в) чтобы критичность окрепла настолько, что верила бы только себе и управляла оперативным энергопотенциалом без сомнений)
- так вот, при движении через второй этаж ребенка (затем отрока) подстерегают три ловушки. Их обойти невозможно, поэтому будущий талант продирается через них насквозь. Три ловушки - это три ситуации, каждой из которых нужно переболеть. Переболев поочередно в каждой, получив каждый раз иммунитет, будущий талант однажды обнаруживает себя здоровеньким и энергичным на третьем этаже. Его менее удачливые сверстники выздороветь не успевают. Ни разу. Попав в первую ловушку, они застревают в ней навсегда. Вместо острой но короткой формы их болезнь протекает вяло и становится хронической (подчеркнем еще раз - на всю жизнь). Как же они - не выбравшись из первой ловушки - оказываются во второй? Очень просто: взрослея, ребенок движется не через пространство, а через время; он не идет-бежит-ползет по второму этажу - время тащит его, как на транспортере. И еще больного, без тени иммунитета в душе, сбрасывает во вторую ловушку. Две болезни сразу - это уже много. Лестница, ведущая на третий этаж, приближается, но о том, чтобы подняться по ней, страшно даже думать. Сил нет. Весь оперативный энергопотенциал идет на выживание.
И тут он падает в третью ловушку.
Конец?
Нет!
Еще не поздно.
Пока от лестницы на третий этаж его отделяет хоть небольшой срок - не поздно все исправить. Нужен хороший доктор, который будет правильно лечить. Нужна сильная рука, которая выдернет из трясины. Даже в самый последний момент.
Но встретить Учителя - счастье немногих. Большинство же, подгоняемое ветром времени, доплывает до лестницы наверх- и делает вид, что не хочет на нее вступать. Это ведь нужно за что-то зацепиться, подтянуться, встать на свои ноги и подниматься по ступеням- Господи, как высоко! да где на это силы взять? и стоит ли? - ведь и здесь спокойно, приятно, очень мило-
Вот когда он не ухватился за поручень, не попытался подтянуться вверх - только тогда он стал потребителем.
Глава шестая (продолжение)
Первую ловушку вы знаете - это ситуация «гадкого утенка».
Сбившиеся в стадо рабы отчуждают ребенка с нормально развивающейся психомоторикой. Не сразу, но приходит понимание: «я не такой, как они». А какой - лучше? хуже? От ответа зависит способ его продвижения по второму этажу.
Рабов - много, они - сила; это они создают социальный микроклимат, они утверждают законы стаи. Конечно, душа каждого из рабов выше животной души хотя бы тем, что раб умеет говорить и работать, благодаря чему выработал пусть примитивное (стереотипное), но мышление. Но когда они вместе, когда не нужно работой и речью подтверждать свою человеческую сущность, их сообщество живет по законам животного стада.
А маленького человечка, оказавшегося на втором этаже, в стадо не пускают. Да он и не мог бы с ними! - ведь стадо на первом этаже, на втором только пары (друзья, подруги), иногда соединяющиеся в более сложные конструкции, но эти конструкции условны; основной же ячейкой остается диполь. Почему - вам уже известно: на втором этаже ребенок (отрок) переживает нарциссизм, друг ему нужен как зеркало; причем в зеркале он хочет видеть себя только с одной - светлой - стороны, а два зеркала - хочешь не хочешь - покажут хотя бы и с краю темную изнанку.
Вот и главный ответ на ситуацию «гадкого утенка»:
1) если ребенок на втором этаже находит друга и образует с ним прочный диполь - эта система оказывается самодостаточной и достаточно прочной (их совокупный оперативный энергопотенциал не уступает энергетическому полю стаи), чтобы выдержать любое давление снизу; «мы спина к спине у мачты против тысячи вдвоем»; его психомоторика и оперативный энергопотенциал развиваются нормально; между ним и другом идет игра в дегустацию гармоний, игра, в ходе которой шлифуется, утончается его вкус (формируется культура чувств), - а это значит, что и его критичность постоянно совершенствуется;
2) если ребенок на втором этаже оказывается в изоляции - он спускается вниз, на первый этаж. И старается затесаться в стаю, слиться с нею, стать незаметным. Это как в детской игре, когда, бросая кости, вы по набранным очкам продвигаетесь, скажем, в лабиринте цирковых аттракционов, от 1 к 100. И вот перед самым финишем попадаете на несчастливое число и соскальзываете по желобу вниз, на арену.
Но игрок, пока борьба не кончилась, может начать все снова. Ребенок со второго этажа об этом не помышляет. Напротив, он хочет закопаться здесь, он пытается мимикрировать, доказать своим поведением, что он такой же, как остальные. Напрасная затея. Свою сущность не переделаешь. Каждое слово, каждое движение выдает его. Ум говорит ему:
«спрячься за спины других», - но язык (инструмент великолепной психомоторики) опережает контроль (что и не удивительно: его критичность пока слабосильна и оттого робка), - и он после первой же фразы оказывается у всех на виду. Это пугает его (что все замечают); он скукоживается и теряет лицо (за что его начинают презирать). Среди рабов он никогда не станет по-настоящему своим; ему отводят самую незавидную роль» козла отпущения»; она не стоит труда, к ней легко привыкнуть, и если это случится - он останется в этой роли на всю жизнь.
Будьте внимательны: «козел отпущения» - это еще не потребитель; это только первая маска, которую ребенок примеряет, за которой прячется, поскольку не может преодолеть давление ближнего социума. Его оперативный энергопотенциал не развивается - поэтому не развивается и критичность: почка раскрылась, но веточка из нее не пошла в рост - нет сил, чтобы вытолкать ее из тела ствола. Он не может воспользоваться мерой рабов - стереотипом - критичность не позволяет! - критичность, основанная на гармонии, - но и до этой, своей критичности он пока не дорос - слаб оперативный энергопотенциал. Вот почему, еще до того, как прокричал петух, он трижды откажется от своих слов, - у него нет сил, чтобы защитить свое мнение. Он верит в оценку своей критичности - но предает ее.
Так ли безнадежна в эти годы его судьба?
Нет.
Если он встретит друга, который поднимет его до себя (иначе говоря, даст возможность его оперативному энергопотенциалу свободно развиваться в системе диполя), - он распрощается с ролью «козла отпущения». К сожалению, не навсегда. Всякий раз, когда жизнь сбросит его на первый этаж (в результате обвальной потери оперативного энергопотенциала), он будет оказываться в этой роли - до очередной счастливой перемены обстоятельств. Почему именно в этой? Да ведь эту роль он уже знает, колея накатана, и от добра - добра не ищут: ведь хотя роль и не престижна, зато безопасна - безусловно.
И последнее к ситуации «гадкого утенка»: кто может выручить этого ребенка, чтобы он не искал спасения от изоляции на первом этаже?
Выручить может взрослый.
Если он сможет держаться с ребенком на равных (не опускаться до, не поднимать до - именно держаться на равных) - он сможет стать ребенку другом, стать ему зеркалом, создать с ним диполь - и тем спасет его от унизительного испытания рабским прокрустовым ложем.
Вторая ловушка - отроческие игры.
Ребенок без игры немыслим. Если ребенок не играет, значит, его оперативный энергопотенциал весь брошен на борьбу с неким явным или тайным недугом. Но вот ему стало чуть лучше - он потянулся к машинкам, куклам, кубикам, карандашу - и что-то делает. Что при этом происходит? - Развивается психомоторика. Зачем это необходимо? - Чтобы формировался механизм, который будет переваривать оперативный энергопотенциал. Чем лучше сконструирован и сделан паровоз, тем быстрее и тяжелее составы он может тащить. Чем успешней игра развивает психомоторику, тем больше свободы имеет развивающийся оперативный энергопотенциал.
Но вот ребенок становится отроком (напоминаем - речь идет о тех, кого течение жизни несет по второму этажу). Его развитие по-прежнему (оценим на глазок - 90%) зависит от его игр. Он стал старше - игры другие; но задумывались ли вы - чем они другие? и почему - другие? Просто - стал старше - еще не аргумент. Раб тоже играет, тоже взрослеет, но смысл его игр не меняется: 1) он играет стереотипами (классика: карты, домино), 2) на результат, 3) чтобы укрепить раковину (убить время). Отрок на втором этаже отличается от отрока-раба и по количественным, и по качественным показателям. Количество (разумеется, - оперативного энергопотенциала) обусловлено развитием психомоторики. Качество обусловлено пережитым возрастом граций, после чего - как магнитная стрелка на север - он постоянно сориентирован на гармонии. Во что же играет он? Date: 2015-07-27; view: 293; Нарушение авторских прав |