Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спецсредств и огнестрельного оружия





Применению физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции посвящены ст. 18–24 гл. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Данная глава разработана на основе Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН. В ней определяются пределы, условия и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также особенности их применения, в частности особенности применения специальных средств и оружия в составе подразделения (группы) и в условиях массового скопления людей, основания и условия применения оружия ограниченного поражения. Кроме того, устанавливаются гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции. Особое внимание уделяется вопросам проверки сотрудников полиции на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В Законе от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» применение милицией физической силы, спецсредств и оружия определялось только пятью статьями: это ст. 12–16 разд. 4.

Так, ст. 12 Закона «О милиции» предусматривались условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В Федеральном законе «О полиции» положения данной нормы повторяются в ст. 18, 19, однако данные статьи содержат и новые положения: указание на то, что в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства. Кроме того, закреплено право на применение световых и акустических специальных средств. Установлено, что сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Следует отметить, что сотрудник полиции не несет ответственности за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного орудия, если их применение осуществлялось по законным основаниям.

Однако установлена и ответственность сотрудника. Так, последний абзац ст. 12 Закона «О милиции» – указание, что применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность – отражен и в ч. 8 ст. 18 Федерального закона «О полиции», которая гласит: «Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».

Новшеством Федерального закона «О полиции» является то, что в ч. 2 ст. 18 определено, что перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия, патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Этого положения не было в Законе «О милиции».

Статья 19 «Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» содержит следующие новые положения, по сравнению с ранее действовавшим законодательством:

о причинении гражданину телесных повреждений полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина;

о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти, как и раньше, уведомляется прокурор, но в течение 24 часов;

о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или материальный ущерб, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа и в течение 24 часов с момента их применения представить рапорт.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О полиции»,которая посвящена применению физической силы, сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые (в Законе «О милиции» – ненасильственные) способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:


1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

В Федеральном законе «О полиции» существует новшество, содержащееся в ч 2. ст. 20: «Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия».

Статьей 21 «Применение специальных средств» добавлены такие основания применения специальных средств, как пресечение преступления или административного правонарушения, защита охраняемых объектов, блокирование движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Изменены наименования специальных средств:

вместо «резиновых палок» – «палки специальные»;

вместо «слезоточивого газа» – «специальные газовые средства»;

вместо «наручников» – «средства ограничения подвижности» и т. д.

Статьей 22 Закона «О полиции» вводятся ограничения применения специальных средств:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже ноля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров; на железнодорожных переездах, мостах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта.

Следует отметить, что цель, поставленная перед разработчиками по конкретизации формулировок и терминов в обсуждаемой части Федерального закона «О полиции» была успешно выполнена. Нечеткие формулировки, которые допускали неоднозначное толкование, были конкретизированы. Это привело к тому, что в списке появились новые виды специальных средств. Так, впервые в отдельный вид специальных средств были выделены «светошоковые устройства», появились «световые и акустические специальные средства», «средства ограничения подвижности» и др.

Юридически выверенный и технически грамотный перечень специальных средств позволяет расширить практику их применения и повысить их безопасность.

В новом Федеральном законе «О полиции» также уточнены и дополнены перечни и условия, определяющие использование специальных средств. Одно из таких нововведений – это запрет на использование спецсредств при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Озабоченность граждан и самих сотрудников полиции тем, чтобы специальные средства, принятые на вооружение, были гарантированно безопасными и, вместе с тем, эффективными, может быть преодолена повышением требовательности к обучению конструктивным особенностям, правилам использования спецсредств. Это также нашло отражение в ст. 18 Федерального закона «О полиции». Спецсредство должно быть безопасным и эффективным, поэтому требования по применению специальных средств должны изучаться всеми сотрудниками, допущенными к их служебному применению. Данная норма впервые четко прописана в законе и заменила собой множество различных подзаконных нормативных актов, подчас противоречащих друг другу и здравому смыслу.


Что касается применения огнестрельного оружия, то в ст. 23 Федерального закона «О полиции» дается понятие вооруженного сопротивления и нападения – это сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть. Данной статьей существенно расширены права сотрудников полиции в части применения огнестрельного оружия. Установлено также, что сотрудник полиции имеет право применять служебное оружие ограниченного поражения.

Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О полиции» аналогичны ст. 16 Закона «О милиции».

Подводя итог проведенному анализу, можно сказать, что Федеральным законом «О полиции» четко регламентирован порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; детально прописаны ограничения в их применении; при определении терминов «специальные средства», «применение оружия» устранены терминологические неточности и неоднозначность их толкования, которые существовали в прежнем Законе.

Федеральный закон «О полиции» – результат напряженного труда многих ученых и специалистов. Он, безусловно, будет способствовать повышению эффективности правоохранительной деятельности органов внутренних дел, а также решению задач, сформулированных в ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации.

 

 







Date: 2015-08-06; view: 1439; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию