разработка и обоснование эмпирических индикаторов измеряемых социальных факторов;
поиск, анализ и оценка источников информации для проведения вторичного анализа социологических данных;
оценка эффективности используемого инструментария путём проведения пилотажного исследования;
анализ данных, полученных в ходе исследования социальных явлений; разработка прогностических моделей и практических рекомендаций;
1. Основные принципы научного социологического исследования.
2. Основные элементы программы социологического исследования и требования к их формулировке.
3. Эвристические возможности основных исследовательских парадигм, познавательные возможности различных методов социологического исследования.
4. Основные принципы построения выборки.
5. Организация социологического исследования.
6. Ситуация на рынке социологических услуг, потребности предприятий, образовательных учреждений в социологической информации.
1. Получение навыков разработки программы исследования: знакомство с имеющимися программами социологических исследований; разработка программы исследования по собственной проблеме.
2. Получение навыков разработки инструментария социологического исследования:
-разработка инструментария по своей теме исследования (по согласованию с научным руководителем).
3. Приобретение опыта работы с документальными источниками: статистическими материалами, официальными и личными документами, публикациями СМИ.
4. Получение навыков организации полевого этапа социологического исследования, сбора первичной информации.
-знакомство с организацией полевых работ в социологических исследовательских центрах.
-присутствие на инструктаже интервьюеров, анализ существующих инструкций для интервьюеров;
- участие в сборе первичной социологической информации (объем задания устанавливается руководителем практики в зависимости от метода сбора информации).
-подготовка и проведение собственного пилотажного исследования.
5. Получение навыков обработки и анализа социологической информации.
-знакомство с основными методами и программами обработки данных, которые используются социологическими организациями;
-подготовка аналитической записки с выводами и рекомендациями по одному из вопросов изучаемой проблемы;
- анализ проведенного исследования.
Организация данной учебной практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности приобретения студентами компетенций в области профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Она логически завершает осознанное и углубленное изучение дисциплин, предусмотренных учебным планом, и подготавливает к изучению последующих дисциплин.
Таблица 1.1.
Номер/индекс компетенции
| Содержание компетенции или ее части (указываются в соответствии с ФГОС)
| В результате изучения дисциплины обучающиеся должны
|
знать
| уметь
| владеть
|
ОК-1
| способен к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| основы делового этикета;
| воспринимать, обобщать и анализировать информацию;
| способностью к постановке целей и выбору путей их достижения;
|
ОК-2
| умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
| основы логики;
| аргументировано и четко строить свою речь;
| навыками подготовки, написания и произнесения устных сообщений;
|
ОК-3
| готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
| типы личности людей;
| работать в команде;
| толерантностью;
|
ОК-4
| способен находить организационно- управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность
| организационные основы безопасности;
| моделировать управленческие процессы;
| методикой моделирования управленческих процессов;
|
ОК-5
| умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| основы, принципы и положения правового регулирования общественных отношений
| анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
| знанием нормативно-правовой базы своей профессиональной деятельности;
|
ОК-6
| стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации
| основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, ее место и роль в истории человечества и в современном мире;
| анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
| навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
|
ОК-7
| умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков
| основы психологии личности;
| анализировать различные ситуации;
| методами развития личности;
|
ОК-8
| осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
| основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, ее место и роль в истории человечества и в современном мире;
| анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
| навыками саморазвития и методами повышения квалификации;
|
ОК-9
| способен использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач
| основные теории и методы макро- и микроэкономики; экономическое планирование и прогнозирование;
| анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
| навыками публичной речи, аргументации, ведения
дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;
|
ПК-1
| способен применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования
| основные ласссические и современные социологические теории и школы;
| участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;
| навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ;
|
ПК-2
| способен самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
| методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации;
| участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;
| навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ;
|
ПК-3
| способен и готов участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей ннацииальной аудитории
| методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и ннализа социологической информации;
| участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;
| навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ;
|
ПК-4
| способен и готов использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности
| методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации;
| участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;
| навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ
|
ПК-5
| умеет использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп
| основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей;
| участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;
| навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ;
| |
ПК-6
| способен участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей
| основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей;
| участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;
| навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ;
| |
ПК-7
| способен составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами
| закономерности социально-экономических, политических, управленческих процессов, основные подходы к их изучению, а также особенности их применения в России;
| участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;
| навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ;
| |
ПК-8
| умеет обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций
| закономерности социально-экономических, политических, управленческих процессов, основные подходы к их изучению, а также особенности их применения в России;
| участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;
| навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ;
| |
ПК-9
| способен и готов к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб
| основные теоретические модели и методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях;
| участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;
| способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;;
| |
ПК-10
| способен использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности
| закономерности социально-экономических, политических, управленческих процессов, основные подходы к их изучению, а также особенности их применения в России;
| участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;
| способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;
| |
ПК-11
| способен использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности
| закономерности социально-экономических, политических, управленческих процессов, основные подходы к их изучению, а также особенности их применения в России;
| участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;
| способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;
| |
ПК-12
| способен и умеет использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин
| теоретические основы отраслевых социологических дисциплин;
| представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями;
| методикой преподавания социологических дисциплин;
| |