Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1 Диалектика как система категорий мышления





Оглавление

Пояснительная записка 5

Учебно-тематический план курса. 6

Тема 1. Диалектика как система категорий мышления................................. 7

Тема 2. Диалектика как логика и теория познания....................................... 7

Тема 3. Категории, законы и принципы диалектики..................................... 8

Тема 4. Диалектика непосредственного бытия.............................................. 9

Тема 5. Диалектика опосредствованного бытия............................................ 9

Тема 6. Сущность – явление – действительность........................................ 10

Тема 7. Форма – материя – содержание...................................................... 11

Тема 8. Возможность – действительность – необходимость....................... 11

Тема 9. Необходимость: субстанция – причинность – взаимодействие..... 12

(субстанция-субъект)..................................................................................... 12

Тема 10. Необходимость – случайность – свобода (понятие)..................... 12

Тема 11. Диалектика развивающегося бытия.............................................. 13

Темы контрольных работ 15

Литература 21

Вопросы к экзамену 24

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 26

Тема 1. Диалектика как логика и теория познания /2 ч./............................ 26

Тема 2. Диалектика непосредственного бытия /2 ч./................................... 27

Тема 3. Диалектика опосредствованного бытия /2 ч./................................. 28

Тема 4. Диалектика развивающегося бытия /2 ч./....................................... 30

Самостоятельная работа 32

Тема 1. Диалектика как учение о всеобщих формах развития /2 ч./.......... 32

Из раздела «Диалектика непосредственного бытия».................................. 34

Тема 2. Переход к Мере в гегелевской Логике /4ч/..................................... 34

Из раздела «Диалектика опосредствованного бытия»................................ 35

Тема 3. Форма и основание /4 ч./................................................................. 35

Тема 3. Снятие сферы действительности:..................................................... 37

необходимость - случайность - свобода /4 ч./.............................................. 37

Из раздела «Диалектика развивающегося бытия»..................................... 38

Тема 1. Диалектика как метод /6 часов/....................................................... 38

Вопросы к ГАК 40

Глоссарий по курсу «Категории» 42

 


Пояснительная записка

 

 

В курсе излагаются основы теории диалектики как системы категорий мышления. Актуальность курса усматривается в невозможности сформировать профессионала-философа без опоры на классическую (гегелевскую) разработку теории мышления.

Цель курса – освоение студентами понятия о мышлении как системы логических категорий.

Задача курса – изучение логических форм и их систематических связей в Логике Гегеля и их становление в истории философии.

Место курса в учебном процессе: курс предназначен для студентов 3 года обучения (заочная форма, 5 семестр) и представляет собой 5 часть базового курса «Систематическая философия».

Форма проведения занятий – лекции, семинары, самостоятельная работа.

Форма контроля – рефераты и семинарские выступления.

Итоговый контроль – экзамен.

Навыки – уметь опознавать при анализе сложных предметных систем логические категории, научиться использовать категории как инструменты анализа и предсказания тенденций развития исследуемых предметов (на модели развивающегося мышления).


Учебно-тематический план курса

 

 

Тема   Лекции Семинары СРС Всего
1. Диалектика как учение о всеобщих формах развития 2ч.   4ч. 6ч.
Что такое диалектика 2ч.      
2. Диалектика как логика и теория познания 4ч.     4ч.
Три отношения мысли к объективности. Первое и второе отношение. 2ч.      
Третье отношение мысли к объективности 2ч.      
3. Категории, законы и принципы диалектики     2ч. 2ч.
4. Диалектика непосредственного бытия 2ч. 4ч. 4ч. 10ч.
Диалектика непосредственного бытия в метафизике и трансцендентализме   2ч.    
Качество и количество в гегелевской Логике 2ч. 2ч.    
Мера в гегелевской Логике     4ч.  
5. Диалектика опосредствованного бытия 4ч. 4ч. 8ч. 14ч.
Сущность – явление -- действительность 2ч.      
Форма - материя - содержание   2ч. 2ч.  
Возможность - действительность - необходимость 2ч.      
Необходимость: субстанция - причинность - взаимодействие (субстанция – субъект)   2ч. 2ч.  
Необходимость - случайность - свобода (понятие)     4ч.  
6. Диалектика развивающегося бытия. 2ч. 2ч. 4ч. 8ч.
ВСЕГО 14ч. 10ч. 20ч. 44 часа.

ПРОГРАММА КУРСА


 

 

Тема 1 Диалектика как система категорий мышления

 

 

Категории как определения сферы опосредствования мышления и бытия. Система категория как диалектическая логика. Историческое становление диалектики как системы категорий. Основные исторические типы диалектики.

Античная диалектика: учение о том, как бывают тождественны противоположности.

Модификация диалектики в системе категорий средневекового мышления. Преобразование смысла и места платоновских и аристетелевских категорий в логике креационизма.

Новоевропейская диалектика: интуиция совпадения противоположностей и категориальное освоение движения как развития. Диалектика немецкой классической философии. Три отношения мысли к объективности – универсальный схематизм развития рефлексивной мысли.

Материалистическая диалектика как логика и теория познания. Диалектика и современная западная философия. Диалектико-логический смысл феноменологической и герменевтической проблематики.

 

 







Date: 2015-08-06; view: 295; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию