Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
При выборе клиентов нужна разборчивость
Однажды, еще когда я учился в старших классах средней школы, мы с богатым папой проходили мимо какого-то отеля и услышали, как кто-то громко кричит: — Я не заплачу вам больше ни одного дайма*! Мы так не договаривались! Посмотрев туда, откуда раздавался крик, мы увидели семейство из пяти человек, глава которого выглядел очень расстроенным и орал на служителя отеля, одетого в цветастую гавайскую рубаху. — Но вы заплатили только за открытие депозита в банке, — протестовал работник отеля. — И ничего не заплатили нам. Я не могу принять ваш чек — вы должны заплатить наличными. Вы должны были полностью оплатить заказанный вами номер еще месяц назад. Вам просто повезло, что мы оставили его за вами. Учтите, что у нас сейчас полно туристов. — И вы совершенно правильно поступили, что оставили эти места за мной! — кричал отец семейства. — Иначе вам пришлось бы иметь дело с моим адвокатом! — Но все же вы должны заплатить, — не отступал клерк отеля. — Я же сказал вам, что заплачу. У вас есть уши? Вот вам мой чек, а потом вы получите по нему деньги, — продолжал мужчина. — Я имею право расплачиваться чеком. Дайте нам возможность занять наш номер, и мы покончим с этим вопросом раз и навсегда. (Хочу заметить, что это происходило еще в то время, когда почти никто не пользовался кредитными карточками.) — Вы должны заплатить наличными. Я не могу принять от вас чек. Именно поэтому мы и придерживаемся такого правила, чтобы места оплачивались заранее. Это дает нам время проверить, имеете ли вы деньги на счете в банке, чтобы расплачиваться чеками. — Что вас не устраивает?! — орал отец семейства. — Вы что, не понимаете нормального языка? Я же сказал, что заплачу. Так что ведите нас в номер. Или мне позвонить вашему начальнику, чтобы вы сдвинулись с места? Вокруг начала собираться толпа. Видя это, человек в гавайской рубахе погрузил гору чемоданов на свою тележку и направился вместе с семьей к их номеру. — Он никогда им не заплатит, — спокойно заметил богатый папа, когда мы пошли дальше по улице. — Откуда вы это знаете? — удивленно спросил я. — Мы имели дело с этим парнем три года назад. Он поступил точно так же и с нами. Он вселяется в номер и выписывает чек, по которому ничего нельзя будет получить. — А что будет потом, когда окажется, что у него ничего нет? — спросил я. — Пока мы выяснили, что его чеки ничего не стоят, он уже успел выехать из нашей гостиницы. Мы позвонили ему, как только он вернулся на континент — если не ошибаюсь, он живет где-то в Калифорнии, — и попытались потребовать причитающуюся сумму. — И что получилось? — Когда мы стали угрожать, что подадим иск в суд, он согласился заплатить половину того, что был должен. И при этом сказал, что его у нас плохо обслуживали и он считает, что с нас и этого хватит. Он сказал, что даже то, что он собирается заплатить — 50 процентов от суммы долга, — это ни что иное, как проявление невероятной щедрости с его стороны. Так как суд обошелся бы нам дороже, чем половина суммы его долга, мы согласились. Но даже и после этого прошло еще 6 месяцев, прежде чем он что-то нам заплатил. Некоторое время мы шли молча. Слова богатого папы очень встревожили меня, наконец я не выдержал и спросил: — Скажите, в бизнесе такое случается постоянно? — К сожалению, да. Всегда будут как хорошие, так и плохие клиенты. К счастью, опыт мне подсказывает, что 80 процентов всех клиентов — хорошие, 5 процентов — вроде этого парня — просто ужасные, а остальные 15 процентов — что-то среднее между первым и вторым, — ответил богатый папа и продолжал: — И, в довершение всего, этот же мужчина в прошлом году опять позвонил нам и пытался заказать целый ряд путевок. Вот это нахал! — И вы пошли ему навстречу? — Ты что, шутишь? — рассмеялся богатый папа. — Разумеется, я послал его подальше — только, конечно, не в таких выражениях. Я просто сказал ему, что у нас нет свободных мест. В нашем отделе предварительных заказов уже имелись на него все данные вплоть до фотографии. Мы занесли его в специальный список людей, с которыми мы не ведем никаких дел. Служащий, который говорил с ним по телефону, с первого же раза запомнил его имя и тут же сказал ему, что у нас все занято. (Хочу заметить, что это было еще до появления персональных компьютеров, которые в наши дни помогают собирать и по необходимости быстро получать все данные о клиентах.) — Так значит, случается, что вы отказываете клиентам? — удивленно спросил я. — Иначе и быть не может, — убежденно сказал богатый папа. — Необходимо отказывать плохим клиентам точно так же, как необходимо увольнять с работы плохих работников. Если вы не будете систематически увольнять из своей фирмы плохих работников, в конце концов у вас не останется хороших. То же и с клиентами. Если я не буду отказывать плохим клиентам, то скоро у меня не останется ни хороших клиентов, ни хороших служащих. — Но разве не бывает так, что клиенты справедливо жалуются или негодуют на допущенные вашими людьми ошибки? — спросил я. — Случается, что их жалобы справедливы? — Да, — ответил богатый папа. — Часто бывает и так, что виноваты мы. Наши служащие тоже могут допускать промахи или грубо обращаться с клиентами. Наша система — А трудно отказывать людям? — спросил я. В то время мне было семнадцать лет и мысль о необходимости кому-то указать на дверь — особенно взрослому — всерьез меня пугала. Я не хотел бы этого делать. — Да, это никогда не доставляет удовольствия, — сказал богатый папа. — Это один из самых неприятных, но необходимых моментов в работе предпринимателя. Потому что, если ты предприниматель, это значит, что ты в первую очередь работаешь с людьми. Именно люди являются твоим самым важным активом, но могут стать и самым большим пассивом. Практически не проходит дня, чтобы не приходилось кому-то отказывать, а то и увольнять с работы. Я надеюсь, ты никогда не забудешь этого маленького урока. После этого мы с богатым папой зашли в ресторанчик, чтобы позавтракать, и заняли свободный столик. Официантка подала нам стаканы с напитком и меню и объяснила, когда будет готов заказ. Далее богатый папа продолжил свой урок. — То же верно и относительно советчиков и консультантов. Ты должен уметь избавляться от плохих советчиков. Если у тебя есть бухгалтеры, аудиторы или адвокаты, которые плохо делают свою работу, или если она им не по силам, или если ты видишь, что они интересуются только — Наверно, вы очень рассердились на своего бухгалтера? — спросил я. — И да, и нет. Я ведь понимал, что, в сущности, не могу в чем-то его винить. В то время мой бизнес рос так быстро, что мне приходилось брать на работу всех, кто подворачивался, не обращая особого внимания на их способности. Я еще не понял, что есть разные бухгалтеры. Он, конечно, должен был сказать мне, что ничего не смыслит в подобных вопросах, но он не хотел в этом признаваться, так как боялся, что я его уволю. Просто мой бизнес почти мгновенно перерос рамки того, с чем он привык иметь дело. Мне нужно было уже давно уволить этого бухгалтера, но я был слишком занят, чтобы — Вам было трудно его уволить? — спросил я. — Очень трудно. Но если ты не можешь по необходимости нанимать и увольнять людей — включая себя самого, — ты не станешь предпринимателем. Запомни это: твой успех или неудача в качестве предпринимателя во многом зависят от того, как будут работать твои люди. Если твои сотрудники будут работать хорошо и умело, твой бизнес будет успешно расти. Если они будут работать плохо и как попало, твой бизнес окажется в трудном положении. Если ты нанимаешь людей просто потому, что они тебе нравятся, или потому, что они твои родственники, а потом, в случае необходимости, не сможешь их уволить, так и знай, что эти люди будут очень плохо работать. Запомни, что люди бывают самые разные, и ты как бизнесмен должен проявлять гибкость, чтобы иметь возможность работать с людьми самого разного типа — с разными навыками, амбициями, мечтами, характерами и жизненным опытом. Если ты не можешь работать с людьми разного типа, то, опять-таки, от этого пострадает твой бизнес. — Именно поэтому вы всегда говорите мне и Майку, что «работа лидера заключается в том, чтобы заставить своих людей работать как одна команда». — Это может оказаться самой важной частью твоей работы. Не забывай, что разные задачи в бизнесе требуют присутствия разных типов людей. Например, торговые агенты должны отличаться по характеру от работников административного аппарата. Это ведь совершенно разные люди, можно сказать, абсолютно противоположные, и ты должен обращаться с ними тоже по-разному. К примеру, никогда не нужно допускать, чтобы торгового агента нанимал работник из административного персонала. Потому что вместо того, чтобы нанять толкового торгового агента, который с радостью будет ходить от двери к двери, предлагая ваш товар, он отдаст предпочтение приятному в общении, тихому человеку, весь опыт работы которого сводится к тому, что он сидел за кассой в супермаркете. Зато наниматель из административного персонала обязательно постарается убедиться в том, что человек, которого он нанял, любит заполнять различные формуляры и делать другую бумажную работу. — А почему он непременно так поступит? — спросил я. — Потому что рыбак рыбака видит издалека. Работник из административного аппарата, естественно, думает, что в любом деле, в том числе и в торговле, самое главное — это бумажки, ведение документации. Он ничего не знает о том, как это трудно — реально кому-то что-то продать. Это в состоянии понять лишь тот, кто действительно этим занимался. И наоборот, торговые агенты, как правило, не любят людей из административного аппарата. Почему? Потому что они вообще не терпят никакой бумажной ра- — Так что же вызывает в бизнесе наибольшие трения? — спросил я. — Отношения между административными работниками и торговыми агентами? — Нет, — решительно ответил богатый папа. — В бизнесе каких только трений нет. Они сопровождают каждое его движение. Ведь в бизнесе можно увидеть модель всех конфликтов, присущих человечеству. Это кипящий котел самолюбий, который никогда не перестает клокотать. Если ты посмотришь на Треугольник Б-И, то поймешь, в чем тут дело. Бизнес — это смешение самых разных людей, с разными характерами, способностями, уровнем образования, возрастом, полом и расовой принадлежностью. И каждый день, когда ты приходишь на работу, основные проблемы, с которыми ты сталкиваешься, — это проблемы, связанные с людьми. Например, торговый агент дал какие-то обещания, которые компания не может выполнить. Клиент в ярости. Ваш поверенный не может прийти к единому мнению с вашим бухгалтером. Рабочие со сборочной линии не могут найти общий язык с инженерами, которые разработали эту линию. Управленцы воюют с простыми рабочими. Технари — с работниками умственного труда. Тот, кто склонен к анализу, не понимает тех, кто склонен работать с людьми. Те, у кого есть диплом о высшем образовании, пренебрегают теми, у кого его нет. Добавь к этому еще интриги и перетягива- — Так вот почему предприниматель должен знать, когда и кого уволить! Если один-единственный человек нарушает установившееся равновесие, то целый бизнес может взорваться из-за того, что его внутренние трения перейдут допустимую черту. — Именно так, — улыбнулся богатый папа. — Я уверен, что то же самое ты видел чуть ли не каждый день в школе. Ведь у твоих одноклассников самые разные характеры, верно? Я улыбнулся и сказал: — Так же, как и у моих товарищей по футбольной команде, по бейсбольной команде и даже у участников нашего школьного оркестра. — Именно поэтому у каждой команды есть свой тренер, а у оркестра — дирижер, точно так же как у каждого бизнеса есть глава, лидер. Работа лидера заключается в том, чтобы заставить разных по характеру людей трудиться как единая команда. Одна из причин, почему столько людей предпочитают работать как самостоятельные профессионалы или иметь хоть какой-то маленький бизнес, который никогда не превратится в большой, заключается в том, что эти люди как лидеры оказываются совершенно не способны работать с другими людьми и не хотят этому учиться. Да, делать деньги и создавать Официантка вернулась, чтобы принять заказ. Когда она ушла, богатый папа продолжал: — Позволь мне дать тебе три полезных совета, которые касаются работы с людьми в бизнесе. Совет номер один — это то, что я называю «ослиным фактором». Понимаешь, все люди имеют какие-то навыки и способности, но в них также много и от ослов. Это есть во всех нас, в том числе и во мне. Но если ослиное упрямство в человеке перевешивает его способности и полезные навыки, то я сразу вижу, что время с ним распрощаться. Тут я засмеялся и сказал: — Наверно, вы когда-нибудь получите Нобелевскую премию за то, что придумали этот «ослиный фактор». — Может быть, — кивнул богатый папа. — И каждый, кому приходится работать с людьми, будет останавливать меня на улице, чтобы поблагодарить. — А в чем же заключается совет номер два? — спросил я. — Научись не спешить, когда берешь человека на работу, и действовать быстро, когда хочешь его уволить, — сказал богатый папа. — Когда нанимаешь кого-то, действуй медленно и осторожно. Тщательно его проверь. А если пришло время кого-то прогнать, сделай это быстро. Слишком часто начальники стараются дать своим подчиненным еще один шанс исправиться. Этого не следует делать. Если по каким-то причинам ты не можешь уволить человека, которого необходимо уволить, тогда переведи его на такое место, где он не мог бы причинить вреда твоему бизнесу. Постарайся изолировать его от — Вы хотите сказать, что человек может быть хорошим работником, но выполняет неподходящую для него работу или трудится не в том отделе? — Такое случается постоянно, — сказал богатый папа. — Бывали случаи, когда я сам брал на работу очень хорошего специалиста и ставил его на неподходящее для него рабочее место. И получалось, что именно я тот человек, который сделал его несчастным. — И как же вы в таком случае поступали? — Ну, например, несколько лет назад я нанял одного молодого человека, который был замечательным торговым агентом. Он работал изо всех сил, умел найти подход к клиентам и зарабатывал для компании и для себя немалые деньги. Поэтому через несколько лет я решил его повысить. Он стал менеджером отдела продаж. Я воз- — И вы уволили этого молодого человека? — Нет. Дело шло к этому, но я подумал, что сначала следовало бы еще раз с ним побеседовать. Как только мы поговорили по душам, все сразу же прояснилось. Причина заключалась в том, что я передвинул его на чисто административный пост, где этот человек должен был заниматься тем, что ему больше всего в жизни не нравилось, — бумажной работой. Да, теперь у него была звучная должность «начальник отдела продаж», он получал значительно больше денег, имел служебный автомобиль, но все это не перевешивало на чаше весов необходимости заниматься ненавистной работой, возиться с горой документов и сидеть на бесконечных заседаниях руководящего состава. Ему хотелось одного — работать простым торговым агентом, общаться с клиентами. — Так что же, он снова стал торговым агентом? — Естественно! Ведь хороших торговых агентов так трудно найти! Поэтому я придумал для него особую должность, которая звучала не хуже, чем та, что он занимал; очертил большую, чем прежде, сферу деятельности; сохранил за ним служебный автомобиль — и он с энтузиазмом принялся за работу, обогащая и себя, и нашу компанию. — А в чем заключается третий урок? — спросил я. — Третий урок состоит в том, что существует два типа людей, если смотреть с точки зрения того, как они себя ведут во время общения, — сказал богатый папа. — Бы- — А второй? — спросил я. — Второй тип — это человек, который пытается пинать вас сзади, исподтишка. Он распространяет о вас неприглядные слухи или жалуется на вас кому-то другому, но ничего не говорит вам в глаза. В основном такие люди просто трусы. Им не хватает смелости, чтобы поговорить с вами откровенно. Именно поэтому они часто упрекают вас за глаза, говоря, что вы слишком плохо к ним относитесь, что вы не станете их слушать, или что они боятся, что вы, не выслушав, вышвырнете их из компании. Конечно, иногда такие мнения о начальнике бывают верными, но чаще всего эти люди просто предпочитают сплетничать за спиной у босса, но не встречаться с ним лицом к лицу. Такова уж их природа! — И как вы поступаете с подобными людьми? — спросил я. — Вот один из способов: на каждом собрании я напоминаю своим сотрудникам о существовании двух типов людей, с точки зрения общения, чтобы они никогда об этом не забывали. Я говорю им: «Есть люди, которые готовы высказать вам все в лицо, но есть и другие, которые предпочитают говорить у вас за спиной. К какому типу относите себя вы?» Если все в вашей компании будут знать о существовании этих двух типов, они при случае будут напоминать об этом всякому, кто склонен к сплетням или предпочитает держать камень за пазухой. Конечно, это не поможет полностью искоренить такое зло, как сплетни, но, по крайней мере, оздоровит атмо- — А бывало так, чтобы против вас выступали открыто? — спросил я. — О да, не раз — и притом заслуженно. И мне приходилось брать себя в руки и напоминать себе, что я должен без всякого предубеждения прислушиваться к тому, что мне говорят, независимо от того, кто мне это говорит. И как бы это ни было болезненно, все же это намного лучше, чем удары в спину. — И люди говорили вам правду, не боясь, что их за это уволят? — Да, такой риск всегда есть, — улыбнулся богатый папа. — Именно поэтому для успеха в бизнесе так важна смелость и отработанное умение общаться с людьми. Очень важно даже не то, что вы говорите, а как вы говорите. Так что, если тебе предстоит неприятный разговор, привлеки к этому делу свое творческое мышление и продумай, как ты мог бы помягче и потактичнее высказать все, что нужно. И никогда не забывай, что общение не сводится только к тому, что ты говоришь. Общение подразумевает также умение слушать. Когда два человека находятся в расстроенных чувствах и оба пытаются говорить одновременно, не слушая собеседника, это только усиливает трения между ними и может свести общение практически к нулю. Бог недаром дал нам два уха и только один рот, тем самым он показал, что нужно больше слушать и меньше говорить. — Так, значит, быть предпринимателем — это в основном работать с людьми, а для этого нужно иметь очень хорошие навыки общения? Богатый папа кивнул и продолжал свою речь: — Если хочешь быть лидером, нужно владеть искусством общения. Чтобы стать лучшим предпринимателем, тебе прежде всего следует сосредоточиться на развитии своих навыков в этой области. Один из первых шагов на пути к лидерству состоит в том, чтобы открыть в себе способность смело говорить с любым человеком и уметь прислушиваться к словам собеседника. Если ты относишься к тому типу людей, которые предпочитают наносить удар в спину, то я сомневаюсь, что тебе удастся создать динамично развивающийся бизнес. Предпринимательство — занятие для смелых, а не для трусов. Если ты будешь постоянно совершенствовать свои навыки общения с людьми, твой бизнес будет расти. Но запомни: когда ты что-то говоришь другому человеку, это еще не значит, что вы общаетесь. Точно так же как в сфере продаж: больше всех продает не тот, кто больше говорит. Общаться намного сложнее, чем просто двигать губами и молоть языком. Возникла пауза, так как богатый папа приступил к еде. Мой же разум все время возвращался к той сцене, где бушевал разгневанный отец семейства, которого богатый папа без долгих разговоров послал подальше. Наконец я осмелился сказать: — Вот почему вы сказали тому злому клиенту, что у вас нет свободных мест! Вы считали, что это лучше, чем прямо сказать ему, что вы о нем думаете! — Да. Если ты предприниматель, одна из твоих главных задач — защищать свою компанию и служащих от — А это не жестоко и не оскорбительно — поступать так с бедными людьми, у которых, может быть, слишком мало денег, чтобы заплатить сполна? — Я говорил не о бедных людях! — повысил голос богатый папа. — Я говорил о халявщиках. А халявщики — не бедняки. Это совершенно разные понятия. Халявщики есть как среди богачей, так и среди бедняков. Люди ведут себя так не потому, что у них мало денег. Дело в том, на что настроен их разум. Иногда мне кажется, что это какое-то психическое заболевание. Я не стал бы их смешивать и с теми, кто ищет выгодных сделок.. Но, хотя все мы хотели бы что-то выгадать за наши деньги, далеко не все из нас стремятся получить что-то бесплатно, за счет кого-то другого. А тот, кто так поступает, — халявщик. Халявщик не так уж далеко ушел от вора, и часто такие люди действительно самые настоящие воры. Даже если они не крадут у вас деньги, то крадут что-то другое — время и энергию. Наконец, они отнимают у вас спокойствие духа. Был один парень, который чуть не довел нас до полного банкротства, — я готов был все отдать, только бы он оставил нас в покое. Но он еще много месяцев буквально высасывал из нашей компании
Date: 2015-08-06; view: 247; Нарушение авторских прав |