Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое чтение и в чем его учение?





Кто не знает пушкинский афоризм «Чтение – вот лучшее учение»? Но почему на деле чтение и учение оказываются не в одной упряжке? Причин много. И объективных, и субъективных. Одна из них – парадоксальность нашего читательского сознания. Оно определено личным читательским опытом, зачастую без учета накопленного человечеством в мире читательской культуры. А этот мир велик и многолик. Его достаточно сложно представить в едином образе и целостной системе, поэтому каждый из нас рассуждает в рамках собственного читательского сознания. Другая причина в том, что обучение чтению в школе – прерогатива учителей начальных классов. После начальной школы никто целенаправленно не развивает культуру чтения, умения работать с текстами и эффективно воспринимать их в зависимости от целей и задач.

Школьные библиотекари вносят свой вклад в дело воспитания культуры чтения. Но! Будем откровенны, он не столь велик, как хотелось бы. И одна из причин в том, что в системе библиотечного образования не знакомят с инновационными методиками читательского развития личности, знание которых поможет поднять читательскую квалификацию – как собственную, так и своих подопечных – на более высокий уровень.

Предлагаем вам практикум по читательскому развитию. Его освоение поможет вам: во-первых, повысит собственную читательскую квалификацию, а во-вторых, даст представление о том, как можно использовать технологию акмеологического чтения в условиях школьной библиотеки. Это могут быть библиотечные уроки, викторины, читательские КВН, заочная школа в виде стендовых уроков и многое другое.

Естественно, может возникнуть вопрос: «А не подменяем ли мы учителя?» Нет! В сложившейся ситуации общего падения читательской культуры мы должны всем миром не только противостоять этому, но и повышать культуру чтения, и возвышать Человека Читающего. Свою лепту могут внести и школьные библиотекари.

Итак, начнем! С чего начнем? Вначале познакомимся. Я, Бородина Валентина Александровна, доцент кафедры социологии и психологии чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ), кандидат педагогических наук, занимаюсь инновационными технологиями читательского развития более 30 лет. Начинала со скорочтения. Почти сразу мы отказались от идеи визуально-безартикуляционного чтения как нетрадиционного метода «сверх чтения». Отказ был в пользу чтения как естественного психического процесса, включенного в социально-психологический мир определенного культурологического пространства. К настоящему времени сформирована теория читательского (шире – информационного) развития личности. На ее основе разработаны и внедрены инновационные технологии обучения чтению дошкольников, школьников всех возрастов и взрослых читателей. Есть самостоятельные технологии обучения чтению литературы отраслевой тематики и художественной, в том числе и поэзии. Технология используется в учебном процессе различных систем образования, в том числе и школьного [1–4].

Идея развивающего обучения в школе реализована с помощью предлагаемой акме-технологии читательского развития. Акме – вершина, к которой мы ведем читателя, развивая весь его психологический мир в широком культурологическом пространстве. Суть обучения акмеологическому чтению заключается в формировании установок на активное, высокопродуктивное, гибкое, развивающее и развивающееся чтение;
в самодиагностике читательского развития личности; в освоении методик анализа отраслевых и художественных текстов; в психофизиологической коррекции восприятия; в смысловом свертывании и развертывании текста; в тренировке внимания и воспитания внимательности; в рационализации запоминания; в активизации лексики; в выработке конструктивных стратегий и тактик сплошного и выборочного чтения;
в комплексном развитии психологических качеств личности в процессе чтения; самооценке, самоанализе и рефлексии достигнутых результатов; в саморазвитии в процессе воспитания, образования и обучения.

Как это делается? Вместе и начнем. Теоретический и методический комментарий будем давать по ходу занятия и его окончании.







Date: 2015-07-27; view: 347; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию