Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три «Центра» (региона) кластерного развития в мире





На сегодняшний день можно выделить три «центра» (региона) кластерного развития, а именно: Североамериканский регион. Западноевропейский регион. Азиатский регион. Подобная региональная типология кластерных систем в мире обусловлена такими факторами, как: обособленное развитие в течение длительного периода; достаточно устоявшаяся специфика в традициях развития экономики на основе кластерного развития; различия в обеспеченности теми или иными стратегически важными природными ресурсами; различия отраслевых структур промышленности; разная емкость национальных (региональных) рынков; роль политического фактора в функционировании государства и другие.

Для Североамериканского региона, который далее рассматривается более подробно на примере США, хотя сюда можно отнести и Канаду, характерна исторически сложившаяся ориентация на политику «малого вмешательства федерального правительства в процесс кластерного развития». Согласно оценкам экспертов, взаимодействие бизнеса и государства в США расценивается как соперническое, а не партнерское. Государственные структуры США не считают себя обязанным следить за успехом в бизнесе предпринимателей, если это только не ведет к стратегически опасным для экономики страны в целом ситуациям. В то же время в США нет таких проблем, которыми должно было бы заниматься государство (что имеет место в Европейском и Азиатском регионах), как: малая емкость национального рынка; ограничение на развитие сильно диверсифицированной отраслевой структуры промышленности и народного хозяйства в целом. Если оценивать общие особенности государственной политики стран Североамериканского региона в отношении развития промышленных кластеров, то следует отметить, что официально она не формулируется и не оформляется в виде государственных документов разрабатываемых структурами, ответственными за формулирование национальной экономической стратегии. В то же время необходимо отметить, что ученные США раньше других начали изучать принципы развития региональных экономик на основе кластерного развития.

Ярким примером кластера в США является «Силиконовая долина», расположенная на территория Стэнфордского промышленного парка (технопарк «Силиконовая долина»). Она включает 30 городов и часть 4 графств-районов, вмещает штаб-квартиры более 7000 технологически высокоразвитых компаний, предоставляет 1,35 млн. рабочих и является местом проживания 2,5 млн. человек. Благодаря образованию Силиконовой долины в штате Калифорния произошла смена экономического уклада с аграрного на электронный. А в 1990-х годах был осуществлен переход от экономики высокотехнологичных производств в экономике, основывающейся на знаниях. Развитие Силиконовой долины неразрывно связано с развитием зоны залива Сан Франциско, экономикой США и мира в целом. С ростом экономического потенциала растет влияние региона на развитие сопредельных территорий. Граница расселения людей, работающих в долине, находится в радиусе 160 км, выходя за географические рамки Силиконовой долины и достигая городов Ливермор и Сан Франциско. В такой ситуации органам власти на местах было необходимо сохранить управление развитием долины в собственных руках, координируя процессы, как в заливе, так и за его пределами.

Миссия СП «Сеть Силиконовой долины» – дать возможность жителям Силиконовой долины преуспеть в экономике нового уклада, усилить динамику экономики и улучшить качество жизни в Силиконовой долине. Образ будущего (vision) – стабильное сообщество в кооперации участвует в мировой конкурентной борьбе. Аналитическую работу по инициированию создания кластеров ведут в основном научные центры и университеты. Первоначальный капитал выделяется штатом того или иного научного центра или университета, затем привлекаются средства частных компаний. Характерным для американских кластеров является то, что они участвуют в глобальной конкуренции. Приоритетами считаются инновационные подходы, и работа основана на принципах партнерства. Поскольку единой модели не существует, чтобы определить необходимую и целесообразную структуру формирующегося кластера, в США ведутся предметные исследования кластерных комплексов. Например, используя компоненты методики факторного и матричного анализа, исследователи института региональных исследований США сделали попытку рассмотреть проблему национальной экономики через призму существующих кластерных объединений. В ходе исследований интенсивности связей между отраслями, кластерами, секторами кластеров было выделено 23 производственные кластерные группы, объединенные в 4 блока, в которых было объединено от 5 до 116 секторов-участников; в них входили от 82 до 102 тыс. предприятий с количеством занятых от 38 тыс. до 4,5 млн. человек, которые создавали добавленную стоимость от 4,5 млрд. долларов СЩА до 324 млрд. долларов США.

Объективными предпосылками для формирования, развития и реализации кластерных инициатив в Западноевропейском регионе являются достаточно малые размеры национальных рынков сбыта, ограниченность национальных природных ресурсов, определенная однобокость отраслевых структур промышленности. Данные причины нашли свое отражение в разработке активных методов вмешательства в экономическое развитие для решения структурных и иных проблем (зависимость от внешних поставок стратегических видов ресурсов, важность поощрения импорта при узости внутреннего рынка и другие), разработка ряда кластерных инициатив в странах Европы.

Европейский опыт по созданию кластеров является одним из наиболее успешных в мировой практике. Специфической чертой, отличающий Западноевропейский регион от Североамериканского, является исторически сформированное позитивное отношение граждан к центральной власти, которая обладает достаточно большей степенью влияния на развитие экономики, чем, например, в США. Это нашло свое отражение в относительно большей степени делегирования функций хозяйственного значения центральным властям, хотя проблема оптимального соотношения между властью и бизнесом и центральными местными органами власти Западной Европе, безусловно, постоянно имело место. Как отличительную особенность стран Западноевропейского региона следует рассматривать характер взаимоотношений «государство-промышленный бизнес». Если в США они достаточно дистанцируются друг от друга, то в Западной Европе государство постоянно и довольно тесно взаимодействуют с предпринимателями. Европейское государство может создавать свой сильный промышленный или инфраструктурный (финансы, транспорт, связь) секторы, но не строит свою политику на внедрении в бизнес «по широкому фронту». Иначе говоря, для европейской модели характерен в большей мере активный диалог с бизнесом, но без широкого прямого проникновения в структуры крупных частных промышленных фирм, что отличает ее от азиатской модели отношений «государство-промышленный бизнес». Безусловно, предпосылкой для этого является авторитет государства среди европейских бизнесменов, восприятие государства как своего рода «опекуна промышленности». Можно считать, что Западноевропейский регион явился определенным «полигоном» для проверки новых идей в государственной экономической политике, основанной на кластерном подходе. Идея о «конкурентоспособной промышленной политике» появилась именно в Западноевропейском регионе.

Отмечая черты сходства проблем и методов проведения государственной экономической политики в Западноевропейском регионе, следует отметить особенно активную роль стран Северной Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия), которые инициировали ряд кластерных проектов. В рамках проекта «Преимущества Финляндии», выполненного институтом финской экономики в 1995 году, были изучены будущие возможности национальной промышленности и возможности по информационному обеспечению управленческих решений. Министерство торговли и промышленности подготовило директивы, на основе которых разрабатывалась и утверждалась Национальная промышленная стратегия, позволившая совершить переход от макроэкономического регулирования к промышленной и технологически конкурентной политике, основанной на развитие кластеров.

Анализу подвергались наиболее перспективные отрасли, критерием было наличие устойчивого экспорта и приток иностранных инвестиций, определен «кластерный каркас», составлению которого предшествовала большая работа. Были составлены кластерные карты лесного хозяйства, цветной металлургии, энергетики, телекоммуникаций, экологии, здравоохранения, транспорта, химии, строительства, продовольствия. Возродился кластер судостроения. В результате проведенной в 1990-е годы работы экономика Финляндии полностью перешла от поддержки медленно растущих базовых отраслей к развивающимся на основе высоких технологий отраслям и кластерам. На сегодняшний день показательным примером эффективно развитого кластера в Финляндии является город Оулу, где расположена компания Nokia, занимающее третье место в мире среди компаний данного вида. Ее расцвет начался в 1992 году, когда она распродала часть своих компаний и начала специализироваться на выпуске мобильных телефонов. Тогда она выпускала 50 млн. комплектов в год, в 1999 году объем продаж вырос в пять раз, а в 2002 году достиг 1 млрд. комплектов. Городу Оулу расположен у Полярного круга и во все времена был известен как город рыбаков и оленеводов. В городе проживает 100 тыс. человек, но 6 тыс. работают на Nokia. Компания, производя телекоммуникационное оборудование, как головная объединила вокруг себя 120 предприятий, специализирующихся в микроэлектронике и программном обеспечении. В связи с развитием микроэлектроники сформировалось второе направление – сектор медицинских технологий. Научной основой центра высоких технологий стал городской университет, созданный в 1950-х годах. Один из первых научных парков Европы появился именно в Оулу в 1982 году. «Технополис» в окружении малых и средних предприятий направил свою деятельность на сферу телекоммуникаций. Университет стал «кузницей» кадров, где уже с третьего курса студенты принимают участие в работе фирм. В 1990 году был создан Mediapolis, возглавивший направление в медицине и биотехнологиях, в нем кооперировали свою деятельность 50 компаний, которые заняты разработкой фармакологической продукции, медицинского оборудования, оснащения для диагностики, программного обеспечения для здравоохранения. Центры знаний и предпринимательства привлекли к себе многие крупные зарубежные фирмы.

Заметный темп развития набрала экономика Австрии, у которой начали действовать трансграничные кластеры с Германией, Италией, Швейцарией, Венгрией, активизировались связи с Францией и Великобританией. Австрия разработала свой подход к экономической политике, где кластерный подход занял важное место. Ключевым фактором стала политика стимулирования развития связей между исследовательскими институтами и промышленным сектором, а также снижение регуляторных барьеров в инновационных программах, специализация кластеров и формирование центров конкурентоспособности. Движущей силой явилась инновационно-исследовательская программа (далее TIP). В первой половине 1990-х годов была разработана общенациональная Программа кластеризации Австрии и началась ее последовательная реализация. Это программа (TIP) являлась одновременно инновационной, исследовательской и консалтинговой, основанной по инициативе федерального правительства и выполняемая австрийским Институтом экономических исследований в кооперации с Австрийским исследовательским центром. У индустрии не может быть будущего, если она не взаимодействует с наукой, не развивает производство, снабжение и реализацию. Конкретным примером рационального и эффективного развития на основе кластерной модели может служить подъем автомобилестроения в Австрии. В 2000 году около 30-ти тыс. работающих в автомобильном производстве, сконцентрированном в двух кластерах в землях Штирия и Верхняя Австрия, произвели 8,1 млрд. долларов США продукции, или более 10% всего объема производства. В автомобильный кластер Штирии входят 110 фирм. Технологическая цепочка простирается от добычи и переработки сырья, ключевых производственных процессов, логистики и программного обеспечения до переработки отходов производства, заключены партнерские соглашения более чем с 200-ми компаниями. Штирия превратилась в центр международного автомобилестроения, возникла разветвленная сфера субпоставщиков. Выпускаемая продукция поставляется для 40 автомобильных марок, в регионе собирается 150 тыс. автомобилей ежегодно. В 1999 году 307 фирм земли Верхняя Австрия решили объединиться по подобию фирм Штирии. Объединив 95% фирм этой отрасли в регионе, кластер начал осуществлять организацию обучения (обеспечения работы курсов повышения квалификации, семинаров, обучения внутри компаний), развитие общих кооперационных программ и проектов, создание различного рода организаций по передаче технологий, маркетинга. Ключевым звеном стала ТМG компания, которая вырабатывает технологическую политику провинции. В 2000 году в этот кластер вошли компании по производству дизелей, а к концу 2001 года сплотилась высокотехнологичная индустриальная группа, в которую вошли 350 субпоставщиков. Здесь работают более 80-ти тыс. человек, объем продаж составил порядка 1,5 млрд. долларов США.

Достаточно интересным представляется опыт кластерного развития Сицилии и Сардинии, основанного на инновационных технологиях. Данные регионы в Италии считались самыми отсталыми, поэтому был избран путь технологической революции Сицилии по подобию «Силиконовой долины». Основным звеном развития стала фирма ST Microelectronics. В «Силиконовой долине» были две предпосылки для начала реформ: взаимодействие университета (Stantford) с предприятием-лидером Hewleet Packard (HP); взаимодействие и стимулирование предприятия HP с теми, кто хотел с ним повышать активность предпринимательской и академической деятельности. В 1980 году компания ST начала реализацию программы совместно с университетом Костанье, создав специализированные программы перспективных направлений подготовки молодых специалистов и курсы переподготовки персонала предприятий. Остров был включен в приоритетную зону EU-Zonel для получения грандов и субсидий. В 1998 году острова были освобождены на шесть лет от взимания налогов на социальные нужды, что позволило фирмам сократить расходы на зарплату на 30-40%. Число работающих в компании возросло с 2-х до 4-х тыс. человек, на подряде получили работу еще 4 тыс. человек, образовались 200 малых предприятий по производству чипов, свои инвестиции в регион активизировали фирмы Nokia, Alcatel, Omnitel, Canon.

В Сардинии ядром перестройки стала фирма Tiscali, развивавшая Интернет-технологии, а импульс поступил из исследовательского центра Carlo Rubbia Нобелевского лауреата по физике университета Каглиари.Италия – общепризнанная страна современного туризма. Шестьдесят процентов мирового культурного наследия находится в этой стране, и этот немаловажный фактор способствует привлечению около 80 миллионов туристов в год. В стране сосредоточено около 7 500 туроператоров и достаточно хорошо развит внутренний туризм, насчитывающий примерно 21110 млн. туристов в год. По данным ВТО, Италия занимает 3 место по посещаемости после Франции и США. В 2001 году принят новый Закон о туризме. На долю туризма приходится 6,5 % ВВП. Туризм занимает в Италии четвертое место среди ведущих отраслей экономики – после текстильной промышленности, производства одежды и обуви (10.6% ВВП), металлообрабатывающей, автомобилестроительной индустрии и производства транспортных средств (10,1%). Италия в настоящее время страдает от конкуренции в области туризма со стороны стран, проводящих более агрессивную политику и обладающих лучшим взаимодействием государственных и частных организаций. Это прежде всего Испания, которая еще в 1999 году вышла по объему доходов от туризма на второе место в мире после США ($73 млрд.), опередив Францию. Вопросами определения политики в туристской сфере, координацией отношений между государственными и частными туристскими компаниями и всеобъемлющим маркетингом занимается государственная организация ENIT (Национальное управление Италии по туризму), которая имеет отделения в каждой области. Основная цель ENIT – пропаганда туристских возможностей Италии: выпускаются и бесплатно распространяются в Италии на всех международных туристских выставках специальные брошюры, карты и т.д. В каждом городе существует бесплатный информационный туристский офис, где можно получить любую информацию. В ближайшие 6 лет двадцать областных туристских администраций намерены потратить на развитие туризма на своих территориях около $6 млрд. К этой сумме следует добавить средства из центрального бюджета: $100 млн. в виде помощи местным администрациям, $150 млн. на финансирование ENIT и $500 млн. на поддержку частного турбизнеса.

В целом в Западноевропейском регионе отмечается тенденция к международной интеграции процесса разработки региональных кластерных инициатив под эгидой Европейского Сообщества. Разработчики такой политики в странах Западной Европы, в отличие от «полисимейкеров» североамериканских стран, четко формулируют ее в программных документах, подлежащих одобрению в Европарламенте и законодательному оформлению. Они исходят из принципа, что общеевропейская промышленная политика ЕС должна обеспечить преобразование региональной промышленности в глобально конкурентоспособный, инновационный и эффективный индустриальный комплекс, основанный на кластерном развитии.

Известно, что в Дании агропромышленный комплекс по объемам производства превышает все остальные секторы экономики, вместе взятые и является ключевым с позиций потребительского рынка и инвестиционного потенциала. Особую роль в нем играет "молочная вертикаль" от молокопереработки до поставщиков технологий и оборудования. Датский Совет по развитию бизнеса, отвечающий перед правительством за разработку концепции кластеризации, инициировал ряд новых разработок в этой области. В исследования включились Министерство бизнеса и промышленности, Министерство исследований, Министерство образования, Министерство труда и др. В 1992 г. в кластерах участвовали 40% всех фирм страны, которые обеспечивали 60% экспорта. В 1997 г. в годовом отчете было отмечено, что в исследованиях принимали участие 513 аналитиков из фирм, организаций, институтов, министерств, которые были объединены в 35 рабочих групп, специализировавшихся в конкретных секторах. Они выдали 1522 предложения, из которых 66 уже реализованы. Потребовались изменения в законодательстве, структурах административного управления, бюджетных ассигнований министерств. Проведенная за ряд лет работа вывела Данию в мировые лидеры по кластеризации экономики. Сегодня здесь функционируют 29 ведущих кластеров.

В странах Восточной Европы также идет кластеризация промышленности. В Венгрии, Польше, Словакии, Чехии и Словении она поддерживается специальной программой, которая должна обеспечивать заинтересованность сторон, интенсивное развитие, интеграцию открытость, прозрачность. На развитие дается 5 лет. Наиболее приспособленной в этом смысле оказалась Венгрия. Основой для развития кластеров здесь стали промышленные парки, которых в стране 75. Программа акцентирована на развитие автомобильного кластера РАНАС, параллельно развиваются деревообработка, туризм, использование термальных вод. К участию в ней подключаются и другие страны, в том числе Болгария, Румыния, Украина.

Если в Польше и Чехии процесс кластеризации промышленности идет медленно, то в Словении еще в 1996 г. была принята Стратегия повышения конкурентоспособности, промышленности Словении, создана программа национального развития кластеров, включающая в себя 2 этапа. В ходе первого этапа были исследованы 55 тыс. предприятий в 46 отраслях. Анализ показал слабость сетевых связей, отсутствие инфраструктуры, достаточного уровня и опыта кластеризации. Возможно в перспективе создание 10 кластеров: на транспорте, в строительстве, электронной оптике и др. Ныне реализуются 130 проектов, привлекаются инвестиции, создается инфраструктура. Для развития туристской системы Казахстана положительным является опыт Чехии. В данной стране действует система государственной поддержки развития туризма. В этой области одной из основных бюджетных организаций является Чешский Центр туризма (ЧЦТ) при Министерстве местного развития ЧР. Основной задачей ЧЦТ является пропаганда Чехии за рубежом, предоставление заграничным туристам информации о культурных, исторических и природных достопримечательностях ЧР, проведение общественных и других акций по мотивации иностранных гостей страны к длительному пребыванию в стране и росту экономической доходности от туризма. ЧЦТ вносит свой вклад также в развитие положительного имиджа Чехии за рубежом посредством 12 загранпредставительств в 11 странах Европы, Америки и Азии. Представительства ЧЦТ за рубежом проводят презентации чешского туризма, туристки привлекательных регионов страны и т.д. ЧЦТ является членом Европейской Комиссии по туризму, что позволяет ей принимать участие в маркетинговой деятельности в других странах.

Внедрение кластерного подхода в экономике успешно осуществляется на Украине. Первый шаг был сделан в 1998 г. и явился попыткой остановить спад производства, повысить производительность труда региона собственными силами, используя преимущества кооперации и объединения усилий самих предприятий без привлечения государственных средств. Речь идет о строительном кластере.

В Азиатском регионе сложился свой особый тип развития кластеров в экономике. В нем присутствуют черты и предпосылки, сближающие с Европейским регионом, но есть и чисто азиатские специфические особенности. Исторически многие страны данного региона относятся к типу стран с длительной стагнацией политического и экономического развития, изолированности от мировых рынков, большей силой традиций восточных феодальных государственных образований. К числу черт сходства Азиатского региона с Западноевропейским можно отнести активность государственного начала в отношении развития кластерных инициатив. Государственные органы в странах Азиатского региона считают своим долгом активно и целенаправленно вмешиваться в процессы, происходящие в экономике своих стран, стараясь защитить их от опасной конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей и помочь в экспансии на внешних рынках. Этот акцент можно считать определенной спецификой государственной экономической политики Азиатского региона, страны которого должны были особенно активно бороться за уже занятые «ниши» на мировых рынках, посредством активного развития достаточно конкурентоспособных кластеров. Особенно ярким примером по эффективной реализации кластерных решений является опыт острова Хоккайдо в Японии, где в первой половине 1990-х годов была создана Центральная организация по обеспечению устойчивого развития и стимулированию развития промышленных кластеров. В процессе развития определяется область повышения деловой активности, ведутся обсуждения, готовится проект, формируется рабочая группа, создается наблюдательный совет, подготавливается план развития проекта.

Кластерное развитие, во многом характерное для промышленно развитых стран, начинает появляться и в развивающихся странах, например в Индии, которая активно участвует в мировой конкуренции благодаря своим инновациям, являясь поставщиком продукции на экспорт. Центром научно-технического прогресса в Индии является Бангалор. Его малые и средние предприятия активно работают с местными научными центрами и институтами. В регионе наблюдается тесное переплетение связей между высокотехнологичными секторами инжиниринга, электроники, телекоммуникаций, обороны, машиностроения и институтами. Следует учесть наличие высокопрофессиональной рабочей силы и генерацию инновационных технологических идей. Решающим фактором превращения Бангалора в центр интенсивных технологий явилось решение центрального правительства о выделении государственных инвестиций предприятиям и институтам, занятым в программе развития, и участия правительства в этом процессе уже в течение 30-ти лет. Исследователи и инженеры Банголора сумели организовать устойчивый процесс технических инноваций во многих секторах местной промышленности. Крупные предприятия госсектора действовали как ускорители прогресса, обеспечивали подготовку кадров, генерацию идей и внедрение ноу-хау. Особых успехов Индия добилась в развитии информационных технологий и Интернет-систем. Этому предшествовала, с одной стороны, отмена обременительного государственного режима лицензирования, а с другой – создание научных центров подготовки таких специалистов, которые сегодня работают на заказы

Во многих государствах, как известно, туризм рассматривается как действенный стимулятор занятости населения. Создание рабочих мест в этой сфере намного дешевле, чем, например, в промышленности или сельском хозяйстве. Для Индии с ее огромным населением этот фактор чрезвычайно важен. Число кратности, создающей новые рабочие места в секторе туризма Индии, составляет 2.36, то есть один человек непосредственно работающий в области туризма создает рабочие места еще для 1.36 человек в смежных секторах экономики. Хотя доля Индиив мировом туризме составляет 0.37%, данный сектор экономики Индии в настоящее время стоит на третьем месте среди отраслей индустрии, ориентированных на экспорт после производства ювелирных изделий и готовой одежды.

Обеспечением туристов информацией, касающейся маршрутов и мест туристского интереса в Индии, а также предоставлением помощи не финансового характера занимаются туристские офисы. Данные офисы помогают МТ в осуществлении некоторых мер контроля над реализацией важных составляющих туристского бизнеса, в частности предоставления иностранным туристам различных видов услуг по умеренным ценам и обеспечении сервиса на протяжении всего периода пребывания в Индии. Все эти офисы функционируют в тесном сотрудничестве с правительствами штатов, экскурсионными агентствами, руководством отелей, перевозчиками, бюро по предоставлению услуг по фото и видеосъемкам, операторами по предоставлению автомашин для туристов и т.д. За рубежом МТ также имеет сеть своих офисов. В Индии планирование и маркетинг туристского продукта осуществляется на трех различных уровнях: Министерства туризма (МТ), Индийской Корпорации развития туризма (ИКРТ), функции которой в основном относятся к коммерческой части продвижения туризма в стране, а также уровня штатов. Цели и задачи ИКРТ составляют: строительство и управление отелями, ресторанами, гостевыми резиденциями, курортами; предоставление транспортных услуг, развлекательных мероприятий для туристов; организация шоппингов; проведение презентационных мероприятий, которые способствуют привлечению иностранных туристов в Индию и поддержание национальной значимости туризма внутри страны.

 

Монголия как один из представителей Азиатского региона может быть предложен образцом кластерного развития туризма. Монгольский ромб конкурентоспособности приемлем и для Казахстана, так как здесь налицо такие же базовые факторы как экзотическая культура и история, прекрасная природа, и как отрицательные характеристики - холодная погода, плохая инфраструктура дорог, мало подготовленных кадров, плохие/ дорогие коммуникации и другие (рисунок 3). Бурное развитие кластерных технологий характерно также и для экономики России. Одним из наглядных примеров можно привести кластер туризма в Республике Бурятия. В 2007 году Правительство Российской Федерации создало правовое поле для деятельности данного направления, а именно создание особой экономической зоны (ОЭЗ) «Байкал». По заказу Правительства республики компанией «Бауман Инновейшн» была проведена работа по выявлению и ранжированию потенциальных кластеров республики, при этом корневым кластером определен «Туризм», который поведет за собой обеспечивающие: «Пищевой», «Рыба»,«Строительный»,«Восточная медицина».

 

 

Рисунок – Монгольский ромб конкурентоспособности туризма

 

В ходе исследований мирового опыта поддержки развития кластера особо эффективным инструментарием выделяются представленные в таблице 1.

следующие страны.

 

 

Date: 2015-07-27; view: 860; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию