Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преобразований в системе педагогического образования





6. Структурные изменения в системе педагогического образования объективно связаны с общими тенденциями преобразования внешней среды, сложнейшими процессами, происходящими в социально-экономической, духовной жизни общества. Кроме того, система педагогического образования, являясь частью высшего образования Республики Беларусь, постепенно приобретает черты динамически развивающейся, саморегулируемой системы, где субъект-субъектные отношения становятся нормой жизни каждого преподавательского и студенческого коллективов.

В соответствии с Концепцией развития высшего образования в Республике Беларусь, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 1998 г. N 1637 "О Концепции развития высшего образования в Республике Беларусь" (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., N 30, ст. 779), педагогическое образование формируется в рамках трех уровней: допрофессионального, базового, последипломного.

Вся практическая деятельность по подготовке учителя организуется в соответствии с профессиограммой (квалификационной характеристикой), а в дальнейшем акмеограммой, при этом каждый этап формирования личности учителя отличается своим содержанием, методами и формой организации.

В допрофессиональной подготовке, прежде всего, достигается глубокая дифференциация и индивидуализация образовательных программ, соответствующих широте и многообразию социального заказа системе современного педагогического образования. Центральное звено допрофессионального педагогического образования - педагогическая гимназия, педагогический класс, факультет допрофессиональной подготовки, финансируемые региональными и местными бюджетами. Их деятельность является гибкой и отвечает интересам конкретного региона республики. Предметом особой заботы становится практика соединения допрофессионального и профессионального образования, в том числе пути и условия перехода будущего специалиста с первой ступени на вторую.

Педагогические коллективы ориентируются на комплексные формы педагогической профориентации, в содержание которых входит формирование направленности личности: интересов, склонностей, мотивов деятельности, ценностных представлений о будущей профессии, педагогического мышления. Создаются условия для выявления и дальнейшего развития способностей школьников к педагогической деятельности, формирования элементарных общепедагогических умений и навыков. Развитие профессионально-педагогического интереса и педагогических склонностей подкрепляется успехами в практической работе с детьми. Привлечению способной молодежи в педагогические учебные заведения помогает апробированный в опыте ряда вузов набор в несколько туров и потоков.

Среднее специальное педагогическое образование в новых социально-экономических условиях сумело приспособиться, сохранить стабильность и жизнеспособность. Относительная краткость сроков обучения, более низкая по сравнению с высшим образованием себестоимость и в дальнейшем позволят ему выполнять социальный заказ с учетом реализации принципов преемственности и адекватности.

Вузовский этап. Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка - ведущее учебное заведение системы высшего педагогического образования. В перспективе оно сохраняется в этом качестве, создаются институты по отдельным направлениям. Вопрос о подготовке учителей и воспитателей по одной или двум специальностям решается учебным заведением совместно с органами образования в зависимости от потребности региона и страны. При определении профилей особое внимание обращается на подготовку педагогов для работы в условиях двуязычия в национальной школе. Обучение в высших педагогических учебных заведениях осуществляется в пятилетний срок. Магистратура дает возможность дополнительной подготовки для научно-исследовательской работы по конкретной научной специальности.

Университеты ведут подготовку педагогических кадров на педагогических отделениях. Кроме того, на научно-производственных отделениях университетских факультетов создаются группы для студентов, желающих и способных дополнительно получить педагогическую специальность. Зачисление в такие группы проводится с учетом результатов психолого-педагогического отбора. Они изучают полный цикл психолого-педагогических дисциплин и проходят педагогическую практику. После завершения курса специализации таким выпускникам выдается документ на право вести педагогическую деятельность. Педагогические отделения университетов осуществляют весь комплекс довузовской подготовки и отбора молодежи на педагогические специальности, реализуют единую для всех вузов систему психолого-педагогической подготовки.

Единая система управления всеми ступенями образования в стране открывает благоприятные возможности для развития интеграционных процессов между университетами, педагогическими учебными заведениями, средней школой и профессионально-техническими училищами. Сближение целей, содержания и форм организации подготовки учителей и воспитателей в университетах и пединститутах приведет к укреплению их сотрудничества в учебно-научной деятельности, фундаментализации образования и улучшению психолого-педагогической и практической подготовки выпускников университетов. Формами такой интеграции могут быть учебно-научно-педагогические комплексы, межвузовские кафедры и лаборатории.

Последипломный уровень педагогического образования должен быть теснее связан со сложнейшими процессами, происходящими в жизни общества в условиях формирования рыночных отношений.

В этих целях требуются:

существенное расширение спектра предлагаемых образовательных программ, удовлетворяющих запросы заказчиков как на повышение своего теоретического уровня, так и на приобретение новых практических умений и навыков для смежной педагогической деятельности;

гибкость и вариативность организационных структур последипломного образования, их своевременная реакция на запросы и требования работников образования;

сбалансированное развитие сети как государственных, так и негосударственных структур последипломного образования.

7. Признаки региональности в подготовке педагогических кадров проявляются прежде всего в их ориентации на местные условия жизни и труда, своеобразие культурно-бытовых традиций, спрос на образовательно-воспитательные услуги. Это предполагает существенное расширение возможностей педагогических учебных заведений в корректировке содержания, форм и методов работы со студентами, адекватной потреблению региональных ресурсов (земельные участки, транспорт, жилищно-коммунальные и бытовые услуги, людские резервы). Региональные педагогические комплексы постепенно становятся социально-культурными и научно-образовательными центрами, действующими в непосредственной близости со сферой потребления кадров. В них органически сочетаются национальные, общегосударственные, региональные, местные и индивидуальные интересы. Особое место здесь занимают вопросы, связанные с устранением ожидаемых отрицательных последствий демографических процессов. Региональные вузы расширяют практику выполнения индивидуальных и групповых заказов на подготовку и переподготовку кадров сферы образования, формируют целевые договоры, контракты, имеющие разносрочный период действия.

Процесс регионализации педагогического образования сопровождается серьезными изменениями в принципах, структуре руководства этой сферой деятельности. Прежде всего это проявляется в реальных включениях в работу с педагогическими учебными заведениями местных органов управления и самоуправления. Они должны взять на себя задачи координации педагогического образования, поиска путей и средств постепенного формирования регионального образовательного поля, создания и развития вокруг вузов, колледжей и других образовательных структур. Не менее важными здесь являются контакты с местными органами службы занятости и на основе этого взаимодействия - создание исходной базы для развития вузов, их структурной перестройки.

8. По мере развития общества, переориентации его на новые социально-нравственные ценности все зримее формируется иной, чем прежде, заказ системе высшего и среднего специального педагогического образования. Общей тенденцией становится приоритетное развитие педагогических направлений образования, связанных с обслуживанием "детства", а в дальнейшем и всех возрастных периодов жизни человека. Это объективно требует универсализации педагогического сектора, появления в его составе специальностей и специализаций, которые прежде отсутствовали в системе педагогического образования. Одновременно разрабатываются новые концептуальные подходы к подготовке специалистов для дошкольной и начальной ступеней образования и воспитания, что влечет за собой необходимость перепрофилирования соответствующих вузовских подразделений. Подобные процессы имеют место в системе подготовки педагогических кадров в области дефектологии, музыки, физического воспитания и некоторых других.

Изменения в содержании подготовки педагогических кадров должны увязываться с постепенно развивающейся реформой общеобразовательной школы, процессами диверсификации образовательных систем Республики Беларусь, их ориентацией на поддержку одаренности, самостоятельных, творческих начал в развитии личности.

Динамика структуры педагогического образования, масштабность и значимость социального заказа в системе педагогического образования приводят к значимым сдвигам в структуре педагогического образования. В этом смысле оно развивается как непрерывное, многоуровневое, ориентированное на экономию государственных ресурсов. Причем различные уровни обучения имеют завершенный цикл с соответствующей государственной аттестацией. Однако своеобразие педагогического образования выражается прежде всего в том, что продолжительность первого уровня высшего педагогического образования 5 лет и он выступает как базовый; второй уровень с содержательной точки зрения является неотъемлемой составляющей первого уровня, однако предполагает расширение знаний студентов в области гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в объеме 300 - 350 часов (бакалавриат); третий уровень связан с дифференциацией контингентов студентов в области научно-педагогической подготовки на протяжении одного учебного года (магистратура).

Формирование многоуровневой структуры педагогического образования требует разработки целого ряда новых нормативно-правовых документов, согласованных с основными положениями Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. N 1202-XII "Об образовании в Республике Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598).

9. Как показывает опыт высшей педагогической школы Республики Беларусь, состояние научно-исследовательской работы в педагогических вузах требует к себе самого пристального внимания. В процессе реализации Программы происходят коренные изменения в содержании, формах, методах освоения студентами новейших научных знаний в их фундаментальном и прикладном значениях. Высшая педагогическая школа становится реальной средой формирования научных школ, комплексных научных коллективов, творческих исследовательских групп, на базе которых будут обеспечиваться развитие активности студентов и преподавателей в самостоятельном научном поиске, отборе необходимой информации, обогащение ею изучаемых дисциплин.

Получают развитие также современные формы интеграции науки и учебного процесса в ведущих педагогических учебных заведениях, такие, как научно-исследовательские институты, комплексные научные лаборатории (педагогики, психологии, дошкольного и начального образования, дефектологии). В этих целях в штаты педагогических учебных заведений вводятся должности научных сотрудников разного уровня, создаются соответствующие целевые органы и подразделения управления.

10. Постепенный переход к рыночным формам хозяйствования, разнообразные пути включения педагогического образования в структуру классического университетского образования способствуют формированию более гибкой, многоканальной системы финансирования педагогического образования. Это выражается в расширении источников финансирования за счет региональных и местных бюджетов под конкретный целевой заказ на подготовку педагогических кадров.

Одновременно возрастает роль республиканского бюджета в решении общегосударственных задач педагогического образования: структурная перестройка высшей педагогической школы, расходы на проведение фундаментальных научно-исследовательских работ, инвестиции в материально-техническую базу, финансовая поддержка студентов.

Формируется устойчивый сектор внебюджетного финансирования, осуществляемого различными субъектами хозяйствования, юридическими и физическими лицами в виде платы за образовательные услуги, доходов от проведения образовательных лотерей, а в некоторых случаях - предпринимательской деятельности. В рамках высшей педагогической школы могут функционировать платные общеобразовательные школы, колледжи, гимназии и лицеи по профилям, отсутствующим в государственном образовательном секторе.

11. В настоящее время в стране осуществляется работа по формированию доступной, открытой, гибкой системы профессионального образования, учитывающей требования рынка труда и запросы личности, обеспечивающей бесплатное получение профессии, а также общего среднего образования, позволяющего продолжать обучение в высшей школе.

Дальнейшее развитие профессионально-технического и среднего специального образования связано с созданием новых типов учебных заведений (профессиональный лицей, профессионально-технический колледж, колледж и высший колледж), расширением вариативности реализуемых образовательных программ, переходом на новое поколение учебно-программного обеспечения, реализацией идей личностно-ориентированного обучения. В настоящее время разработана и внедряется новая профессионально-квалификационная структура кадров, подготавливаемых в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях. Одним из направлений развития системы профессионально-технического и среднего специального образования являются разработка и внедрение образовательных стандартов.

Существующая система подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения не в полной мере отвечает вышеназванным тенденциям развития профессионально-технического и среднего специального образования и не обеспечивает растущие потребности учебных заведений в высококвалифицированных профессионально-педагогических кадрах. В содержании профессионально-педагогического образования всех уровней в недостаточной мере учитываются многочисленные и достаточно глубокие изменения в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, которые связаны с преобразованиями в профессионально-технических учебных заведениях, необходимостью внедрения в учебно-воспитательный процесс новых образовательных технологий. Требуется разработка образовательных программ, отражающих в содержании профессионально-педагогического образования специфику новой типологии профессионально-технических и средних специальных учебных заведений. Учебные заведения профессиональной школы нуждаются сегодня в качественно новом специалисте, способном вести производственное обучение и специальные предметы, индивидуальную воспитательную работу в учебной группе. Для этого он должен иметь достаточно высокий уровень производственной квалификации по соответствующей профессии, высшее практикоориентированное и психолого-педагогическое образование.

Решение этой проблемы возможно посредством подготовки специалиста с квалификацией "преподаватель специальных предметов", который может осуществлять производственное и теоретическое обучение в профессионально-технических учебных заведениях и производственное обучение в средних специальных учебных заведениях.

Подготовка данного специалиста осуществляется в многоступенчатых интегративных структурах профессионального образования. В этих учебных заведениях рационально осуществляются как подготовка, так и переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров.

В перспективе в Республике Беларусь должна быть создана взаимосвязанная сеть разноуровневых учебных заведений профессионально-педагогического образования, реализующих вариативные модели подготовки кадров для системы профессионального образования с учетом ее реальных потребностей.

12. Долговременные перспективы развития педагогического образования во многом определяются принципиально новыми задачами, стоящими перед человеческой цивилизацией и гражданским обществом в XXI веке: поиск новых источников энергии, адаптация к экологическим кризисам, воспитание и самовоспитание личности на всех этапах жизненного пути, раннее развитие профессионализма и профессиональной мобильности и др. Действенным средством решения проблем станет следующая модель: познание - знание - ценности - проект - преобразования.

Трансляция и воспроизведение духовного наследия педагогической сферы, а также всего социума как гражданского общества органично дополняются инновационной составляющей, которая обеспечивает разрешение ключевого противоречия современной системы образования: между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.

Главной ценностью педагогического образования становится формирование у будущих педагогов потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, осуществление личностной самореализации.

Новые содержание и технологии педагогического образования обеспечивают формирование у будущих педагогов способности (с учетом типа их личности) к саморазвитию, непрерывному и гибкому самообразованию на протяжении всей жизни.

Инновационное педагогическое образование характеризуется следующими параметрами: развитой психолого-педагогической диагностикой, субъектно-адаптированными образовательными технологиями, фактическим осуществлением личностно-ориентированного подхода, диверсификацией, социальной мобильностью и профессионализмом, синтезом кросскультурного пространства.

Системным качеством образовательных подсистем и практической педагогической деятельности становится преемственность, которая будет реализовываться как на макро-, так и на микроуровнях педагогического процесса.

Педагогизация, единство теоретической и практической подготовки, опережающее распространение прогрессивного педагогического опыта, активность, самостоятельность, профессионально-исследовательский подход, ориентация образования на создание педагогических произведений, довузовское и послевузовское творческое сотрудничество являются механизмами основных педагогических отношений в образовании - субъект-субъектного и субъект-субъект-объектного.

Государством и обществом осуществляется должная координация информационного, кадрового, правового, организационного, материально-технического и финансового обеспечения, что позволяет оптимизировать деятельность всей образовательной системы и ее развитой инфраструктуры, а также задействовать механизмы самоорганизации, что и приводит к высокой продуктивности педагогического образования.

13. Реализация мероприятий программы финансируется за счет средств, предусматриваемых на содержание высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогических кадров (без привлечения дополнительных средств бюджета), а также за счет средств, получаемых образовательными учреждениями от деятельности по оказанию платных услуг населению, в соответствии с мероприятиями Программы по реализации Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь (приложение).

 


 

Date: 2015-07-27; view: 323; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию