Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответ. Факторы и источники антропогенного воздействия на окружающую среду, принципы их действия и взаимодействия





Антропогенные воздействия обусловлены различными факторами, среди которых следует выделить:

· поступление загрязняющих веществ в ОПС;

· изъятие природных ресурсов;

· разрушение естественно сложившихся природных структур.

Источниками поступления загрязняющих веществ в ОПС являются:

· выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другими объектами;

· сбросы сточных вод в водные объекты;

· поверхностные смывы загрязняют и биогенных веществ в поверхностные воды суши и моря;

· внесение на земную поверхность и/или в почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности;

· места захоронения и складирования промышленных и коммунальных отходов;

· техногенные аварии, приводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и/или разливу жидких загрязняющих и опасных веществ;

· поступление загрязняющих веществ в геологическую среду через скважины и спуры эксплуатационные, разведочные и наблюдательные). Загрязняющие вещества, поступившие в ОПC, в дальнейшем подчиняются законам атмосферного переноса и геохимической миграции.

Таким образом, процессы загрязнения ОПС, обусловленные антропогенными причинами, необходимо рассматривать с позиций геосистемного подхода на фоне природных миграционных циклов и естественных процессов.

Обеспечение экологической безопасности путем нормирования антропогенных нагрузок на ОПС приводит к необходимости реализации мониторинга окружающей среды на основе концепции слабого звена экосистемы:

· на ландшафтном (геосистемном) уровне - это зоны вторичного накопления загрязняющих веществ (химические, термодинамические, физико-химические и др. ландшафтно- геохимические барьеры);

· на популяционном уровне - это виды-биоиндикаторы; - на организменном уровне - это критические органы.

Геосистемный подход обеспечивает строгую иерархию систем и процессов по характерным временам и характерную масштабам:

· быстро протекающие (короткопериодические, непериодические) процессы;

· медленно протекающие процессы.

К быстро протекающим процессам относятся переносы загрязняющих веществ, включающие:

· процессы атмосферного переноса;

· процессы переноса и миграции в водной среде.

Наблюдение за этими процессами целесообразно проводить с помощью автоматизированных информационно-измерительных систем.

К медленно протекающим процессам относятся процессы ландшафтно-геохжиического перераспределения загрязняют веществ, включающие:

· миграцию загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня грунтовых вод,

· миграцию загрязняющих веществ по ландшафтно-геохимическому сопряжению (почвенно- геохимическая катена) с учетом геохимических барьеров и биогеохимических круговоротов;

биогеохимический круговорот, продуктивность фито-зооценозов, их видовой состав, сукцессии;

· распространение по большим площадям видов фито- и зооиндикаторов (почвенная мезофауна), лихеноиндикация и т.д.

Наблюдение за этими процессами целесообразно проводить периодически на специально выделенной системе пунктов: наблюдения.

Анализ техногенных и экономических составляющих предполагает выделение в них слабого звена. В первую очередь им могут оказаться источники экологической опасности, характеризующиеся высоким уровнем риска возникновения аварий, природно-техногенных катастроф, а также объекты, создающие перманентно высокие уровни воздействия на окружающую среду. Возникновению слабого звена способствует недостаточное финансирование мероприятий и программ по обеспечению экологической безопасности и снижению воздействия на окружающую среду.

Ответ. Экологический мониторинг и экологический контроль окружающей среды, содержание, задачи и направления практического применения.

 

Экологический мониторинг и экологический контроль

Под экологическим мониторингом принято понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором:

- во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов), а также оценка состояния и функциональной целостности экосистем;

- во-вторых, создаются условия для определения корректирующих дей­ствий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не дос­тигаются.

Все это позволяет нам считать термины «мониторинг», «мониторинг окружающей среды», «экологический мониторинг» - перекрывающими друг друга, а «мониторинг окружающей среды» и «экологический мониторинг» - синонимами.


Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.» определяет экологический мониторинг в РФ как комплекс вы­полняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, про­гнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управлен­ческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью.

В соответствии со ставшим уже каноническим определением, экологи­ческий мониторинг определяется как информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне при­родных процессов.

В настоящее время употребляют два основных термина, касающихся оценки качества окружающей природной среды: «мониторинг» и «контроль».

Мониторинг как система наблюдения, оценки и прогноза изменений со­стояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия не исключает задачи управления качеством окружающей среды, тогда как кон­троль подразумевает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды.

Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не вклю­чает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.

Термин «контроль» нередко употребляющийся в русскоязычной лите­ратуре для описания аналитического определения тех или иных параметров (например, контроль состава атмосферного воздуха, контроль качества воды водоемов), следует использовать только в отношении деятельности, предпо­лагающей принятие активных регулирующих мер.

«Толковый словарь по охране природы» определяет экологический контроль следующим образом:

Контроль экологический это деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Разли­чают государственный, производственный и общественный экологический контроль.

Законодательные основы экологического контроля регулируются Зако­ном РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 N7-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 20.12.2001 г.)

Статья 68. Задачи экологического контроля.

1. Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за со­стоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранитель­ного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

2. Система экологического контроля состоит из государственной служ­бы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государствен­ного, производственного, общественного контроля.

Таким образом, в природоохранительном законодательстве государст­венная служба мониторинга определена фактически как часть общей системы экологического контроля.







Date: 2015-07-27; view: 525; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию