Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и признаки предпринимательской деятельности





Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, и направленная на систематическое получение прибыли (дохода) от пользования и реализации имущества, изготовленного или приобретенного именно для целей извлечения прибыли или (дохода).

Совокупность сделок (иных действий), совершенных физическим лицом, может рассматриваться как предпринимательская деятельность, если данные сделки отвечают следующим основным признакам предпринимательской деятельности:

- целенаправленность всех действий: сделки и иные хозяйственные операции должны быть направлены на извлечение прибыли (дохода);

- систематичность осуществления: осуществление действий, направленных на извлечение прибыли два и более раз

- цель изготовления и (или) приобретения имущества, посредством использования и реализации которого осуществляется деятельность. Деятельность является предпринимательской, если данное имущество приобретено для целей его реализации или реализации работ и услуг, с помощью его использования. Если оно было приобретено для личных, семейных и домашних нужд, а затем реализовано – это не предпринимательство, независимо от размера полученного от реализации дохода.

3. Понятие, предмет и метод предпринимательского права. Современные научные концепции, определяющие самостоятельность предпринимательского права

Предпринимательское право — комплексная интегрированная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.

Сторонники концепции утверждают, что самостоятельность данной отрасли обусловлена, как минимум, тремя факторами.

Во-первых, предпринимательская деятельность как предмет регулирования имеет ряд специфических черт, отличающих её от иных сфер человеческой деятельности.

Во-вторых, помимо частной сферы существует и будет существовать предпринимательская деятельность в государственном секторе экономики. Государственное предпринимательство требует особого правового регулирования, выходящего за традиционные рамки частного права.

В-третьих, в современных условиях сформировалась специфическая форма взаимосвязи государства и рынка, при которой регулирование предпринимательской деятельности требует особых методов, нередко чуждых частному праву в связи с тем, что они основаны на публично-правовых, властных началах.

Предмет предпринимательского права включает в себя 3 группы отношений:

- предпринимательские отношения (отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности; признаки данной группы отношений: предпринимательскую деятельность ведут равноправные самостоятельные субъекты, между ними складываются горизонтальные отношения, это основная группа отношений, т.к. в процессе осуществления предпринимательской деятельности достигается ее главная цель – извлечение прибыли, это указывает на коммерческий и, следовательно, товарно-денежный характер предпринимательских отношений);

- отношения организационного характера (не имеют цели извлечения прибыли; такие отношения складываются при осуществлении деятельности по созданию, реорганизации и ликвидации организаций, предпринимательских объединений, получению сертификатов);

- отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности (участники данных отношений находятся в состоянии подчинения, а сами отношения являются вертикальными; право на осуществление предпринимательской деятельности не предоставляет субъекту безграничной свободы, оно должно осуществляться в рамках границ, очерченных НПА, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере; такое регулирование необходимо, т.к. в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества, они должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом);

- внутрихозяйственные отношения (субъектами таких отношений являются различные структурные подразделения организаций, которые взаимодействуют между собой и с организацией в целом; в их структуре выделяют внутрикорпоративные отношения и членские отношения).

Метод предпринимательского права – совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

Предпринимательскому праву характерно сочетание императивного и диспозитивного способов регулирования. Преобладающим является диспозитивный метод, поскольку осуществление предпринимательской деятельности предусматривает наличие горизонтальных отношений, существующих на диспозитивных основах. Другим методом предпринимательского права является императивный метод, т. е. существуют

Также выделяют:

1) метод обязательных предписаний, при котором с помощью императивных норм устанавливаются требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;

2) метод автономных решений, при котором с помощью диспозитивных норм регулируются отношения равноправных хозяйствующих субъектов;

3) метод рекомендаций, при котором одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенную модель поведения, которая может быть принята либо отвергнута.

4. Принципы предпринимательского права. Соотношение предпринимательского права с гражданским и административным правом

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). Так, в силу ст. 34 Конституции РФ "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

Этот принцип получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом организационно-правовых форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.

Однако эта свобода небезгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных ее видов.

Следует отметить, что в законодательстве конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности получил развитие и конкретизацию. Для примера приведем закрепленный в ст. ст. 1 и 421 ГК РФ принцип свободы договора.

В силу принципа свободы договора граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

2. Конституционный принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ (ст. ст. 8, 9, 34, 35). В частности, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности <1>, действующее законодательство предусматривает для всех субъектов одинаковые правила защиты.

Предпринимательская деятельность в настоящее время может осуществляться на основе как частной, так и публичной (государственной и муниципальной) собственности.

Заметим, что имущество, находившееся в личной собственности граждан СССР, могло использоваться ими лишь для удовлетворения своих потребностей. С переходом на рыночные условия хозяйствования и возрождением частной собственности получило широкое развитие частное предпринимательство. Так, ныне и индивидуальные предприниматели, и все коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) являются собственниками имущества, принадлежащего им на основе частной собственности. Возрастанию роли частной собственности в экономике во многом способствует широкомасштабная приватизация, проводимая в стране с начала 90-х гг. XX в.

Вместе с тем достаточно велик еще объем имущества, используемого в хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Составляющими государственного сектора экономики являются также акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ.

3. Принцип единого экономического пространства, т.е. "свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. ст. 8, 74 Конституции РФ). Согласно этому принципу на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.

4. Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип также нашел закрепление в Конституции РФ, в соответствии со ст. 34 которой "не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию" (ст. ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления и монополистической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - первому в истории России антимонопольному законодательному акту.

5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер воздействия на косвенные экономические.

Вместе с тем, признавая необходимость государственного регулирования предпринимательства в качестве принципиального положения, необходимо помнить, что в законодательстве устанавливается правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности видится в достижении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Достижению этой цели и должны способствовать нормы комплексной отрасли предпринимательского права, сочетающей в себе частноправовые и публично-правовые начала.

6. Принцип законности является общеотраслевым, и воплощение его в жизнь - основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта.

Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законов и подзаконных нормативных правовых актов. Принцип законности проявляется также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, охраны правопорядка.

Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления.

Завершая рассмотрение вопроса о принципах предпринимательского права, отметим, что в научной и учебной литературе называются и иные, не рассмотренные в настоящем учебнике принципы. Так, В.В. Лаптев относит к числу принципов предпринимательского права принцип "получения прибыли как цели предпринимательской деятельности". Как представляется, цель получения прибыли не может быть положена в основу формирования отрасли предпринимательского права и предпринимательского законодательства, а относится к признакам самой предпринимательской деятельности. В этой ипостаси - получения прибыли как цели предпринимательской деятельности - данное понятие и было нами рассмотрено.

5. Источники предпринимательского права

Законодательство о предпринимательстве включает в себя значительную часть законов различной отраслевой принадлежности:

· Конституция РФ (ст. 8, 34-37, 74, 75 и др.)

· Гражданский Кодекс РФ (ст. 1-5, 18, 23, 51, 67, Главы 4-7 и др.)

· ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" 0т 8 августа 2001 г.

· ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" от 24 июля 2007 г.(есть фз актуальнее 2010 года)

· ФЗ "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.

· Фз "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г.

· ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 г.

· ФЗ "О производственных кооперативах" от 8 мая 1996 г.

· ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.

· ФЗ "Об иностранных инвестициях" от 9 июля 1999 г.

· ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г.

· ФЗ "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г.

· ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года

· ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г.

· ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г.

· ФЗ "О центральном банке РФ" от 27 июля 2002 г.

· ФЗ "Об аудиторской деятельности" от 30 декабря 2008 г.

· ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г.

· ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 2013г.

· ФЗ "О рекламе" от 13 марта 2006 г.

· ФЗ "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г.

· ФЗ "О недрах" от 21 февраля 1992 г.

 

6. Обычаи делового оборота и деловые обыкновения правоприменительной практики в области предпринимательства

Обычай – правило поведения, основанное на длительности и многократности его применения, не урегулированное правом, складывающееся в обществе стихийно, передающееся из поколения в поколение и соблюдающееся людьми в силу привычки. Авторитет обычая в конечном счете опирается на формулу: так поступали все и всегда. Обычаи используются во многих сферах человеческой деятельности, включая и ту, которая охватывается правом. Правовой обычай – разновидность обычая, урегулированного нормой права, приобретающего обязательную силу с санкции государства. Предметом такой санкции служит не обычай как конкретное правило поведения, а возможность его использования для решения в строго определенном порядке строго определенных вопросов. В регулировании договорных отношений обычаи имеют важное значение: при отсутствии того или иного условия в договоре устанавливаются правила, которые обычно применяются в аналогичных случаях.
Обычай делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ).
Для применения обычаев делового оборота (в отличие от обычая), нет необходимости в отсылке к ним в конкретной статье или иной норме. В соответствующей сфере делового оборота правила, отвечающие признакам, приведенным в ст. 5 ГК РФ, могут всегда использоваться для восполнения пробелов в правовых актах и договорах. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Обычай делового оборота схож с диспози-тивной нормой – он представляет собой запасной вариант, вступающий в действие, если иное не предусмотрено договором. Отличие состоит в том, что диспозитивная норма сама содержит тот запасной вариант, который стороны должны иметь в виду; при обычае делового оборота необходимо отыскать правило, которое к нему отсылает.
Деловые обыкновения – правила поведения, распространенные в предпринимательской деятельности, обычные, но ни для кого не обязательные для применения. Особенность делового обыкновения по сравнению с обычаем выражается в правовом значении воли сторон. Обычай существует независимо от нее, своей согласованной волей стороны могут лишь парализовать действие обычая. В отличие от этого деловые обыкновения приобретают жизнь при условии, если это отвечает прямо выраженной воле сторон.

Следующей по значимости отраслью права, взаимодействующей с предпринимательским правом, является гражданское право, представляющее собой систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).

Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

Особенность гражданского права заключается в том, что оно упорядочивает отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.

Гражданское право - это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере воздействовать на предпринимательский сектор экономики. Нормы, регулирующие предпринимательство, т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом.

Наряду с вышеуказанными отраслями права предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.

Но наибольшим по объему регулятором отношений в сфере предпринимательства является все же административное право.

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования. Оно оказывает определенное регулирующие воздействие и на негосударственные организации, например, обязательная государственная регистрация.

Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

Административное право характеризуется наличием отношения "власть - подчинение" и регулирует отношения неравноправных субъектов.

7. Предпринимательское правоотношение: понятие и виды

Под правоотношениями понимаются урегулированные нормами права общественные отношения.

Урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями, являются предпринимательскими правоотношениями.

В правоотношении можно выделить три элемента.

1. Субъекты правоотношения - совокупность лиц, участвующих в нем.

2. Содержание правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения в сфере предпринимательства, правовую форму которым придают субъективные права и обязанности участников правоотношения.

3. Объект правоотношения - это то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность субъектов правоотношения.

В качестве субъектов предпринимательских правоотношений могут выступать субъекты предпринимательской деятельности, государство и муниципальные образования.

Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о том, кого же можно отнести к субъектам предпринимательской деятельности. По этому поводу нет единого мнения в юридической литературе.

Так, Д.И. Дедов пишет: "Предпринимательское право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной регистрации или лицензированию. Субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом. Таким образом, круг таких лиц чрезвычайно широк" <14>.

С такой точкой зрения следует не согласиться, поскольку одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом в связи с государственной регистрацией предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также лицензированием отдельных видов деятельности)

Так, согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации. Таким образом, государственная регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности является необходимым первоначальным этапом организации бизнеса.

Поэтому к субъектам предпринимательской деятельности, с нашей точки зрения, следует отнести лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

На основании анализа норм действующего законодательства можно выделить следующих субъектов предпринимательской деятельности:

- граждане-предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);

- крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- юридические лица - коммерческие организации;

- юридические лица - некоммерческие организации, которые на основании закона и учредительных документов осуществляют предпринимательскую деятельность;

- иные субъекты предпринимательства.

Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица могут осуществлять граждане - индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Предпринимательская деятельность гражданина без образования юридического лица как по способам реализации, так и по организации деятельности - одна из самых простых и распространенных форм осуществления предпринимательства

Крестьянское хозяйство - "особый исторически сложившийся уклад, при котором семья обеспечивает свой доход и благосостояние, выращивая. Продавая и обрабатывая сельскохозяйственную продукцию. В соответствии с законом крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы"

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

Юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, могут приобретать имущественные и неимущественные права и отвечают своим имуществом по возникающим в отношении их обязательствам (ст. 48 ГК РФ).

Юридические лица дифференцированы, во-первых, по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации (см. схему "Организационно-правовые формы юридических лиц"), во-вторых, в зависимости от характера правомочий учредителей - в отношении имущества юридического лица. Одну группу составляют хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, являющиеся юридическими лицами, в отношении которых их участники имеют обязательные права, т.е. определенные законом и учредительным договором. Другая группа юридических лиц, на имущество которых участники имеют право собственности, представлена унитарными предприятиями и финансируемыми собственником учреждениями. Наконец, третья группа - общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, союзы и ассоциации юридических лиц, в отношении которых участники не имеют имущественных прав и обязательств.

Коммерческой организацией является юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, унитарные предприятия и производственные кооперативы. Коммерческие организации могут быть созданы только в предусмотренных Гражданским кодексом РФ правовых формах и ни в каких других.

Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенной формой коммерческих организаций. Они могут учреждаться гражданами, юридическими лицами. Только государственным и муниципальным органам законодательство запрещает быть участниками хозяйственных товариществ и обществ. Главной особенностью этих форм является долевое участие в капитале и то, что все имущество, как созданное за счет вкладов учредителей, так и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит участникам на праве собственности. Высшим органом их управления является собрание всех участников, обладающее исключительной компетенцией. Разграничительным признаком для этих форм являются различия в форме объединения вкладчиков.

Товарищества представляют собой образования, построенные на началах объединения лиц, в то время как общества - на объединении капиталов. Это не формальное различие, так как оно обусловливает, с одной стороны, степень хозяйственной ответственности учредителей, а с другой - характер их взаимоотношений с созданной предпринимательской структурой. Полные товарищи товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, тогда как хозяйственный риск участников общества ограничен их вкладом (за исключением обществ с дополнительной ответственностью, в которых участники несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом, но такой размер ограничивается учредительными документами). Товарищество предполагает непосредственное личное участие учредителей в деятельности и управлении им. Взаимоотношения же общества и его учредителей строятся на основе закона и учредительных документов.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере.

Полное товарищество - хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное) - товарищество, включающее наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, товарищей-вкладчиков (коммандитистов), ответственность которых ограничивается размером внесенного вклада.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества.

Обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества

Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества (ст. 95 ГК РФ).

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций

Акционерные общества могут быть открытыми (ОАО) и закрытыми (ЗАО). ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований действующего законодательства. Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается ЗАО. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Особой разновидностью ЗАО является народное предприятие - акционерное общество работников

К числу коммерческих юридических лиц ГК РФ теперь относит и крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица.

Статья 86.1 ГК РФ устанавливает, что "граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство".

Возможность существования юридических лиц - крестьянских (фермерских) хозяйств была предусмотрена ранее действовавшим Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Но принятый вместо него Федеральный закон от 11 июня 2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" указывал на возможность существования крестьянских (фермерских) хозяйств только без образования юридического лица. В настоящее время с момента введения в действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ ГК РФ опять вводит в предпринимательский оборот такую разновидность юридического лица, как фермерское хозяйство.

Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством

Производственный кооператив (артель) - добровольное объединение граждан на основе членства и имущественных паевых взносов, образованное для совместного ведения хозяйственной деятельности посредством их личного трудового участия.

Унитарное предприятие - выступающая юридическим лицом коммерческая организация, права собственности на имущество которой закреплены за ее учредителем.

Законом предусмотрено существование двух типов унитарного предприятия: основанного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Различия между ними сводятся к различиям в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на распоряжение закрепленным за ними имуществом. Право хозяйственного ведения, предусматривая для предприятия самостоятельное распоряжение закрепленным за ним имуществом в определенных собственником пределах, является более широким, нежели право оперативного управления, допускающее только использование имущества в соответствии с заданиями собственника, а распоряжение им - исключительно с согласия последнего.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут быть следующих видов - государственные (федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации) и муниципальные.

Унитарные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) также могут быть нескольких видов: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие

Казенное предприятие находится под наиболее жестким контролем государства. Распоряжаться движимым, иногда включая даже продукцию, и недвижимым имуществом оно может только с согласия собственника. Напротив, собственник по своему усмотрению может изъять часть имущества у предприятия и передать его третьим лицам. С другой стороны, государство несет и ответственность по имущественным и иным обязательствам казенного предприятия, покрывая возникающие убытки из бюджетных средств.

Некоммерческой организацией является юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль среди участников. Она может быть представлена общественными и религиозными организациями, учреждениями, потребительскими кооперативами и благотворительными фондами, различными союзами и ассоциациями юридических лиц и другими организационно-правовыми формами.

Статус некоммерческой организации не означает, что она не может заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль. Специфика состоит лишь в том, что к некоммерческим организациям предъявляется ряд особых требований. Во-первых, в уставе организации должны быть четко зафиксированы ее задачи, а также то, что она не ставит извлечение прибыли своей главной целью. Во-вторых, их предпринимательская деятельность осуществляется только в целях обеспечения уставной деятельности. В-третьих, полученные доходы не подлежат распределению среди участников. В-четвертых, их имущество и средства могут использоваться только для достижения уставных задач.

Субъекты предпринимательства могут образовывать объединения, такие как холдинги, простые товарищества и иные объединения предпринимателей без образования юридического лица <24>, а также в форме некоммерческих организаций (ассоциации и союзы юридических лиц, некоммерческие партнерства и др.).

Надо отметить, что право Европейского сообщества относит к компаниям предпринимательские объединения, не являющиеся юридическими лицами (например, полные товарищества в Германии). В то же время некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, к компаниям не относятся, поскольку их целью не является занятие предпринимательской деятельностью.

Предпринимательские объединения обеспечивают концентрацию капитала и его использование в одних интересах, консолидированных на горизонтальной основе путем заключения гражданско-правового договора (характерно для простых товариществ) или на вертикальной основе вследствие преобладающего участия одного лица в капитале других лиц (к таким объединениям относятся холдинги, отношения между участниками которых строятся по принципу основное - дочернее общество). В последнем случае это приводит к возникновению отношений экономического контроля, субординации и подчинения между внешне независимыми юридическими лицами

В качестве объектов предпринимательских правоотношений могут выступать:

1) вещи и иное имущество;

2) работы и услуги;

3) действия обязанных субъектов;

4) собственная деятельность субъекта права;

5) неимущественные блага, используемые при осуществлении предпринимательской деятельности (фирменное наименование, коммерческая тайна и т.д.).

Содержание предпринимательского правоотношения составляют те общественные отношения, которые входят в предмет предпринимательского права. В результате урегулирования нормами предпринимательского права названные общественные отношения приобретают правовую форму, которая выражается в наличии у субъектов правоотношения субъективных прав и обязанностей.

8. Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов[1].

Государство отвечает за:

· Фискальнитику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)

· Регулирование внешней торговли

· Регулирование распределения доходов

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

· Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

· Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.

9. Методы и средства государственного регулирования экономики

Методы регулирования разделяются на:

· Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)

· Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика

· Внешнеэкономическое регулирование

Формы регулирования:

· Государственные целевые программы (социальные)

· Прогнозирование

· Моделирование ситуаций

Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

Причины регулирования:

· Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.)

· Наличие частного и общественного характера производства

· Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы)

· Научно-технический прогресс

· Тенденция к монополизации

· Наличие международной конкуренции.

Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными рамками[2], исходя из интересов определённых социальных групп.

10. Налогообложение предпринимателя

1 От чего зависят вид и размер налогов 2 Общий режим 3 Налог на вмененный доход 4 Патентная система 5 Упрощенная система 6 Что выбрать 7 Иные налоги предпринимателя 7.1 Пенсионные взносы 7.2 Налог на имущество 7.3 Подоходный налог 7.4 Налоги за работников 7.5 Специфические виды налогов

Источник: http://ipinform.ru/nalogi-iplatezhi/nalogi-ip/kakie-nalogi-platit-ip.html

 

 

 

Date: 2015-07-27; view: 701; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию