Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальной (коррекционной) школы VIII вида





Во внеурочное время педагогам, работающим с детьми, с нарушением интеллектуального развития, целесообразно проводить специальные занятия, задачами которых являются:

­ оказание помощи ребенку «открыть себя», осознать свои позитивные и негативные особенности, узнать свои возможности;

­ стимулирование процесса рефлексии, как самопознания ребенком внутренних психических актов и состояний;

­ помощь ребенку в осознании неадекватности выбранного им способа поведения, действия и стимуляция потребности в поиске нового;

­ развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое;

­ создание ситуаций, способствующих самоутверждению ребенка.

Игры и упражнения, приведенные ниже можно использовать как на специальных занятиях во внеурочное время, так и в свободной деятельности детей (на прогулке, на перемене, на праздниках и т.д.).

Игры и упражнения, изложенные в настоящей работе, являются адаптированным вариантом методов развития самооценки, предложенных Р. Бернсом (1986).

Упражнение 1. «Знакомство».

Участники групп беседуют друг с другом с глазу на глаз, обычно строя свою беседу вокруг вопросов типа: «Расскажите что-нибудь о себе». Этим упражнением часто начинается групповое взаимодействие, и, когда оно успешно выполнено, каждый участник пары представляет своего партнера остальным.

Упражнение 2. «Позитивное мышление».

Оно направлено на умение гордится своими достоинствами. Без осознания того, в чем твои сильные стороны, можно ли в правильном свете увидеть свои недостатки и двигаться по пути самосовершенствования. Слишком часто мы твердим о недостатках своей личности, игнорируя потребность защитить ее достоинства. Групповая дискуссия была сосредоточена на вопросах типа:

­ Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь?

­ Где безопасно говорить о таких вещах?

­ Надо ли преуспевать во всем?

­ Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию?

­ Какими способами ты это можешь сделать сам?

­ Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством?

­ В чем она заключается?

Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои собственные способности и скрытые возможности.

Упражнение 3. «Проекция образа собственного Я».

В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги. Один из листов – это описание того, каким себя видит сам участник: фактически это схематический набросок его самооценки. Участника призывают давать как можно более честные описания. Второе описание представляет собой набросок того, каким, по его мнению, его видят другие члены группы. На листах не проставлять никаких имен. Описания того, каким я вижу самого себя, собираются. Каждое самоописание зачитывается вслух, а члены группы пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе и читает второе свое описание, получая при этом обратную связь от других участников группы.

Упражнение 4. «Дружеские отношения».

Одним из факторов, отрицательно сказывающимся на позитивном развитии самосознания, является неспособность некоторых детей заводить друзей и поддерживать дружеские связи.

Здесь рекомендуются следующие подходы:

­ Обсудить с классом способы, которыми дети пользуются, чтобы с кем-то подружится, и провести практический тренинг лучших из них.

­ Попросите детей в классе написать абзац, начинающийся со слов: «Друг – это человек, который …».

­ Провести в классе обсуждение таких вопросов: Есть ли у тебя лучший друг? Любишь ли ты заниматься тем же, чем он? Хотелось ли тебе когда-нибудь осуществить или сделать нечто такое, чего не хотел твой друг? Что произошло в результате? Остались ли вы по прежнему друзьями?

­ Попросите учащихся письменно ответить на вопрос: Что есть в тебе такое, за что твои друзья тебя любят?

Упражнение 5. «Слова – самоописания».

В этом упражнении участников просят написать три слова, наиболее точно описывающих их самих. Затем лист бумаги переворачивается, и теперь участников просят написать три слова, выражающих желаемое детьми описание себя. Далее их просят взять одно слово из второго списка и обрисовать то специфическое поведение, которое было бы характерно для человека такого типа. Затем проводится групповая дискуссия, в ходе которой описываемое этим словом личностное качество рассматривается как средство достижения этой цели.

Упражнение 6. «Воображение успеха».

Многие авторы убеждены, что наибольшей силой в плане изменения человеком самого себя обладает его воображение. Участников просят, представить себе, как бы они хотели заново проявить себя в тех ситуациях, которые в прошлом оказались для них неудачными. На этой стадии акцентируется понятие «позитивное мышление». Контролируя возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас. Нас характеризует то, как мы сами себя воспринимаем, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению, мы в состоянии стать.

Упражнение 7. «Правильная оценка негативных чувств».

Возможность открыто побеседовать в классе о негативных чувствах оказывает позитивное воздействие на существующий у ребенка образ Я. Во-первых, он дает ему возможность ослабить эти чувства, проговаривая их, а не проявляя их заведомо разрушительным способом. Во-вторых, когда ребенок видит, что не у него одного иногда острая неприязнь к родителям и т.п., он убежден в том, что это обычные реакции на похожие эмоциональные ситуации, в которых оказываются и его сверстники, и что он не какой-нибудь нравственный урод, а нормальный человек. Чтобы выявить негативные чувства, попросите, например, поднять руку тех участников, которые сталкивались с теми или иными травмирующими детскими проблемами, возникающими у ребенка в семье или в его окружении в целом. Но обязательно создайте в классе располагающую обстановку доверия и сопереживания, когда будете задавать соответствующие вопросы.

Упражнение 8. «Кораблик».

Двое взрослых раскачивают за угол одеяло – это кораблик. В кораблике лежит ребенок. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко», все дети изображают спокойную погоду. При слове «буря» – начинают создавать шум, кораблик начинает качаться сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос». Игра повышает самооценку, используется метод внушения с целью создания уверенности в себе.

Упражнение 9. «Сюжетные игры с распределением ролей».

Роли могут быть различными – сказочные герои, королевский двор и т.д. Дети сталкиваются с трудностями, преодолевают их, помогают друг другу. Игра нацелена на повышение самооценки, ответственности друг за друга, имеет диагностическое значение.

Упражнение 10. «Ассоциации».

Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в комнате договариваются между собой и задумывают кого-то из присутствующих детей. Водящий входит и начинает спрашивать: «Если бы этот человек был деревом, то каким»? Тот, к кому он обращается, отвечает ему, имея в виду загадываемого, так, как ему кажется, то есть высказывает свое мнение. Вопросы могут быть самыми разными. Единственное условие состоит в том, что они должны задаваться опосредовано, в описательной форме.

Date: 2015-07-27; view: 999; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию