Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Публицистика Реформации и крестьянской войны в Германии
Широким распространением в Европе идей Реформации — обществен' ного движения против католической церкви. Реформация началась в Гер' мании в XVI веке. Основатель и виднейший деятель Реформации Мартин Лютер (1483–1546 гг.) получил университетское образование, а затем стал священником и монахом, защитил диссертацию по богословию и преподавал в университете Виттенберга. Удрученный неблагочестивыми нравами римского духовенства, Лю' тер выступил против авторитаризма Рима и злоупотреблений римских пап, произвола инквизиции, жестокой цензуры. В 1517 году он написал «95 те5 зисов», отвергавших основные догматы католицизма и в первую очередь — индульгенции, и послал их местному епископу. Вскоре в Риме был начат процесс против Лютера по обвинению в ереси. В 1519 году в Лейпциге Лютер снова выступил против всевластия Рима, отстаивая приоритет Свя' щенного Писания над папской властью. «95 тезисов» получили широкое распространение и стали образцом публицистики Реформации. В 1520 году Римский Папа Лев Х издал и послал Лютеру буллу, в ко' торой осудил 41 из его 95 тезисов, требовал покаяться и угрожал отлуче' нием от церкви. В ответ адресат публично сжег эту буллу и написал в от' вет Папе четыре послания, которые, впрочем, предназначались и зна' чительно более широкой публике. В одном из них, «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520 г.), Лютер отвергал верховенство Папы над Соборами, преимущество священников перед мирянами, а также исключительное право духовенства на изучение Библии (про' стому народу чтение Библии долгое время запрещалось). В других программных посланиях (например, «О вавилонском пле' нении Церкви») Лютер'публицист подверг дальнейшей критике цер' ковные установления, которые, по его мнению, не соответствовали Новому Завету. В послании «О монашестве» Лютер осудил монашество как институт и вскоре женился на бывшей монахине, разочаровавшей' ся, как и он, в католицизме. В 1521 году новой папской буллой Лютер был отлучен от церкви. Его сторонники также объявлялись еретиками и подлежали преследо' ванию. До конца жизни Лютер считал Римского Папу антихристом, что, в частности, нашло отражение в памфлете «Против римского папства, основанного дьяволом» (1545 г.). В 1534 году Лютер завершил перевод Библии с латинского на не' мецкий язык. Этот перевод сыграл огромную роль в становлении еди' ного немецкого языка. Он перевел также богослужение, написал не' сколько церковных гимнов и музыку к ним. Проводя церковные реформы и утверждая протестантизм (точнее, его германскую ветвь — лютеранство), Лютер опирался на власть германских 70 князей. Опасаясь лишиться их поддержки, он гневно осудил восставших в 1525 году крестьян. Лютер призвал истреблять мятежников, как бе' шеных собак. Особо жесткой критике Лютер подверг идеолога вос' стания — священника и публициста Томаса Мюнцера (1489–1525 гг.), яркие проповеди и памфлеты которого оказали большое влияние на участников крестьянского освободительного движения. В 1540 году Лютер одобрил двоеженство покровительствовавшего ему графа Фи' липпа Гессенского. Эпоха Реформации стала периодом расцвета как церковной, так и антицерковной германской публицистики. Продукция немецких типо' графий в первой трети XVI века возросла почти в четыре раза по срав' нению с концом XV века. Памфлеты, листовки и прочую печатную про' дукцию, пропагандировавшую идеи Реформации, выпускали около де' вяноста процентов типографий. Одним из выдающихся германских публицистов, стоявших у исто' ков эпохи Реформации, был Ульрих фон Гуттен (1488–1523 гг.). В памф' лете «Письма темных людей» (1515–1517 гг.) он обличал моральное раз' ложение и невежественность католического духовенства. 118 писем, написанные от имени богословов из Кельна, были на самом деле нели' цеприятной пародией на взгляды католических мракобесов. Антагонистом фон Гуттена был известный писатель, богослов и пуб' лицист Дезидерий Эразм Роттердамский (1469–1536 гг.), автор знамени' того сатирического памфлета «Похвала Глупости». Своим творчеством Эразм сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее. Его поздние письма и трактаты (например, «О свободе воли», напи' санный в 1524 году) были направлены против Мартина Лютера и его религиозной политики. Сила публицистики Эразма была такова, что, по признанию одного из современников, он привлек на свою сторону больше верующих, чем Лютер. Реформация упразднила внедрявшуюся Римом духовную цензуру. Однако через некоторое время появились ростки протестантской цен' зуры. Первый протестантский цензурный указ был издан в Базеле в 1558 году. Но еще раньше, в 1544 году, цензура успела возродиться в Ке' нигсберге (современный российский Калининград). Новые цензурные порядки во многих отношениях стали еще более жесткими, чем были при католических цензорах. Дело в том, что теперь контроль над печа' тью возлагался на князей и городские советы, и число цензоров по срав' нению с прежними временами даже увеличилось. Публицистика (от лат. publicus — общественный), род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных её сторонах, оценки с точки зрения социального идеала автора, а также представления о путях и способах достижения выдвинутых целей. Ораторские формы получили развитие в религиозном и церковно-политическом красноречии (Проповедь), особенно в периоды патристики и Реформации (Лютер, Мюнцер). П. становится мощным оружием в идеологической и политической борьбе. Во время Крестьянской войны 1524—26 в Германии появились первые революционные листовки. Против неограниченного господства церкви, обскурантизма и схоластики была направлена П. передовых мыслителей и писателей 16 в. ("Похвала Глупости" Эразма Роттердамского, "Письма тёмных людей" У. фон Гуттена и др.) Эразм Роттердамский поставил гуманизм на службу реформе, но не порывал с католической церковью. Однако единство церкви и христианства усилиями Мартина Лютера было утрачено. 31 октября 1517 года Лютер выступил со своими 95-ю тезисами против индульгенций Эразм Роттердамский снискав всеевропейскую славу свободолюбивыми взглядами он не принял Реформацию и в конце жизни остро полемизировал с Лютером по поводу доктрины свободы воли (которую многие протестанты ставили под сомнение). В период Реформации, когда крестьянское движение шло под знаменем религиозной борьбы, возникла нужда в обращении к широким народным массам. Этой потребности отвечала П., видное место среди произведений которой занимает полемика между Фомой Мюнцером — вождем крестьянского восстания 1525 — и вождем Реформации Лютером. Поддерживая в первые годы реформационного движения начатую Лютером борьбу против католической церкви, Мюнцер выступал уже тогда со своим особым толкованием характера и целей этой борьбы В 1520—1521 гг, участвуя в общей с последователями Лютера борьбе против монахов. Мюнцер выступал против ряда положений Лютера и выдвигал вместе с тем основные принципы своего собственного учения. Мюнцер решительно отвергал тезис Лютера о необходимости пассивного смирения в светских делах. Имея в виду Лютера и его сторонников, он резко выступал впротив «книжников», которые видят сущность нового учения только в «букве», только в формальном провозглашении авторитета «священного писания», и оставляют нетронутым существующее в мире зло — ограбление народа господами, богачами и князьями. Призывая народные массы к устранению зла — к свержению безбожных князей и уничтожению своих угнетателей, Мюнцер указывал, что в этом заключается основная задача нового, реформационного движения Призывы Мюнцера воспламеняли народ. Плебеи и крестьяне стекались под знамена мюнцеровской партии и в годы Великой крестьянской войны храбро сражались с врагом. Однако народное восстание потерпело поражение. Отряд мюльгаузенцев, возглавлявшийся Мюнцером, был разбит. Мюнцера схватили и казнили 27 мая 1525 г. Несомненно, Мюнцер был наиболее сильным публицистом Великой крестьянской войны. В его писаниях, наполненных библейскими образами и изречениями, звучит страстный голос пророка революции Ульрих фон Гуттен (1488-1523)-немецкий публицист. Художественное наследие, так называемая «гуттениана», представлена сочинениями на различных языках Европы и мира. Гуттен представлял собой тот тип интеллектуала, который не замыкался в кругу аристократической исключительности, но стремился размышлять о настоящем для того времени и будущем Германии на языке, понятном большинству своих современников. Общий объём написанного им весьма внушителен, хотя с максимально стал известен в последнюю четверть XX в. При жизни автора известность получили благодаря типографскому тиражированию всего лишь 43 произведения. Наибольшую ценность представляет диалог «Фаларизм»который был написан в конце 1516 – начале 1517 гг. Диалог обращён к теме тирании, весьма дискутируемой в ту пору в университетской среде. Патриотические идеи Гуттена- диалог «Арминий». Он был написан около 1520 г., однако увидел свет уже после смерти автора, в 1529 г., Уточнить представления Гуттена о национальном государстве, универсальной монархии и церкви позволяют диалоги «Лихорадка»,«Вадиск, или Римская троица»,«Наблюдатели», и «Фортуна». Вторую группу источников составляют речи. Они различаются по характеру: инвективы – обличения, апологии – защита и оправдание. Речи отличались эмоциональностью, грубостью и резкостью в отношении идейных противников, метафорической образностью.. Из речей наибольшее значение имеют речи против герцога Ульриха Вюртембергского 1515-1516 гг; они вызваны трагическим событием – убийством Ганса фон Гуттена герцогом Вюртембергским,(молодой Ганс фон Гуттен занимал должность шталльмайстера (конюшего); жена Ганса понравилась герцогу, и тот предложил конюшему уступить ему свою жену; Ганс с негодованием отверг домогательства, отправил супругу подальше от двора в родовое имение и поплатился за это своей жизнью, пав в лесу от удара самого герцога. В «Письмах тёмных людей» даётся сильнейшая критика католической церкви, её иерархии, включая папу, властных институтов, монашества, монашеских орденов, религиозной системы образования, её догматичности и т.п. Из публичных писем-письмо императорскому величеству 1521 г., майстеру и совету г. Страсбурга,1521 г., письмо бургомайстерам и советам г. Франкфурта 1522 г. и Цюриха от 15 августа 1523 г., письма конвентам различных монастырей и др. Они касаются отношения Гуттена к различным церковным и социальным группам. ТОМАС МЮНЦЕР-духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства.Одно время он поддерживал Лютера, но вскоре порвал с бюргерской реформацией, противопоставив ей идеи реформации народной. В «еретических» воззваниях Мюнцера слышались отзвуки средневекового мистицизма. Особенно были близки ему немецкий мистик XIV в. Таулер и итальянец Иоахим Флорский (XII в.), предрекавший наступление «тысячелетнего царства», «царства мира и правды на земле».
Летом 1521 года Мюнцер посетил взбудораженную оппозиционным движением Чехию. Здесь он опубликовал «Пражский манифест», в котором изложил основные положения своего революционного учения и понимания Реформаци. Писал памфлеты, которые были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящён «светлейшему, высокорождённому владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу». Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв.Написал свой ответ Лютеру - памфлет "Защитительная речь", полный резких личных выпадов и ругательств. Сам Мюнцер разъезжал по Средней и Юго-Западной Германии, призывал крестьян и городскую бедноту к борьбе, распространял печатные памфлеты. В близких к Мюнцеру кругах в конце 1524 — начале 1525 годов была составлена наиболее радикальная программа действий восставшей бедноты — «Статейное письмо». В конце февраля или начале марта 1525 года Томас Мюнцер приехал в тюрингский город Мюльхаузен и возглавил там отряды восставших крестьян. Он пытался создать в Тюрингско-Саксонском регионе единый центр всей Крестьянской войны. 15 мая 1525 года его отряд был разгромлен у города Франкенхаузен объединенным войском немецких князей, а сам Мюнцер пленен и, после мучительных пыток, казнен. Date: 2015-07-27; view: 1309; Нарушение авторских прав |